«Возможно, самый экзистенциально амбициозный мультфильм, выпущенный Disney»: что пишут в обзорах «Души» от Pixar
Критиков впечатлили анимация и режиссура, хотя история не блещет оригинальностью.
Disney отменила кинотеатральный релиз «Души» в США и многих других странах и выпустит фильм 25 декабря эксклюзивно в Disney+. Режиссёром выступил Пит Доктер, снявший «Головоломку», а главную роль исполнил Джейми Фокс («Рэй», «Соучастник»). Фильм рассказывает об учителе музыки Джо Гарднере, который мечтает стать джазменом. С ним происходит несчастный случай, и его душа попадает в мир, где зарождаются человеческие увлечения, мечты и интересы.
Критики уже посмотрели фильм на фестивале BFI London и поделились впечатлениями. На момент написания заметки у «Души» рейтинг 89 на Metacritic и 100% на Rotten Tomatoes.
В первую очередь рецензенты отмечают, что это один из лучших фильмов Pixar за десятилетие и, возможно, за всю историю. Так, автор из THR уверена, что «Душа» находится в числе самых удачных проектов студии — вместе с «Историей игрушек», «Суперсемейкой» и «ВАЛЛ-И».
Возможно, рано об этом судить, когда музыка из фильма до сих пор звенит в ушах, а слёзы ещё не высохли, но думаю, что «Душа» находится где-то в высшем эшелоне.
С ней согласны рецензенты из The Wrap и Deadline.
«Душа», возможно, — самый экзистенциально амбициозный фильм, выпущенный Disney, и он поражает своим красочным визуальным рядом и нежной мудростью истории, несмотря на головокружительную концепцию.
Это подлинное возвращение к былой Pixar, фильм, в котором полно грандиозных идей и оригинального исполнения, а также подтверждение намерения Доктера увести студию от бесконечных сиквелов обратно к оригинальным проектам. Это фильм с твёрдым эмоциональным стержнем, который, кажется, исходит из искреннего любопытства. Короче, у него есть душа.
Журналисты считают, что такого успеха «Душа» достигла прежде всего благодаря режиссёру Питу Доктеру. Его «Головоломка» удачно сочетала драму и комедию, и здесь ему удалось удержать заданную планку.
«Душе» удаётся жонглировать между сюрреалистическим юмором «Головоломки» и самой приземлённой и сознательной историей за всю историю студии. Наблюдать за тем, как создаётся такая смесь, — настоящее чудо.
Отдельной похвалы удостоился визуальный ряд. В техническом плане всё выполнено идеально: постарались и художники, и аниматоры. Причём одинаково хорошо сделаны как Нью-Йорк, так и мир душ.
«Душа», возможно, самый изысканный в плане картинки фильм Pixar. Операторы Мэтт Аспбери и Йен Мегиббен наполняют оба мира текстурами, за которые не грех и умереть. Этот Нью-Йорк будто находится в шаге от того, чтобы быть реальным, и он сделан с такой любовью и так аутентично, что вы сможете это прочувствовать. Каждый кадр наполнен жизнью, и это подходит фильму, который сам по себе — ода жизни.
Кроме того, «Душа» радует и в музыкальном плане. Саундтрек к фильму писали Трент Резнор и Аттикус Росс, известные по «Социальной сети» и «Исчезнувшей». Они отвечали за композиции для мира душ, а музыкант Джонатан Батиста написал джазовые композиции, которые исполняет главный герой.
Музыка — сердце фильма, поэтому неудивительно, что саундтрек «Души» один из лучших в истории студии, хотя он действительно такой же джазовый, как и следовало ожидать. Два мира сопровождаются разной музыкой. В результате получилась головокружительная комбинация музыкальной самобытности, подчеркивающей многослойную динамику фильма.
Но некоторые журналисты написали, что «Душа» во многом копирует структуру предыдущих фильмов студии. Для кого-то это не станет проблемой, но это отражается на оригинальности фильма.
С точки зрения повествования, «Душа» соответствует почти всем параметрам проектов Pixar, и как просто фильм он интересный, хотя от ощущения, будто чего-то не хватает, так и не получится избавиться. Сценарий здесь будто написан с неуверенностью, здесь всё сведено довольно халтурно, словно сценаристы сверялись по пунктам из списка. В истории мало стиля, она очень упрощена, но, может быть, сценаристы этого и добивались? Чтобы она соответствовала пунктам из списка.
Также сюжет может и не впечатлить эмоционально. Так произошло, например, с автором Empire.
Хоть здесь всё и великолепно в визуальном плане, «Душа» всё же мала по сравнению с предыдущими проектами Pixar. Это прекрасные 100 минут, но не сильное эмоциональное путешествие. Ставки здесь удивительно низки, без каких-либо сильных эмоциональных моментов, как то было в других фильмах Доктера — «Вверх» и «Головоломке». Несмотря на тему, заданную в самом начале, два мира не сливаются. Джо и его спутник по имени 22 объединяются, но их дружба раздражает. И ещё иногда кажется, будто это три фильма в одном, что создает некоторые зигзаги в тоне повествования. С такими большими идеями фильм, на удивление, довольно маленький сам по себе.
Однако эти проблемы могут показаться незначительными для большинства зрителей. Кларисса Лоури из The Independent предрекает «Душе» народную любовь и восхищение в семейных кругах со всего мира.
«Душа» не только соответствует невероятно высоким стандартам Pixar, но и представляет самое лучшее, что только может предложить студия: красоту, юмор, сердце и удар под дых экзистенциального кризиса. Дети будут смеяться и радоваться, а взрослые — рыдать до боли в мышцах.