Какими были оборотни в мифологии и массовой культуре?

Какими были оборотни в мифологии и массовой культуре?

Благодаря кинематографу и песням мы знаем, что эти существа напрямую зависят от фазы Луны (часто это - Полнолуние) и по ночам превращаются в лохматых антропоморфных волков. Но такими ли были оборотни на заре человеческой цивилизации? Давайте разбираться. С понятием "оборотень" тесно связан термин "териантропия" (или "аниморфизм"). Слово это происходит от двух греческих - thērion (греч. θηρίον), что означает «дикое животное» или «зверь» (причём не обязательно млекопитающее), и anthrōpos (греч. ἄνθρωπος), что означает «человек».

Истории об оборотнях берут своё начало в глубокой древности, и необязательно это были волки. Идея изменения формы (метаморфоз) также присутствует в древнейших формах тотемизма и шаманизма, но весьма распространена была ещё у греков и римлян. Вспомнить то же превращение Цирцеей/Киркой спутников Одиссея в свиней в «Одиссее» Гомера и Луция Апулея , становящегося ослом в «Золотом осле», превращение Ио в корову. Но чаще всего это всё были проказы чародеек или гнев и кара со стороны богов (примером тому служит превращение Актеона в оленя за то, что тот подсмотрел за купанием богини Артемиды, а позже он был сожран собственными охотничьими собаками).

Также менять форму могли и божества - Протей и Нерей, но особенно в этом преуспел Зевс во время его любовных похождений - то и дело он превращался то в кукушку, чтобы насильно женить на себе сестру Геру, трансформировался в золотой дождь, чтоб оплодотворить Данаю, мать Персея или в змею ради Персефоны. Не отставал от Зевса и Посейдон, который превратился в жеребца, чтобы овладеть богиней Деметрой. В других мифах уже сама нимфа обращалась к богам с просьбой защитить ее от изнасилования, и те превращали ее в другую форму (Дафна - в лавр, чтоб спастись от Аполлона, Сиринга - в тростник, чтобы сбежать от сатира Пана, а Короне в ворону превратила богиня Афина Паллада, чтоб спасти от нападок Посейдона. Только вот с Медузой Горгоной так не получилось, к сожалению).

Козлоногий Пан и нимфа Сиринга
Козлоногий Пан и нимфа Сиринга

Ещё один бог, способный менять форму, есть в славянской мифологии - Велес. Его часто изображали в виде медведя, волка, змеи или совы. В британской и ирландской мифологии менять свою форму могли Феи и Волшебники и Ведьмы. Так, Ведьмы могли превращаться в зайцев и в таком виде красть молоко и масло. Пожалуй, самый известный ирландский миф — это миф об Ифе , которая превратила своих пасынков, детей Лира, в лебедей, чтобы избавиться от них (чем-то похоже на сюжет сказок Братьев Гримм).

В шотландской мифологии фигурируют водные духи ай-уисге, обитающие в озерах, которые появлялись в образе лошади или молодого человека. В японской мифологии было аж четыре вида оборотней, которых называют "обаке". Самый известный из них - кицунэ (девятихвостая лисица), другие - бакэнэко (или кайбе, кот), муджина (барсук) и тануки ( енотовидная собака). В корейской мифологии также есть лиса - кумихо, способная менять форму. В отличие от своих китайских и японских собратьев, кумихо всегда злобный персонаж.

Какими были оборотни в мифологии и массовой культуре?

Оборотничество воспринимается и как форма наказания персонажей за какой-то проступок, как и в греческих мифах. В финале они всё же возвращаются в свою истинную форму после того, как заслужили человеческую любовь, несмотря на свой внешний вид. Примером тому служат сказки - немецкие и русский вариант про Царевну-Лягушку или Принца-Лягушонка, "Красавица и Чудовище" и "Аленький цветочек". В итальянской сказке Гвидо Гоццано «Кобыла некроманта» барон-некромант превратил принцессу Кореландии в лошадь за отказ выйти за него замуж.

Какими были оборотни в мифологии и массовой культуре?

Также оборотничество может возникнуть и из-за опрометчивого желания отцов-персонажей иметь вообще какого-либо ребенка, даже если он будет в иной форме. В конце сказки герои обычно возвращают себе человеческий облик. В сказке братьев Гримм "Ганс Мой Еж" в итоге родился мутант, когда его отец в сердцах воскликнул, чтоб в семье был ребёнок, пусть хоть в виде ежа. Джамбаттиста Базиле и Итало Кальвино в своих сборниках упоминали и другие сказки с более странными формами, где девушки появлялись на свет то в виде веточки мирта, то в виде яблока... Реже оборотничество в сказках выступает как результат проклятия. У тех же братьев Гримм в "Семи Воронах" отец думает, что его сыновья играют вместо того, чтобы носить воду для крестин новорождённой и больной сестрёнки, и из-за его проклятия все семеро братьев превращаются в воронов.

"Ганс мой Ёж"
"Ганс мой Ёж"

В другой немецкой сказке - «Паддоки» Иоганна Густава - повторяется сюжет "Рапунцель" - мать крадёт петрушку у настоятельницы монастыря, дочь называет в честь употребляемого ею растения. Затем на девушку обращают внимание трое Принцев и ссорятся из-за неё, а настоятельница в гневе превращает бедняжку в жабу.

На данный момент существует три вида оборотней:

- кинантропия (превращение в собаку);

- айлурантропия (превращение в кошку);

- ликантропия (превращение в волка).

Кинантропы особенно распространены в Китае, где присутствовали мифы о людях, превращающихся в собак, собаках, становящихся людьми, и сексуальных отношениях между людьми и собаками (что попахивает зоофилией). В Центральную Азию индуистская мифология помещает расу «Собачьих варваров», китайцы - «Собачьего Юнга», а европейцы - людей-собак, называемых киноцефалами. На Тиморе также известен пес-оборотень, который способен превращать других людей в животных против их воли (особенно в коз) и запросто пожирал их.

Встречаются в мифологии и коты-оборотни, которые чаще всего были распространены в Африке, Азии, Индии, Индонезии и Малазии. Африканские легенды повествуют о пантерах-оборотнях, львах-оборотнях или леопардах-оборотнях. В случае с леопардами - это, как правило, божества, замаскированные под человека. Боги спариваются с людьми, и потомство от столь одиозного союза неизбежно может стать оборотнем. Оборотень -лев же означает, что в прошлой жизни человек был королевской крови. Коты-оборотни материковой Азии известны как тигры. В Индии тигр-оборотень (или вертигр) - это опасный колдун, который пожирает как домашний скот, так и людей. Вера в этих существ возникла и распространилась по всей Индии и Персии не случайно - поводом для легенд возникли случаи нападения бенгальского тигра на путешественников.

Какими были оборотни в мифологии и массовой культуре?

В Китае также существовали тигры-оборотни, и ими могли стать жертвы наследственного проклятия или мстительного призрака. Души тех, кто был убит тигром, также могли стать оборотнями, известными как «Чанг» (伥). А в Тайланде - напротив, привилегия стать оборотнем дарована тигру, который убил бы слишком много людей. В Индонезии и в Малайзии один и тот же вид тигра-оборотня известен как Харимау джадиан. В Малайзии есть и другой вид котов-оборотней - баджанги. Их описывают как вампиров или демонов. В Америке же был известен ягуар-оборотень. Это было связано с почитанием ягуара шаманами у различных народов, которые носили шкуры этих хищников. Ягуары-оборотни также встречаются и в мифах ацтеков. Там даже есть целый класс специализированных воинов, который назывался «воинами-ягуарами» или «рыцарями-ягуарами».

Воин - ягуар ацтек
Воин - ягуар ацтек

А вот в XIX веке к котам-оборотням сложилось иное отношение в рамках католического руководства по охоте на ведьм «Malleus Maleficarum». Согласно ему, бытовало утверждение, что в кошек (особенно чёрных) и оборотней превращались Ведьмы, и с ними нередко жестоко расправлялись. Но самой популярной формой оборотничества является "ликантропия", так как волки были распространены повсеместно. Само название термина пошло ещё от греческого мифа, в котором бог Зевс превратил царя Ликаона и его детей в волков в наказание либо за убийство детей Зевса, либо за подачу ему плоти убитого сына Ликаона Никтимуса- младшего, - в зависимости от точной версии мифа.

Но в Античности были и другие случаи превращения в волков - например, Павсаний рассказывает историю аркадца по имени Дамарх из Паррасии, который превратился в волка после того, как попробовал внутренности ребенка, принесенного в жертву Зевсу Ликею. Но спустя 10 лет он вернулся в человеческий облик и стал олимпийским чемпионом. Вергилий в своем поэтическом произведении «Эклоги» писал о человеке по имени Моэрис, который использовал травы и яды, собранные в родном Понте , чтобы превратиться в волка. До конца XIX века греки верили, что трупы оборотней, если их не уничтожить, вернутся к жизни в виде волков или гиен, которые бродили по полям сражений, пив кровь умирающих солдат.

В некоторых сельских районах Германии, Польши и Северной Франции когда-то считалось, что люди, умершие в смертном грехе, также возвращаются к жизни в облике волков. В странах Восточной Европы, особенно - в Болгарии, Сербии и Словении - оборотней часто отождествляли с вампирами и убивали их похожими способами. В Сербии и оборотень, и вампир известны под общим названием «вулкодлак». Оборотнем можно было назвать и Дракулу из романа Брэма Стокера - помимо клишированного образа летучей мыши или тумана, вампир мог с наступлением ночи превращаться в волка.

Дракула-оборотень
Дракула-оборотень

В большинстве современных художественных произведений оборотни описываются как уязвимые для серебряного оружия. Негативная реакция на серебро иногда настолько сильна, что простое прикосновение металла к коже оборотня вызывает ожоги. Эта особенность впервые появляется в немецком фольклоре XIX века. Так, в 1640 году город Грайфсвальд в Германии наводнили оборотни и описывалось, как их потом уничтожили: «Один умный парень предложил им собрать все свои серебряные пуговицы, кубки, пряжки ремней и так далее и переплавить их в пули для мушкетов и пистолетов". Волкоподобный Жеводанский Зверь по легенде также был застрелен серебряными пулями. Похожим методом хотели убить и Дракулу Стокера, но не в романе, где вампира обезглавили, а в рамках рассказа "Гость Дракулы", автором которого также был Брэм Стокер.

Оборотничество как вирус, который передаётся другим людям, впервые описано в индийских мифах про Япума - таинственного зверя-защитника джунглей. Уязвимость оборотней от серебра впервые была показана в 1941 году в фильме «Человек-волк». Также главной фишкой проклятия оборотня стало известное стихотворение:

"Even a man who is pure in heart and says his prayers by night / can become a wolf when the wolfsbane blooms and the Autumn moon is bright".

(«Даже человек, который чист сердцем и произносит свои молитвы ночью, / может стать волком, когда цветет аконит и светит яркая осенняя луна»).

Курт Сиодмак, сценарист

Стихотворение упомянуто в фильме как древняя легенда, но на самом деле его придумал сценарист Курт Сиодмак. В качестве отсылки на "Человека-Волка" его можно услышать в оригинале фильма "Ван Хельсинг" 2004 года (где персонажа Велкана Валериуса называют "Человеком-Волком", и этот оборотень не трансформируется, а сдирает с себя человеческую кожу) и в 944-м эпизоде сериала "Мрачные тени" 1966-1970-х годов (от лица персонажа Джеба Хоуска, лидера расы Левиафанов). В рамках "Мрачных Теней" образ оборотня ("человека - Волка") переосмысливается как проклятие ведьмы или цыганки, что уже было показано в фильме ужасов 1941 года. Отличительной особенностью стало использование пентаграммы - знак того, что этот человек станет следующей жертвой оборотня. Причём пентаграмму мог видеть сам оборотень, и то лишь в человеческом облике. Известными оборотнями оригинальных "Мрачных Теней" были Квентин Коллинз, Крис Дженнингс и граф Андреас Петефи.

Лоуренс Стюарт « Ларри » Тэлбот, также известный как «Человек-волк» - главный герой фильма ужасов 1941 года
Лоуренс Стюарт « Ларри » Тэлбот, также известный как «Человек-волк» - главный герой фильма ужасов 1941 года

Знаменитое полнолуние, ставшее причиной трансформации в волка, в мифологии вообще не встречается, это - новшество XX века. Полнолуние впервые было упомянуто ещё в "Человеке-Волке", а вот показано - в фильме-кроссовере «Франкенштейн встречает человека-волка» 1943 года, после чего обрело бешеную популярность в массовой культуре.

Какими были оборотни в мифологии и массовой культуре?

Что до медведей-оборотней ("аркоудотропия" - от греч. "αρκούδα" - медведь), то такие персонажи в мифологии встречаются нечасто. Впервые медведи-оборотни были упомянуты в легендах Скандинавии - в них могли превращаться берсерки:

«Скандинавская старина так же допускала превращение в медвежий образ, и в Норвегии до сих пор существует убеждение, что подобным чародейным искусством обладают лапландцы; а датская песня упоминает о железном ошейнике (eisenhalsband), надевая который — человек делается медведем».

А.Н.Афанасьев "Поэтические воззрения..."‌‌‌‌

Миф этот возник не на пустом месте - как и волк, медведь является грозным и опасным хищником. Древние люди и боялись, и охотились на него, и порой обожествляли. Медведь для них был своего рода воплощением недюжинной силы и доблести. Легенды о людях, превращённых в медведей и наоборот были широко распространены среди народов финно-угорского происхождения (Коми, угров, саамов и хантов, соответственно). Медведь почитался как сверхъестественное существо, наделенное разумом и силой.‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌ Перед охотой считалось обязательным проводить некий ритуал - варить сладкую кашу в котле из ржаной муки и оставить её на ночь перед избой. Если наутро котёл будет пуст, значит - жертвоприношение принято, и охота будет удачной.

Да и прежде чем убить медведя, нужно было клятвенно извиниться перед ним, заверив, что не охотники-коми виновны в его смерти — зверя убила «русская пищаль». Убитому медведю выбивали когти и зубы, а голову хоронили, приговаривая: «Вот тебя хороним вниз головой... Не придешь больше сюда».‌‌‌‌ Среди народов коми Медведь трактовался в двух аспектах: и как метафора смерти (если он чёрный), и как колдуна, способного превращаться в человека, перекувыркиваясь через медвежью шкуру. Кроме всего вышеперечисленного, в фольклоре народов коми существует и другой персонаж - богатырь Кудым-Ош ("ош" — медведь), мать которого — могучая одноглазая ведунья, зачала сына от медведя.

В славянской мифологии образ Медведя-оборотня ассоциировался с богом грома Перуном, который иногда принимал такой облик. Есть также и персонаж Медведко - "сын женщины и медведя, выше пояса — человек, ниже пояса — медведь". Также волхв Берендей порой принимал медвежий облик. Но при этом оборотничество, в отличие от европейского фольклора о ликантропах, не внушало ужаса. Медведей-оборотней порой называют "беорлаками". Также, согласно некоторым христианским легендам, медведь-оборотень мог возникнуть в результате кары Божией за различные провинности, что опять же отсылает нас в античные времена. По одной версии, медведем стал Мельник, который обидел своих гостей на свадьбе или обвешивавший людей фальшивой меркой.

Согласно другой версии, медвежий облик принял грешник - человек, вздумавший сыграть злую шутку и напугать самого Иисуса Христа: "в вывернутом кожухе выскочил из-под моста и бросился ему под ноги". Такая же участь постигла и других несчастных персонажей: один спрятался под овечьей шкурой и не пожелал приютить Бога, другой вообще посмел выйти к Христу с измазанными в тесте руками или месил хлеб ногами. Третий - убил своих родителей, а четвёртый жаждал власти над людьми, внушать им страх и трепет.

Еще задолго до пьесы Евгения Шварца "Обыкновенное чудо" и двух её экранизаций, песни группы "Король и Шут" по её мотивам, бытовали легенды о людях, обращенных в это животное колдунами. Так, согласно одной, колдун обернул медведями целую свадьбу. Другая повествовала о медведице, под шкурой которой охотники обнаружили женщину в сарафане, третья же рассказывала о том, как в убитой медведице родственники узнали пропавшую некогда невесту или сваху.

3535
7 комментариев

Интересное, но жаль, что не раскрыта тема мифологии Нового света (а там много чего, от мезоамериканских нагвалей до южноамериканских историй про ягуаров), а из кинца — лор вселенной Underworld

Вы имеете в виду оборотней-змей?

Интересно почитать +
Можно вспомнить Ворона Кутха из народного творчества северных народов, Беорна у Толкиена, ну и в играх видимо-невидимо примеров.
Кстати, прикольный персонаж вышел в "Пасфайндере 2": кицуне (оборотень-лиса), которая забыла (это её суперспособность), что она оборотень и ходила как человек.

Хороший лонг интересный, НО от себя посоветую писать в более свободной манере, ощущения, будто читаешь статью на вики (канцелярщиной отдаёт малость).

Кто круче, вампиры или оборотни?

круче в чём? если во внешнем виде, в возможности ассимеляции.. то конечно оборотни.. если в пафосе то вампиры.
в общем опять старая песня про грузин и армян..