"Копи царя Соломона"(King Solomon's Mines, 1950)
Предку "Индианы Джонса" пора на покой?
Когда речь идёт об экранизациях романа "Копи царя Соломона" Генри Хаггарда, данный фильм часто вспоминают в первую очередь. Будучи самым дорогим фильмом 1950 года(2,3 млн. $), картина легко окупилась в прокате и стала одним из его лидеров, заработав 15 миллионов. Последовала целая череда подобного кино, среди которого "Африканская королева" Джона Хьюстона, "Могамбо" Джона Форда и другие хиты своего времени. Успех ленты можно объяснить тем фактом, что до 1950 году зрители не видели ничего подобного: экранизация популярного приключенческого романа, снятая в цвете на натуре в Африке! Критики даже номинировали фильм на "Оскар" в категории "Лучший фильм", и это при том, что в этот же год вышла такая бессмертная классика, как "Сансет бульвар" и "Всё о Еве".
Сильные стороны видны сразу же. Нас бросают в самый центр сафари, в ходе которого убивают слона(надеюсь, животных на съёмках не убивали по-настоящему) и одного охотника из числа аборигенов. Постановка впечатляет(хотя монтаж местами очевиден), лучше всего о её качестве скажет короткое видео:
В центре сафари — Аллан Куотермейн, которому порядком поднадоело это дикое занятие. Жаль, что больше на этом континенте ему заниматься нечем, поэтому единственным избавлением видится смерть. Побуждаемый то ли жаждой смерти, то ли буржуазным эгоистическим инстинктом, Аллан соглашается на предложение англичанки Элизабет и её брата Джона помочь им найти пропавшего мужа Элизабет, который исчез где-то посреди пустыни, когда отправился искать там несметные затерянные богатства. Пропавший авантюрист оставил только карту, по которой он собирался найти знаменитые рудники. Теперь по ней будут искать его самого.
Аллан обещает Элизабет и Джону настоящее приключение на все 5000 фунтов, которые они ему заплатили. Как по мне, развлекательная программа подкачала. По большей части опасность представляют дикие животные — никаких вам племён каннибалов или "злых древних духов". Где преодоление порогов бурных рек под эпический саундтрек, хлипкие висячие мосты над мутными, полными крокодилов водами? Кто будет стимулировать выработку адреналина у избалованных спецэффектами детей XXI века, страдающих СДВГ?
Если же смириться со спокойным характером фильма, то можно даже получать удовольствие. Как вам крокодильчик, вылупляющийся из яйца? Правда мило? Кажется, само по себе наблюдение за ещё нетронутой природой Африки и её коренным населением может доставлять определённое удовольствие. Фильм совершенно не усыпляет, скорее успокаивает. Опять же, всё это ещё и красиво снято("Оскар" за лучшую операторскую работу и монтаж). Единственный недостаток — "академическое" соотношение сторон 1,37:1, в которое здешние просторы не помещаются. Субъективно, фильм смотрелся бы лучше в широком формате.
Драма в фильме слабая. Рассуждения Аллана о месте человека в природе не получают значимого развития. Персонажи не хотят показывать нам свой внутренний мир. Довольно быстро становится очевидным любовный интерес между Алланом и Элизабет. Это, конечно, неплохо само по себе, но какой-то "химии" здесь не хватает. Пара Хамфри Богарта и Кэтрин Хепбёрн в "Африканской королеве" излучает гораздо больше тепла и живости. Некоторые эпизоды из "отношений" просто смехотворны. Хотя фильму это скорее в плюс: испанский стыд — неотъемлемая часть его очарования. Хотя есть и преднамеренный юмор.
Робкие попытки в сексуальность также вызывают искреннюю улыбку(не обожгитесь, под спойлером очень горячие фото):
И всё же фильм не оскорбительно и даже не смехотворно плох. Смертельно скучным его также не назовёшь. Просто это довольно минималистичная, если не сказать пустоватая, картина, которая, тем не менее, находит своих поклонников даже спустя 70 с лишним лет.