8 нестандартных советских фильмов

Предлагаю вам подборку из восьми советских фильмов, отличающихся нестандартным авторским киноязыком. Сюда вошли артхаус, авангардное кино и просто работы, где режиссёр, отбросив все правила и условности, воплощал своё видение киноискусства.

Яркие и в хорошем смысле странные, с сильной эстетикой, а кроме того, не без советского романтического пафоса, выделяющего их на фоне мирового авторского кино, — эти фильмы переливаются символами и образами, будто красочная мозаика.

Автор специально выбирал не самые известные работы, которые не то чтобы совсем забыты зрителем, но и не настолько растиражированы, как творения Тарковского или Параджанова. Большинство спокойно ищется на YouTube.

Приятного просмотра!

1. «Легенда о Тиле» (1976), реж. А. Алов и В. Наумов

8 нестандартных советских фильмов

Эпическая и довольно точная экранизация романа Шарля де Костера, длящаяся в полной версии почти 7 часов.

Режиссёрский дуэт Алова и Наумова ранее отметился работами совершенно другого характера, вроде экранизации булгаковского "Бега" или соцреалистического "Павла Корчагина". Ничто не предвещало столь резкой смены жанра, и появление подобной картины более органично вписалось бы в Перестройку, чем в мелодраматические 70-е.

Зато на выходе получилось настоящее кинополотно — с символизмом, отсылками на фламандскую живопись и с глубокомысленными раздумьями о судьбах народов, тирании, борьбе и о том, что значит быть по-настоящему свободным.

2. «Солдат и царица» (1968), реж. В. Титов

8 нестандартных советских фильмов

Виктор Титов — режиссёр, снимавший иногда совершенно безумные вещи.

Скорее всего, вы уже знакомы с ним по фарсовому "Здравствуйте, я ваша тётя!", — однако буффонада является лишь одной из сторон его стиля. Создавать гротеск и экспериментировать с визуалом он любил не меньше, ухитряясь при этом снимать весёлое и позитивное кино.

"Солдат и царица" является короткометражной дипломной работой Титова. Она вроде как основана на одноимённой сказке, но поверьте, о сюжете вы будете думать в последнюю очередь. Всё искусство начинающего режиссёра кроется не в содержании, а исключительно в форме. Это красочное, фарсовое и немного сумасшедшее действо, как и положено фильмам Титова.

3. «Дульсинея Тобосская» (1980), реж. С. Дружинина

Формально «Дульсинея» представляет собой вольную фантазию о том, как сложилась бы судьба Санчо Пансы и Альдонсы Лоренсо после смерти Дон Кихота. Но не дайте себя обмануть.

«Дульсинею» скорее можно охарактеризовать как артхаус о хтонической женственности. В образе главной героини воскресает архетип вселенской матери: той, которая всё равно рано или поздно найдёт вас, очарует, заключит в объятия и заставит вспомнить о правде Земли.

Сценарий "Дульсинеи" основан на одноимённой пьесе А. Володина, что объясняет нестандартный подход фильма к повествованию. Воспринимать его реалистически и пытаться переводить его события на бытовой язык — занятие заранее обречённое. Он скорее символистская притча, которой абсолютно не ожидаешь от режиссёра "Гардемаринов".

Очень характерно, что главная роль в фильме отдана Наталье Гундаревой, актрисе со скромными внешними данными: благодаря этому её образ оказывается способен отразить чистую женственность, без прикрас, искажающих её тёмную и нежную природу.

4. «Я — Куба» (1964), реж. М. Калатозов

8 нестандартных советских фильмов

Советско-кубинский фильм о жизни и о революции, снятый видным режиссёром "оттепели" Михаилом Калатозовым. Он не имеет единого сюжета — только отдельные новеллы, создающие настроение. Очень поэтическое и медитативное кино, несмотря на непростую центральную тему.

Ни в СССР, ни на Кубе фильм не оценили: критика отмечала банальность "революционного" сюжета, схематичность персонажей, а также отказ от глубины содержания ради визуальных экспериментов. Но именно из-за своего роскошного визуала «Я — Куба» заслуживает внимания, будучи работой исключительного художественного качества. Оператору Сергею Урусевскому большой респект.

5. «Да здравствует Мексика!» (¡Que viva México!, 1932), реж. С. Эйзенштейн

8 нестандартных советских фильмов

Фильм Калатозова весьма заметно перекликается с одной из работ Сергея Эйзенштейна — Que viva México, создававшейся на излёте эры немого кино и посвящённой ещё одной революции, на этот раз мексиканской. Фильм не был завершён, однако сохранился во вполне смотрибельном и цельном виде, да ещё с объясняющими комментариями второго режиссёра, Г. Александрова.

Эйзенштейновская режиссура в Que viva México ожидаемо великолепна: каждый кадр представляет собою произведение искусства, а плавная смена смыслов и образов помогает оценить красоту революционной патетики.

6. «Мольба» (1967), реж. Т. Абуладзе

Философская кинопоэма по мотивам творчества грузинского поэта Важи Пшавелы.

Фильм обрамлён внутренним диалогом персонажа-Поэта с самим собой, своей верой и отчаянием. По сути, весь сюжет является отражением его мыслей. Происходящее действо служит сопровождением, и не больше, для его рассуждений о добре и зле, о том, как человечный порыв оказывается задушен жестокостью и враждой, — сопровождением то эпическим, то символистским.

Стилистика фильма передаёт его замысел как беседы с собственным "я". Персонажи нередко переговариваются молча, закадровым голосом, намекая, что самые содержательные разговоры происходят внутри человеческой души.

"Мольба" выраженно перекликается с фильмом "Цвет граната" С. Параджанова: оба очень поэтичны и рассказывают о драме поэта, оба имеют сильные национальные мотивы, оба сняты в одно время (с разницей в год). Советская новая волна проявлена здесь мучительной рефлексией, простым, но выразительным визуалом, а также обострённым вниманием к духовной жизни человека.

7. «Дом, который построил Свифт» (1982), реж. М. Захаров

Один из не самых известных фильмов Марка Захарова, заслужившего народную любовь картинами "Тот самый Мюнхгаузен", "Обыкновенное чудо" и "Формула любви".

"Дом, который построил Свифт" — это более личная работа Захарова, которая создавалась скорее ради самовыражения, чем для масс. Фильм использует примерно те же темы, что и в "Мюнхгаузене": противостояние гениальности и обыденности, настоящего "я" выдающегося человека и его образа в чужих глазах. Однако эстетика здесь уже становится сюрреалистической, давящей, напоминая, что следующей работой режиссёра будет антиутопическая сатира.

8. «Интервенция» (1968), реж. Г. Полока

8 нестандартных советских фильмов

Редкое сочетание безумного буффонирующе-авангардного киноязыка, вдохновлённого театральными экспериментами В. Мейерхольда, со светлым советским утопизмом. Тот случай, когда сюжет про героических р-р-революционеров смотрится свежо и производит по-настоящему сильное впечатление благодаря художественным особенностям фильма.

Режиссёр Геннадий Полока, по сути, повторил Мейерхольда, только не в театре, а в пространстве кинематографа, удачно переведя его авангардные поиски на другой художественный язык.

А ещё здесь есть Высоцкий и его "Деревянные костюмы".

6666
27 комментариев

Астрал того времени

9
Ответить

Ага, и персонаж справа похож на судью Рока (Погибель).

Ответить

добавлю к нестандартным Цвет граната

4
Ответить

Он очень известен, поэтому и не был добавлен, а только упомянут

4
Ответить

Кубу ждем в конце апреля в 4К

5
Ответить

Отличная работа, автор. Легенду о Тиле и читал и смотрел, экранизацией полностью удовлетворен, ткскзть. Не поклонник такой литературы, сам роман оставил тяжёлое впечатление сценами казней и пыток, в фильме таких сцен немного, но обрушивается он на голову так же беспощадно.
Тенгиза Абуладзе почитаю за его гениальное Противостояние, надо будет и представленный посмотреть.
Интервенция тоже странный для советского кинематографа, из этого же ряда Гори гори, моя звезда А. Митты, на мой взгляд.
Дом который построил Свифт, как и все перечисленные мной выше, из тех, которые лично меня выводят из зоны комфорта. Не скажу, что нравятся, но запоминаются до деталей. Остальные не видел.

3
Ответить