Radiant One — подавленные воспоминания и осознанные сны

О будущем видеоигр и осознании себя в сновидении.

Однажды, давным-давно, мне приснился жуткий сон. Я прилёг на диван уставший, руки ломило после физических упражнений. Играла музыка, был день. Днём, как известно, осознанные сны происходят чаще, чем ночью.

Это был осознанный сон, который вдруг перешёл в сонный паралич. Я открыл глаза, услышал музыку, но не мог двинуться — глядел на входную дверь. Я знал, что запер её на засов, но она открылась. Нечто чёрное, в балахоне и шляпе, проскользнуло по коридору на кухню, проникло в мой дом.

Radiant One — подавленные воспоминания и осознанные сны

Спустя неделю был и второй сон. Ощутив своё тело и поняв, что сплю, я вышел на кухню, чтобы выпрыгнуть в окно и немного полетать. Но из-за холодильника на меня бросилась тень. Главная особенность осознанного сна в том, что ты можешь его контролировать. Но контролировать Тёмного человека я не мог. Он хватал меня за ноги, когда я пытался выпрыгнуть в окно, и затаскивал назад. Я просыпался, но попадал в сонный паралич, а тень затягивала меня назад.

В конечном счёте Тёмный человек отпустил меня, взяв обещание, что однажды он вернётся, и я выполню одно его желание. С тех пор я его не видел.

Radiant One — подавленные воспоминания и осознанные сны

Осознанные сны — ехидные твари. Им и посвящена короткая игра (час-полтора) Radiant One от якутской инди-студии Fntastic. И пусть она гораздо дружелюбнее и добрее, чем тот мой сон, Тёмный человек там тоже есть.

Трудно быть богом

Осознанные сны круче, чем видеоигры. Гораздо, гораздо круче. Если когда-нибудь их как следует изучат, и вдруг появится технология, как в эпизоде Playtest «Чёрного зеркала», то видеоигры в привычном нам понимании просто вымрут. Виртуальная реальность и всё такое прочее — лишь костыли, промежуточное звено между привычными играми и грёзами с полным погружением.

Фишка осознанных сновидений в том, что ты можешь делать всё, что угодно, и при этом ощущаешь своё тело. Ты можешь менять погоду силой мысли, летать, призывать нужных тебе людей, превращаться в других существ и даже, в теории, создавать целые миры. При этом изображение не размыто, как в обычных снах — ты можешь посмотреть на руки, ты чувствуешь вес своего тела и так далее. При желании, можно погасить солнце, наводнить город зомби и устроить себе персональный Left 4 Dead. Рувик в The Evil Within, судя по всему, как раз таки пребывал в этаком осознанном сне, но он был болен, поэтому его сон — один сплошной кошмар.

В игре Тёмный человек — это главный антагонист, который служит прежде всего для поддержания и продвижения основного сюжета игры. По сюжету, написанному нашим сценаристом, он служит своего рода барьером перед людьми, идущими в осознанный сон. Так как такие люди нарушают созданные вселенной правила, баланс. По задумке, тёмные не имеют своего сознания, то есть это некие энергоинформационные структуры.

Айсен Готовцев, сооснователь студии Fntastic и продюсер Radiant One
Radiant One — подавленные воспоминания и осознанные сны

Но, к сожалению, далеко не все люди видят осознанные сны, и никто не понимает, от чего это зависит. Судя по научным работам разных авторов, в осознанные сновидения можно научиться попадать — тот же Кастанеда советует перед сном внимательно разглядывать свои руки, и тогда в обычном сне когда ты увидишь их — поймёшь, что спишь. В одной из серий Star Trek: Voyager затерявшиеся в космосе главные герои понимали, что спят, когда видели в иллюминаторе земную Луну. Словом, способы есть, но гарантий — никаких. Зато осознание себя во сне — это этакий инсайт, озарение, и не сравнимое ни с чем удовольствие.

Когда я запускал Radiant One — я, конечно, ждал большего. Но это оказалась очень камерная история об одном человеке, который начитался книг и решил отвлечься от будней с помощью осознанных снов. Там-то его и поджидал Тёмный человек — неконтролируемая часть сознания, которая тут же начала охотиться за ним.

Мы считаем, что тема осознанных снов очень интересна и мало затронута, особенно в играх. Но всё же осознанные сны выступают всего лишь оболочкой игры. Главная же более глубинная мысль игры заключается в том, что большинство людей, как и главный герой, спят наяву — то есть слишком зацикливаются на рутине, всё время спешат и забывают, каково это жить не на автомате, а по-настоящему, наслаждаясь каждым моментом, а также в этом процессе забывают родных и близких.

Айсен Готовцев, сооснователь студии Fntastic и продюсер Radiant One
Герой Radiant One, судя по всему, видит не совсем осознанные сны, раз позволяет начальнику заставлять себя работать
Герой Radiant One, судя по всему, видит не совсем осознанные сны, раз позволяет начальнику заставлять себя работать

Но главный герой Radiant One, по сути, не в осознанных снах. Он осознаёт, что спит (равно как вы осознаёте, что играете в игру), но ничего не создаёт, не экспериментирует, – он просто убегает от Тёмного человека и мало что контролирует.

Понятно, почему всё так: в видеоигре просто невозможно передать ощущения от осознанного сна. В Ice-Pick Lodge говорят, что такие сновидения будут в новом «Море», но вряд ли — бакалавр Даниил Данковский же не сможет по вашей воле вдруг взмыть в небо или позвать к себе Еву Ян ради интересной беседы? То-то и оно.

Как рассказали мне в Fntastic, Radiant One сделали за два месяца, чтобы избежать закрытия студии после неудачного запуска предыдущей игры — Dead Dozen.
Как рассказали мне в Fntastic, Radiant One сделали за два месяца, чтобы избежать закрытия студии после неудачного запуска предыдущей игры — Dead Dozen.

Однако некоторые особенности осознанных снов Radiant One, при всей своей камерности, раскрывает достаточно точно. Все странные объекты из сна объясняются подавленными воспоминаниями, главный герой не высыпается, сон плавно перетекает в реальность и наоборот, начинается каждое сновидение в квартире, там же, где главный герой лёг спать, есть и мотив вторжения неизведанного в личное пространство — тот самый Тёмный человек, о котором писал даже Лавкрафт. Для короткой, трогательной истории о поисках себя в Radiant One этого достаточно.

Но всё-таки осознанные сны — это нечто большее. Я слышал, что некоторые люди там даже тренируются: перед важными встречами, например — прокатывают сценарий встречи и подбирают нужные слова.

Radiant One ориентирована на нарратив, и привычного геймплея там немного
Radiant One ориентирована на нарратив, и привычного геймплея там немного

Если когда-нибудь человечество всё-таки познает суть осознанных сновидений и научится их «программировать», то видеоигры станут не нужны. Только представьте: вы сами себе геймдизайнер и можете воплотить абсолютно любую задумку. Главное, чтобы обошлось без Чёрного человека, но это уже другая история.

Ну а пока ждём — есть произведения вроде Radiant One и The Evil Within, которые хоть немного, но дают представление, что такое осознанные сны. Уже неплохо.

4848
79 комментариев

Если когда-нибудь человечество всё-таки познает суть осознанных сновидений и научится их «программировать», то видеоигры станут не нужныНет, осознанные сны будут как сингловый VRChat. Мы же не говорим, что раз все люди умеют в буквы, то они могут сами себе придумывать интересные книги.

9
Ответить

Герой Radiant One, судя по всему, видит не совсем осознанные сны, раз позволяет начальнику заставлять себя работатьОн мазохист, который любит свою работу, Олег!

7
Ответить

Ну или так)

Ответить

Тема очень интересная. Жаль, что игра короткая - за час-полтора даже особо не успеешь проникнуться атмосферой. Но тематика заслуживает внимания.

5
Ответить

Мне кажется, что осознанные сновидения лучше изучать не по играм, а по работам ученых)

3
Ответить

и какая-же наука изучает осознанные сны?

Ответить

Юме Никки и возможно ЛСД дрим симулятор достаточно хорошо осознанные сны показывают.

1
Ответить