Сдуваем пыль с PSP: история консоли и избранные игры

Для тех, кто решил предаться ностальгии.

Ещё семь-восемь лет назад PSP была у всех на слуху, хотя сейчас про неё вспоминают редко. Оно и ясно: выпускать игры перестали ещё до выхода PS4, на смену PSP пришла Vita (хоть и не очень успешно), да и смартфоны теперь уже по мощности обгоняют консоль в разы. Можно подумать, что для современного игрока она уже совсем не представляет ценности.

Но PSP не стоит отправлять на свалку — за ней всё ещё отлично можно провести время. Особую ценность она составит любителям классических игр: на консоли можно наверстать не только ценные эксклюзивы прошлых лет, но и игры других платформ — в том числе и первой PlayStation. Рассказываем историю PSP, а также объясняем, кому и зачем она сейчас может пригодиться.

Сдуваем пыль с PSP: история консоли и избранные игры

Предыстория

В «консольных войнах» Sony обгоняла Nintendo дважды. В пятом поколении Nintendo 64 уступила первой PlayStation, в шестом GameCube продалась хуже не только PS2, но и новичка Xbox. Nintendo сохранила первенство лишь на одном рынке — среди портативных консолей. Линейка Game Boy фактически обеспечила компании монополию.

Долго Sony в стороне не оставалась. Уже через три года после начала продаж PlayStation 2, в ходе Е3 2003, исполнительный директор SCE Кэн Кутараги анонсировал PSP — первую портативную консоль семейства PlayStation. Саму приставку публике тогда ещё не показали, зато огласили технические детали и представили UMD — формат дисков от Sony, который вмещал до 1,8 гигабайта памяти, а в диаметре был всего шесть сантиметров.

Анонс PSP

В том же году в сети появился концепт консоли. Все кнопки на нём были плоские, а аналоговые стики отсутствовали.

Сдуваем пыль с PSP: история консоли и избранные игры

Но в 2004 году, во время очередной выставки Е3, устройство наконец представили игрокам. Аналоговый стик всё же появился, кнопки «вытянулись» вверх, а сама PSP стала более привычной и угловатой — такой, в каком виде она в итоге и дошла до магазинов.

Тогда консоль впечатляла своими вычислительными способностями. До анонса самой мощной «портативкой» оставалась Game Boy Advance, однако PSP всё изменила: процессор оказался мощнее в двадцать раз (333 МГЦ против 16), видеочип — в двадцать один (96 килобайт против 2 мегабайт).

Конференция Е3 2004, на которой представили PSP. Анонс на 39:35

В отличие от Nintendo, Sony пошла своим путём: компания стремилась перенести игровой опыт с домашних стационарных консолей в портативный формат — не выпускать простенькие игры для портативки, а разрабатывать полноценные AAA-тайтлы, которые бы уместно смотрелись и на «большой» консоли.

В стартовую линейку игр входили 24 игры: среди них были Ridge Racer, Metal Gear Acid, Dynasty Warriors и Wipeout Pure. Как хвасталась Sony, это «в три раза больше, чем у ближайшего конкурента» — Nintendo DS, запуск которой происходил в то же время.

Пресс-кит, который рассылали журналистам в 2004-2005 годах: сама консоль и восемь дисков из стартовой линейки
Пресс-кит, который рассылали журналистам в 2004-2005 годах: сама консоль и восемь дисков из стартовой линейки

На выставках в 2004 году публика приходила в восторг от графики, которая почти дотягивала до уровня PS2 — и это на портативной консоли. Ни Game Boy, ни Nintendo DS такого не могли.

PSP же предлагала крупнобюджетные проекты, что привлекало не только сторонников Nintendo, но и тех, кто предпочитал стационарные консоли.

Игры серии Ridge Racer стабильно входили в стартовые линейки новых PlayStation и каждый раз демонстрировали образцовую графику. Часть для PSP не стала исключением
Игры серии Ridge Racer стабильно входили в стартовые линейки новых PlayStation и каждый раз демонстрировали образцовую графику. Часть для PSP не стала исключением

PSP продвигали не только как игровую консоль, но и как полноценное мультимедийное устройство: она поддерживала видео формата MPEG-4, проигрывала музыку, а также позволяла выходить в интернет с помощью беспроводного Wi-Fi. В Японии и Америке на UMD начали выпускать фильмы.

В США, например, в PSP первой партии вкладывали диск «Человека-паука 2» от Сэма Рэйми. Sony строила грандиозные планы: компания хотела наладить производство UMD таких же масштабов, что и у обычных DVD-дисков.

В итоге для PSP выпустили около шестиста лент
В итоге для PSP выпустили около шестиста лент

В Японии в первый день продаж скупили более 200 тысяч PSP. В Европе за первую неделю реализовали миллион приставок. В Северной Америке, несмотря на завышенную цену из-за проблем с налогообложением, продажи тоже оказались успешными — полмиллиона копий за первые два дня. Во многих регионах выпуск консоли откладывался из-за того, что на неё был слишком высокий спрос — Sony увеличивала тиражи.

Сама мысль о том, что в рюкзаке можно носить устройство, которое позволяет слушать музыку, смотреть фильмы, выходить в интернет и даже запускать полноценные ААА-проекты, была невероятной.

Однако в итоге PlayStation Portable не смогла обогнать Nintendo DS — конкурент продался почти в два раза лучше. Но Sony сделала нечто более важное: вернула на рынок портативных приставок, где долгое время находилась лишь одна Nintendo, конкуренцию. Да и 80 миллионов проданных гаджетов — всё ещё отличный результат, учитывая, что компания не обладала опытом выпуска подобных консолей.

Версии

За свой жизненный цикл PSP перевыпускалась пять раз: в основном, с несущественными отличиями. Однако есть и такие модели, которые сильно отличаются от своих предшественниц.

Самая первая модель консоли — это PSP-1000 или, как её называли сами игроки, FAT («толстая»). В отличие от последующих моделей, она толще, тяжелее и слегка медленнее. Среди коллекционеров «фатка» особой ценности не представляет (их попросту много), а игроков она не привлекает по вышеперечисленным причинам.

Спустя три года после начала продаж Sony представила следующее поколение приставки — PSP-2000 или Slim & Light. В сравнении с предшественницей она легче почти на треть (200 грамм против 300) и тоньше на 19%. Также в Slim удвоили оперативную память — 64 мегабайта против 32 в FAT. Это, естественно, в лучшую сторону повлияло на скорость загрузок, а также позволило разработчикам задействовать больше ОЗУ в играх.

PSP-2000 (сверху) и PSP-1000 (снизу)
PSP-2000 (сверху) и PSP-1000 (снизу)

Ещё спустя год, в 2008-м, Sony показала PSP-3000 или Bright. Одним из главных новшеств был экран: он стал более контрастным и насыщенным. Долгое время игроки жаловались на то, что на улице изображение на экране становится трудно различить, и в Bright эта проблема более-менее решилась.

Bright также подверглась лёгкому редизайну: клавиши Home, Select и Start стали овальными. Между кнопками справа появилось небольшое углубление.

Сдуваем пыль с PSP: история консоли и избранные игры

Лучшей версией фанаты считают именно Bright — среди PSP это последняя модель, которая сохранила стандартный дизайн при наибольшем функционале. Кроме того, некоторым нравится цветовое разнообразие 3000: если прошлые консоли поставлялись в основном в неярких пастельных тонах, то модели Bright— более броские и «сочные».

И это лишь PSP-3000 линейки Carnival, которые поставлялись в Северную Америку. В Японии приставка продавалась в десятках различных цветов
И это лишь PSP-3000 линейки Carnival, которые поставлялись в Северную Америку. В Японии приставка продавалась в десятках различных цветов

Позже Sony начала эксперименты. Результатом стала PSP Go — модель с полностью переделанным корпусом в формате слайдера. Все игровые кнопки кроме боковых L и R теперь располагались не сбоку от экрана, а под ним. Когда в них нет надобности — например, во время просмотра фильмов или прослушивания музыки, — консоль можно сложить.

PSP Go в открытом состоянии
PSP Go в открытом состоянии

Go меньше и легче предшественниц — вес снизился почти в два раза. Для достижения этого Sony пошла на компромиссы: экран стал уже (3,8 дюйма против 4,3), а из консоли пропал UMD-привод — устанавливать игры предлагалось из PlayStation Store на внутреннюю память устройства.

Из-за этого вокруг Go постоянно возникали споры. Одни игроки указывали на то, что PSP стала ещё компактнее, что позволяло брать её практически везде — она с лёгкостью помещалась в карман. Другие говорили, что в сравнении с классическими моделями в Go неудобно играть: кнопки стали меньше, расположены они слишком близко, а к маленькому экрану трудно привыкнуть. И это ещё без учёта того, что в ней отсутствовал привод: большие коллекции дисков были ни к чему с Go.

Также консоль подвела ценовая политика Sony — на старте в Америке она продавалась за 250 долларов. Такая цена была ещё приемлема для PSP-1000 в 2005 году, но не для Go, которая, к тому же, выпускалась после мирового кризиса.

Это всего лишь на 50 долларов меньше, чем новенькая PS3 с Blu-ray проигрывателем, и на столько же больше, чем PSP-3000, которая хоть и слегка устарела, но обладает теми же функциями и всё ещё может воспроизводить UMD.

из обзора engadget
PSP Go в закрытом состоянии в сравнении с оригинальной PSP
PSP Go в закрытом состоянии в сравнении с оригинальной PSP

В любом случае, общественность прохладно приняла Go. Продажи оказались ниже, чем ожидала Sony, и уже через полтора года консоль прекратили производить для японского рынка. Чуть дольше она продержалась в Европе и США, где вместе с ней бесплатно отдавали три игры из PSN.

Наконец, последняя модель, PSP-E1000 или Street, появилась уже после анонса PS Vita — на Gamescom 2011. Sony вернулась к стандартному дизайну и слегка осовременила консоль: матовое покрытие корпуса в духе PS3 и сенсорные кнопки под экраном.

Сдуваем пыль с PSP: история консоли и избранные игры

E1000 изначально позиционировалась как бюджетная PSP — в Европе она продавалась в два раза дешевле, чем оригинальные модели на старте. Хоть UMD-привод и вернулся, консоль не поддерживала Wi-Fi — следовательно, выходить в интернет или играть по сети было нельзя. Микрофон пропал, а из двух стереодинамиков оставили лишь один.

Кроме того, исчезла традиционная цветовая вариативность — Street продавалась лишь в чёрном и белом вариантах.

Хоть Street и выглядит новее, фанаты консоли относятся к ней равнодушно — уж слишком она «обрезана» в сравнении с PSP-2000 и 3000. К тому же, Sony сэкономила на материалах: кому-то матовый корпус может показаться неприятным на ощупь.

2014 год стал для PSP последним — Sony официально прекратила поддержку и производство устройства. Сначала приоритеты сместились на PS Vita, а позже и на PS4.

Во что и как играть

PSP в магазинах сейчас вряд ли удастся найти. Зато на сайтах с объявлениями их полным-полно: разные модели, комплектация, цвета и аксессуары, а также уйма UMD-дисков.

Стоимость приставки разнится от двух до четырёх тысяч рублей — в зависимости от версии. Самые высокие ценники встречаются у PSP Go и 3000, а самые низкие — у FAT и E1000. Лицензионные игры же стоят примерно одинаково: в районе 200-300 рублей за диск. Хотя встречаются и исключения — например, Castlevania Dracula X Chronicles, которая высоко ценится среди коллекционеров и продаётся с рук от двух тысяч.

Собирать лицензии на дисках сейчас проще: официальная поддержка PlayStation Store для консоли прекратилась ещё несколько лет назад. Покупать игры в «цифре» приходится через сайт магазина.

Если настраиваться на покупку, то лучше выбирать PSP-3000. Кроме того, так как именно эта модель получила широкое распространение в России, её можно поискать среди друзей и знакомых. Я нашёл целых пять.

После того, как PSP прекратили поддерживать, многие владельцы о ней попросту забыли: вполне возможно, что за несколько лет нахождения на пыльной полке с приставкой могло что-то случиться. Так произошло с моим экземпляром: спустя четыре года у консоли внезапно перестала работать боковая кнопка L.

Когда я попытался записаться на ремонт, мне перезвонили и сообщили, что он невозможен, так как запчасти не выпускают уже с 2014 года — хотя, казалось бы, проблема тут всего лишь в одной кнопке. Там, где консоль вроде как уже готовились принять, цены будто сохранились с тех же времён — от 1500 до 2500 рублей. За такие деньги скорее выйдет купить подержанную PSP, чем пытаться чинить свою, хоть и с родной приставкой расставаться не очень хочется.

Выходит, что единственный выход — мониторить объявления или узнавать у своих знакомых. У кого-то уж точно найдётся рабочая модель.

Некоторые пытаются играть в игры для PSP на эмуляторах на Android. Вряд ли это хорошая идея: управление неудобное даже с докупным геймпадом. Это тот случай, когда стоит всё же приобрести оригинальный гаджет
Некоторые пытаются играть в игры для PSP на эмуляторах на Android. Вряд ли это хорошая идея: управление неудобное даже с докупным геймпадом. Это тот случай, когда стоит всё же приобрести оригинальный гаджет

У PSP предостаточно хороших эксклюзивов, однако почти все они приходятся на первые несколько лет жизни консоли. Дело в том, что после выпуска PS3 в 2009 году Sony испытывала финансовые проблемы, а почти все деньги уходили на продвижение новой домашней консоли. Для PSP в то время не хватало финансирования, а хороших игр выходило мало.

Однако есть и исключения. То, что поначалу могло показаться портом, на деле оказывалось большим самостоятельным ответвлением. Например, такими проектами стали GTA: Liberty City Stories и Vice City Stories, одни из главных бестселлеров консоли. Но конкретно эти игры впоследствии переиздали на мобильных платформах — а ведь у PSP есть немало отличных эксклюзивов.

Ещё со старта продаж на консоли выходило много гоночных игр. Например, в начальную линейку входили Need for Speed: Underground Rivals — хороший спин-офф, в духе оригинальной Underground, а также Wipeout Pure — часть серии игр о футуристичных гонках, которая берёт своё начало ещё с первой PlayStation.

У остальных NFS на PSP уже начинались проблемы. Следующие части разрабатывались второпях и едва ли могли предложить интересный геймплей
У остальных NFS на PSP уже начинались проблемы. Следующие части разрабатывались второпях и едва ли могли предложить интересный геймплей

Немало на платформе и ролевых игр — в основном, японских. Главный тайтл — пожалуй, Crisis Core: Final Fantasy VII. В 2007 году многие ошибочно полагали, что это порт оригинальной игры на PSP, несмотря на временной отрывок между ними в десять лет. На самом же деле, это полноценный приквел седьмой части, который существенно дополняет историю оригинала и подводит к тому, с чего он начинался.

Сдуваем пыль с PSP: история консоли и избранные игры

С серией Valkyria Chronicles произошла странная история: первая часть вышла на PS3, в то время как все последующие (кроме Revolution) появились на PSP. У них не было ни портов, ни ремастеров, поэтому для тех, кому захотелось продолжения, не оставалось иного выбора, кроме как брать портативную консоль.

Как и первая часть, игры для PSP рассказывают о бойцах Галлии — маленькой страны, которая находится в эпицентре сражения между двумя сверхдержавами.

Также есть Jeanne d’Arc, которая хоть и рассказывает об исторических личностях, но с реальностью имеет мало общего: игра наполнена магией, разными расами существ и другими элементами фэнтези.

У Metal Gear Solid на PSP вышло две части: Portable Ops и Peace Walker, и лишь последнюю в итоге переиздали на PS3. Обе продолжают сюжет третьей игры серии, раскрывая прошлое Биг Босса и становление организации Outer Heaven. Хоть Хидео Кодзима и не занимался Portable Ops, игра всё ещё хороша, да и в ней появляются некоторые ключевые персонажи серии вроде Грей Фокса или полковника Кэмпбелла.

Помимо них, на консоль выходили две неканоничные части Metal Gear Acid, интересной интерпретации серии, построенной на карточной пошаговой механике.

Metal Gear Solid: Portable Ops
Metal Gear Solid: Portable Ops

Также PSP посетил один из главных эксклюзивов консолей Sony — God of War. Обе части, Ghost of Sparta и Chains of Olympus, являются спин-оффами приключений Кратоса и почти никак не влияют на глобальный сюжет: те, кто их не пройдут, в конечном итоге ничего не потеряют. И хотя обе игры в 2011 году переиздали на PS3, их нельзя не упомянуть: «Цепи Олимпа» возглавляют список самых высокооценённых тайтлов для PSP на Metacritic с 91 баллом.

Среди отличных эксклюзивов также есть такие самобытные игры, как трилогия Patapon, где нужно управлять племенем странноватых существ с помощью «отбивания» ритма кнопками. А ещё есть две части LocoRoco — платформера про странных круглых существ, которые умеют распадаться на существ поменьше.

Бывало, что на PSP выходили порты, в которые разработчики добавляли новые фичи. Так, например, в Persona 3 Portable можно создавать женского персонажа, что слегка меняет сюжет, а платформер LittleBigPlanet, один из первых эксклюзивов для PS3, в портативном варианте получила несколько дополнительных уровней. Castlevania: Dracula X Chronicles, хоть формально это и ремейк, повторяет все оригинальные уровни с PC Engine, переводя их в трёхмерный формат, а также включает в себя оригинальную игру и классическую Symphony of the Night.

Одно из главных достоинств PSP — обратная совместимость с играми PS One. И если в PSN были доступны далеко не все проекты, а лишь «избранная классика», то для взломанной приставки можно найти всё что угодно — даже русифицированные версии, которых на лицензионных дисках для PS отродясь не было.

Умельцы смогли приспособить к портативному варианту самые разные вещи. Есть и первые две Gran Turismo, и Civilization 2, и Warcraft 2, и даже Baldur’s Gate, которая официально на PS1 не выходила, но каким-то образом в сеть всё же проникла.

Metal Gear Solid, запущенная на PSP
Metal Gear Solid, запущенная на PSP

К сожалению, PSP стала для Sony единственным успехом на рынке портативных приставок. Последующая PS Vita продалась плохо — всего 15 миллионов устройств, что не идёт ни в какое сравнение с ближайшим конкурентом, 3DS, продажи которой достигают 70 миллионов.

Сейчас на рынке вновь доминирует одна компания — Nintendo, хоть Switch и не может предложить того же разнообразия, как когда-то PSP. Остаётся лишь надеяться, что в ближайшем будущем Sony вновь вернётся на рынок, учтя все ошибки прошлого — хоть и, как говорят в компании, об этом думать рано. Дальше экспериментов дело пока не заходит.

214214
233 комментария

До сих пор играю каждую неделю. Даже Nintendo DS так не увлекла, как PSP. Годноты море, а если ещё и в эмуляторы залезть, то играть можно чуть ли не бесконечно. Специально переплатил за редакций цвет, не жалею.

37

годноты море, а с эмуляторами можно играть бесконечно

Именно поэтому прошедшей зимой мне подумалось, что 3000р это не настолько большие деньги и позволил себе роскошь, из-за которой в нулевых ты становился самым авторитетным парнем во дворе/классе/школе. Оказывается, из классики мной было упущено более чем достаточно.

9

Ох,за 10 лет использования этой консоли много грустных историй от друзей слышал. У кого то стик сломался,у кого то экран, батарея вздувалась. Кто то даже умудрялся сломать зарядку для нее. Из всех знакомых,только у меня psp3008 в идеальном состоянии сохранилась(благодаря чехлу и аккуратному использованию).Хотя ее брал очень часто в дальние поездки. В санатории(Кавказ).Приставка в таких ситуациях очень выручала. Сейчас же, на порывах ностальгии, купил ps Vita с рук. Накатил эмулятор ПСП ,поставил поддержку второго стика в ПСП играх(ГТА),накачал главные игры для виты. А ПСП тем временем,лежит на полке в чехле и отдыхает от 10летнего пользования ей. Как же хочется такого же форм-фактора от сони в новой портативке,разве что с диагональю дисплея побольше. Жду и верю...

5

Совершенно чудесный цвет, им нужно было делать такую 2 официальным, вау.
И да, у меня у друга Вита, и он тоже не жаловался, к тому же для любителей "японщины" (в хорошем смысле) это очень подходит. А ведь можно перепрошить и закинуть библиотеку ps1.. Правда я так и не смог себя заставить играть где-то на ходу, только home console/pc, но все равно одобряю крайне. Думаю, у Sony было все, дизайн, удобство, функционал, железо - не было только игр, точнее были в самом начале (я про виту), но потом. А так - был шанс, а теперь мне кажется они уже не захотят возвращаться на поле конкуренции с Нино.

3

прошил виту, поставил на виту адреналин, вкатил через него прошивку псп, получил полноценную псп в корпусе виты с oled дисплеем.
из рельных плюсов, для некоторых игр можно найти патчи управления на использование второго стика.

3

*редкий
Чёртова автозамена)

2

Это что за цвет? Carnival Vibrant Blue?

1