Постапокалиптическое фэнтези: магия, эльфы и ядерные пустоши

Разбираемся в одном из самых экзотических поджанров постапокалиптики.

С момента выхода в 1826 году «Последнего человека» Мэри Шелли, первого известного постапокалиптического романа, жанр проделал огромный путь. Сейчас в нём можно встретить совершенно противоположные по тону произведения: от безумного «Шестиструнного самурая» или Rage 2 до философской «Дороги» Кормака МакКарти и вдохновлённой ей The Last of Us.

Вот уже два века постапокалипсис развивается и изменяется, рождая совершенно новые поджанры. Одним из самых ярких и необычных примеров этого является так называемое постапокалиптическое фэнтези.

Постапокалиптическое фэнтези: магия, эльфы и ядерные пустоши

Может показаться, что тема глобального краха цивилизации плохо сочетается с историями о магии, эльфах и драконах. Отчасти, так оно и есть: жанр постапокалиптического фэнтези не назовёшь распространённым, пусть он и объединяет два крайне популярных сеттинга.

Немногие произведения могут грамотно связать образы разрушенной цивилизации и магических обрядов. Но тем ценнее те, кому это удаётся — о них и поговорим.

Постапокалиптическое фэнтези: магия, эльфы и ядерные пустоши

Стоит уточнить, что к постапокалиптическому фэнтези мы относим лишь те истории, в сеттинге которых произошёл глобальный катаклизм, либо мировая война, либо любое другое событие, уничтожившее большую часть цивилизации единовременно.

Долгие процессы упадка цивилизации, привычные произведениям тёмного фэнтези (Dark Souls) или гримдарка (Warhammer 40K, «Песнь Льда и Пламени») сюда не входят. Так же, как и не входят произведения жанра Dying Earth, чьё действие происходит не после, а во время продолжительного конца света.

«Шаннара»

В 1967 году писатель Терри Брукс, вдохновившись книгами Джона Р. Р. Толкина, решил создать свою эпическую фэнтезийную сагу. Ему это, как ни странно, удалось – уже через десять лет он выпустил роман «Меч Шаннары», который позже вырос в огромную франшизу. Но первая книга серии наверняка так бы и не сыскала интереса у публики и стала лишь очередной безыдейной копией «Властелина колец», если бы не одна интересная деталь.

Терри Брукс, в отличие от многих других продолжателей дела Толкина, не стал помещать действие романа в Средневековье или некий далёкий, оторванный от реальности мир. События «Шаннары» происходят на нашей с вами Земле, но в далёком будущем.

Постапокалиптическое фэнтези: магия, эльфы и ядерные пустоши

По сюжету практически все человечество вымерло после масштабной ядерной войны, которая, к тому же, сильно изменила внешний облик планеты. Остатки цивилизации живут в так называемых «Четырёх землях», на бывшей территории северной части США и Канады. Сами люди тоже изменились — из-за радиации часть населения мутировала в странных, непохожих на людей созданий. Их стали называть троллями, дворфами и гномами — в честь фэнтезийных рас из давно забытых книг.

Технологии прошлого были практически полностью утеряны, и на их место пришла магия. Важное место в мире «Шаннары» занимают эльфы — в отличие от других рас, эльфы не произошли от людей и существовали на Земле всегда, просто раньше они прятались от обезумевшего человечества в лесах.

Постапокалиптическое фэнтези: магия, эльфы и ядерные пустоши

Брукс признавался, что, совместив фэнтезийный сеттинг с постапокалиптическими темами, он хотел показать то, как человечество раз за разом совершает одни и те же ошибки. Мир Шаннары часто находится под угрозой уничтожения из-за людей или других существ, которые хотят использовать силу магии в своих корыстных целях — точно так же, как их далёкие предки использовали ядерное оружие.

Постапокалиптическое фэнтези: магия, эльфы и ядерные пустоши

Первая книга серии, «Меч Шаннары», вышла в 1977-м и стала коммерческим хитом — во многом благодаря смелому подходу к стандартному фэнтезийному сеттингу. Она была первой книгой в жанре фэнтези, попавшей в рейтинг бестселлеров The New York Times, где продержалась более пяти месяцев. Именно успех «Шаннары» многие связывают с очередным всплеском интереса к жанру фэнтези, который не стихает и по сей день.

Сейчас франшиза насчитывает 33 полноценных книги, несколько рассказов и один графический роман. По мотивам произведений Брукса в 1995 году вышла игра Shannara для DOS и Windows, а в 2015-м на канале MTV стартовал сериал «Хроники Шаннары».

Влияние «Шаннары» заметно даже в серии The Elder Scrolls. Например, в мире «Четырёх земель» есть локация под названием Морровиндл. Как и схожий регион в The Elder Scrolls, Морровиндл — родной дом эльфов
Влияние «Шаннары» заметно даже в серии The Elder Scrolls. Например, в мире «Четырёх земель» есть локация под названием Морровиндл. Как и схожий регион в The Elder Scrolls, Морровиндл — родной дом эльфов

Dungeons & Dragons: Dark Sun

Dark Sun — далеко не единственный, но один из самых популярных сеттингов легендарной настольной RPG Dungeons & Dragons. Если Терри Брукс своими романами надолго изменил восприятие традиционного фэнтези, то Dark Sun навсегда поменяла отношение к фэнтезийному жанру в настольных ролевых играх.

Вместо традиционного сеттинга, очевидно опиравшегося на произведения Толкина, Dark Sun представила мрачное видение пустынного постапокалиптического мира Атаса, раздираемого магическими войнами и постоянной борьбой за ресурсы.

Постапокалиптическое фэнтези: магия, эльфы и ядерные пустоши

Dark Sun стала настоящим прорывом по части сторителлинга в настольных RPG. Именно в ней впервые использовались сложные метасюжеты, вводимые в игру через романы и дополнительные модули. Позже такой тип нарратива стали применять в остальных сеттингах D&D, а затем и в других настольных ролёвках.

По миру Dark Sun вышло 15 романов, серия комиксов, а также три видеоигры: классические RPG Dark Sun: Shattered Islands (1993) и Dark Sun: Wake of the Ravager (1994), а также MMORPG Dark Sun Online: Crimson Sands (1996).

Постапокалиптическое фэнтези: магия, эльфы и ядерные пустоши

«Тёмная башня»

Magnum opus Стивена Кинга и, пожалуй, самый известный представитель жанра постапокалиптического фэнтези. Как и в случае с «Мечом Шаннары», роман вдохновлён произведениями Джона Р. Р. Толкина, в чём сам Кинг не раз признавался.

Но если те же книги про «Шаннару» были, по сути, продолжением идей Толкина в другом сеттинге, то «Тёмная башня» пошла гораздо дальше. Эпопея объединила в себе элементы фэнтези, постапокалиптики, спагетти-вестернов, научной фантастики, любимой Кингом мистики и многих других жанров. Такое сочетание несочетаемого вполне могло погубить роман или превратить его в «Летающий цирк Стивена Кинга», но, к счастью, этого не случилось.

Постапокалиптическое фэнтези: магия, эльфы и ядерные пустоши

«Тёмная башня» строит сложный и порой противоречивый мир, который, тем не менее, работает по своим внутренним законам. Огнестрельное оружие тут легко соседствует с магией и средневековой рыцарской эстетикой, а фэнтезийные существа вроде вампиров и суккубов — с роботами и разумными поездами-монорельсами.

Последние миру Роланда достались от древней цивилизации, которая своими действиями и вызвала апокалипсис. Судя по всему, погубила их некая технологическая катастрофа — мотив для Кинга вполне традиционный. Так писатель, известный своей боязнью технологий, вполне недвусмысленно предостерёг человечество.

Блейн Моно, свихнувшийся поезд с искусственным интеллектом, — один из самых колоритных антагонистов серии
Блейн Моно, свихнувшийся поезд с искусственным интеллектом, — один из самых колоритных антагонистов серии

Нельзя также не отметить роман «Противостояние» — другое значимое произведение Кинга, связанное с «Тёмной башней» общей мультивселенной и антагонистом Рэндаллом Флэггом. Влияние жанра фэнтези там заметно меньше, но определённые элементы присутствуют: сверхъестественные способности Флэгга и матушки Абагейл иначе как магией не назовёшь. Да и сам писатель называл роман «„Властелином колец" в современной Америке».

Shadowrun

Интересный взгляд на тему постапокалиптического фэнтези можно найти в ещё одной классической настольной ролевой игре Shadowrun, которая, как и D&D, позже выросла в масштабную медиафраншизу.

Сейчас существует сорок романов и восемь видеоигр по вселенной, в том числе недавние Shadowrun Returns, Shadowrun: Dragonfall и Shadowrun: Hong Kong от Harebrained Schemes.

Постапокалиптическое фэнтези: магия, эльфы и ядерные пустоши

В мире Shadowrun апокалипсис наступил вместе с окончанием календаря Майя. Из ниоткуда возникла магия, Землю наводнили драконы и другие мифические существа, а часть людей превратилась в гоблинов, орков и прочих фэнтезийных созданий.

Интересен сеттинг тем, что он объединяет классические элементы фэнтези с жанром киберпанка. Магические знания в мире Shadowrun развивались параллельно с технологиями, а не на замену им, как в «Тёмной башне» или «Шаннаре». Потому сюжеты о заклинаниях и высокомерных эльфах тут запросто переплетаются с темами всеобщей слежки и злых корпораций.

Постапокалиптическое фэнтези: магия, эльфы и ядерные пустоши

Shadowrun стала невероятно популярной благодаря своим механикам и необычному подходу к жанру, который остаётся оригинальным и спустя 30 лет после выхода настольной игры. До сих пор мало кто смог умело объединить такие разные жанры и при этом создать правдоподобный и функционирующий мир.

Впрочем, в восторге от такого сочетания оказались далеко не все. «Отец» киберпанка Уильям Гибсон, например, яростно выступал против подобного смешения жанров.

Когда я вижу что-то вроде Shadowun, единственное, что я чувствую — это невыносимое отвращение от того, что мою ДНК буквально мешают с эльфами. Кто-то где-то сидит и говорит: «Я понял! Давайте смешаем Уильяма Гибсона и Толкина!». Только через мой труп!

Уильям Гибсон, писатель, основоположник киберпанка
Но мы-то знаем, что у Гибсона в целом<a href="https://dtf.ru/games/21159-otec-kiberpanka-ne-ocenil-treyler-cyberpunk-2077" rel="nofollow noopener" target="_blank"> очень конформистский</a> взгляд на киберпанк
Но мы-то знаем, что у Гибсона в целом очень конформистский взгляд на киберпанк

Shin Megami Tensei

Ещё одна масштабная медиафраншиза, на этот раз — родом из Японии. Помимо основной серии, Shin Megami Tensei насчитывает пять серий спин-оффов, самая известная из которых, Persona, на Западе даже стала популярнее основной линейки.

Постапокалиптическое фэнтези: магия, эльфы и ядерные пустоши

Сюжеты большинства игр серии не связаны между собой ни героями, ни сеттингом — привычное дело для японских франшиз. Объединяет их лишь общая тема оккультизма и постапокалипсиса. Действие игр Shin Megami Tensei, Shin Megami Tensei II, Shin Megami Tensei III: Nocturne и, частично, Shin Megami Tensei IV происходит в Токио, разрушенном нашествием ангелов, демонов и других сверхъестественных существ.

Главные герои каждой части обладают способностью управлять демонами и набирать их в свои отряды, чтобы затем бороться с другой нечистью. Сюжет игр обычно сводится к тому, что персонажи пытаются установить хоть какое-то равновесие в пришедшем в упадок мире и не допустить полного уничтожения Земли.

Shin Megami Tensei: Nocturne
Shin Megami Tensei: Nocturne

За своё долгое существование франшиза Shin Megami Tensei объединила постапокалиптический жанр не только с фэнтезийными мотивами, но и с элементами киберпанка и гримдарка. Серию полюбили в том числе и за то, что её игры каждый раз создают новый неожиданный сеттинг, из-за чего похожие истории воспринимаются свежо и оригинально.

«Атака титанов»

Манга Хадзимэ Исаямы, позже адаптированная под аниме-сериал, предлагает весьма интересный сюжет самого апокалипсиса. Большая часть человечества в мире «Атаки титанов» погибла не из-за ядерной войны, эпидемии или глобального катаклизма. Причиной конца здесь света стала, собственно, атака титанов — огромных неразумных великанов, без разбору пожирающих людей.

Постапокалиптическое фэнтези: магия, эльфы и ядерные пустоши

Сюжет манги разворачивается спустя 10 лет после внезапного появления монстров. Остатки человечества оградили себя от великанов тремя огромными крепостными стенами и с тех пор живут относительно спокойно. Продолжается эта идиллия до тех пор, пока в один момент титаны не проламывают внешнюю стену и не разоряют город, в котором живёт главный герой Эрин со своей семьёй.

«Атака титанов» интересна не только необычной причиной конца света, но и своим сеттингом. Мир манги напоминает Европу времён позднего Средневековья, но с некоторыми технологическими улучшениями. Можно было бы назвать это стимпанком, но на паровые машины уклона здесь нет.

Постапокалиптическое фэнтези: магия, эльфы и ядерные пустоши

Манга «Атака титанов» стала одной из самых коммерчески успешных за последнее десятилетие, а популярность аниме-сериала лишь укрепила её положение. На данный момент франшиза обзавелась несколькими спин-оффами, пятью видеоиграми (три визуальных новеллы и два экшена), а также двумя полнометражными фильмами.

Final Fantasy

Легендарная игровая серия всегда была тесно связана с жанром фэнтези, но в постапокалиптику уходила лишь однажды — в своей шестой номерной части.

Хотя, надо признать, Final Fantasy VI является постапокалиптическим произведением лишь наполовину. Причём вполне буквально — сам конец света здесь происходит в середине игры.

Злодей по имени Кефка уничтожает большую часть населения и начинает единолично править планетой — точнее, тем, что от неё осталось. Всю вторую половину игрок занят тем, что путешествует по постапокалиптическим пейзажам когда-то процветавшего Мира Равновесия и пытается покончить с правлением Кефки.

Final Fantasy VI во многом стала поворотной игрой для всей франшизы — и не только из-за смелой постапокалиптической темы. Стилистика игры в противовес предыдущим частям, тяготевшим к классическому фэнтези вроде всё тех же книг Толкина, обратилась в сторону стимпанка и эстетики Второй индустриальной революции.

Постапокалиптическое фэнтези: магия, эльфы и ядерные пустоши

Final Fantasy VI стала последней 2D-игрой основной линейки франшизы. Многими она считается одной из лучших игр эпохи SNES, да и JRPG вообще. Ей также принадлежит внутренний рекорд франшизы: игра содержит наибольшее количество играбельных персонажей за всю историю серии — их тут аж 14.

Постапокалиптическое фэнтези — жанр далеко не новый, но до сих пор не слишком изученный. Оно и понятно: постапокалиптика обычно пытается показать то, что может произойти с человечеством, если люди не одумаются и продолжат уничтожать планету. Либо же она ставит целью обнажить человеческую жестокость, выходящую наружу вместе с крахом цивилизации. С такими серьёзными проблемами очень плохо уживаются эльфы, гномы и магия.

К тому же, чтобы такой мир нормально функционировал и ощущался правдоподобным, создателям требуется очень тонкий подход к нарративу — чем, к сожалению, похвастаться могут далеко не все. Если в каком-нибудь Shadowrun кибернетические протезы спокойно сосуществуют с гоблинами и троллями, то вот в недавней Elex элементы постапокалиптики и фэнтези выглядят оторванными друг от друга, что мешает целостности сеттинга.

Elex — яркий пример того, как постапокалиптическое фэнтези делать не стоит
Elex — яркий пример того, как постапокалиптическое фэнтези делать не стоит

Зато те авторы, кому удаётся грамотно совместить элементы постапокалиптики и фэнтези воедино, порой создают нечто совершенно уникальное. Именно из-за необычного подхода к смешению тем и образов произведения постапокалиптического фэнтези нередко становятся важными, а то и вовсе переломными в рамках своего жанра или франшизы.

146146
166 комментариев