Могут ли игры менять взгляды игроков

Что думают разработчики.

Как и любые произведения искусства, игры почти всегда несут какой-то посыл. От банального «война — это плохо» из практически любого шутера про Вторую мировую до комплексных философских идей, как в Everything 2017 года.

Но насколько эффективно игры доносят свой «месседж»? Могут ли они менять взгляды игроков? Журналист портала GamesIndustry.biz Брендан Синклэр узнал мнения разработчиков Wolfenstein II: The New Colossus, Night in the Woods и Katamari Damacy на этот счёт.

Могут ли игры менять взгляды игроков

Творческий директор Wolfenstein II: The New Colossus Йенс Маттис не слышал о случаях, когда его произведение как-то влияло на убеждения аудитории. Правда, по его словам, он нечасто заглядывает в социальные сети и редко читает, что люди пишут об игре.

Думаю, люди в принципе не любят изменять своё мнение по какому-либо поводу, потому что это похоже на признание ошибки. Если я разделяю какие-то взгляды, то они — часть меня.

Может быть, так было не всегда. Возможно, интернет ухудшил ситуацию. Сложно сказать, потому что всегда, во всех культурах и сообществах люди любили искать подтверждения своим взглядам. И сейчас есть все условия, чтобы не приходилось подвергать свою систему убеждений сомнениям.

Йенс Маттис, творческий директор Wolfenstein II: The New Colossus

Однако Маттис не сомневается, что игры способны менять точки зрения — по его словам, в них содержится огромный потенциал для этого. Проблема, скорее всего, в принимающей стороне — в людях.

Wolfenstein II: The New Colossus
Wolfenstein II: The New Colossus

У меня есть теория, что люди могут быть правы максимум на 60%. Самый умный человек на планете прав на 60%. А тот, кто ни о чём не задумывается, прав где-то на 25%.

Я верю в плюрализм мнений и в то, что нужно принимать тот факт, что ты можешь ошибаться. Надо не терять способность сомневаться в своих взглядах. Но это умение не приходит само собой.

Йенс Маттис, творческий директор Wolfenstein II: The New Colossus

В отличие от Маттиса, разработчики Night in the Woods Скотт Бенсон и Бетани Хокенберри активны в социальных сетях и часто слышат, что их игра повлияла на чьи-то убеждения. Разработчики — противники бесконтрольного капитализма и сторонники профсоюзов, и их мнения нашли отражение в Night in the Woods.

Недавно к нам подошёл парень и сказал: «Спасибо, ваша игра сделала меня социалистом». Night in the Woods ничего не проповедует, но, видимо, находит отклик во многих людях.

Мы начали писать сценарий игры в 2013 году, и в нём уже были основные идеи. Мы выражали своё отношение к вещам, которые видели, к людям, политике. А когда Night in the Woods вышла в 2017 году, то так сложилось, что все как раз об этом говорили — даже на государственном уровне.

Скотт Бенсон, разработчик Night in the Woods
Night in the Woods
Night in the Woods

Особенно игрокам запомнилась ситуация с отцом главной героини игры — Стэном. В прошлом он был занят на нескольких работах, но когда экономика Поссум Спрингс рухнула, ему пришлось пойти на неполную ставку в супермаркет, чтобы прокормить семью.

Как утверждают разработчики, некоторым людям было важно увидеть причинно-следственную связь между экономическими явлениями и судьбами людей.

Для создания профсоюза достаточно собрать несколько человек, которые проходят через те же трудности. Думаю, наша игра показала проблемы, с которыми сталкиваются многие люди.

Скотт Бенсон, разработчик Night in the Woods
Night in the Woods
Night in the Woods

Кейта Такахаси, создатель Katamari Damacy, объясняет, что он вкладывает идеи в свои игры, но при этом не пытается навязать своё мнение игроку.

Мне нужна причина, чтобы сделать игру. В случае с Katamari это было моё раздражение массовым потреблением — терпеть его не могу, наши жизни должны быть гораздо проще. Поэтому я сделал игру, в которой можно скатать вещи в шар и выкинуть в космос. Это очень необычная идея, поэтому я добавил к ней глупый сюжет, дурацкого персонажа и хорошую музыку.

Кейта Такахаси, разработчик

Некоторые игроки всё-таки уловили главную мысль Katamari — Такахаси вспоминает, что несколько человек признавались ему, что игра изменила их взгляды на материализм и массовое потребление. Однако разработчик утверждает, что не пытается менять чужие взгляды.

Katamari Damacy
Katamari Damacy

Я не хочу никому навязывать свои мысли, это раздражает. Я не учитель.

Кейта Такахаси, разработчик

Бывало ли у вас, что игры влияли на ваши взгляды или мнения о чём-то? Поделитесь в комментариях ниже.

4747
110 комментариев

Разумеется, игры могут влиять на взгляды и мнения - до знакомства с МГС4 я наивно полагал, что Кодзима гений...

54
Ответить
58
Ответить

Это вы ещё в МГС 5 не играли...(

5
Ответить

Удивительно, что вообще Night in the Woods смогла убедить кого-то стать социалистом. Это ведь игра о свободе, молодости, о том, что проблемы есть у всех, но пройти через них - надо. Причем тут социализм - непонятно.

Не могу припомнить, чтобы какая-то конкретная игра сильно влияла на мое мировоззрение, но Dark Souls научил меня гораздо легче смотреть на вещи и понимать, что настоящих проблем гораздо меньше, чем кажется. Я научился лучше проходить через трудности в жизни, научился терпению и спокойствию (особенно на Орнштейне со Смоугом), и убедился, что главное для успеха - постоянный труд и практика.

31
Ответить

DS научил меня выпивать по 50 грамм после каждой смерти.

13
Ответить

пройти через них - надо. Причем тут социализм - непонятно

Более того, если натянуть метафору социальной модели на стадии взросления, получится, что из социализма приходится непременно вырасти. При всех усилиях найти в игре политоту, направление выходит противоположное.

3
Ответить