"Хэнкок": супергероика, опередившая время

Если попытаться найти в прошлом момент, в который супергероика начала своё триумфальное восхождение к вершинам бокс-офисов и покорила сердца массового зрителя, то, безусловно, это будет 2008 год. Именно тогда мир узрел начало MCU, "Тёмного рыцаря", сиквел "Хеллбоя" Гильермо дель Торо. Тогда же на экраны вышел "Хэнкок", опередивший время и только зарождающийся жанр. За год до выхода "Хранителей" Снайдера, за одиннадцать лет до "Пацанов" на Amazon герой Уилла Смита уже деконструировал супергероику. И делал это довольно оригинально.

Отрывок постера фильма "Хэнкок" (2008)
Отрывок постера фильма "Хэнкок" (2008)

Центральным персонажем картины выступает Джон Хэнкок. Он, подобно супергерою, спасает людей и ловит преступников. Однако делает это зачастую в состоянии алкогольного опьянения и совершенно не заботясь о причиняемом ущербе. Сегодня такой синопсис не кажется чем-то оригинальным. Однако в 2008 году это смотрелось довольно бодро. После "Человека-паука" Сэма Рэйми и "Людей Икс" Брайана Сингера, в которых супергерои были представлены благородными персонажами, идущими на жертвы ради спасения невинных, Хэнкок явно не вписывался в ряды традиционных носителей трико.

Однако, пожалуй, сам Джон Хэнкок и есть главное достоинство картины. Уилл Смит наделил персонажа невероятной харизмой. В одних сценах он безумно комичен, в других – невероятно трогателен, что играет на создание живой комедийной драмы. Джон страдает амнезией, оттого его образ потерянного, брошенного всеми человека цепляет. Не подкачали и актёры второго плана. Шарлиз Терон, как всегда, прекрасна, а Джейсон Бейтман восхитителен в образе наивного добряка, пытающегося помочь каждому. Интересная параллель: герой Бейтмана – это именно тот самый классический супергерой, благородный и неравнодушный к нуждающимся. Но так как мир фильма ломает типичную супергероику, то и сверхсилы в нём достались не достойному их Рэю, а пофигисту-раздолбаю Джону.

Кадр из фильма "Хэнкок" (2008)
Кадр из фильма "Хэнкок" (2008)

Ранее в тексте говорилось, что "Хэнкок" опередил время. Сделал он это сразу в нескольких направлениях. Начнём с очевидного. Фильм поднял темы причинения ущерба инфраструктуре от действий супергероев. В большинстве своём в кинокомиксах после разрушения очередного мегаполиса об этом никто не вспоминает. "Хэнкок" же вывел данную проблему на всеобщее обозрение. Мейнстримная супергероика заговорит об этом в "Бэтмене против Супермена" и "Первом мстителе: Противостояние". Но это будет только через восемь лет.

Ещё одной отличительной чертой стала демонстрация личностного роста Хэнкока. Казалось бы, самый очевидный для жанра троп "с большой силой..." здесь показан максимально выпукло. Герой проходит долгий путь изменения, который авторы не выставляют как что-то пафосное. Хэнкок срывается, оступается, но всё же меняет свою жизнь. Неидеальный герой – вот что способно увлечь зрителя.

Кадр из фильма "Хэнкок" (2008)
Кадр из фильма "Хэнкок" (2008)

Весьма любопытен лор фильма. По ходу сюжета становится ясно, что Хэнкок – это некое божество, которое тысячелетиями живёт на Земле. В этом фильм сильно перекликается с "Вечными" от Marvel. Создатели не углубляются в мифологию мира, а лишь дают намёки на то, что ранее героев (ангелов, богов) в нём было гораздо больше. Ещё одной интересной отсылкой на классику супергероики является история о том, как на Хэнкока и его возлюбленную напали у кинотеатра. Возможно, надуманно, но параллели со смертью родителей Брюса Уэйна всё же улавливаются.

Никакой супергерой не обходится без суперзлодея. У "Хэнкока" и на эту тему есть собственное видение. В фильме нет выраженного антагониста. Есть группа преступников, которая жаждет отомстить Джону. Настоящее зло здесь имеет совершенно иную форму. Хэнкок вынужден бороться со своим прошлым. Наиболее ярко это проявляется в особенности его неуязвимости. Всё действо сводится к одной простой идее: чем дальше Джон будет от своей прошлой жизни, тем лучше станет его будущее. Оттого и финал картины становится одновременно грустным и оптимистичным: Хэнкок одинок, но теперь ясно знает, для чего существует.

Кадр из фильма "Хэнкок" (2008)
Кадр из фильма "Хэнкок" (2008)

***

"Хэнкок" – уникальная картина, которая виртуозно играется с супергеройскими клише. Возможно, выйди она чуть позже, то получила бы гораздо больше зрительского внимания. Однако то, что картина Питера Берга стала во многом первопроходцем, возводит её в статус недооценённой классики среди других представителей современной супергероики.

Спасибо, что обратили внимание на этот пост. Также заходите в мой телеграм, там найдутся и другие заметки.

Читайте также:

4141
22 комментария

Молодцом!

9
Ответить

Первая половина фильма прям на отлично, но вот к середине начинает провисать, а конец совсем уже еле еле.

7
Ответить

Какая же база.
Такие приятные флешбеки от первой половины фильмы и такие же плохие от второй, где всё скатилось в УГ.

Ответить
4
Ответить

о омелеканский Сайтама. Если хотите что то похожее, советую глянуть OnePunchMan

1
Ответить

Да иди к чертям со своей анимятиной. Смотреть этот огрызок как против ветра ссать. И собстна пахую нравится это кому то или нет. Это кринжатина со всех сторон.

3
Ответить

фильм хороший, к просмотру советую, вот так написать и заебись

1
Ответить