Запоздалый благодарности пост. Beholder
Знаете, есть такие неприятные люди, которые в розыгрышах побеждают? Эт я)
А знаете, есть ещё совсем отбитые, которые мало того, что побеждают, так ещё и не по одному разу! Эт тоже я :)
Один отчёт по халяве уже был, сегодня принесла второй, древний, посвящённый моей первой удаче – Beholder'у
Beholder – небольшая индюшка от российских разработчиков и издателей, тематически и по духу очень близкая таким играм как Papers, Please; Orwell: Keeping an Eye On You и This War of Mine.
Больше всего сходства у неё, на мой взгляд, с Papers, Please. И там и там речь идёт о сложностях выживания в тоталитарном государстве. И об ужасах такого режима, соответственно. Герои – маленькие госслужащие «шестёрки», обычные в прошлом люди, которых «попросили» потрудиться на благо родине. В наличии много сложных моральных выборов, часто приходится решать, что важнее: чистая совесть или жизнь-здоровье членов семьи. Есть таймеры (везде) и жёсткая нехватка денег (постоянно). Давление по ходу игры по-настоящему чувствуется.
Сюжет. Не знаю, можно ли считать это спойлером, но если вы проходили Papers, Please, то сюжет покажется вам до боли знакомым. Главного героя – Карла Штейна – назначают на должность управляющего доходным домом, куда он тут же переезжает с семьёй. На месте он застаёт предыдущего управляющего, которого жестоко избивают сотрудники правоохранительных органов и затем увозят в неизвестном направлении, а также своего нового начальника из Министерства Порядка – Бруно Хемпфа.
Главного героя вводят в курс дела (обучение), обрисовывают круг его новых обязанностей: наблюдать за жителями дома, писать характеристики, следить, чтобы никто не нарушал закон (новые директивы выходят регулярно), чуть что – доносить. Это не совсем то, что наш герой ожидал от должности управляющего, но деваться некуда. Перспектива оказаться на месте предшественника пугает, быть стукачом не хочется, но семью надо как-то кормить. Может, всё ещё обойдётся?
Довольно скоро на нашего героя наваливается куча проблем: нужны деньги на учёбу сыну, ещё больше денег на лекарства для больной дочери, на еду, на отопление... А начальство в это время требует, чтобы мы выселили жильцов из первой квартиры – интеллигентного старичка (бывшего владельца дома) и его супругу – тихую, доброжелательную учительницу литературы. Которые, между прочим, несколькими днями ранее выручили нас с учебниками для сына и достали кастрюлю жене.
Вот и думай, как поступить. По-свински: обыскать квартиру в отсутствие хозяев, найти запрещённую литературу, написать донос и ждать, когда приедет «воронок» и люди с дубинками. Начальству такое понравится, за это, собственно, и платят. Или по-человечески: попытаться помочь супругам выехать из страны, путём сложных манипуляций и взаимодействий с другими жильцами достав открепительные листы и билеты. Во втором случае никакого финансового поощрения не будет, шансов на спасение дочери станет ещё меньше... но может, когда-нибудь за это воздастся?
Через некоторое время на Карла выйдут члены оппозиционного движения «Новое завтра», и тут уже совсем всё закрутится. Что делать нашему герою? Попробовать помочь революционерам в борьбе за светлое будущее, всячески мешать им или каждый раз поступать по ситуации, лавируя меж двух огней?..
В игре несколько сюжетных линий, и у каждой несколько финалов, зависящих от принятых ранее решений.
Концовки прячу под спойлер.
К какому исходу приведут наши действия или бездействие? Сможем ли мы укрепить власть Великого Вождя или, наоборот, свергнуть правительство, выполнив большую часть «революционных» заданий? Остановить войну с соседним государством или растянуть её на долгие годы? Спасти семью Карла или потерять всех? Остаться в стране или сбежать за границу?.. Также есть несколько «геймоверных» преждевременных концовок, в которых Карл либо погибает от руки одного из жильцов, либо оказывается за решёткой. Вариантов много, что очень радует.
Геймплей, на первый взгляд, кажется не очень разнообразным, но и теми скудными (якобы) средствами можно многое провернуть.
- Поговорите с каждым из жильцов – вдруг расскажут что-нибудь интересное о себе или о своих соседях.
- Развесьте в квартирах камеры слежения, чтобы узнать, кто чем втихаря занимается: кто выпивает, кто производит наркотики, кто рисует агитационные плакаты...
- Когда обитатели дома уедут на работу, не забудьте обыскать квартиры.
- Напишите и отправьте на жильцов характеристики, используя собранные сведения. Или даже рапорт, когда поймаете их за противозаконными действиями – чтением книг! – или когда найдёте у них запрещёнку.
- Если очень хочется кого-то выселить, но никаких улик найти не удалось – не беда! – подбросьте компромат в квартиру жертве и тогда уже пишите донос в Министерство Порядка.
- А можно ни в какие министерства не писать, а тихо-мирно-благородно шантажировать бедняг-нарушителей. Пусть платят за ваше молчание.
- Лучший способ заработать – это не доносы и не шантажи, а банальное воровство. Особенно ценится на чёрном рынке та самая запрещёнка. Только совсем уж не наглейте, обчищая квартиры жильцов, а то придут стражи правопорядка, и придётся откупаться от них деньгами или очками репутации.
- А когда и это надоест, попробуйте написать донос на собственную жену или сына или даже малолетнюю дочь и понаблюдайте за результатами (порой неожиданными). Короче, дерзайте и экспериментируйте, игра этому способствует.
Графика. Мне понравилась. Маленькие чёрные фигурки с белыми, будто горящими глазами навевают воспоминания о Limbo. Правда, здесь ч/б персонажи помещены в цветное окружение, но это и неплохо. Мне кажется, Beholder получился в итоге стильным и узнаваемым.
К плюсам игры, помимо графики и увлекательного геймплея, я бы отнесла большое количество пасхалок и культурных отсылок.
- Время действия – год 1984-й (привет, Оруэлл).
- Наш начальник Бруно Хемпф и пара жильцов Георг Драйман и Криста-Мария носят имена персонажей фильма «Жизнь других». В кино главный герой – сотрудник Штази – следил за Георгом и Криста-Марией по приказу Хемпфа, напичкав их квартиру жучками. В Beholder'е происходит то же самое (привет, Хенкель фон Доннерсмарк).
- Из рассказов Георга Драймана понятно, что в прошлом он работал на КПП. И не просто на КПП, а на *том самом* в Арстотцке (привет, Papers, please).
- Главного героя зовут Карл Штейн, и разрабы воспользовались этим случаем, чтобы впихнуть мемасик про Карла
Продолжать список можно ещё долго, здесь есть где покопаться и в чём поковыряться.
К минусам Beholder'а я бы отнесла низкую реиграбельность. Несмотря на наличие нескольких концовок и относительно небольшую продолжительность, меня хватило только на два полных прохождения. (Ну и ещё на парочку заваленных в самом начале или в середине, но это не в счёт). Все события происходят в строго определённой последовательности, жильцы поселяются всегда в одном и том же порядке и дают одни и те же задания, проходить это по третьему кругу... заломало.
Ручных сохранений нет, есть только один автосейв – после каждого завершённого квеста. Обычно этого достаточно, хотя однажды сохранение пришлось на очень неудачный момент: буквально за несколько часов до звонка из министерства с требованием немедленно выплатить штраф. У меня таких денег не было, как и возможности собрать нужную сумму в промежуток от сейва до звонка. В итоге тюрьма, и начинаем всё сначала. Или не начинаем, а сразу же переходим к DLC.
Дополнение. Покупка дополнения даже не ставилась под вопрос – настолько понравилась и не отпускала базовая версия.
DLC «Блаженный сон» – это приквел с историей предыдущего управляющего, из которого можно узнать много нового о первых обитателях дома по адресу Крушвице 6, о самой государственной системе, а главное, о том, куда повезли предшественника Карла Штейна, и всё ли так однозначно в его концовке.
Дополнение оказалось короче и проще основной версии. С точки зрения геймплея – копия базы. Основное достоинство – есть пушистый котик. Основной недостаток – диссонанс трагической завязки, в которой главному герою предстоит отправиться на эвтаназию, и смехуёчков, щедро рассыпанных по всему дополнению.
В любом случае советую обратить на него внимание. А на базовую версию тем более. В steam на них регулярные скидки, получите много удовольствия за копейки.
Меня же ждут вторая и третья части – Beholder 2 и 3. С новыми персонажами и местом действия, а также обновлённой графикой. Попробую обязательно, но вряд ли в ближайшее время. Всё-таки антиутопии надо употреблять в строго дозированных количествах. Даже если они хорошие. Особенно если они хорошие.
На этом всё. Спасибо, если прочитали. В качестве бонуса официальная короткометражка по игре.