"Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим!" - история и эволюция религии бога Яхве, часть 5.2

"Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим!" - история и эволюция религии бога Яхве, часть 5.2

Мы продолжаем наш цикл статей, посвященных Всевышнему. Подводя итоги предыдущих глав, заметим, что хоть Яхве и показан на страницах ТаНаХа исключительно как Единый Бог - Творец, на самом деле он не является таковым.

По крайней мере, библейские сюжеты не скрывают тот факт, что помимо самого Яхве, у евреев (причем не только самих израильтян) были свои боги, но все они оказались уничтожены и поглощены культом Яхве. Упоминаются в сказаниях и Баал, и Анат, и даже Ашера/Атират. Также мы рассмотрели и сюжеты некоторых зарубежных мифов, так или иначе перекликающихся со сказаниями из Ветхого Завета.

В рамках данной статьи мы кратко обсудим основные события ТаНаХа, не имеющие никакой хронологии и связи между собой. Каждый человек, живущий на территории России, знает Библию только со слов батюшке, по мультфильмам и книгам в кратком содержании или неправильном переводе. Однако, мало кто из нас знаком с самим первоисточником.

Сам ТаНаХ был написан в оригинале на иврите между 8-2 веков до нашей эры и развивался путем компиляции нескольких текстов. Он состоит из Торы ( что означает "Учение"), Невиим ("Пророки") и Кетувим/Хетувим ("Писания"). Тора же состоит из пяти частей по 10 подразделов в каждом.

Их названия:

  • Берешит ("В начале");
  • Шемот ("Вот имена");
  • Вайкра ("И воззвал");
  • Бемидбар ("В пустыне");
  • Деварим ("Вот слово").

В Ветхом Завете ТаНаХу соответствуют главы:

  • Бытие (иначе известная как Генезис)
  • Исход
  • Левит
  • Числа
  • Второзаконие

Мы же будем цитировать привычные нам главы в синодальном переводе. Хотя, можно и современным тоже воспользоваться для сравнения текста. И рассмотрим их не с привычной точки зрения христианства и богословия, а в культурном аспекте.

Итак, первые две главы Берешит или Бытия в Ветхом Завете начинаются с описания эпохи Сотворения мира. Нам приводятся сразу два варианта развития событий: в первом Бог Яхве упорядочивает вселенную, находящуюся в Техоме - водной бездне, аналоге греческого Хаоса. В другом же есть какая-то бесплодная суша, которую Яхве орошает должен, и уже потом устанавливает смену дня и ночи, словом своим создаёт тьму, свет, животных, птиц и, наконец, людей.

Это вовсе не означает, что процесс Сотворения происходил дважды! Причем в первой версии мифа - за шесть дней, а во втором временной промежуток вообще не указан! Просто существуют два абсолютно разных варианта текста с описанием одного и того же события, причем в одном случае Творцом выступает Элохим, а в другом - Яхве.

Когда-то давно это были два разных бога. Причем один - Эль - существовал в ханаанском пантеоне. Пусть Эль пассивен и бездействует по сюжету, все же он, до того, как культ Яхве обрёл равную с ним силу, считался единственным Творцом мира, верховным богом.

Но прошло некоторое время, Эля свергли (причем дважды - сперва бог бурь Баал, потом - Яхве), израильский бог узурпировал власть и, обретя статус национального божества страны, вобрал в себя черты ханаанских богов, а их подвиги и теофорные имена присвоил себе в качестве эпитета. Так что, и Элохим в данном случае, и Яхве - одно и то же божество. Хотя раньше это слово относилось к группе богов и означало "Дети Эля".

И эти первые две главы отражают в полной мере тот период, когда шла та самая теомахия. Два культа - элеисты и яхвисты - боролись между собой. Победили последние. Но тексты редактировать пока не стали. Ибо официально канон еврейских текстов сформировался значительно позже. В него вошли и 7 дней (сотворение мира и отдых Бога), и водная бездна. А орошение дождем позабылось - евреи ушли от того момента, когда Яхве считался локальным божеством земледелия и погоды.

А что мы имеем в переводе на русский язык?! Здесь, к сожалению, ответа не найти, так как христиане не произносят личного имени (и одновременно титула) Бога, а заменяют его на двусмысленное "Господь". А это слово - лишь титул. Но о нем мы поговорим позже.

Сотворение мира и людей у неподготовленного человека вызовет массу вопросов: в одном тексте люди не названы по именам, а в другом встречаются привычные нам Адам и Ева (Хавва в оригинале на иврите э). Также Бог сотворяет ещё животных и птиц, из глины, как и Адама, чтобы те ему служили, хотя зверинец существует вроде бы за два дня до появления на свет Адама!

В оригинале же животных различают по двум вислам: дикие (которым не Бог Яхве, а Адам дал привычные названия), и домашние - то есть скот. Скот нужно было содержать, ухаживать за ним.

О еде же мяса Адам и Ева помыслить не могли - в Эдемском саду (который и располагался не на небесах, как принято считать, а в реальном Междуречье!) было много фруктов и ягод, но самыми главными плодами были с Древа Жизни (архетип Мирового Древа в мифологии).

Но было и другое Древо - Познания добра и зла. Мы до сих пор не знаем, были ли эти два древа реальные или же миф стоит рассматривать с точки зрения метафоры? Яблок не было вообще - они появились лишь в Вульгате (переводе Библии на латынь) в качестве игры слов: "съев малум, Ева совершила малум (зло)".

Да и вместо яблок выдвигали несколько версий фруктов и даже орехов: смоковницу (инжир), виноград, финики, гранат, черноплодную рябину... На иврите слово "зло" известно как "йецер Хара". Почему же обретение знаний считалось злом?!

О природе запретных знаний ("Даат" на иврите) тоже приходится только догадываться. Почему Бог Яхве обманул Адама и Еву, запретив есть плод под страхом смерти?! Чего Он так искренне боялся, нам рассказывает третья часть главы Книги Бытия.

Как и шумерские божества в истории о Сотворении людей (а вылепили их не один раз, а три!), Яхве искренне боялся, что став умным и высокоразвитым, человек всего лишь поверит в себя и станет наравне с Творцом, превзойдет Его, ещё сможет поднять бунт и свергнуть Того, кто его создал и всему обучил. Никакого грехопадения - Яхве попросту боялся потерять власть над людьми!

А то, что Он якобы раскусил коварные планы своего антипода по введению людей в первородный грех, настращав их отведать плод с Древа Познания добра и зла, совершить зло и съесть кусочек плода Древа Жизни, чтобы это самое зло длилось вечность - бессмысленная чушь!

О природе того самого первородного греха богословы спорили с самого начала. Что он из себя представляет? А остановились на том, что на территории Эдемского сада Адам и Ева занимались сексом, это увидел Змей -искуситель, и пошло-поехало. Однако, дело было тут не в сексуальных домогательствах и уж тем более не в деторождении!

Закончилось всё неотвратимым и суровым наказанием со стороны скорого на расправу Яхве. Он буквально рвал и метал, насылая проклятия направо и налево! Досталось от него всем без разбора, и доводы в защиту не принимались!

Прямоходящий Змей, который был единственным говорящим животным в Саду и не отождествлялся у евреев с Сатаной, лишился конечностей, был вынужден ползать на брюхе и шипеть, обзавелся клыками и ядом, стал кусать всех подряд.

Именно так евреи объяснили причину возникновения рептилий на планете, которых справедливо опасались с глубокой древности - антидота от яда змеи не существовало в ту эпоху, и человек только страдал и умирал. Помочь было бедняге невозможно. Затем настал черед Евы.

Косвенно подразумевается, что она таки рожала детей ещё на территории Эдемского сада, но роды прошли безболезненно и были похожи на детскую игру. Теперь же женщину ожидали привычные схватки и критические дни, боли в животе - естественные процессы функционирования организма вплоть до пожилого возраста.

Проклял Яхве и землю - мало того, что она стала производить сорняки и опасных насекомых вроде саранчи, слепней и комаров, так ещё и была абсолютно бесплодна. На ней ничего не могло расти!

Наконец, покаран был и Адам, вынужденный эту землю возделывать до конца своих дней, чтобы прокормить себя и своих ближних, выживать в суровых условиях земли Нод на востоке от Эдема, без участия в его жизни Яхве. Однако, тот таки являлся им с Евой по мере необходимости.

Далее фокус повествования смещается на сыновей Адама и Евы - Кеннана (Каина) и Авеля. Один - земледелец, другой - пастух. Помимо выживания в экстремальных условиях, Адам и Ева научились обряду совершения жертвоприношений Богу Яхве.

Это когда на жертвенник или алтарь кладут либо плоды, либо свежее мясо убитых животных. Вместе с кровью. Последнее сжигают дотла. В наши дни подобные мероприятия покажутся жестоким обращением с животными и дикостью, но для той эпохи это вполне привычное явление.

Итак, Каин возложил на жертвенник плоды с земли, Авель - агнца или козлёнка из стада. Когда Яхве принял жертву второго брата, Каин возревновал и заманил Авеля в поле, где и убил. После чего бежал в землю Нод, где раньше жили его родители, обзавелся семьёй и получил от Бога Яхве отметину на лбу.

Христиане и современные исследователи толкуют миф как криминальную историю о кровной мести и убийства из зависти и ревности. Что Каин совершил уже второй первородный грех, став убийцей брата. Но странным моментом является обещание покровительства Каину со стороны Яхве.

Дело в том, что мы имеем дело с зашифрованным мифом о еврейском обычае жертвоприношения. Когда человек совершает этот обряд, он считается нечистым и изгоняется из общины до окончания праздников, посвященных Всевышнему.

А в противном случае виновата была бы вся община в целом, ибо тогда имел место принцип коллективной ответственности за содеянное одним человеком! Позже людей заменяли жертвенными животными, теми же козлами: их считали нечистыми животными, изгоняли в пустыню или сбрасывали со скалы, переложив на него ещё все правонарушения и преступления людей. Отсюда и появился "козел отпущения".

Далее - почему Яхве не принял жертву Кеннана (Каина)?! Да потому что она была проклята и бесплодна, урожая не дождешься! Отвергание подношения божеством требовало от совершившего его дополнительного очистительного обряда, чтобы задобрить, и земля стала плодородной. Поэтому земледелец убил в поле пастуха. Но это было не спонтанное преступление, а ритуальный обряд.

Также в этом мифе выражались взаимоотношения между оседлыми и кочевыми племенами евреев. А потомки Каина стали именно кочевыми племенами кенитов. И Каин умер не сразу, хоть тоже получил свое проклятие от Яхве. Его убил Лемех, потомок в седьмом поколении во время охоты на диких животных.

Вместо Авеля Яхве дал Адаму и Еве (Хавве) другого сына - Сифа (Шета в оригинале). Стоит сразу оговориться - в древности существовала иная система наказаний в общине евреев. За провинность одного члена общества страдали все, за грехи отцов и дедов отвечали сыновья и внуки следующих поколений людей.

И да, одним лишь Сифом ТаНаХ не обошёлся - Адам и Ева снова "познали друг друга" уже в старости и наплодили кучу других неназванных детей. Мы не знаем толком, откуда взялась жена у Сифа (Шета) и сбежавшего Каина (Кеннана), но исследователи и богословы сходятся во мнении, что сыновья Адама и Евы женились на собственных сёстрах - их же дочерях.

Не было никакой иной альтернативы продолжать род. К тому же, Бог Яхве не мог заново вылепить людей, как глиняные фигуры - это был седьмой день, он отдыхал от своих обязанностей.

Хотя, есть и другой вариант толкования, где Адам рассматривается не как первый и единственный человек на земле, а как собирательный образ всех людей, значит, и инцесту не было места. Плюс в оригинале есть каламбур - Адама сотворили из адамы (глины), также Адама и Еву называют Иш и иша - муж и жена на иврите.

Ну, а дальше Берешит/Книга Бытия приводит нам внушительный список родословной (толдота на иврите) каждого из потомков Адама и Евы. Замечу, что в данном повествовании люди древней эпохи являются невероятными долгожителями по современным меркам и могли бы попасть в Книгу рекордов Гиннеса за это!

Адам прожил 930 лет, его сын Сиф (Шет) - 912, внук Энош - 905, правнук Кенан - 910, а праправнук Йеред - 962 года.... И так мы медленно, но верно подходим к рождению известного первого Ветхозаветного старца патриарха (в смысле жизненного уклада еврейских общин того времени, а не церковного сана) - Ноя.

"Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим!" - история и эволюция религии бога Яхве, часть 5.2

В оригинале на иврите персонажа зовут Ноах. Мы все знаем этого человека исключительно из мифа о Всемирном потопе, как ещё одна семья (шумерский Утнапиштим, его вавилонский аналог и греческий Девкалион), спасшаяся в Ковчеге.

Книга Бытия очень туманно и кратко повествует нам о мотивах Всевышнего устроить тотальный геноцид - "сыны Божии вступили в брак с дочерьми человеческими". Если полностью забыть всю "трагичную" предысторию бунта и восстания Сатаны - Люцифера - Семьязы - Мастема из апокрифических Книг Еноха и Юбилеев, которые разрабатывали концепцию Падшего Ангела в поздние межзаветные периоды, переросшую в эротический роман с оргиями ангелов с людьми и рождение гибридов - Нефилимов - исполинов, то получим весьма прозаичный и скучный рассказ.

"Сынами Божиими" считались ведь не только Ангелы, но и потомки Сифа (Шета), а дочерьми человеческими - девушки из потомства Каина. Понятно же, что после убийства им брата два поколения одного и того же племени разделилось условно на хороших и плохих.

Кочующие племена смешались с оседлыми, да ещё и научили их всяким дурным вещам, которые заставили Яхве принять одно безоговорочное и верное решение - утопить в крови. Буквально и в переносном смысле. Только один Ной/Ноах избежал данной участи.

Ему Яхве явился лично и провел подробный инструктаж по строительству Ковчега. Стоит заметить, что судно было не только деревянным, но и сделано из особого вида - гофер. На иврите в оригинале опять каламбур, ибо слово "гофер" обозначает также серу.

Длина ковчега была 300 локтей, ширина - 50, а высота - 30. Он состоит из трёх ярусов - верхний - для людей, средний - для животных и нижний - для отбросов. Плюс ещё где-то надо было хранить припасы. Мужчины содержались отдельно от женщин.

И опять история о Потопе повторяется, как и с Сотворением мира. Есть аж целых две версии сказания: в одном Потоп длится 7 дней, в другом - 40. В одном Ноах приводит в Ковчег "каждой твари по паре", в другом - 7 пар чистых и нечистых животных и птиц.

К ним относятся: предки собак и волков, коней и зебр, домашних кошек, Львов и тигров, а также скот: тельцы (быки), козлы, агнцы (ягнята). Для чего нужны были 7 пар чистых животных? Для обряда жертвоприношения конечно же!

Тогда люди ещё не ели мяса, а жертвенное животное, предназначенное Богу Яхве, употреблять в пищу было нельзя. Даже запасов мяса не было. Одних сжигали на жертвенном огне, других же - изгоняли.

После Потопа судно пристало к горе Арарат (это версия Урарту из шумерских сказаний). Впрочем, в дальнейшем эта гора не играет существенной роли в сюжете, да и Ковчег тоже бесследно исчезает. Подобно тому, как богиня Иштар вознесла к небу дугу своего ожерелья, еврейский бог Яхве явил народу радугу в знак завета между собой и людьми.

"Не буду больше проклинать землю за грехи человеческие!" - воскликнул Бог. Таким образом люди объясняли наличие радуги на небе летом после грозы и обычного дождя. Стоит сказать, что у вавилонян, греков, ацтеков, японцев, инков и даже персов, финикийцев есть свои версии мифов о Потопе.

И тут одно из двух: либо Потоп действительно имел место быть в те времена, либо всё-таки люди занимались плагиатом при захвате и присвоении чужих плодородных земель. Но вернёмся к истории Ноя. Как известно, на момент Всемирного Потопа старец был женат и успел наплодить трёх детей - все исключительно мальчики. Как сообщает источник (Быт. 5:32), на момент рождения детей Ноаху/Ною было ровно 500 лет!

Поименно они упоминаются лишь в одном единственном эпизоде Книги Бытия (Берешит) 9:20-27. Ноах решил заняться земледелием и насадил виноградник. И тот взошёл! А все потому, что Ною суждено было не только выжить в Потопе, но и исполнить древнее пророчество, избавить династию от проклятия, случившегося с землёй по вине Адама.

До Потопа земля была полностью бесплодна. И непонятно, как выживали и чем питались Адам и Ева, их дети и потомки. После него же - все круто изменилось. Хоть сорняки расти не перестали, зато появилась возможность у людей собирать урожай на плодородной равнине, как заповедовал через Ноаха сам Яхве.

Итак, Ной посадил виноградник, собрал сок, умудрился приготовить вино и слишком много выпил. Логично, что человек, доселе не знавший ничего о побочных эффектах вина и видевший виноградник впервые в жизни, охмелел. А у Ноя было три сына - Сим (Шем в оригинале на иврите), Хам и Иафет (Йефет или Япет на иврите).

Когда Ной/Ноах уснул в шатре обнажённым, Хам посмеялся над наготой отца. А братья же отвернулись и стыдливо прикрыли Ноя/Ноаха одеждой. Пробудившись от похмелья и узнав о поступке сына Хама и произошедшем, Ной пришел в ярость.

И тут мы имеем дело с ещё одним проклятием. НА сей раз не от самого Яхве (Бога в этом эпизоде и близко даже нет!). А обычного человека, хотя эффект от него равнозначен божественному проклятию. Ной проклял даже не самого сына Хама, а его ещё не рождённое дитя, которому придется отдуваться за отца по полной в следующем поколении!

Имя этому бедняге - Ханаан. Отныне он и его родня должны будут вечно служить потомкам братьев их отца Хама, приходящимся Ханаана родными дядями. Ну, а Сима (Шема) и Иефета Ной/Ноах благословил и прожил долгую жизнь - 950 лет...

У Хама было четверо детей, и Ханаан был именно четвертый по счету. У него были братья - Куш, Мицраим и Пхут (Фут). Иафет же также стал отцом четверых сыновей: Гомера (нет, не того, кто написал "Одиссею" с "Иллиадой"!), Магога (упоминается позже в апокалиптических произведениях), Мешеха и Явана. Детей Сифа (Шета, которых было пятеро), звали: Элам, Ашур, Луд, Арам и Арфаксад.

Как вы уже догадались, сыновья Ноя стали не просто плодовитым еврейским семейством, но и основателями стран по всему миру, названных в честь их детей! Подобный сюжет присутствует и в мифологии Греции.

Так, Сим стал основателем династии семитов, то есть - израильтян. Иафет - индоевропейских народов, а Хам основал Куш, Египет (названный Мицраимом на иврите), Ливию и Ханаан.

Сын Сима, Элам, стал предком иранцев, Ашур - ассирийцев, Арам - сирийцев. Ну, а Арфаксад довольствовался Халдейским царством (Ур Касдим на иврите). Сыновья Иефета же стали предками скифов, армян, грузин и тюркоязычных племён. От одного из сыновей Хама - Каслухима - произошли даже филистимляне, которые перебрались в Ханаан около 1175 года до нашей эры.

Книга Бытия 10:9 приводит даже сравнительную таблицу расселения народов по всему миру после Потопа прямиком из еврейских племён! При этом народы Скандинавии, Германии, кельты и славяне, а также американцы, китайцы, японцы, африканцы и индусы не были никоим образом упомянуты в ТаНаХе.

Для него большую роль играет исключительно Древний Ближний Восток. Эти племена приписали позже, уже с распределением христианства по всему миру. Но вернёмся к истории Ноя/Ноаха и его сына Хама. Почему отец проклял не сына, а своего внука, и все сказанное им исполнилось с несказанной точностью, ведь Ной - не Бог, спросите вы?

Дело в том, что миф отражает суть отношений между израильтянами и хананеями, с которыми те враждовали. Чтобы хоть как-то логически обосновать подчинённый статус жителей Ханаана перед Израилем с его господствовавшей национальной религией Яхве, и придумали евреи эту историю.

А чтобы хоть как-то оправдать отцов проклятие в адрес Ханаана, раввины лезли из кожи вон, предполагая различные варианты развития событий, которые могут ужаснуть современного читателя. Так, раввин Аббе Арихе предположил, что Хам оскопил отца Ноя, лишив его возможности зачать и четвертого ребенка, его брата.

Дело здесь не в извращениях, просто в мифологии древних народов Ближнего Востока такой сюжет не редкость. Так, в Греции бог-титан второго поколения - Крон оскопил отца Урана, бога -титана Неба.

А в хеттских источниках бог виноделия Кумарби, показанный в качестве мятежника, восставшего против верховного бога Ану (ещё один предок и прообраз Сатаны -Люцифера?!) и оскопляет его. Затем смеётся над униженным богом и получает вполне заслуженную кару в виде проклятия...

Современники Ноя и нынешние исследователи толкуют миф буквально - здесь имеет место быть вуайеризм - Хам просто увидел отца обнажённым и посмеялся над ним. Но некоторые считали, что одного взгляда на наготу недостаточно для серьезного отцовского проклятия, и поэтому Хам в некоторых интерпретациях истории поступил гораздо подлее - высмеял наготу и пьяного отца публично.

Раввин Самуэль вообще изрёк немыслимое - Хам в его интерпретации возлежал с отцом, и здесь мы видим целый букет грехов, порицаемых в церкви - и инцест, и мужеложство, и гордыню впридачу. Также есть версия, что Хам имел половую связь и с женой Ноя, собственной матерью или мачехой!

Как бы там ни было, но факт остаётся фактом. Ной стал прародителем человечества по всему миру, а не только лишь Израиля и других еврейских стран. Согласно ТаНаХу, он от трёх сыновей произвел 70 народов.

Позже это число мы встретим с сюжетом про гору Синай, где задействованы 70 старейшин. Это - ещё одна отсылка к ханаанской мифологии, где у верховного бога Эля было 70 богов, и каждый из них правил определенным народом.

Также Библия говорит нам, что потомками Ноя стали даже арабы, которые произошли от Измаила, сына Ветхозаветного старца и патриарха следующего поколения - Авраама. Но о нем мы поговорим в рамках следующей статьи.

2626
112 комментария

"Нам приводятся сразу два варианта развития событий: в первом Бог Яхве упорядочивает вселенную, находящуюся в Техоме - водной бездне", вот тут я бы поспорил. Скорее само описание сделано с точки зрения земного наблюдателя, когда он находится у поверхности планеты "под водою" и начинает видеть "созданные звёзды"(хотя они уже там были), после отделения "вод которые над твердью от вод которые под твердью", то есть "тьма над бездною" не мифическая, а вполне реальная, как у наблюдателя на глубине нескольких сотен километров, а уже после появления газообразной атмосферы стали видны солнце, звёзды и т.п., у Вас в тексте всё заточено на мифическое сопоставление, я предпочитаю научный подход.

2

Человек не присутствовал в момент сотворения мира.

1

чел, ты реально пытаешься мифы о сотворении научно объяснять?

Просто любопытно. Почему вы воспринимаете Библию как миф? Вы не верующий?

Странный вопрос, вы так говорите, будто каждый должен быть верующим.

3

А это и есть мифы. Вон у греков тех же боги были и легенды. Да, своя религия была, тоже поклонялись всерьез и молились Афине, Зевсу, Аполлону...

2

"По крайней мере, библейские сюжеты не скрывают тот факт, что помимо самого Яхве, у евреев (причем не только самих израильтян) были свои боги, но все они оказались уничтожены и поглощены культом Яхве. Упоминаются в сказаниях и Баал, и Анат, и даже Ашера/Атират."

Не совсем корректно. Это не их боги, а боги других народов, в окружении которых они жили в разное время. Тому же Баалу поклонялись в основном филистимляне и карфагенцы.

1