Scorn - интерактивная кунсткамера

Для независимых разработчиков некая ключевая идея зачастую становится самоцелью. Свою главную задумку сербские кустари из студии Ebb Software раскрыли ещё во время самых ранних анонсов в 2014-м. Проект, над которым они затем трудились долгих восемь лет, должен был стать воплощением отвратительных фантазий на тему бионатуралистической эстетики, подсмотренной во вселенной «Чужих» и неразрывно связанной с творчеством художника Ганса Руди Гигера. Выбранной визуальной концепции авторы оставались верны до конца, но что скрывалось за ней в содержательном плане – было загадкой вплоть до релиза. И вызывало больше всего опасений, поскольку очевидно, что без внятного описания мира, без осмысленного сюжета и симбиоза формы с игровой механикой всё это моментально превратится в пустышку и пародию. Насколько неубедительной амбициозная затея смотрелась со стороны, красноречиво свидетельствует провал краудфандинговой кампании на «Кикстартере», а также молчаливые отказы ряда крупных издательств от предложенного студией сотрудничества. Однако инвесторы всё-таки нашлись, работу удалось довести до конца. Увы, худшие опасения оправдались.

Scorn - интерактивная кунсткамера

С первых минут Scorn ясно даёт понять, что в гробу она видала кому-то чего-то объяснять. Предыстории нет, пролога нет. Сразу после нажатия на «старт», посмотрев коротенькую сценку о пробуждении стрёмного человекоподобного существа в уродливом «инопланетном» мире, вы немедленно отправляетесь в стрёмные уродливые коридоры геймплея. Пустые, глухие, длинные коридоры. Находите интерактивные места, решаете несложные паззлы… Да их даже паззлами трудно назвать – просто выполняете цепочки действий, открываете проходы, двигаетесь дальше. Скрипты, скрипты, скрипты, скрипты. Если бы не графика в 4K и прилагающиеся к ней 60 fps, я бы подумал, будто оказался в каком-то примитивном квесте из девяностых, хотя даже тогда бывало веселее и изобретательнее. Вступление провалено полностью, подать знакомство с игрой настолько бестолковым способом ещё надо умудриться. Визуальная стилистика тоже не восторгает, поскольку мало просто нарисовать причудливые финтифлюшки, из них нужно составить окружающее пространство. Талантливого архитектора, способного выйти за рамки приевшихся стандартов, в рядах Ebb Software, к сожалению, не нашлось.

Scorn - интерактивная кунсткамера

Конечно же, первые полчаса не дают полного представления об игре. Постепенно пространства становятся шире, загадки усложняются, требуя много запоминать и бегать взад-вперёд по одной локации, а ближе к экватору пути к преобладающей квестовой составляющей добавляется экшеновая. Сюрприза тут никакого нет – в многочисленных анонсах и демо-версиях нам обещали именно что шутер, с необычным оружием и нестандартными противниками. В целом не обманули, только вот попытка соригинальничать вышла боком. Оружие и стрельба из него настолько нетривиальные, что ни о какой динамике не может быть речи – прицелиться бы и попасть хоть как-нибудь, хоть во что-нибудь. А лучше, как в Silent Hill – пробежать дальше, не тратя попусту время. Впечатление от самих монстров крайне невнятное. Настоящей космофантастики хотя бы уровня вселенной Metroid не получилось, креатива хватило на унылых мутантов с очевидными прообразами из мира животных – один даже лает и скулит, как собака, а мини-бизону разве что головы с рогами не хватает. Если разработчики всерьёз хотели удивить или напугать таким зоопарком, то они явно просчитались.

Scorn - интерактивная кунсткамера

К слову, с «пугалками» в Scorn вообще негусто. Скриммеры типа «что-то откуда-то сверху внезапно упало» – едва ли не единственное, что заставляет вздрогнуть, но даже таких эпизодов попросту мало. Как нередко бывает с разработчиками, плохо понимающими суть жанра, страшность перепутали с мерзкостью, а это вещи совершенно различные по восприятию. Атмосфера страха так или иначе проистекает из истории, из событийности, из сопереживания своему герою, попавшему в передрягу. В нашем случае сюжета как такового нет вообще, отсутствуют персонажи, диалоги, видеоролики, какой-либо внутриигровой текст. Кто такое наше чудаковатое Альтер-эго, зачем оно бродит по этому уродливому миру, решает загадки, отстреливает мутантов – непонятно вплоть до самого финала, мотивации нет никакой. Один восторженный обозреватель в интернете сравнил пустоту Scorn с похожей пустотой из Shadow of the Colossus, но основанием для столь дерзкого сопоставления должен быть геймплей, претендующий на лавры шедевра Фумито Уэды, чего нету в помине. Есть только плохонький шутер с гипертрофированной квестовой составляющей и колоритными, но сугубо бессмысленными при таком подходе декорациями.

Scorn - интерактивная кунсткамера

Что в результате? В результате нужно обладать огромным терпением и силой воли, чтобы заставлять себя в это играть. Изыскивать внутренние резервы мотивации, надеяться, что хотя бы в конце чего-то объяснят, расскажут или покажут. Кое-что там действительно будет, но, как мне кажется, такой твист вас скорее обескуражит. Если вы не поклонник хорроров, вам совершенно точно нечего здесь делать. Если вы любите стройные осмысленные истории, вам опять же нечего здесь ловить. Если вам охота побегать и пострелять, то вы вообще ошиблись дверью. Но даже если вам нравится кроваво-тошнотный антураж, не напрягает предельно кривая «боёвка» и неудобная система сохранений, не огорчает отсутствие детально прописанного нарратива, а также хватает энтузиазма складывать многоступенчатые паззлы, обременённые бэктрекингом – даже при таком стечении обстоятельств я не могу аргументировать, зачем вам тратить на Scorn несколько часов своей жизни. Наверно, всё-таки правы были все те, кто отказывался финансировать этот вычурный проект.

Scorn - интерактивная кунсткамера

(Текст не мой, с администрацией согласовано)

1212
12 комментариев

Прошел на Steam Deck, отлично работает, кстати, при таком-то визуале эффектном. Мне тоже понравилось в целом, полное отсутствие направлений, так сказать, "сюрприз" в каждом новом интерфейсе, который встречается по дороге, и в том, как с ним нужно взаимодействовать, атмосфера, ну и под конец прям катарсис случился. Не пожалел ни разу потраченных на игру денег и времени.

3
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

нужно обладать огромным терпением и силой воли, чтобы заставлять себя в это игратьпрошел за вечер или два, визуально прям хорошо, правда, Гигеровского там немного совсем, в последней главе разве что прямые отсылки. Геймплейно скудно, но на разок пройти хватит.
Понравилось, что ничего не объясняют, типа сам ебись с этим ну и атмосфера неплохая.

2
Ответить

Игру прошел с кайфом. Короткая, отличный визуал. Головоломки не супер простые, но и не сложные.
Стрельба пойдет.

2
Ответить

По артбуку видно, что игра планировалась больше, особенно финал, но в том виде, как она вышла, это было бы лишнее. Плюс, больше врагов = больше боёвки, а в Scorn она не самая прикольная, особенно если использовать флюгегехаймен против ваншотающих противников.

Мне сильно понравилось, был под впечатлением. Давно в квесты 90-х не играл.

1
Ответить

Эт да, особенно жалко, специально сейчас в артбук залез немного воспоминания освежить, "Blasted Labyrinth", который планировался как окопы Первой Мировой, в которых происходила война между факциями гомункулов, а игроку предстояло бы по этим траншеям пробираться посреди результатов этой самой войны. Мне кажется, было бы эффектно, но, видимо, на такое бюджетов не хватило. Якобы следующая локация, Башня, была слишком похожа по идее на Кратер, поэтому от нее избавились, а Лабиринт должен был быть связующим звеном между ними, поэтому и его тоже дропнули. Такое себе объяснение, конечно.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить