Забытый предок «Акиры» / «Королевские космические силы: Крылья Хоннеамиз»

Рассказываю о первой работе великой студии Gainax. И о том, как в одном фильме совместить космическую гонку, классовое неравенство, два милитаристских государства и религию, похожую на секту самобичевания

Gainax вошла в историю как студия, умеющая и любящая удивлять нешаблонными проектами. Она была такой с самого начала. Разбираемся в том, что было до «Евангелиона», «Нади» и «Ганбастера».

Этот текст о фильме, положившем начало длинного пути.

В статье полностью отсутствуют сюжетные спойлеры.

Содержание

О зарождении Gainax

Мой рассказ начинается с группы энтузиастов, состоящей из бывших студентов Осакского университета искусств. Она была известна под названием DAICON Films — ранее команда выпустила удивившие многих рекламные ролики для одноимённых конвентов.

Рекламный ролик Daicon III, 1981 год
Рекламный ролик Daicon III, 1981 год

У истоков студии стояли известные ныне деятели индустрии: Хироюки Ямага, Хидэаки Анно, Ёсиюки Садамото и Тосио Окада.

Ямага и Окада помимо всего были прожжёнными отаку и резко высказывались о нынешнем курсе аниме. Они ещё 40 лет назад говорили о том, что индустрия погрязла в штампах «кавайных» (термин «моэ» ещё не придумали) девочек и неправдоподобных меха-роботов. Молодые энтузиасты уже тогда заявляли о намерении сделать аниме, которое встряхнет всех и вся.

Изначально с новообразованной студией связался Сигэру Ватанабэ, продюсер из Emotion, дочернего подразделения Bandai Visual. Он предложил Gainax создать 30-минутную OVA в фантастическом сеттинге. Студия согласилась, а выпущенный впоследствии тизер превзошёл все ожидания Ватанабэ.

Пилотная серия «Крыльев», а также пламенные речи участников команды, заинтересовали директора концерна Bandai, Макото Ямасину. Именно тогда он произнёс свою, ставшую легендарной, фразу:

Я ничего не понял, но звучит очень круто.

Макото Ямасина о будущей Gainax
Забытый предок «Акиры» / «Королевские космические силы: Крылья Хоннеамиз»

Предприниматель сразу увидел огромный потенциал проекта и выдал финансирование на сумму, эквивалентную пяти миллионам долларов. Со стороны Ватанабэ студия получила полную свободу действий. Вместо получасовой OVA было решёно снимать полнометражный фильм.

Производство началось.

Ouritsu Uchuugun: Honneamise no Tsubasa (1987)

Забытый предок «Акиры» / «Королевские космические силы: Крылья Хоннеамиз»

События «Королевского десанта» (под этим названием фильм был показан на «Первом канале» в 2002 году) разворачиваются в альтернативной версии нашей реальности. Королевство Хоннеамиз входит в космическую эру и стоит на пороге холодной войны с соседней южной Республикой.

Хоннеамиз даже после ряда военных неудач сохранила первенство в технологическом развитии: страна первой в мире запустила искусственный спутник и единственная имеет космическую программу.

К сожалению, большинство пробных запусков оказались провальными. И власть, и граждане теряют всяческий интерес к исследованию космоса — шаттлы не смогут прокормить семью или помочь в войне с идеологическим противником.

Космонавтика находится в упадке. В успех программы не верят ни сами курсанты, занимающиеся этим ради неплохой зарплаты, ни их наставники, энтузиазм которых стремительно угасает.

Сироцугу Ладатт всегда стремился к небу — он мечтал стать полярным лётчиком. Но с его школьными оценками ловить было нечего, и парень схватился за единственный шанс: поступил в увядающие Королевские Космические Силы. Насмотревшись на плачевное положение дел в корпусе, он с товарищем рассуждает о перспективах работы в пекарне.

В учебке всё наперекосяк. Наставники истязают курсантов тренировками, от которых некоторые из них погибают. При этом старшие обвиняют подчинённых в халатности — ведь именно из-за их безразличия ни одного успешного запуска так и не произошло. Такое отношение привило ученикам мысль о невозможности покорения космоса.

Всё изменится благодаря знакомству Сироцугу с Рикунни, миссионеркой, проповедующей в богатом квартале аскетизм и отказ от земных благ. Молодые люди быстро найдут общий язык, и мечтающий о небе курсант вновь загорится космическими полётами. Точнее, величественностью самого космоса, сравнимого со Всевышним.

Ведомый мыслью отправиться в бездну, избавленную от людских войн и злобы, Сироцугу вызывается добровольцем на последний проект Космических Сил.

Предсмертную попытку корпуса запустить человека выше неба.

Почему Honneamise no Tsubasa — великий фильм

В первую очередь, «Крылья Хоннеамиз» цепляют своим внешним видом. Уровень рисовки и анимации в фильме был способен конкурировать с первыми работами студии Ghibli и вышедшим спустя год «Акирой».

Сцены с большим количеством людей поражают — за спиной действующих лиц не безликая массовка, а толпы народа с детально анимированными движениями. Они ходят, разговаривают, крутят головами и машут руками. Ни одного статичного кадра.

Подробности функционирования техники ещё не достигли «Ганбастерского» апогея, с его приборными панелями космических кораблей, но находятся на очень высоком уровне. Самолётные шасси и элероны, процесс сборки ракетных двигателей и самой ракеты — всё проработано с большой тщательностью.

А какие здесь сумасшедшие задники! Рассматривать детали на них можно очень долго.

C одной стороны, мир в Honneamise no Tsubasa сильно отличается от нашего. С другой — не узнать его невозможно. Всё дело в деталях. Художники постарались изменить и переизобрести каждый знакомый нам предмет, от монет и дверного звонка до тяжёлой техники.

Сеттинг отражает альтернативные 1950-е с уклоном в сторону футуризма. При этом общество представленных государств напоминает своими традициями, диалектами и нарядами индейские племена. Наличие в фильме всего лишь двух сверхдержав, разделённых экватором, может намекать на то, что в этой версии истории на обеих Америках процветают непокорённые коренные народы.

Двухчасовой фильм вышел невероятно насыщенным. Здесь нашли своё место высказывания о социальном расслоении, протест в сторону милитаризации и продуманная религия, являющаяся смесью западных и восточных верований, со своей историей и догматами.

Отдельным интересом при просмотре может стать наблюдение за тем, как перекликаются религиозные темы и технологически-развитое общество. Есть ли место вере в полностью самостоятельной цивилизации? Этакий вопрос зарождающегося киберпанка.

Я неспроста упомянул киберпанк — следующей работой Gainax станет Appleseed / «Яблочное зёрнышко» (1988), тайтл, сыгравший немаловажную роль в развитии жанра и вобравший опыт авторов после «Королевского десанта».

Сперва мне показалось, что тема Бога совершенно не вписывается в общий строй поднятых в аниме проблем. Мнение изменилось после лучшего знакомства со здешним рупором религиозной повестки — Рикунни. Она сама и её роль в фильме отлично между собой синергируют. Насколько наивна и простодушна девушка, настолько же современному обществу наплевать на её проповеди. Единственного слушателя Рикунни найдёт в лице Сироцугу.

За основу веры взят дословный пересказ мифа о Прометее с продолжением. В древности наглый человек украл у Бога огонь и теперь человечество должно понести кару за свои грехи; за отказ от блаженного неведения в пользу развития.

Забытый предок «Акиры» / «Королевские космические силы: Крылья Хоннеамиз»

От христианства местная вера взяла всепрощение и любовь к ближнему своему, от востока — японский консерватизм, отрицающий технологии и прогресс. Очень необычный сплав культур.

По итогу фильм может похвастаться интересной и не раздражающей реализацией религии. Главному герою веру не насаждают силком — в словах Рикунни он находит ответы на собственные вопросы, не соглашаясь со всем остальным. Сироцугу не становится набожным фанатиком — он добровольно ищет спасения у Бога, потому что справиться сам не в силах.

Впоследствии окажется, что Творец был в чём-то прав. Настоящая Япония в 1987 году находится на пике своего экономического подъёма. Финансовый пузырь лопнет только через четыре года, а пока что беззаботные японцы живут в счастливейшей стране планеты. Авторы фильма позволили себе пофантазировать и на эту тему.

Общество Хоннеамиз, совращённое деньгами и технологиями, постепенно теряет связь с реальностью. По богатым кварталам праздно шатаются работники военных отраслей, в то время как двумя улицами ниже бедняки устроили митинг против власти. Почему бунтуют? Так работы у них, наверное, нет — заняться нечем лодырям.

Королевская семья одержима искуплением прошлых военных провалов. Все свободные средства идут на поддержание мирового первенства. Даже запуск человека в космос, событие, напрямую не связанное с войной, станет предлогом для очередного конфликта с Республикой.

Ракета должна будет взлететь в демилитаризованной зоне на границе с врагом, дабы его спровоцировать. Война стала самоцелью для озлобленных людей. Военные историки начинают сравнивать цивилизацию с первобытной общиной, ведь нынешних мыслителей интересуют те же вопросы, что и их далёких предков.

По замыслу студии, зрители должны были выходить из кинотеатра ошеломленными. На них сваливали гнетущий антиутопичный мир, сильно контрастирующий с привычными для того времени тайтлами.

Режиссёр Ямага рассказывал, что главной задачей фильма было создать знакомую, но несчастную обстановку, в которой бы не хотелось прятаться от реальности. Как задумка фильма родилась из желания бороться с популярными штампами, так и его посыл должен был стать призывом посмотреть на окружение под другим углом.

Мелочей, о которых хочется посидеть и подумать, в Honneamise no Tsubasa хватает. Зритель подмечает, что конструированием ракеты занимаются сплошь старцы с затуманенным разумом. Видит, как военные лётчики, к которым героя аниме направили для подготовки к полёту, насмехаются над космическим корпусом.

Вы нас что, от пришельцев защищать будете? Так они приземлятся и мы их сами побьём!

Лётчик ВВС
Забытый предок «Акиры» / «Королевские космические силы: Крылья Хоннеамиз»

Фильм наполнен мелкими конфликтами и историями, уследить за каждой из которых невозможно. Персонажи при этом ведут себя очень реалистично — делают ошибки и задумываются над последствиями. Не раз и не два будет показана серая мораль. Герои стремятся узнать, что же такое «хорошо» и «плохо» в мире, ориентированном на войну.

Звучит это всё как какая-то каша из концептов, мыслей, метафор и авторского видения. Но Хидэаки Анно и Тосио Окада уделили неимоверное количество времени проработке мира. Здесь нет обрывающихся в воздухе концов. Нет вещей, придуманных просто так; просто потому что они круто выглядят. Всё смотрится гармонично и обоснованно.

Наличие двух диалектов, письменности, географии, продуманного классового строя и натурально реагирующих персонажей придаёт правдоподобности тщательно выстроенному сеттингу. Авторы даже придумали теневой бизнес властей, с помощью которого проворачиваются коррупционные махинации — элемент совершенно необязательный, но подчёркивающий скрупулёзное отношение студии.

А ещё здесь есть душевный старомодный юмор, до сих пор вызывающий улыбку.

Пока нарезал футажи, заметил — зонтик раскрывается в обратную сторону

Критика

Я видел мнения людей, которые называли фильм попыткой создать своего Юрия Гагарина. Дескать, японцам покоя не даёт факт, что не они первые покорили космос. Спешу заметить, что конфликт сюжета противоположен вышесказанному.

«Крылья Хоннеамиз» ясно дали понять, что идеей исследования космоса с научной точки зрения не горит ни одна из группировок. Для государства это новый, но совершенно необязательный способ побряцать своим превосходством. Для главного героя — попытка найти ответы у Всевышнего, которого он видит в лице бескрайнего космоса. Для вражеской Республики — возможность хоть в чём-то превзойти противника.

Космонавтика здесь всего лишь инструмент, способ достичь личных целей.

Ещё одним спорным моментом для современников фильма стал дизайн ракеты — она сильно напоминает советский «Восток-1», на котором летал Гагарин. В сеттинге, изменившем все привычные вещи, вдруг появляется знакомый космический носитель — очень странно!

Хироюки Ямага, в ответ на обвинения в отсылках на реальную холодную войну СССР и США, вспоминает, что такой вид ракеты был выбран из-за её функциональности. Законы физики в реальном мире и в фильме работают одинаково, поэтому, после пробы разных концептов, ракету решили не переизобретать.

Вопреки расхожему мнению о провале фильма, прокат на родине отбил затраты Bandai Visual на производство. А вот сама Gainax на проекте заработала крайне мало и долгое время находилась на грани банкротства.

Причиной того, почему фильм не стал популярнее, чем он есть, называют ошибки продвигавшей его маркетинговой компании. TOWA Promotion, занимавшиеся этим, рекламировали тайтл как новый хит навроде «Навсикаи из долины ветров», созданный Хаяо Миядзаки тремя годами ранее.

Kaze no Tani no Nausicaa, 1984
Kaze no Tani no Nausicaa, 1984

Изначально фильм назывался просто «Королевские Космические Силы», о чём свидетельствуют начальные титры. Но рекламная кампания для красного словца подарила Хоннеамиз «крылья». Звучит-то интереснее, согласитесь. По итогу зрители вместо фентезийной сказки получили военную драму с политическими интригами.

Несмотря на все перипетии, фильм был высоко оценён публикой и критиками. Согласно опросу Агенства по делам культуры Японии от 2007 года, тайтл занял 36-е место среди лучших аниме всех времён.

Uru in Blue

Официальный постер продолжения
Официальный постер продолжения

К «Крыльям» должен был выйти сиквел под названием Aoki Uru, но спустя некоторое время студия заявила о нехватке финансов. Проект оказался заморожен, а многие наработки из него были перенесены в Neon Genesis Evangelion 1997 года.

В будущем дата выхода продолжения несколько раз переносилась. В 2015 году увидел свет диск Blue URU с материалами и концепт-артами художника Ёсиюки Садамото. Хироюки Ямага в интервью 2016 года отметил, что выход сиквела намечен на 2022 год.

Вскоре Gainax будет вовлечена в серию судебных расследований и избавится практически от всех своих франшиз. В связи с этим статус производства анонсированных Uru in Blue и Top wo Nerae! 3 неизвестен. Права на них уйдут дочерней компании Gaina.

Забытый предок «Акиры» / «Королевские космические силы: Крылья Хоннеамиз»

Послесловие

Полнометражка заняла важнейшее место в истории студии. Она определила будущий курс и сформировала видение проектов. Более того, фильм для авторов стал возможностью высказаться о текущем направлении всей индустрии; отвесить оплеуху конвейерным поделкам 80-х годов. История ведь циклична.

В дальнейшем Gainax будет проверять свои возможности каждым новым проектом. Вершина детализации будет достигнута в Top wo Nerae!, финальный вид философских размышлений в NGE, а апогей пафоса — в TTGL.

Забытый предок «Акиры» / «Королевские космические силы: Крылья Хоннеамиз»

Когда-то этот чудесный фильм стал открытием, его обсуждали и награждали. Сейчас же это всеми забытая классика, всплывающая в инфополе в десятки раз реже своего именитого современника, «Акиры». А между тем, тайтл замечательно сохранился не только благодаря прорывной графике и анимации, но и озвученным в нём мыслям.

Да, у Honneamise no Tsubasa скомканная концовка, а философские разговоры для нашего времени довольно примитивны. Но он всё ещё смотрится на одном дыхании и способен поражать сердца и умы. Как и большинство работ гениальной, ныне почившей, Gainax.

В фильме огромный набор разнообразных тем для размышления: война, политика, вера, человеческая преданность и предательства, бытовуха и, конечно же, необъятность космоса. Что из этого списка откликнется в Вашей душе — узнаете после просмотра.

К ознакомлению рекомендуется.

P.S. Смею напомнить, что именно ваша активность является главным мотиватором для написания и улучшения моего контента. Если вам понравился материал — не побрезгуйте нажать на «жопку» и заглянуть в блог, в нём тоже есть, на что посмотреть.

840840
290 комментариев