Vampire: The Masquerade. Почему так гениально?

Обзор на самую атмосферную RPG в истории.

Vampire: The Masquerade. Почему так гениально?

Первый раз я поиграл в Vampire The Masquerade в 2018 году. Значил установил, сел за нее и вышел где-то ночью, только после полного прохождения. А на следующий день знаете, что я сделал? Взял и прошел ее второй раз. Сделал я это, правда, потому что запорол персонажа, из-за чего при первом прохождении пришлось читерить. Об этом чуть позже. А еще я пропустил несколько второстепенных квестов. Позже я ее перепроходил еще несколько раз.

Оригинальная игра создана в 2004 студией Troika. Вышла она в очень сыром и недоделанном виде, однако со временем была допилена фанатами и продолжает допиливаться и сейчас, недавно, например, вышла полная русская озвучка.

Я сыграл в три версии игры: 2018, 2019 и 2020 года и все они немного отличались друг от друга.

Ролевая система

Vampire: The Masquerade. Почему так гениально?

Система прокачки персонажа такая же как и в других РПГ. У вас есть набор характеристик, которые вы можете развивать по желанию. Характеристики увеличивают способности, которые разделены на 4 группы: боевые, ментальные, социальные, физические. В игре вы можете выбрать довольно много способов для прохождения. Можете все проблемы решать разговорами, но не простыми, а убеждением или же соблазнением, если ваш персонаж красив, а можно и попробовать угрожать. Диалоги действительно написаны великолепно, со множеством развилок и вариантов.

Если вы не любитель разговоров всегда можно применить оружие. В игре есть несколько видов как огнестрельного, так и холодного оружия.

Правда есть один минус. Чтобы пройти игру до конца вам нужно только идеальное владение холодным оружием. Но это вы узнаете примерно в последней четверти игры.

Vampire: The Masquerade. Почему так гениально?

В игре присутствует система человечности и маскарад. Очки человечности определяют, к чему вы ближе к человеку или к монстру. Чем их меньше, тем больше шанса впасть в безумие — состояние когда персонаж начинает убивать всех без разбору. Маскарад же уменьшается за каждое действие, когда люди узнают о существовании вампиров. Например, если вы убьёте кого-то на улице или используете способность. Также маскарад меняется после удачного/неудачного прохождения некоторых квестов. После потери пяти очков игра просто заканчивается. Ни первое, ни второе особо не влияют на геймплей и нужны скорее для отыгрыша бунтаря и плохого парня. Однако с ними связанна однако из концовок игр, добавленная в фанатском патче.

Больший интерес представляет возможность выбора клана. Во многих играх есть возможность выбора предыстории или фракции, но это обычно дает лишь несколько дополнительных очков к характеристикам, и возможно несколько новых квестов. Со многими кланами так и есть. Большинство из них дает прибавку к какой-либо характеристике и специальную способность. Но кардинально геймплей изменяется при выборе клана малкавиан или клана носферату.

Малкавиане — это клан, где абсолютно все сумасшедшие, кто-то больше, кто-то меньше. Помимо мелких изменений вроде галлюцинаций (вы часто будете слышать голоса в голове), а также некоторых необычных возможностей, вроде диалога с диктором по телевизору, все реплики игрока будут полностью переписаны, прямо под стиль вашего больного рассудка. Также, конечно, реакция на вас некоторыми другими персонажами будет отличаться. Понятно, что этот клан плохо подходит для первого прохождения, но как причина перепройти игру еще раз он идеален.

Vampire: The Masquerade. Почему так гениально?

Второй необычный класс — Носферату. Если остальные вампиры выглядят как люди и у них нет проблем с нахождением на улице, то носферату довольно страшные, поэтому им не желательно попадаться на глаза. Выбрав этот клан, вы всю игру вынуждены будете проходить по стелсу. Интересно, что в игре есть очень много различных обходных путей: переулки, канализации, вентиляционные шахты, дополнительные входы и выходы. Все это, при игре за другой клан, даже не замечаешь за ненадобностью и оценить по достоинству можно только лишь за носферату.

Сюжет

Сюжет начинается с того, что игрока превращают в вампира, но так как по вампирским правилам обращать в вампира можно только по разрешению, того, кто обратил главного героя, убивают. А сам игрок отправляется по поручению князя, главы вампирского мира Лос-Анджелеса, на дело. В процессе прохождения мы узнаем о множестве группировках, борющихся за власть в вампирском мире, узнаем их мотивы и может какой-нибудь из них даже помочь, или же просто выступить против всех.

Персонажи абсолютно все, как главные, так и второстепенны, живые и колоритные. По каждому из них можно написать отдельную статью, на самом деле, но я просто скажу, что они хороши.

I... am... Jeanette
I... am... Jeanette

Квесты выполнены на неплохом уровне. Интересно, что многие из них так или иначе взаимосвязаны, завершив квест, вы можете наткнутся на его продолжение уже в другом, на первый взгляд, никак не связанном квестом. При этом, почти все квесты, не простые «подай-принеси». С их помощью можно лучше познакомится с сеттингом и со всеми группировками.

Минус заключается в том, что несмотря на вариативность квестов и диалогов, а также на наличие трех основных концовок и парочку дополнительных, выбрать любую из них вы можете в финальном диалоге, вне зависимости от прошлых слов и действий.

Город Вампиров

Основные районы и некоторые квестовые локации
Основные районы и некоторые квестовые локации

Говоря о Vampire: The Masquerade, чаще всего вспоминают ее «атмосферность». По-моему мнению, самое важное, что придает такую атмосферность это дизайн локации. Это одна из тех игр, где хочется просто походить по домам и посидеть в барах, благо тут есть несколько вариантов. Интересно, что все действие игры, за исключением парочки квестов, происходит в четырех небольших районах города. При этом какой-либо замкнутости или нехватки локаций не ощущается вообще. Наоборот, чувствуется ламповость и атмосферность, а большая концентрация квестов и множество интересных персонажей все это умножает.

Помимо гениального дизайна сеттинга, игра обладает таким же левел дизайном. В каждом районе есть пара главных зданий, где сидят квестодатели основного сюжета. И вас в эти здания, можно сказать, отведут за ручку. Эти здания всегда очень заметны, ввиду того, что это либо цветастые клубы, либо гигантские башни, и вы зайдете в них, скорее всего, в первую очередь. Однако, если ходить только между ними, вы, конечно, пройдете игру, но пропустив при этом кучу контента. Игра предполагает, что вы любите заходить во все открытые двери и общаться на все темы с персонажами.

Что-то схожее по атмосфере я вспоминаю в Dragon Age 2. Игра, которая тоже обладает гениальном, в своем роде, левел дизайном. Отзеркалить одну пещеру четыре раза и сказать, что это всё разные локации — ну разве это не гениально? Но несмотря на это, идея об РПГ, где все действие происходит в небольшом городе, в ней также присутствует.

Итак, пройдя или пропустив краткое обучение попадаем в первый район города.

Санта-Моника

Я в такой же живу
Я в такой же живу

И оказываетесь сразу в своей квартире. Уже гигантский плюс для любой РПГ, когда у тебя есть своя квартира, желательно конечно, чтобы она имела какой-то практический смысл, а не была только для скидывания артефактов. К примеру, тут, во-первых есть возможность читать почту, куда, в процессе прохождения, вам будут еще приходить множество писем, как полезных, так и не особо. А во-вторых, со временем, вы сможете получить в распоряжение своего личного упыря, который будет выполнять ваши приказы. Интересно, что если правильно подмазаться вам могут выдать более роскошную квартиру.

Прочитав письма, получаем несколько начальных квестов. «Главных» зданий в Санта-Монике два: дом Меркурио и клуб «Asylum».

В дом Меркурио нас направит кат сцена, которая начинается сразу с выхода из квартиры. А в клуб «Asylum» мы уже направимся по поручению самого Меркурио. Да даже, если вы пройдете мимо дома Меркурио, гигантское здание с большой вывеской и играющей оттуда музыкой вы вряд ли пропустите.

Vampire: The Masquerade. Почему так гениально?

Как я уже сказал, помимо основных зданий, есть куча дополнительных, в которые можно будет спокойно зайти, познакомится ближе с миром и персонажами и получить дополнительные квесты, но строение улиц имеет множество не очень заметных переулков, попав в которые можно найти несколько закрытых дверей, на первый взгляд, которые просто являются «текстурами» и не откроются никогда. Но это не так. Многие квесты не происходят в одном районе и взяв какой-то, вам может понадобится вернутся обратно и узнать, что же за закрытыми дверьми. Что добавляет немного очков игре, даже под самый конец прохождения, в Санта-Монике можно обнаружить какой-то ранее неразведанный уголок. Лично я, при первом прохождении, пропустил их довольно много.

Даунтаун

Попав в этот район, смотрим небольшую кат сцену, в которой больше знакомимся с Найнсом Родригесом — местным лидером оппозиции. Он спасает игрока от членов шабаша, а после предлагает прийти поговорить в бар.

Дайнтаун является центром вампирского мира Лос-Анджелеса. Во-первых, тут находятся самый главный князь всего Лос-Анджелеса — Себастьян ЛаКруа, который и будет всю игру давать вам квесты. И здесь же, в баре, находится противостоящая ему группировка анархов во главе с Найнсом. Появившись в этом районе, мы сразу видим уходящую в небо башню. Конечно, сразу понятно кто тут живет. Но помимо ней тут вроде где-то должен быть бар, куда звал Найнс. А он находится буквально в другом конце раона, куда придется идти минут пять. И тут у вас есть выбор: пойти по легкому пути, просто проити два метра и зайти в башню или же, проявив волю, отправится к бару. Такая вот метафора на противостояние богатых, стоящих на вершине и бедных сидящих где-то в тени.

На данной фотокарточке мы видим клуб Даунтауна
На данной фотокарточке мы видим клуб Даунтауна

Голливуд

Третий район города представляет собой протяженную почти прямую улицу с домами по бокам. Эта прямолинейность является аллюзией на настроение настоящего Голливуда. Идя по этой прямой полностью открытой улице, мы видим множество неприкрытой рекламы, эксплуатирующей секс, как и реальный Голливуд, который в стремление заработать использует самые дешевые методы продвижения, связанные с бессознательными инстинктами и абсолютно не стесняется… Да ладно че вы. Шучу, конечно. Просто к третьему району уже начинает чувствоваться, что разработчики что-то недоделали. Тут только одно «главное» здание. И как мы об этом узнаем? К нам подходит мужчина и говорит куда идти. Не особо изящно, согласитесь. Сам район все же выглядит здорово и здесь есть множество интересных второстепенных квестов, но каких-то скрытых закоулков, как в первом или втором тут почти нет, разве что кладбище и то туда вас отправят по главному квесту.

Vampire: The Masquerade. Почему так гениально?

После выполнения нескольких миссий, нужно будет найти пещеры Носферату. И для того, чтобы сделать это нужно пройти через сверхдушные канализационные лабиринты. Абсолютно запутанные коридоры и куча сильных врагов. Я прошел их один раз кое-как и к огромному счастью в фанатском патче сделали возможность их просто пропустить. Очень советую ей воспользоваться, если играете в первый раз.

Чайнатаун

Vampire: The Masquerade. Почему так гениально?

Последний открытый район. По строению он выглядит больше похожим на первые два, но не совсем. У него также есть множество закоулков и переулков, только все они ведут не в какие-то скрытые локации, а в никуда. Эти лишние проходы скорее запутывают. Также в нем очень сильно начинает ощущаться недоделанность игры. Если убрать главный квест, то в этом районе вы найдете только 3-4 квеста, каждый из которых проходится за пару минут. Хотя среди них есть несколько забавных.

Квест, где мы помогаем японке убить рыбочеловека. Панцушоты прилагаются
Квест, где мы помогаем японке убить рыбочеловека. Панцушоты прилагаются

Звук

Я не большой любитель здешней музыки, но то, что она отлично подходит под сеттинг мира отрицать сложно. Смотря на все эти клубы, неоновые вывески, ночной город, в голове уже начинает играть музыка, включаешь звук игры и да это оно. Отмечу, что тут есть много не просто музыки, а настоящих треков.

Больше чем местная музыка меня впечатлило местное радио. Насколько же оно атмосферно, услышав первый раз я подумал, что это одна-две записи, которые проигрываются все время, но нет. Во-первых здесь разворачивается целая история. Несколько звонящих в эфир, каждый из которых расскажет что-то интересное. Во-вторых сама запись стилизована отлично, между вставками со звонящими играют треки. Короче говоря, это надо просто послушать.

Запись радио под звуки дождя. Идеально

Недоделанность

Как я уже сказал, игра вышла в очень сыром виде и была доделана фанатами. Изменений действительно много, но все же, несмотря на это, полностью доделать игру, конечно же, не получится. Помимо уменьшения количества и качества квестов к концу игры, что даже можно и не расценивать как проблему, уменьшается и вариативность их прохождения. Настолько, что в какой-то момент игра может стать не проходима.

К примеру, если вы, как и я, любите проходить РПГ используя навыки красноречия, то увидев такую огромную вариативность начнете вкидывать все очки в нее. А если где разговоры не помогают, то можно прокрасться. Примерно так я и проходил большую часть игры. И со временем разговоров становилось все меньше и меньше, а враги все сильнее и сильнее, и при этом я играл не за «боевой» клан… Даже при следующих прохождениях с правильной прокачкой, последние боссы все равно очень сильные, убить их без очень прокаченных боевых навыков просто невозможно.

Этот парень не оценит ваши навыки общения
Этот парень не оценит ваши навыки общения

И к середине игры я понимаю, что разговорами все не решить и начинаю качать огнестрельное оружие. Почему то мне казалось, что оно должно быть мощнее холодного. В общем после этого пришлось включать читы. В игре очень плохо сделано огнестрельное оружие. Начиная с гигантского разброса, из-за которого нужно ждать секунду после каждого выстрела, что делает скорострельное оружие бесполезным, до в пяти раз меньшего урона по сравнению с холодным оружием. А еще к нему нужны патроны, которые не всегда есть.

Интересно, что вот эта штука была в версии 2018 года, в 2019 ее убрали, а в 2020 снова поставили.
Интересно, что вот эта штука была в версии 2018 года, в 2019 ее убрали, а в 2020 снова поставили.

Несмотря на вышесказанной работа по исправлению и добавлению вырезанного контента идет полным ходом, даже спустя 16 лет с выхода игры. Уже даже добавляется то, что вряд ли было предусмотрено создателями. Появляются новые способы прохождения для «небоевых» игроков, огнестрельное оружие переделывается в более полезное. Появляются новые квесты и новые диалоги, даже пара новых концовок. Таким образом, возможно через некоторое время все описанные мной минусы просто исчезнут.

Вот такой вот получилась Vampire: The Masquerade Bloodlines. На самом деле, конечно, много я тут не сказал: про множество отсылок, про некоторые второстепенные квесты, вроде отеля, который считается некоторыми лучшим квестом из игр. Все это желаю узнать самостоятельно, если вообще остались люди не игравшие в эту игру. Ну или еще раз погрузится в мир вампиров. Сто процентов вы найдете, что-то что еще не видели.

Единственная каноничная концовка
128128
105 комментариев

Комментарий недоступен

61
Ответить
47
Ответить

Комментарий недоступен

21
Ответить

Чаще только рассказы про "скрытый" ЛОР Бладборна.

2
Ответить

Гениальной эту игру делает один фактор и имя ему Troika Games. К величайшему сожалению игры данной студии болели ужасным техническим воплощением, но эти ребята делали пожалуй одни из самых оригинальных и лучших ролевых игр. Арканум в моем персональном топе и вовсе стоит на одной полочке (может чуть чуть пониже) величайших фалаутов 1 и 2. Вампиры же это вообще отдельная история. В дни когда игра вышла я ее так и не смог осилить из-за сырости продукта, однако когда мне стукнуло уже 33, в этом году я узнал, что фанаты сделали полную голосовую озвучку и для меня это был знак - пора закрыть этот гештальт! Проходя ее в 2020 году я был просто в шоке от того на сколько сложный и комплексный это проект. Даже на фоне дорогущих ведьмаков он выглядит очень очень выгодно, посколько сделать очередную игру про монстров, мужиков в доспехах и драконов на самом деле не так сложно ибо дорога уже протоптанная, но сделать полноценную и, что важно рабочую и интересную ролевую игру про современное общество, вампиров, копов, кланы и это в антураже городских улиц ... Я снимаю шляпу!
Считаю, что закрытие тройки это большая утрата для всего сообщества любителей ролевых игр.

18
Ответить

Эти ребята были талантливы во всем, даже в нейминге своей компании.

6
Ответить

но сделать полноценную и, что важно рабочую и интересную ролевую игру про современное общество, вампиров, копов, кланы и это в антураже городских улиц ... Я снимаю шляпу!

Deus ex - 2000 года выхода...

2
Ответить