Температура цвета меняет перспективу. Правда ли это?
О чем речь?
О том, как эффективно передавать перспективу на плоскости. Есть несколько способов это сделать. Один из самых известных — использовать линейную перспективу, но она лучше всего работает в скетчах. И даже там она не всегда спасает, например, если на картине нет объектов с ровными гранями или известным размером. Чтобы создать природный пейзаж, приходится использовать множество разных приемов, основанных на том, как устроен мир вокруг нас.
Посмотрев на этот пейзаж, можно заметить, что по мере удаления от зрителя:
- «сливаются» детали – мелкие элементы становится тяжело различить, а края становятся расплывчатыми;
- снижается контрастность светотени, из-за чего далекие горы кажутся более плоскими;
- происходят изменения цветов: цветовой тон (hue) сдвигается к цвету фона – голубому, яркость (value) растет, а насыщенность – падает.
Воздушная перспектива – имитация этих явлений на холсте, от которой напрямую зависит то, будет ли изображенное пространство иметь глубину. Если пейзаж выглядит плоско, то первое, что стоит проверить – все ли в порядке с воздушной перспективой.
Когда мы узнали о воздушной перспективе?
Установить, кто и когда впервые использовал воздушную перспективу, невозможно. Ею пользовались еще авторы созданных до нашей эры древнеримских фресок. Затем принцип, как и множество других приемов, был утерян примерно до эпохи Возрождения, когда далекие объекты, как правило, рисовали мельче и выше, сохраняя контраст, детали и цвет.
В 15 веке принцип переоткрыли и стали активно использовать работавшие во фламандской манере живописцы. Среди них предполагаемый ученик Босха, один из основоположников европейской пейзажной живописи Иоахим Патинир. Леонардо да Винчи в «Трактате о живописи» описал явление научно, а заодно и придумал термин «воздушная перспектива».
Распространение масляной живописи способствовало росту популярности приема – именно эта техника лучше всего подходила для создания тонких переходов цвета. Но это не значит, что для других материалов прием был неприменим:
Прошло время, закономерность устоялась. Чтобы лучше передавать воздушную перспективу, новичкам стали советовать не помещать окрашенные в теплые цвета объекты на дальние планы. Так дальний план на множестве работ окрасился в оттенки синего, а рекомендация превратилась практически в правило. На самом деле это не совсем так, но обо всем по порядку.
Почему синий?
Во-первых, наша атмосфера не является полностью прозрачной. В воздухе находятся не только молекулы газов, но и капли воды, частицы пыли. Вблизи это незаметно, но на больших расстояниях слой атмосферы становится виден поверх удаленных объектов. В определенных условиях, когда воздух плотнее, можно наблюдать «усиленный» вариант явления. Например, в туман:
Обратный случай — почти полное отсутствие атмосферы, «убирающее» воздушную перспективу. В условиях нашей планеты увидеть такое невозможно, но наблюдать явление можно на фотографиях с поверхности Луны с ее глубокими темными тенями и высокой контрастностью:
Во-вторых, видимое излучение разного цвета характеризуется разной длиной волны. Коротковолновая часть видимого спектра лучше рассеивается, из-за чего и небо, и окутывающий дальние объекты слой атмосферы приобретает синий оттенок:
Кстати, с этими факторами связано еще вот это правило: «Если свет теплый, то тень холодная и наоборот». Вот тут мы объясняем, почему это тоже не всегда так.
Что такое цветовая перспектива?
Происходящие с цветом изменения называют цветовой перспективой. Этот термин ввел в одноименном трактате художник и математик Маттео Закколини. Он продолжил исследования да Винчи и попытался дополнить его шкалу, в которой цвета были выстроены в зависимости от расстояния, на котором они приобретают голубой оттенок. Закколини считал, передать глубину без цветовой перспективы невозможно. В своих трактатах он пишет, что другими видами перспективы, включая линейную, иногда можно пренебречь, но только не цветовой. Проанализировав пейзажную живопись, можно увидеть, что на дальних планах действительно часто отсутствуют теплые цвета:
Наиболее заметно это в картинах, изображающих горные пейзажи:
Итак, правило периодически работает. Но…
Это не значит, что его нельзя нарушать!
Во-первых, освещение может быть неравномерным из-за облаков или гор, чем можно воспользоваться, продумывая композицию:
Аналогичный прием использует G liulian, подсвечивая кроны деревьев.
Во-вторых, правило регулярно «нарушает» сама природа. «Обратную цветовую перспективу» можно наблюдать в золотой час – короткий промежуток времени перед закатом или сразу после рассвета, когда солнце окрашивает дальний план в теплые цвета:
Такой свет добавляет эмоциональности, за что его очень любят не только фотографы, но и художники. Действие картины Айвазовского «Девятый Вал» происходит как раз в рассветные часы после ночного шторма:
При этом картина не выглядит плоской, потому что художник пользуется изменением яркости цветов (по сути, хорошо контролирует тон), что даже более критично для создания глубины, чем цвет. О том, что черный влияет на глубину перспективы, писал еще Закколини, который уже в то время описывал аналог того, что мы называем «value» — тон. Чтобы лучше это увидеть, можно взглянуть на черно-белый пейзаж:
Грамотное использование перехода от темного к светлому позволяет Айвазовскому «нарушить» правило. Иногда, по аналогии с линейной перспективой, этот подход называют «обратной цветовой перспективой».
Большого успеха в применении обратной цветовой перспективы достигли художники школы реки Гудзон и люминисты. Их картины демонстрируют масштабность природы, а также умение авторов работать со светом – отсюда любовь к сложному освещению.
Помимо цвета и линейной перспективы, человеческий мозг оценивает расстояние и по другим признакам. Разница в детализации, композиция и сфумато позволяют располагать очень насыщенные и теплые цвета на заднем плане:
Так может, цветовой тон тут вовсе не на первом месте?
Обилие исключений заставляет задуматься о том, какую роль играет температура цвета. Спустя почти сто лет после работы Закколини к теме цвета обратился Исаак Ньютон, но в его трактате правило не упоминается. Зато его сформулировал Иоганн Вольфганг Гете в книге «К Теории Цвета», получившейся очень противоречивой с научной точки зрения. Он же обнаружил иллюзию хромостереопсиса, которую стали использовать как универсальное объяснение правила «холодные цвета отдаляют, а теплые — приближают».
Что такое хромостереопсис? Вот такой эффект:
Что это значит?
Большинству зрителей красно-синяя картинка покажется трехмерной, а красный объект — более близким. Такая особенность нашего восприятия скорее всего связана с хроматическими аберрациями, вызванными несовершенством глаза.
Но в качестве объяснения правила «теплый — приближает» хроматостереопсис работает только периодически. Эта иллюзия очень утомляет глаза, а также сильно зависит от яркости и насыщенности цветов. На примере ниже красный щит персонажа Якуба Розальски бросается в глаза, но не кажется трехмерным, даже несмотря на голубой фон:
В искусстве довольно непросто встретить то самое сочетание очень ярких красных и синих цветов, которые нужны, чтобы иллюзия сработала. Такая комбинация используется в витражах, но даже там красный часто приглушают.
Кроме того, недавно было доказано, что хромостереопсис зависит от фона: на белом фоне вперед выступают синие полосы, а не оранжевые.
В итоге, чем менее контрастное сочетание цветов выбрал автор, тем менее заметен хромостереопсис. Поэтому существует мнение, что это – не более чем интересная иллюзия.
Альтернативных исследований, которые пытались бы объяснить, почему некоторые цвета приближают, пока мало. Авторы одного из них считают, что это связано с теми условиями, в которых происходила эволюция человека:
Согласно этой гипотезе, зрение «настроено» таким образом, чтобы быстро оценивать расстояние до типичных для саванны объектов, значительная часть которых окрашена в теплые цвета. Эксперименты показывают, что некоторые цвета действительно воспринимаются «близкими», а некоторые — «далекими», но корреляция с визуальной температурой очень условная. Тем не менее, по-видимому, мозг человека содержит «шаблон ландшафта» (landscape template), основанный на яркости и цветовом тоне, с помощью которого мы эффективнее определяем расстояния и положение в пространстве.
Например, посмотрите сюда.
Возможно, правило «теплый приближает, а холодный — отдаляет» помогает иногда попасть в этот шаблон. Но оно же и ограничивает, лишая возможности создать сложное освещение. Поэтому воспринимать его как универсальный совет не стоит. Однако чтобы его «нарушать», нужно научиться создавать глубину другими приемами, в том числе не зависящими от цветового тона.
В первую очередь стоит сосредоточиться на изучении тона. Позволим себе еще раз напомнить о видео Марко Буччи, в котором он наглядно показал другое правило: выберите правильный тон, и цвета поверх можно положить условно любые. Конечно, результат может получиться несколько необычным, но при этом работа будет читаться.
Как лучше строить работу? Как тренироваться?
Можно начинать рисовать композицию в ч/б или монохромной палитре. Это нужно, чтобы лучше разобраться с тоном — еще до того, как перейдете к цвету. О том, что такое тон и как с ним работать в композиции, мы подробно рассказываем тут (упражнения включены). В этом случае переходить к покраске стоит только после того, как закончите с тоном.
Альтернативный способ — рисуйте как обычно, но регулярно переводите работу в ч/б, чтобы проверить, не уехал ли тон.
У обоих подходов есть преимущества и недостатки.Новичкам гораздо проще контролировать тон, если решать его на отдельном этапе, а после красить композицию с помощью режимов наложения или карт градиентов (о том, как это делать, мы напишем позже). Работа идет быстрее, результат получается достовернее и предсказуемее. Если работать сразу и с цветом, и тоном, контролировать этот ансамбль намного сложнее.
Однако некоторые художники отмечают, что такой подход в итоге их ограничивает и не дает возможности так вольно обращаться с цветом, как они привыкли.
Какой путь вы выберете — решать исключительно вам. Множество прекрасных художников рисуют по пути от ч/б, в том числе известный иллюстратор Джастин Герард. В Smirnov School на разных курсах мы обучаем всем этим методам, так как им найдется применение в разных ситуациях. И вам советуем попробовать оба, чтобы на практике понять, что лучше подходит под ваши задачи.
Артемий Третьяков, автор в Smirnov School. Мы — онлайн-школа, где готовят концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придете к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.