Впечатления от Gears of War 2 на эмуляторе
Заметки об эмуляторах, первом прохождении Gears of War 2 и чисто субъективные выводы. Спойлер: игра просто отвал жопы, а вот с эмуляцией не все так гладко.
Контекст
Всю свою сознательную жизнь я был уверенным пользователем PC. Игровые консоли в живую, кроме Dendy и Sega дома у корешей я не видел. В связи с чем пропустил много достойных игр, которые, к сожалению застряли на своих поколениях.
Конечно, у Xbox Series есть превосходная обратная совместимость, но не всегда будет рациональным решение покупать консоль, особенно если тебя интересует всего лишь парочка древних релизов с предыдущих поколений.
В любом случае есть альтернативные решения.
Высокоуровневая эмуляция
К 2024-ому году с развитием HLE (High Level Emulation) эмуляторов, типа RPCS3 и Xenia, проблема "застрявших" игр постепенно сходит на нет.
Железо крепнет, а технологии отрисовки компьютерной графики стали унифицированы, благодаря программным интерфейсам, типа OpenGL, Vulkan, и т.д.
Это, в свою очередь, позволяет транслировать наборы инструкций и данных с "эмулируемого" железа приставки на "физический" графический адаптер компа, экономя тем самым процессорное время и снижая системные требования к железу, которое запускает эмулятор. Такое решение позволяет добиться отличных результатов в производительности эмулируемых игр, но как всегда есть нюансы. Ведь чем больше отличий между архитектурой эмулируемой приставки и архитектурой ПК, тем сложнее разработать такой эмулятор.
Например, графический адаптер Xbox 360 - Xenos имеет свою, хоть и схожую с ПК, но все таки уникальную архитектуру, специфические функции и возможности, которые не встречаются на современных видеокартах.
На Xbox 360 используется упрощенная версия Direct3D 9, а графический адаптер имеет доступ к данным напрямую из общей системной памяти. В отличии от ПК, у которого есть раздельная оперативная память и видеопамять.
Решая задачу эмуляции, все функции Xenos, включая доступ к общей памяти, должны быть транслированы на эквивалентные операции, которые выполняются видеокартой компьютера, что может потребовать дополнительных вычислительных ресурсов. Но и сама задача разработки такого транслятора нетривиальна, так как разработчикам приходиться разбираться в устройстве закрытой архитектуры.
Поэтому все высокоуровневые эмуляторы вынуждены жертвовать точностью исполнения инструкций в пользу быстроты их выполнения. В связи с чем, часто возникают "баги" в эмулируемых играх.
Подобные проблемы, как правило, решают при помощи отдельных патчей (костылей), которые предназначены для исправления ошибок в конкретной игре. Таким образом лечатся наиболее распространенные болячки, типа криво отрисованных вершин, текстур или крашей из-за утечек памяти в процессе эмуляции.
Но именно отсюда растут корни самого глобальный недостатка HLE эмуляторов — ВСЕ эмулируемые игры должны быть пропатчены разработчиками практически в индивидуальном порядке.
Xenia / Canary
Кстати, одним из таких HLE эмуляторов как раз и является Xenia.
Это многострадальный и единственный рабочий эмулятор Xbox 360, разработка которого ведется аж с 2013-го года. При этом, я не могу назвать его лучшим среди эмуляторов приставок седьмого поколения. Все таки RPCS3 развивается активнее и прогресс у тех ребят заметен лучше.
Ну да ладно, сам эмулятор Xbox 360 разделен на две версии:
- Xenia - основной продукт, обновляется редко, но в него попадают только хорошо оттестированный код. Что в теории делает его стабильным (только в теории, но на практике мне кажется, стабильный код в этом эмуляторе как мертвому припарка)
- Xenia Canary - ответвление Xenia, обновляется чаще. В эту версию залетают эксперементальные фичи, да и в целом его приятнее использовать из-за возможности гибкой конфигурации отдельной игры и установки патчей.
Жертва кривой эмуляции
Такое первое впечатление от первого запуска Gears of War 2 на Xenia без предварительной конфигурации и установки патчей. Ну, оно хотя бы запускается, что уже можно считать успехом.
И если мыло и артефакты можно исправить правильной конфигурацией эмулятора и установкой патчей, то вот с просадками FPS придется мириться на протяжении всей игры.
Xenia поддерживает несколько режимов разрешений в котором может быть запущена игра. В большинстве случаев это 720p, но присутствует возможность масштабирования изображения при помощи AMD FidelityFX Super Resolution.
Используя патчи для Gears of War 2, можно разлочить FPS, исправить почти все проблемы с арте��актами вызванные освещением, а также есть парочка патчей, которые уменьшают уровень мыла на экране.
В большинстве случаев, в замкнутых или полуоткрытых локациях игра демонстрирует стабильную производительность. Чего нельзя сказать об открытых локациях, при присутствии большого количества врагов, в которых число кадров моментально опускается до 20-30 с небольшими фризами.
Если честно, со временем к ним просто привыкаешь, но из-за активной боевки и системы перезарядки оружия в игре (где нужно ловить тайминг нажатия кнопки) это конечно оказывает влияние и даже иногда подбешивает. Я прохожу на казуальной (средней) сложности и несмотря на такие просадки, практически не умирал в течении всего прохождения.
Второй момент, в некоторых локациях есть проблемы связанные с мерцающими текстурами (встречал только в обучении), а также проблемы с артефактами из-за освещения, либо мерцает скайбокс, либо возникают черные полосы на экране, особенно в локациях где присутствует вода.
Н��иболее остро эти проблемы возникли во время поездки на центавре по огромной локации и на босс файте с огромной рыбиной в озере. По ходу дела я выяснил, что исправляются такие проблемы простым перезапуском эмулятора.
Третий момент, эмулятор может крашится. Нечасто, но это происходит. Не считаю большой проблемой, поскольку в игре за каждым углом расставлены чекпойнты.
В целом игра мне очень понравилась, до конца еще не прошел, сейчас нахожусь в середине 4-ой главы. Но могу сказать одно - это балдежное линейное приключение, которое могу порекомендовать к прохождению всем ценителям игр. Самые настоящие американские горки, задача которых максимально развлечь и удивить игрока. Сюжет игры прост, но предоставляет достаточную мотивацию для персонажей постоянно двигаться вперед, менять локации и попадать в различные передряги.
Еще впечатлил момент, когда Дом наконец-то нашел Марию, не ожидал подобной развязки этой сюжетной линии, так что стало для меня сюрпризом.
Жаль, что современные разработчики игр больше не придерживаются подобной формулы постановки повествования и геймплея, а делают упор на проработку гребаных открытых миров, в которых просто скучно находиться.