Музыка в "Ну, погоди!" Ультимативный разбор. Часть 1

Музыка в "Ну, погоди!" Ультимативный разбор. Часть 1

Моему сыну 3 года, и так уж вышло, что это его любимый мультфильм. И, поскольку, он уже неплохо умеет пользоваться яндекс. станцией, то музыка из альманаха Вячеслава Котёночкина играет у нас чаще, чем любая другая.

Конечно, множество композиций оттуда вы слышали не раз и не два, некоторые знаете и любите, некоторые, возможно нет…

Но в мультсериале огромное количество разной музыки, а большинство разборов в сети посвящено только зарубежной.

Это первая часть серии материалов, посвященной разбору всех композиций, которые играют в "Ну, погоди!", как известных, так и неизвестных.

Поехали!

Выпуск 1 (1969)

Действие происходит в городе и на городском пляже.

Первую композицию, которую мы слышим в мультфильме, в сети называют просто «Урна». Потому что звучит она с того момента, где Волк пинает, собственно, урну.

Дело в том, что достаточно долго никто не знал, ни что эта за композиция, ни кто её исполняет. Насколько мне известно, полную версию нашли где-то в архивах вместе с другим произведением и, только, если не ошибаюсь, примерно в 2018 году установили, что это Magyar Radio Tanczenekara — Vasarnap Reggel (Танцевальная группа венгерского радио — «Венгерское утро»).

«Урна». Magyar Radio Tanczenekara — Vasarnap Reggel

Она ненадолго прерывается мелодией, которую сыграл на вибрафоне Геннадий Крылов и продолжается до «Песни о друге» — известнейшей, простите за тавтологию, песне Владимира Высоцкого, которая звучит в сцене, где Волк поднимается по веревке на балкон к Зайцу.

Кстати, для озвучки Волка режиссёр хотел пригласить самого Высоцкого, да и сам артист был не против поработать в анимации, но худсовет кандидатуру Владимира Семеновича отклонил.

Впрочем, это не помешало Высоцкому все-таки появиться в «Ну, погоди!». Свист Волка в этой сцене принадлежит Высоцкому — Котеночкин взял фонограмму из фильма «Вертикаль», для которого и была написана «Песня о друге».

Владимир Высоцкий — Песня о друге

Следующая композиция — наверное, одна из самых узнаваемых мелодий:

Tamas Deak — Vizisi (Тамаш Деак — «Водные лыжи»).

Tamas Deak — Vizisi (Тамаш Деак — «Водные лыжи»)

Думаю, что можно отдельно не показывать фрагмент, где играет эта мелодия — вы его прекрасно знаете.

Долгое время считалось, что её автор — Георгий Фиртич, советский композитор и джазовый пианист

Однако, неизменная мелодия из титров родом из Венгрии!

А вот на пляж Волк отправляется с гарпунным ружьем подмышкой и под «Последнюю электричку».

Музыку к этой песне написал Давид Тухманов на стихи Михаила Ножкина, а исполнил — Владимир Макаров.

Тухманов после выхода мультфильма позвонил Котёночкину:

Раздался только один звонок.

— Это у вас в фильме использована песня «Опять от меня сбежала последняя электричка…»?

— Да. В нашем фильме, — признался я. И приготовился отбиваться от претензий.

— Ну и молодцы! — я услышал в трубке смех. — Послушайте, мы с вами, правда, незнакомы… Но у меня дома есть бутылка отличного коньяка. В Армении подарили. Надо бы распить.

— Неплохое предложение, — согласился я. — А с кем, собственно, я буду пить армянский коньяк?

— С автором песни.

Это был Давид Тухманов. Ту бутылку мы с ним так и не распили.

Вячеслав Котеночкин
Владимир Макаров — Последняя электричка

Это, кстати, не единственный пляж, который появится в мультфильме, но это будет позже, в другом выпуске.

Далее, Волк подкрадывается к Зайцу, который ускользает из лап хищника с помощью катера, водных лыж и «Весеннего вальса» Квартета Бориса Тихонова.

Борис Ермилович Тихонов (17 ноября 1919, Тверь — 26 декабря 1977, Москва) — советский композитор, баянист.

В этом выпуске звучат целых две композиции Бориса Тихонова.

Обратите внимание, кстати, как хорошо экшен-сцена сочетается с классическим вальсом. Какая динамика!

С неистовым воплем радости Волк бросается в воду, чтобы сцапать добычу…

Квартет Бориса Тихонова — Весенний вальс (4:02 — 4:49)

Но путает жертву, и принимает на себя порцию оскорблений от гуся, сбежавшего, с Предприятия-3826, не иначе.

Происходит эта сцена под «Искрящийся снег», Раймонда Вальгрэ (композитор) и А. Селивачёва (автора инструментовки).

Исполняет композицию ансамбль электромузыкальных инструментов под управлением Вячеслава Мещерина (соло на вибрафоне — А. Селивачёв).

Звучит она и в тот момент, когда Волк задыхается от сойки-пересмешницы, решившей отдохнуть на его дыхательной трубке, и когда добрые бобры откачивают Волка на катере.

Ансамбль электромузыкальных инструментов под управлением Вячеслава Мещерина — «Искрящийся снег» (4:50 — 6:00)

А вот следующая композиция, под которую Волк преследует Зайца на этом, угнанном у бобров, катере, круша на своем пути пляж и автостраду, снова зарубежная.

Это «Bigband Galopp», написанный Харри Зигером, и исполненный Танцевальным оркестром Берлинского радио под управлением Гюнтера Голлаша.

К слову, эту композицию также как и «Венгерское утро» долго не могли найти целиком и установить исполнителя. До 2018-го, кажется…

«Bigband Galopp» (6:01 — 6:50)

А вот название и исполнитель следующих музыкальных произведений до сих пор не известен.

Да, это та сцена, где Волк, как Итан Хант пытается… ха-ха, схантить Зайца (заберите у меня ключи от каламбурошной), но тот отстреливаясь косточками, роняет Волка на ежей.

Во всяком случае, я не нашел никакой информации.

Поиски продолжаются!

<Music unknown> (6:52 — 8:08)

Зато музыка, под которую Заяц отлично исполнят прыжок в воду с вышки, а Волк получает контузию от взрыва, как раз известна — это снова квартет Бориса Тихонова, но уже с маршем «В поход».

На этом известные композиции первого выпуска заканчиваются, потому что…

Квартет Бориса Тихонова — В поход (8:10 — 8:43)

Автора и исполнителя мелодии финальной сцены этого эпизода, — той, где Волк обнимает Зайца, а затем показывает свою истинную натуру, мы тоже не знаем, увы.

<Music unknown> (8:48 — 8:58)

А далее снова титры под «Водные лыжи».

Выпуск 2 (1970)

Действие второго выпуска разворачивается в городском парке, где Волк играет свою музыку, как вдруг мимо проходит Заяц…

Выпуск открывают Александр Зацепин и Георгий Гаранян композицией «Танго (вариация № 1)».

Александр Зацепин и Георгий Гаранян — Танго (вариация № 1) (0:07 — 0:29)

Этот выпуск, к слову, почти целиком состоит из музыки, написанной и сыгранной Александром Зацепиным и Георгием Гараняном.

Смотрю, Гаранян берётся за саксофон, Зацепин садится за ударные инструменты. Сыграли вдвоём танго, потом прослушали. Так вдвоём они повторили то же самое на других инструментах, накладывая запись на запись. Прослушают и снова играют. У меня на глазах, в крохотной квартире Зацепина, где и повернуться нельзя, два блестящих музыканта у меня на глазах изобразили оркестр. Великолепный джаз-оркестр.

Вячеслав Котёночкин

После того, как Волк усаживается на скамейку, столкнув с неё невинных зверят, он начинает играть на гитаре, судя по всему свой собственный кавер на «Очи черные» (дореф. «Очи чёрныя») - романс на слова писателя Евгения Гребёнки.

Авторская музыка Волка (0:30 — 0:43)

Часто указывается, что автор музыки неизвестен, однако это не так. Романс исполняется на музыку вальса Флориана Германа «Hommage» (Valse Hommage) в обработке С. Герделя (Сергея Герделя, настоящее имя Софус Гердаль), опубликованной впервые в 1884 году.

Познакомил мир с этим романсом, не побоюсь этого слова, великий Фёдор Шаляпин, исполняя его на своих гастролях.

А еще Фёдор Иванович добавил к тексту несколько куплетов, видимо, написанных собственноручно. Он посвятил их своей будущей жене.

Вот, как «Очи чёрные» звучат в исполнении Шаляпина:

Творческий порыв Волка прерывает Заяц, отбивающий на барабане безымянный марш, авторами которого являются Александр Зацепин и Георгий Гаранян.

Александр Зацепин и Георгий Гаранян — Марш Зайца (0:44 — 1:22)

Можно немного покекать над символом, который складывается из шариков в руке Зайца.

Сразу после окончания марша, начинает играть «Безымянная мелодия № 1», также сочиненная Александром Зацепиным и Георгием Гараняном.

Начинает она играть в момент, когда Волк наступает на зайца, оскалив клыки, а заканчивается взрывом воздушного шарика. Внутри Волка.

Александр Зацепин и Георгий Гаранян — Безымянная мелодия № 1(1:26 — 1:59)

Затем начинаются титры, но мы помним, что это «Водные лыжи» Тамаша Деака, и продолжаем.

Основное действие выпуска, сразу после титров открывает «Безымянная мелодия № 2» за авторством, угадайте, кого?

Правильно: Александра Зацепина и Георгия Гараняна.

Под эту мелодию на сцене в парке выступает кот-иллюзионист, но Волк смотрит на действие без энтузиазма.

Наверное, после просмотра 23-х сезонов «Битвы экстрасенсов», Волка уже нечем удивлять.

Далее спойлеры ко второму выпуску мультсериала "Ну, погоди!"

Возбуждает его интерес только Заяц, которого достают из волшебной шляпы.

Поэтому Волк, не долго думая хватает шляпу и убегает с ней в укромный уголок парка, где достает из шляпы не Зайца, но, судя по всему, бинты мумии Зайцехотепа I, иначе я не знаю, почему их так много.

В этом месте «Безымянная мелодия № 2» делает небольшую паузу, чтобы тут же продолжится в тот момент, когда расстроенная шляпа, выброшенная Волком возвращается мстить…

Мелодия, как и сцена заканчивается взрывом.

Второй раз за выпуск, кстати.

Александр Зацепин и Георгий Гаранян — Безымянная мелодия № 2 (2:51 — 4:39)

Следующая композиция играет во время сцены на колесе обозрения и аттракциона-самолета.

Это, кстати, первая за выпуск композиция, которая не была специально для него написана: Арно Арутюнович Бабаджанян, Муслим Магомав и «ВИО-66» — «Чертово колесо».

В мультфильме это 4:45 — 5:48, но гораздо интереснее другой факт.

Арно Бабаджанян, Муслим Магомаев — Чертово колесо (4:45 — 5:40)

Чертово колесо вообще — аттракцион в виде быстро вращающегося горизонтального плоского диска.

Перед началом вращения на неё взбирается группа участников и располагается ближе к центру, стоя, сидя или лёжа. Чёртово колесо начинает поворачиваться и постепенно увеличивает свою угловую скорость, заставляя участников соскальзывать с платформы. Участники стараются удержаться на ней.

А вот в клипе 1969 года Муслим Магомаев исполнят эту песню (на стихи Е. А. Евтушенко) на фоне колеса обозрения. После этого колесо обозрения также начали называть Чёртовым колесом.

Хотя в песне речь идет об изначальном, — быстром колесе:

Но я лечу с тобой снова, я лечу, Эх!

И одно слово я кричу,

Кричу «люблю» и лечу я к звездам,

Кричу и вновь лечу.

Е. Евтушенко (исп. М. Магомаев)

Кстати, вот сам клип:

Красивые советские попы в самом начале, не пропустите!

Кстати, вы знали, что парафраз в музыке — это произведение свободной формы, написанное на музыкальную тему из произведения другого автора, а также на народные мелодии?

Я это к чему.

Коротенький «Парафраз на тему марша Зайца» Александра Зацепина и Георгия Гараняна звучит, пока Волк вылезает из аттракциона.

Сами написали, сами исполнили, сами себя обыграли.

Александр Зацепин и Георгий Гаранян — Парафраз на тему марша Зайца 5:40 — 5:54

А вот композиция, которая играет в комнате смеха, вызывает у меня особенныйк интерес.

Во всех источниках указано, что называется она «Der Treue Husar» (нем. Верный гусар), а исполняет её Секстет Хази Остервальда.

Однако, «Der Treue Husar» — это немецкая песня, основанная на народной песне, известной в различных вариантах с 19 века. В своем нынешнем стандартном виде это песня с Кельнского карнавала 1920-х годов.

Она повествует о солдате или — в зависимости от варианта текста — о юноше, который разлучен со своей возлюбленной и может вернуться к ней только тогда, когда она уже смертельно больна. В то время как первые стихи в большинстве версий в основном одинаковы, в более поздних стихах есть сильные отклонения. Поскольку в настоящее время в Германии поют почти всегда только первый куплет – обычно в радостном настроении, запивая, – грустная история любви обычно не воспринимается.

В мультфильме композиция звучит так:

Секстет Хейзи Остервальда — Der Treue Husar (5:55 — 6:55)

И это действительно Секстет Хази Остервальда.

Пластинка «1:0 Für Hazy», 1964 года выпуска.

Однако, если искать "Der Treue Husar", то скорее всего вам попадется совсем другой вариант.

Например, вот этот (с текстом на немецком и английском, чтобы вы не понимали о чем идет речь в два раза сильнее. Или понимали):

А композиция Хази Остервальда это такая очень ироничная версия, в которой верный гусар превращается в смеющегося.

Потому что, ну, чтобы не было грустно, почему бы и нет?

А следующая мелодия, которая играет во время темной сцены в комнате смеха снова написана и исполнена Александром Зацепиным и Георгием Гараняном и называется…*барабанная дробь* - «Безымянная мелодия № 3».

Над названиями особо не заморачивались, видимо. Что не делает композицию хуже, конечно же.

Александр Зацепин и Георгий Гаранян — Безымянная мелодия № 3 (7:00 — 7:22)

В панике убегающий от Бегемота, Волк догоняет Зайца, который на чилле (и судя по всему, на расслабоне) уходит из парка напевая ту самую «Песню про зайцев» Александра Зацпина и…нет, не угадали — Леонида Дербенёва, автора стихов.

Да-да, это та самая песня про зайцев, которую в «Плакучей иве» поет изрядно поднабравший Семён Семёнович Горбунков.

«Песня про зайцев». Оригинал.

Зацепин много раз в интервью вспоминал, как сложно давалась ему музыка, особенно припев:

У меня долго не получался припев. Написал четыре мелодии, но ни одна не была яркой. И вот, наконец, родилась понравившаяся мне. Я ведь сначала пишу музыку, а потом поэт сочиняет на нее стихи.

Александр Зацепин

Вообще, история создания «Песни про зайцев» тоже довольно интересная, но это уже, как говорится, совсем другая история…

В мультфильме же, насколько понял я (не являюсь музыкантом от слова «совсем»), играет то ли измененная мелодия, то ли я все-таки слышу что-то не то…

Александр Зацепин, Леонид Дербенев — Песня про зайцев (7:23 — 7:49)

Теперь Волк и Заяц оказываются на сцене и под бурные овации зверят, Волк, чтобы прикрыть свои истинные намерения кружит Зайца под звуки танго…

Так, минутку. Что-то очень знакомое…

Это не то же самое танго, которое открывало выпуск?

Почти. Это «Танго (Вариация № 2)» все тех же Александра Зацепина и Георгия Гараняна.

Очень похоже на открывающую выпуск композицию, но все-таки с явными отличиями.

Гм, а в детстве мне казалось, что мелодия одна и та же…

Александр Зацепин и Георгий Гаранян — Танго (Вариация № 2) (7:59 — 8:38)

Ну и в финале, когда Волк снова остается с Зайцем один на один и готов запустить свои острые когти в жертву, играет тоже что-то очень похожее на то, что мы уже слышали в начале.

И да, это снова авторская музыка Александра Зацепина и Георгия Гараняна — Безымянная мелодия № 4.

Она очень похожа на «Безымянную мелодию № 2», под которую Волк пытается схватить Зайца в начале выпуска, но опять с отличиями.

Александр Зацепин и Георгий Гаранян — Безымянная мелодия № 4 (8:40 — 9:04)

Конец!

4141
18 комментариев

Кадый раз когда смотрю "Ну погоди!" впадаю в охреневание - сколько бы слупили по нынешним временам с авторов мультика за лицензии на музыку....

3
Ответить

Да-да. А в то время режиссеру было просто "неловко" за то, что он не попросил разрешения у исполнителя на использование "Чертова колеса"...

3
Ответить

Неплохо получилось. Пишы есчо!

2
Ответить

Два выпуска готовы и миллион*зачеркнуто*...пятнадцать еще на подходе!

Ответить

Спасибо @Блогосфера за наводку!

2
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Да? А мне казалось, опознали. Где-то в группе поисковиков ВК видел запись, но могу ошибаться

Ответить