Ultima I: The First Age of Darkness | CRPG Addict на русском
Честер Болингброк (Chester Bolingbroke) уже больше десяти лет работает над амбициозной задачей — пройти ВСЕ компьютерные ролевые игры в хронологическом порядке. Его блог CRPG Addict — источник ценной и крайне интересной информации для всех, кто интересуется видеоиграми и их историей.
В начале 2010-х Александр Трифонов с сайта GMbox. ru начал переводить тексты CRPG Addict, но после пятидесятой записи проект заглох. А жаль. GMbox давно не работает, и переводы Трифонова можно найти лишь в веб-архивах. Я решил их восстановить и заново опубликовать. Но это только начало. Мне бы хотелось продолжить переводить статьи Болингброка, пускай хотя бы только для себя.
Под это дело я даже реанимировал и перезапустил свой старый сайт, на котором собирал коллекцию статей о создании видеоигр и запустил телеграм-канал с переводами. На этом необходимое предисловие предлагаю закончить и перейти, наконец, к главному. Ниже — компиляция текстов CRPG Addict о первой Ultima.
Ultima
Мой «маленький» проект охватывает более 500 игр — точное число я еще не подсчитывал, чтобы не потерять мотивацию. Учитывая это, удивительно, как быстро я добрался до уже знакомой мне игры. Но вот он я, перепрохожу первую Ultima десять лет спустя. В оригинале она вышла в 1981 году, но я отыскал издание для DOS 86-го года. Насколько я понимаю, в нем та же самая механика, но несколько улучшена графика.
Традиционно для той эпохи, в руководстве пользователя примитивный по сути игровой мир расписывается во всех красках. Так, про орков сказано: «Живущие племенами полулюди, почти не отличающиеся от диких зверей. Они ненавидят все, созданное людьми и уничтожают любые проявления человеческой культуры. Говорят, им нравится вкус человечины». В самой же игре это всего лишь одна из разновидностей врагов, которых вы уничтожаете десятками. Это не значит, что читать руководство неинтересно. Если у вас богатая фантазия, то при приближении орка, вы можете придумать у себя в голове небольшой разговор с ним, который непременно закончится тем, что орк принюхается к вам и заорёт «Едааааа!».
Удивительно, как много странностей я успел позабыть. Например, при создании персонажа помимо человека можно выбирать из эльфа, хоббита и гнома, и я что-то не помню таких рас в последующих проектах. Я нечасто играю магами, так что на этот раз сделал исключение. Забавно, что в Ultima волшебник может использовать любое оружие и броню, а вот какие у него минусы, непонятно.
Ваш герой начинает посреди королевства Сосария, и его главная задача — победить колдуна Мондейна, наводнившего мирные некогда земли монстрами. Неподалеку от точки старта находится замок Лорда Бритиша, рядом с городом… Британния? Серьезно? Даже не знаю, внесли ли это изменение в DOS-издание, чтобы провести связь с Ultima 4-7 (в них так называлось все королевство) или так и было в оригинале. Ну да ладно, пора поговорить с местным правителем. Я зашел к Бритишу, чтобы узнать побольше о задании, но он тут же отправил меня искать Гробницу Потерянной Души и не возвращаться без этого. Ну что ж, путешествие в тысячу миль начинается с одного шага.
Управлять можно только с клавиатуры, а разговаривать можно только с королем и некоторыми торговцами. Но и тут есть забавные нюансы. Бард Иоло, который начиная с четвертой части станет вашим верным соратником, встречается в каждом городе и распевает песни. Вот город Paws, который в Ultima IV находился южнее замка Лорда Бритиша, а вот Yew, будущее обиталище друидов. А еще здесь есть City of Fawn, который появится в седьмой части, и Montor оттуда же. Хотя в магазинах продаются одни и те же товары, у всех лавочек очень колоритные названия: «Финская бакалея малышки Карелии», «Холодная сталь», «Самый быстрый свежайший рынок» и так далее.
Прямо с старта вы начинаете голодать — что ж такое то с этими древними RPG и постоянной нехваткой пищи? Каждые два шага отнимают порцию еды, поэтому поначалу почти все золото тратишь на припасы. Только когда скопишь больше тысячи порций, можно расслабиться и приобрести оружие и броню получше (ну и заклинания в моем случае). К счастью, если приобрести средство передвижения вроде лошади, расход пищи сильно сокращается.
Повышение запаса здоровья происходит также, как в Akalabeth: спускаетесь в подземелье, убиваете монстров, возвращаетесь назад, получаете повышение. Звучит нелепо, но в игре нет ни системы получаемого опыта, ни уровней персонажа, поэтому запас хитпойнтов — единственное мерило вашего прогресса. Да и вообще, в большинстве более поздних ролевых игр все в итоге к этому и сводится. Еще здоровье можно улучшать, платя взятки Лорду Бритишу. Буквально в прошлом посте я жаловался, что во многих проектах некуда потратить деньги, но Ultima — приятное исключение. Кроме того, магу приходится еще и запасаться заклинаниями — зарядов «kill» много не бывает!
Как и в Akalabeth, в подземельях применятся вид от первого лица. У них тоже забавные названия, вроде «Несвятой дыры». Монстров тут больше разновидностей, а еще вам попадаются гробы, сундуки (обычно с ловушками) и волшебные барьеры. Враги постоянно возрождаются, так что в безопасности себя ощущать нельзя нигде, и если заберетесь слишком далеко, можно уже и не выбраться.
Во время пробной прогулки я несколько раз спустился в подземелье, пару раз умер, возродился с 99 очками здоровья и еды и получил дополнительное задание от некого «Потерянного Короля» (появляется ли он в последующих играх?) на убийство желатинового куба. В обоих замках, что я посетил, в темнице держали принцесс, и я смутно припоминаю, что они еще сыграют роль в сюжете. В любом случае, Гробница Потерянной Души расположена на другом острове, так что я собираюсь потусоваться в местных подземельях, пока не наберу хотя бы тысячу хитпойнтов и 2000 золота. Затем куплю фрегат и исследую остальной мир. Хочу сказать, что происходящее мне уже нравится гораздо больше, чем Akalabeth, Rogue, и Temple of Apshai вместе взятые!
Перевод: Александр Трифонов
Очки здоровья и прогресс
Если и есть понятие, общее для всех ролевых игр, так это «хитпойнты» (или «очки здоровья», или «жизнестойкость», смысл один). Они применяются даже в шутерах, и для современных игроков это нечто само собой разумеющееся. Однако те, кто вырос в аркадных залах, помнят, что раньше все, что было у вашего героя — запас «жизней». Пропустил три вражеских выстрела, потерял все жизни — игра закончена.
Собственно, хитпойнты — наследие настольных ролевых игр, которые в свою очередь произошли от стратегий. Они делают ваши действия более взвешенными, позволяя экспериментировать и идти на риск. И в конечном итоге все, что вы делаете в RPG, крутится вокруг хитпойнтов. Вы покупаете броню получше, чтобы сберечь свое здоровье. Вы находите более мощное оружие и заклинания, чтобы лишить врагов жизни быстрее, чем они вас. Кольца, защищающие от огня, холода, яда или паралича нужны лишь затем, чтобы сберечь хитпойнты, а повышение уровня героя — чтобы увеличить их запас. Если бы вам не нужно было обо всем этом заботиться, ваш персонаж всю игру проходил бы в драной рубашке и с кинжалом.
Как я уже говорил, система, применяемая в Ultima, вполне логична: в ней нет опыта и уровней, но здоровье вашего героя все равно увеличивается. Другой вопрос, что в более поздних играх вы повышаете максимальный объем хитпойнтов, а не пополняете текущий запас — для последнего нужны целебные зелья и заклинания. В Ultima же доходит до абсурда — когда ваш персонаж на последнем издыхании, нужно залезть еще глубже в подземелье и победить несколько монстров. На данный момент я скопил 2556 хитпойнтов по сравнению со стартовой сотней, и судя по количеству цифр, больше 9999 их быть не может. И их можно купить за деньги!
Как бы то ни было, в прошлый раз я собирался купить фрегат. Но когда я добрался до магазина «Супер-дупер транспорт Скутера», выяснилось, что они продают еще и летающие машины и шаттлы! Я уже и позабыл про фантастическую составляющую Ultima. Честно говоря, вас застают врасплох: вот вы рубите орков мечом, а спустя малое время носитесь на летающей машине и жжете всех из лазеров. Я не выдумываю — буквально через пару часов после начала игры я вообще перестал пользоваться традиционным оружием.
Купив машину, я начал исследовать карту мира. Она состоит из клеток, 250 в высоту и 350 в ширину (итого 75 тысяч квадратов). Это больше, чем казалось — замучаешься картографировать. Да, забыл уточнить, что игра полностью пошаговая, и если ваш персонаж стоит на месте, в мире ничего не происходит.
Всего в Ultima четыре основных континента: земли Лорда Бритиша, Неизведанного Мрака, Опасности и Отчаяния, а также земли Феодальных Лордов. На каждом есть как минимум один замок с королем, который выдает задание. То, что мне поручил Лорд Бритиш (найти Гробницу Потерянной Души) я выполнил довольно быстро, за что он прибавил +10 к Силе персонажа… и отправил снова искать гробницу. Да уж, продвинулся по сюжету.
Я так и не понял, что нужно делать, чтобы расправиться с Мондейном. Может, это станет ясно, когда я выполню задания других королей. Насколько я помню, со временем придется купить шаттл и отправиться сражаться с TIE-файтерами. Нет, я опять не шучу.
Путевые заметки
- Я купил волшебную палочку, но не могу понять, как ей пользоваться. Ее можно взять в руки, но стандартные команды атаки не работают. Вместо этого игра спрашивает, хочу ли я атаковать с помощью палочки.
- Даже за убийство кальмаров и морских чудищ получаешь деньги — где они их, интересно, носят?
- Пиратские корабли нельзя взять на абордаж (такое точно можно было делать в более поздних частях).
- В дополнение к летающей машине и шаттлу можно купить скафандр и «отражающий» костюм. Прямо в том же магазине.
- Если попытаться украсть что-нибудь из кладовых в городе или замке, на вас набрасывается орава стражников и казнит вас на месте.
- В отличие от упомянутых в прошлом тексте городов, в игре множество мест и персонажей, которые больше ни в одной части не появляются. Город Богатых, Город Бедных, Город Воображения, Столпы Озимандиса, Город Змеи, Потерянный Король, Черный Дракон (еще один король). Впрочем, я очень давно играл в другие эпизоды, так что могу ошибаться.
- Здесь есть Шамино! Мало того, он один из королей, и хочет, чтобы я убил балрога. Что ж, теперь одна из побочных сюжетных веток в Ultima VII обрела смысл.
- На островках разбросаны дорожные знаки, которые повышают характеристики героя. Кроме того, один из них выдает вам оружие при каждом посещении, причем лучше того, что у вас уже есть. Если у персонажа нет вообще ничего, он получает кинжал. Если кинжал уже есть — выдает топор, и так далее. Радостный, я выкупил все оружие, какое было у торговцев, и поспешил к знаку, чтобы увидеть более мощные образцы… и получил всего лишь кинжал. Дело в том, что по пути на меня нападали воры, которые утаскивают все оружие и броню, кроме надетых на героя.
Дежурные шесть часов давно уже миновали, но мне нравится эта игра, и к тому же это самая первая Ultima! Я просто обязан ее пройти. Кстати, а вы можете вспомнить примеры отсылок у древним играм, которые появились годы спустя в других проектах?
Перевод: Александр Трифонов
Победа!
Прежде чем рассказать про все подробнее, хочу поделиться занятной ссылкой. В этом тексте пятнадцатилетней давности видный апологет Ultima пытается увязать все несостыковки первых частей сериала. В частности, куда делись другие расы (виновато уничтожение континентов и самоизоляция), откуда взялись шаттлы (Мондейн путешествовал в будущее и принес технологии с собой), и почему действие Ultima II происходит на Земле — но об этом как-нибудь потом.
С тех пор, как мы расстались, я:
- Раздобыл световой меч.
- Улетел в космос на шаттле.
- Сбил 20 тай-файтеров и получил звание космического аса.
- Хладнокровно зарезал шута и шестерых стражников — и повторил это еще дважды.
- Трижды спас принцессу.
- Путешествовал в прошлое.
- Убил Мондейна и разрушил его магический кристалл.
- Гонялся за летучей мышью по аду.
- Прошел игру.
Все это отняло гораздо времени, чем я рассчитывал. Я посещал тот самый остров, выдающий оружие, и сперва раздобыл «треугольник» (понятия не имею, что это, но оно здорово повреждает пиратские корабли), затем пистолет, световой меч, фазер и бластер. Два последних — самое мощное оружие в игре, но мне больше нравилось избивать орков световым мечом и представлять себя Люком Скайуокером.
После этого я выполнил задания всех королей (спуститься в подземелье и убить определенного монстра), и каждый в награду поделился информацией касательно основного сюжета:
- Рондарин: «Чтобы победить, нужно использовать машину времени».
- Потерянный Король: «Для запуска машины времени нужны четыре драгоценных камня» (их мне как раз выдали короли).
- Черный Дракон: «Принцесса поможет только космическому асу».
- Шамино: молча протянул мне белый драгоценный камень.
Я также обнаружил замок Белого Дракона, который, как я опять же уверен (наверняка вам уже надоело, что я это говорю), мы еще увидим в Ultima VII.
Чтобы стать асом, нужно купить шаттл (!), долететь на нем до международной космической станции (!), и заплатить 500 монет за аренду истребителя X-Wing (серьезно!). При первой попытке улететь с планеты мой эльф-волшебник позабыл надеть скафандр и погиб сразу на старте. Во время второй я врезался в солнце, а на третий раз взял с собой недостаточно денег для аренды. Только с четвертого раза все наконец получилось.
Вторая часть становления асом — сбить 20 тай-файтеров. Целиться в них курсором довольно неудобно, но в итоге я одержал победу и вернулся в Сосарию. Про всю эту космическую эпопею в руководстве сказано: «Говорят, что Мондейн заключил союз с живущими среди звезд монстрами. Эти чудовищные создания хотели уничтожить все живое на планете». Знаете, со всеми этими световыми мечами и прочим антуражем я не удивлюсь, если Мондейн на самом деле — лорд ситхов. У него даже есть не менее злобный ученик!
После возвращения из космоса дела идут наперекосяк: нужно вызволить принцессу, которая поможет с путешествием во времени. В замке Лорда Бритиша, где ее держат в темнице, ключ от камеры есть у шута (он даже кричит «Ключ у меня!»). Но с ним нельзя поговорить, и обокрасть тоже, и единственный способ получить ключ — убийство. После этого на вас нападают стражники, и приходится их убивать тоже, прямо на глазах у короля. Почему Лорд Бритиш не мог просто выпустить принцессу? Я ведь тут пытаюсь спасти мир и все такое.
И самое ужасное, что шута звали Гвино. Пишется несколько иначе, но я почти уверен, что я убил жену Иоло. Предположительно, Лорд Бритиш воскресил ее после моего ухода.
После спасения принцессы она сказала мне что-то важное… но я не успел прочитать сообщение, поскольку выставил слишком высокую скорость в DOSBox. В итоге после трех попыток (бедный шут) я выяснил, что машина времени находится на северо-западе. Концовка игры очень незатейлива: перенестись в прошлое и атаковать Мондейна, пока он не превратится в летучую мышь (?), подобрать и уничтожить его камень, а затем добить злодея.
Честно говоря, Лорд Бритиш для моего успеха почти ничего не сделал. Отправил меня искать какое-то кладбище и спокойно смотрел, как я устраиваю резню в его замке. Другие короли хотя бы давали подсказки. Надеюсь, с возрастом он станет полезнее!
Стоит ли сегодня сыграть в Ultima? Если вы собираетесь познакомиться с другими частями сериала — безусловно! В ней закладываются основы мира и мифологии Британнии, походы в подземелья довольно веселые, а космическая часть хоть и неуместна, но не раздражает. Да и вообще, на полное прохождение понадобится всего несколько часов!
Следующая на очереди — первая часть Wizardry!
Перевод: Александр Трифонов
На данный момент я восстановил и дополнил все имеющиеся переводы CRPG Addict и потихоньку занимаюсь новыми. Остальные переводы можно найти в телеграм-канале, на DTF буду выкладывать не всё, сосредоточусь лишь на самых известных играх.