Обзор Under the Waves — Одинокий Кусто

Как я играл: прошел Under the Waves дважды, на PS4 и PS5, оба раза на платину. Первое прохождение заняло 13 часов, второе — 7,5 часов.

До и после релиза Under the Waves я натыкался на вопросы в духе: «Это что-то вроде Subnautica?» Отвечу сразу — нет, с «Сабнавтикой» игру роднит разве что подводная тематика, но в остальном это совершенно разные проекты. Ну а что именно представляет из себя Under the Waves, я и постараюсь объяснить.

Обзор Under the Waves — Одинокий Кусто

Страдающий подводник

Итак, на дворе конец альтернативных 70-х. Они почти как наши, только более продвинуты в технологическом плане. Например, у человечества уже появились автономные дроны, а также помощники на основе примитивного искусственного интеллекта. Играем мы за Стэна, бывалого водолаза, который в одиночку отправляется на удаленную подводную станцию где-то в Северном море. Для него это не просто новая работа, а скорее способ сбежать от реальности, попытка забыть ту боль, что терзает его уже около трех лет…

Разработчики и не скрывают, что вдохновлялись образом и творчеством Кусто
Разработчики и не скрывают, что вдохновлялись образом и творчеством Кусто

Увы, на деле никакой интриги в предыстории Стэна нет, и причину его тоски нам раскроют чуть ли не в начале игры. Даже странно, почему разработчики так упорно пытались скрыть эту «тайну» в рекламной кампании и официальных описаниях. Ну что ж, не буду спойлерить ее и я.

Признаться, некоторые игры заставляют меня всплакнуть, но Under the Waves — не тот случай. Видно, что разработчики старались сделать драму Стэна трогающей и пробивающей на эмоции, но со мной у них этого не получилось. Герою вообще было сложно сопереживать — взрослый бородатый мужик, который всё никак не может отпустить прошлое и двинуться дальше. А ведь минуло уже целых три года! Вероятно, чтобы разреветься над его историей, нужно быть либо особо чувствительным человеком, либо самому пережить нечто подобное. Если лично у вас определенные эмоции еще свежи, игра нехило ударит по больному — вот только чтобы расковырять и так нарывающую рану, многого не надо.

Созерцательно и медитативно, но с гриндом

Геймплейно перед нами эдакий сюжетный симулятор подводника в открытом мире с элементами выживания и крафта. Последний пункт при этом абсолютно рудиментарен и, кажется, нужен исключительно для растяжения хронометража. Иногда в основных и побочных заданиях игра буквально заставляет нас собирать со дна океана всякий мусор, и гринд явно не идет проекту на пользу. Особенно показательным оказался случай из начала Under the Waves. Меня попросили раздобыть пару пластиковых бутылок, немного металла и угля, чтобы научиться пользоваться местным верстаком. И если первые два «ингредиента» валялись чуть ли не под ногами, то найти уголь в открытом мире оказалось довольно нудным испытанием на полчаса. Как итог, он мне даже не пригодился, потому что для продвижения по сюжету достаточно было смастерить предмет из металла и пластика… В дальнейшем крафтить расходники оказалось и вовсе необязательно, так как их в избытке разбросано по сюжетным локациям.

Весь элемент выживания сводится к тому, что нам нужно следить за остатком кислорода в баллоне
Весь элемент выживания сводится к тому, что нам нужно следить за остатком кислорода в баллоне

В целом же игровой процесс довольно необычен из-за сеттинга. Большую часть времени мы проводим или за штурвалом подлодки, или плавая где-то в водолазном костюме. Опыт и впрямь нестандартный для игровой индустрии, но стоит учитывать, что геймплей нетороплив. Under the Waves отлично подойдет ценителям медитативных созерцательных игр, но любители экшена могут и заскучать. Кстати, за всю игру мы вообще не будем ни с кем воевать — это ни в коем случае не недостаток, просто констатация факта. Воспринимайте его, как посчитаете нужным.

Игра разбита на дни-уровни, и из-за этого я часто чувствовал себя словно в «Дне сурка». Мы просыпаемся, варим кофе, связываемся с координатором по радио, берем задачи на день и плывем их выполнять. Собираем 15 водорослей, устраняем утечку нефти и с чувством выполненного долга возвращаемся на базу. После этого звоним жене, идем спать и смотрим обязательный ночной кошмар. Затем снова просыпаемся, идем варить кофе, что-то собираем в море или чиним, возвращаемся домой, набираем любимую, видим дурные сны… А кто говорил, что жизнь подводника весела и разнообразна?

Развлекается Стэн игрой на гитаре или избиением груши. Увы, каждая из мини-игр сделана на раз
Развлекается Стэн игрой на гитаре или избиением груши. Увы, каждая из мини-игр сделана на раз

Впрочем, я утрирую. Уже примерно с третьего дня в истории начинает твориться необъяснимое… Наш водолаз сталкивается с тем, чего в действительности быть не должно. Всё это реально? Или Стэн просто сходит с ума? Однозначного ответа ни я, ни игра вам не даст, но «трипы» героя сделаны атмосферно, красиво и со вкусом. При этом не так психоделично, как в Far Cry, что для меня было только плюсом.

Один из снов Стэна. На вывеске пасхалка, отсылающая к издателю игры — Quantic Dream
Один из снов Стэна. На вывеске пасхалка, отсылающая к издателю игры — Quantic Dream

Этот дивный подводный мир

Говоря об атмосфере, именно она стала для меня главным достоинством игры. И тут я имею в виду совокупность сеттинга, окружения, звуков, музыки и картинки. Визуал впечатляет с первого выхода в открытое море и продолжает радовать до самых титров. Снующие под ногами крабы, кружащие стаи акул и косяки рыб, гигантские киты, до которых можно доплыть и ощутить их величие. Я не знаток подводного мира, но с позиции обывателя симуляция морской жизни кажется выполненной на высшем уровне.

Если нажать стрелку вниз на геймпаде, игра скроет весь интерфейс. Также в Under the Waves есть фоторежим
Если нажать стрелку вниз на геймпаде, игра скроет весь интерфейс. Также в Under the Waves есть фоторежим

Да и над проработкой дна авторы потрудились. Пусть основная карта в игре относительно небольшая, порядка двух квадратных километров, точек интереса на ней множество — затонувшие корабли разных эпох, самолеты, всевозможные артефакты, пещеры с необычными находками.

А еще разработчики отлично поработали над музыкальным сопровождением. Особенно меня цепляли треки, которые включались в открытом мире после важных сюжетных событий. Вроде бы ты просто возвращаешься на базу в конце дня, а мелодия продолжает подчеркивать недавно случившиеся события.

На дне можно найти всякое, например, автобус
На дне можно найти всякое, например, автобус

Загрязнять воду плохо, пнятненько?

Еще на стадии продвижения игры авторы активно козыряли сотрудничеством с некоммерческой экологической организацией, которая выступает за защиту морей и океанов. Не то чтобы я горел желанием, но в целом ожидал увидеть от Under the Waves мощный посыл, затрагивающий проблемы загрязнения подводного мира. Что-нибудь в духе документалок, которые пусть и не делают из тебя экоактивиста, но заставляют задуматься хотя бы на время. Тем более что у игр в этом плане куда больше рычагов давления за счет интерактивности.

В Under the Waves даже есть экорежим для графики, который снижает энергопотребление. Правда, играть в нем было некомфортно — по крайней мере, на PS4
В Under the Waves даже есть экорежим для графики, который снижает энергопотребление. Правда, играть в нем было некомфортно — по крайней мере, на PS4

В итоге экологическая повесточка подается настолько прямолинейно и в лоб, что эффект от нее в лучшем случае нулевой. Скажем, с самого начала игры нам твердят, какой плохой у Стэна работодатель. Это жадная нефтедобывающая компания, думающая только о деньгах, а не о природе — у, сволочи! И под конец случается сюжетный поворот. Мы узнаем, что эта компания не просто плохая, а… очень плохая! Ну и не обошлось без стандартной попытки выдавить из игрока слезу от кое-чьей смерти. Только ты этого персонажа дай бог видел пару-тройку раз и никакой эмоциональной связи с ним не имеешь. Вот когда я коня в RDR2 потерял, вот тогда было больно…

Расстроила и техническая часть (я играл на пятой плойке в обе версии — для PS4 и PS5). Три-четыре раз Under the Waves вылетала на домашний экран консоли — у меня обошлось, но на форумах писали о ломающихся сохранениях. Однажды забаговало так, что после кат-сцены интерфейс на экране появлялся, но картинка оставалась черной, и ты не мог ничего сделать. Перезагружал сейвы, ошибка сохранялась. Я уж подумал, что придется проходить с начала, но после перезапуска самой консоли всё заработало. Еще меня удивило, что на PS5 проблемы с вертикальной синхронизацией, тогда как в версии для PS4 всё хорошо.

Если у вас PlayStation, советую проходить версию с PS4 — там такое проявляется только в экорежиме
Если у вас PlayStation, советую проходить версию с PS4 — там такое проявляется только в экорежиме

* * *

Under the Waves — одна из тех игр, которые есть за что поругать, но в целом она тебе всё же нравится. В первую очередь игра берет не столько сюжетом или геймплеем, сколько атмосферой. Ламповый ретрофутуризм, потрясающей красоты водные глубины, отличная симуляция морской жизни, прекрасные кошмары Стэна (как бы странно это ни звучало) — и всё это сопровождается удачно подобранной музыкой. Аудиовизуальный ряд на высоте, и благодаря ему ты прощаешь игре многое.

Если вы любите морскую тематику или просто медитативные проекты, в которых не нужно торопиться и кого-то убивать, возьмите Under the Waves на заметку.

7,5/10

Обзор Under the Waves — Одинокий Кусто

Понравилось:

  • Атмосфера, которая создается за счет потрясающего визуала, отличной симуляции морской жизни и удачно подобранной музыки.
  • Единственная повесточка в игре — экологическая.
  • Необычный для видеоигр геймплей, который способен подарить новый интерактивный опыт.
  • Удобно скрывать интерфейс, чтобы делать скриншоты. А делать их хочется часто.
  • Как фаната Quantic Dream, меня порадовали знакомые и любимые актеры — Бен Ламберт (Саймон/Даниэль из Detroit: Become Human), Доминик Гулд (Тодд из Detroit: Become Human) и Барбара Скафф — актриса, которая озвучивала персонажей во всех играх QD, например, Карлу и Тиффани в Fahrenheit. К их игре никаких претензий.

Не понравилось:

  • Драма Стэна не трогает, как и экологическая повестка. Последняя и вовсе подается грубо и в лоб.
  • Гринд, крафт, а также связанные с ними миссии и достижения — в сюжетной игре это явно лишнее.
  • Под водой бывает трудно ориентироваться, можно долго не понимать, куда тебе надо плыть.
  • Черные полосы сверху и снизу экрана. Зачем?..
  • Техническое состояние версий для PlayStation и проблемы с вертикальной синхронизацией на PS5.
Немного похвастаюсь — я первым в мире выбил все трофеи в Under the Waves в версии для PS4. А еще это моя 300-я платина
Немного похвастаюсь — я первым в мире выбил все трофеи в Under the Waves в версии для PS4. А еще это моя 300-я платина
7171
29 комментариев

Комментарий недоступен

20
Ответить

Увы, нет(((

1
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

я играл на пятой плойке в обе версии — для PS4 и PS5 на пятой плойке Три-четыре раз Under the Waves вылетала на рабочий стол на рабочий стол

3
Ответить

Хорошо, поправлю на домашний экран PS5 (пришлось гуглить, как он называется, если не рабочий стол) :D

Ответить

Находиться в игре было прикольно. Мне как фанату сабнавтики атмосфера подводных путешествий чем-то напомнила и даже иногда пугала. А вот сюжет полный мусор, вечно ноющего и пускающего сопли гг хочется скормить акулам уже после пары часов игры, я уж молчу про концовку в стиле сна собаки, на этом моменте все хорошее для меня было разом перечеркнуто.

3
Ответить

То есть драма не разгонится, и Сому можно не ждать?

2
Ответить