В последние десятилетия критиков, пишущих о фильме, волнует не то, что значит быть человеком, но еврейский вопрос. Нет ли в фильме антисемитизма? Евреи здесь живут в пещерах, как звери, вызывают демонов и высвобождают силу, способную разрушить благополучный немецкий город. Завершается Голем изображением звезды Давида, сияющей над сгоревшими домами, и, возможно, зрителям могло показаться, что император, решивший выгнать евреев из Праги, не так уж и неправ. Но издевающиеся над обитателями гетто придворные выглядят отвратительнее смешных стариков в длинных колпаках, а духи еврейских патриархов, которых вызывает рабби Лёв, кажутся самими благородными персонажами фильма. Сценаристы фантастических немецких кинолент в эти годы часто делают героями иностранцев, чтобы можно было создать необычные образы людей, не похожих на тех, что сидят рядом с тобой в кинотеатре. Поэтому не так уж важно то, что герои "Калигари" - условные англичане, а герои "Голема" - условные евреи. В облике Голема, например, соединяются черты нескольких экзотических культур: его прическа скопирована с древнеегипетских скульптур, намазанное густым гримом лицо напоминает о блэкфейсе, черты лица Пауля Вегенера, сыгравшего главную роль, похожи на монгольские. Голем - не еврейский, а восточный киборг.
Не ожидал на ДТФ материал об этом фильме. Что то позитивное на фоне биллибойских страстей!
Спасибо, что зажег маяк посреди темного моря, Иван!
Комментарий недоступен
Рад, что вам интересно.
Почитал, кто такие биллибои - ну, мне, играющему только в Гвинт и Хоту, это трудно понять))
Прочитал "библейских страстей", задумался.
Это явно первая роль Батисты.
Предупреждение о спойлерах к фильму вышебшему 100 лет назад... OMG
Да проще уже всем уяснить, что спойлеры есть и будут всегда и везде.
В прошлый раз я писал про фильм того же года ("Калигари") и в комментариях пожаловались на спойлеры. Я это тоже с трудом понимаю: может и о том, что Гамлет в финале умирает, теперь писать нельзя. Но плашку эту с предупреждением просто поставить, так что ставлю.