Игры по Star Wars с древних времен до наших дней. Часть 42 (ZX Spectrum)

В рамках марафона я повидал уже много ретро-платформ, и пока что больше всех меня порадовал именно «Спектрум». В первую очередь благодаря разнообразию. Например, все проекты этой подборки относятся к разным жанрам, а это для моих последних статей большая редкость! Я расскажу об очередном, но довольно увлекательном тире от первого лица, казуалке на реакцию, текстовых шутере и приключении, а также о добротном ремейке самой первой официальной игры по ЗВ.

Проекты в подборке:

236. 3D Star Wars (1983) — Не 3D и не Star Wars

Платформа: ZX Spectrum

Разработчик: Elfin Software

Геймплей

Давайте сразу напрямоту — 3D Star Wars, во-первых, ни разу не трехмерная, а во-вторых, от «Звездных войн» здесь одно описание. Но должен признать, что игрушка затягивающая. Несмотря на то, что это очередной тир от первого лица, перезапускал я его порядка двадцати раз. В случае с другими подобными проектами обычно я ограничиваюсь двумя-тремя заходами.

Формально тут есть сюжетная завязка. Мы играем за Люка Скайуокера, который в одиночку должен расправиться с флотом злобного Дарта Вейдера. Всего придется столкнуться с десятью волнами противников по 18 истребителей в каждой. Чем дальше, тем быстрее и смертоноснее становятся имперцы. Получим четыре выстрела в корпус — погибнем и провалим джедайскую миссию…

Интересно, что пилотов Вейдера здесь называют инопланетянами
Интересно, что пилотов Вейдера здесь называют инопланетянами

Прочитав описание, вы на 100% уверены, что это игра по Star Wars, так? Вот и я так думал, пока не запустил первую волну. Оказывается, флот Дарта Вейдера состоит здесь не из СИДов, а из летающих:

  • сюрикенов,
  • ангелов,
  • глаз,
  • свастик,
  • какашек на ножках,
  • вагин (самые дорогие, к слову, по очкам),
  • и прочих непонятных штуковин.
Перечень всех врагов и их «стоимость»
Перечень всех врагов и их «стоимость»

Что до геймплея, то тут без изысков — нужно просто убить всех врагов на каждой волне. Сложность заключается в том, что имперцы по тебе тоже стреляют, и вот тут у меня возникла небольшая проблема. В описании сказано, что «неоновые огоньки предупреждают, когда противники атакуют», а в обучении показаны три индикатора. Однако я так и не понял, как по ним ориентироваться. Они мигают, переключаясь с зеленого на розовый и обратно, но как считывать с этого информацию… В общем, с защитой от вражеских выстрелов у меня возникли некоторые проблемы, так что как я ни старался, дальше четвертой волны так и не дошел.

Зеленые круги вокруг «ангела» — это метеориты. Для нас и врагов они полностью безвредны и добавлены в игру исключительно для красоты
Зеленые круги вокруг «ангела» — это метеориты. Для нас и врагов они полностью безвредны и добавлены в игру исключительно для красоты

Казалось бы, передо мной снова обыкновенный тир от первого лица… но он почему-то затягивает! Вероятно, дело во в кои-то веки отзывчивом управлении. Прицел двигается плавно, адекватно реагирует на одновременное нажатие двух направлений (влево-вверх, вправо-вниз и так далее), и вообще ты чувствуешь, что действительно его контролируешь. Подобные ощущения в древних Star Wars у меня бывают редко, так что о потраченном на игру времени я не жалею — стрелять по сюрикенам, ангелам и глазам было комфортно и увлекательно.

237. Return of the Jedy (1983) — Возвращение джидая

Платформа: ZX Spectrum

Издатель: M.K. Circuits

Геймплей

Нет, это не я ошибся в слове Jedi, а авторы очередной аркады по «Звездным войнам» для ZX Spectrum. Аркада, к слову, вовсе не летная, чем приятно меня удивила. И пусть геймплей тут оказался двухкнопочный, в рамках марафона он вполне уникален.

Господа разработчики, это не джидай — это сытх!
Господа разработчики, это не джидай — это сытх!

Итак, мы находимся в центре некой джедайской игровой арены, стоя за лазерной турелью. Вращается она почему-то только по часовой стрелке, но это не баг, а так и задумано. От центра во все стороны расходится восемь дорожек. В конце каждой — отверстие, из которого может вылезти либо R2-D2, либо Дарт Вейдер. Наша задача: успевать быстро поворачивать турель в направлении врага и стрелять. Опоздал — потерял одну из пяти жизней. А вот задевать R2 нельзя ни в коем случае — игра предупреждает, что тогда нас самих уничтожат.

R2 тут выглядит мощнее Вейдера
R2 тут выглядит мощнее Вейдера

Убив примерно 30 Вейдеров, игрок переходит на следующий уровень. Всего их восемь и на каждом последующем отводится всё меньше времени на прицеливание. Я сумел дойти только до третьего, при этом основная трудность для меня была — не перекрутить турель. Управление здесь отзывчивое, что в целом приятно, но вместе с тем легко перескочить нужную дорожку. Как вы понимаете, в этом случае не получится просто вернуться обратно, ведь вертеться можно только по часовой стрелке.

В свое время игра стоила 6 фунтов, что в пересчете на современные деньги с учетом инфляции равняется 2200–2800 рублям
В свое время игра стоила 6 фунтов, что в пересчете на современные деньги с учетом инфляции равняется 2200–2800 рублям

Return of the Jedy — небольшая забавная аркада, за которой можно убить немного времени. Она проста в освоении и оригинальна по меркам марафона. За одно только это могу сказать разработчикам спасибо.

238. Star Wars (1983) — Шутерок на разок

Платформа: ZX Spectrum

Разработчик: J.T. Wilson

Прохождение

Проекты со «Спектрума» не перестают радовать разнообразием, и на очереди у нас игра не совсем понятного жанра. На некоторых сайтах эту Star Wars называют стратегией, но я с этим немного не согласен. Скорее это текстово-нетекстовый экшен. Сейчас поясню.

Star Wars делится на две логических части, пройти которые можно минуты за полторы — не каждую, а обе. Сперва мы сталкиваемся в космосе с четырьмя имперскими СИДами. На этом уровне наша задача: вводить координаты по Х и Y, чтобы попадать по врагам. Проблема в том, что на экране нет координатной сетки, и целиться нужно на глазок, корректируя огонь после каждой ошибки. Промахнешься три раза — ты труп. Это может показаться сложным, почти невозможным, но есть нюанс — враги всегда появляются на одних и тех же местах! Достаточно правильно подобрать координаты, запомнить их или выписать на бумажку, и при переигрывании уже не промажешь. Собственно, из-за этого реиграбельность у Star Wars нулевая.

Координаты этой цели — (5;3)
Координаты этой цели — (5;3)

Уничтожив четыре вражеских СИДа, мы спускаемся к поверхности планеты, а игра меняет жанр с текстового экшена на «риалтаймовый». Теперь наш истребитель кружит над имперской базой с одним-единственным уязвимым местом — небольшим вентиляционным отверстием. Вот в него-то нам и надо попасть. Попыток дается всего четыре, а выпускать заряд надо заранее, так как он будет падать не четко вниз, а под углом 67 градусов. Если вдруг будете играть, бомбежка на Shift+Z — не благодарите.

По скриншоту и не скажешь, но выстрел меткий!
По скриншоту и не скажешь, но выстрел меткий!

Попав в отверстие, мы читаем громогласное BOOM! на экране и видим сообщение, что нас ожидает настолько потрясающая награда, что сложно вообразить. Долго я ждал, что же это будет, но не дождался…

239. Star Wars (1984) — Книжка с картинками

Платформа: ZX Spectrum

Разработчик: Steve Preston

Прохождение

Эта Star Wars — еще одно текстовое приключение с картинками, правда, не такими красивыми и детализированными, как в Return of the Jedi с Commodore 64. Игра пересказывает четвертый эпизод киносаги и проведет нас от песков Татуина до коридоров огромной «Звезды Смерти». Геймплей традиционен для жанра: чтобы продвигаться по сюжету, нужно прописывать все действия словами — и с этим, как обычно, у меня возникли проблемы.

Начинается всё у Люка дома и поначалу не вызывает сложностей. Выходим на улицу, дядя просит нас прикупить двух дроидов, после чего мы топаем к джавам. Вернувшись, обнаруживаем родных убитыми и отправляемся вглубь татуинских пустынь. Здесь-то и начинаются первые проблемы — как у Скайуокера, так и у меня. На наших героев нападают песчаные люди, от которых мы успешно прячемся (hide), а дальше…

Графика примитивна, но лучше такая, чем никакой
Графика примитивна, но лучше такая, чем никакой

«Вы видите скалу. Вы прячетесь за ней. Песчаные люди успели вас заметить и последовали за вами. Теперь же они потеряли вас и исчезли где-то на юге. Вы видите ржавый ключ. Что теперь, Люк?»

Поднимаю ключ и впадаю в ступор. Где мне его использовать в пустыне? Ввожу разные команды — не помогает. Пишу HELP, игра советует «исследовать вещи». Пробую исследовать ключ, скалу, песок, направления — безрезультатно. Ну что ж, пришлось снова искать прохождение на YouTube, благо в этот раз оно оказалось полным. Оказывается, нужно было исследовать горы (mountains), а не скалу (rock) или утес (cliff), о которых говорилось в текстах. Ладно, горы тоже упоминались, но за несколько надписей до, так что я про них даже не думал.

Иногда встречаются головоломки в духе «выбери правильную дверь». Чтобы их решить, нужно внимательно всё изучать, осматривать, с кем-то разговаривать… Обычно я на них умирал
Иногда встречаются головоломки в духе «выбери правильную дверь». Чтобы их решить, нужно внимательно всё изучать, осматривать, с кем-то разговаривать… Обычно я на них умирал

И аналогичные проблемы преследовали меня постоянно. Вот несколько примеров. Игра сообщает, что есть три кнопки — красная, желтая и зеленая. Пробую push button, push green button, press green button, press green и еще всевозможные варианты, так как команды всегда строятся по схеме «глагол + существительное». Но нет, здесь, как оказалось, по какой-то причине нужно было написать просто green. Далее мы сталкиваемся с СИД-истребителем, и внутриигровая подсказка сообщает: «Следуй за ним». Ну я и пишу follow tie, follow tie-fighter, а правильно — follow fighter. Или последний пример. Подхожу к лифту, пишу enter lift. Поднялся на этаж, пишу exit lift, leave lift и еще всякие комбинации, чтобы покинуть ЛИФТ. А надо было «зайти в комнату»… В такие моменты игра крайне раздражает.

Одна из многих возможных смертей
Одна из многих возможных смертей

Что раздражает еще сильнее — постоянные смерти. Я не разобрался, можно ли сохраняться в том эмуляторе, на котором я играл, поэтому проходил Star Wars по-честному, без «квик сейвов». Зашел в дом Бена Кеноби, взял световой меч — старик разозлился и порезал Люка на куски. Замаскированным зашел к штурмовикам. Всё нормально. Нажал «идти на восток», они заметили Чубакку и пристрелили всю команду. Пытался разобраться, какое ключевое слово от меня хотят разработчики — слишком долго, прибежали штурмовики и всех поубивали. И каждый раз нужно начинать с начала, проделывая весь путь от дома Люка… Это настолько меня утомило, что игру я досмотрел уже на YouTube — перепроходить одно и то же в десятый раз мне откровенно надоело.

240. Attack of the Empire (1985) — Хардкорный ремейк классики

Платформа: ZX Spectrum

Разработчик: Nick Ayre

Геймплей

Когда я начинал знакомиться со «Спектрумом», я рассказывал про Battle on Hoth — неофициальный ремейк самой первой лицензированной игры по Star Wars. Напомню, я тогда разочаровался. Несмотря на более красивую графику, сам проект был малоиграбелен, а также пестрил багами, из-за которых снежный спидер постоянно поворачивал не в ту сторону, а шагоходы вообще были то невидимы, то бессмертны.

Attack of the Empire — еще один ремейк той же самой игры, однако на этот раз сделанный по уму. Более того, здесь появились новые механики, которых не было в первоисточнике.

Итак, основная цель осталась прежней — управляя снежным спидером, нам требуется летать влево или вправо и подрывать выстрелами шагоходы. Честно, уже не помню, как точно они уничтожались в оригинале, но здесь наносить им урон можно только спереди. Разумеется, махины стреляют в ответ — причем не только лазерами, но еще и самонаводящимися ракетами. От последних увернуться, кажется, невозможно. По крайней мере, у меня ни разу не получилось. Их можно только сбивать, но тут есть проблема — иногда наши выстрелы словно пролетают сквозь ракету, не подрывая ее. Итог: нам минус жизнь.

Еще одна новая механика, помимо самонаводялок — человечки. Они бегают по полю битвы и ждут, когда мы спасем их и отнесем на базу. За столь добрый жест нам дадут 100 очков и восполнят топливо, которое расходуется не только на полет, но и на выстрелы. Сложность здесь в том, что в базу можно впилиться и умереть.

Чтобы не врезаться в базу, лететь нужно на такой высоте
Чтобы не врезаться в базу, лететь нужно на такой высоте

В целом же Attack of the Empire — вполне добротный ремейк оригинальной Star Wars: The Empire Strikes Back. Он привносит в классический геймплей несколько новых фишек, но из-за этого игровой процесс становится сложнее. Я, например, лишь единожды смог одолеть первую волну шагоходов, а после повторить подвиг так и не смог.

Конец сорок второй части. Продолжение следует...

6565
14 комментариев

Ура поздравляю с очередным прохождением. монументальная работа слежу за которой уже полгода. и не могу дождаться врыва в относительно наши времена хех

3
Ответить

Да, я тоже уже не могу дождаться :D

Могу сказать одно, со "Спектрумом" я почти закончил - осталась одна игрушка, и перехожу на новую ретро-платформу. На ней игр вроде немного, штуки четыре. Спойлерить платформу пока не буду)

Ответить

Сергей, радует, что ты по достоинству оценил мою "родную" платформу! "Спекки" рулит!

Я как-то читал воспоминания автора "Star Wars Adventure" Стива Престона, который писал, что ему гораздо больше нравилось рисовать изображения к игре, чем писать её код. В итоге она и выглядит странно, и играется так же.

"Attack of the Empire" - отлично сделанная игра, не понимаю, почему её всегда пропускают в многочисленных обзорах видеоигровых битв при Хоте.

2
Ответить

Интересная статья!

1
Ответить

Очень странная подборка - ни об одной из этих игр даже не слышал, зато до дыр допроходил гораздо более известные (в моем окружении) Death Star и Empire Strikes Back.

Ответить

Не знаю, о каких конкретно Death Star и Empire Strikes Back говорите, так как игр с такими названиями полно на всевозможные платформы, но вполне возможно, что о них я тоже уже писал — как-никак, моя "странная подборка" состоит уже из 240 экземпляров ;)

1
Ответить