Джон Уик 4 - грамотнейшая работа над ошибками и восстановление доверия
Выход первого Уика был фурором. Пусть лента и не собрала колоссальное количество денег - запустилось сарафанное радио, которое вызывало любопытство даже у далеких жанру. Поэтому уже вторая часть собрала в два раза больше, а общий доход франшизы к 4 фильму перевалил за миллиард.Оригинал не был откровением в жанре. Однако он грамотно соединил все лучшее от культовых представителей боевиков: драки напоминали танец, чья хореография выстроена с мельчайшей проработкой так, что важно каждое движение кисти рук. В каждом кусочке кадра кто-то двигался, составляя часть общей композиции. Герой расправлялся с врагом врукопашную, но в это время остальные не ждали, нападая со спины. Поэтому герой Киану Ривза совершал "танец" на экране, сначала ударяя противника по лицу рукой, затем развернувшись ставил подножку другому, а в это время успевал выстрелить еще в троих. Благодаря этому глаза постоянно видели движение и яркость, не скучая.Камера при этом была динамичной и, наоборот, плавной ровно там, где это нужно. Поэтому глаз не дергался и не уставал воспринимать движение. Грамотно распределялись паузы между экшн сценами, а сам герой в драках не был сверхчеловеком - он получал ранения, ему приходилось восстанавливаться.
Вторая часть по всем пунктам была идеальным сиквелом: ставки больше, экшен разнообразнее и чувствуется более масштабным. Но вот когда третья часть решила умножить все составляющие еще сильнее - зрители увидели, что вторая часть была гранью баланса. 3 часть воспринималась уже слишком громоздкой. Экшен лился без перебоя, а сам он стал переходить на локации все более контрастные и яркие, от чего глаза буквально начинали болеть и сильно уставать . Да, постановка все еще была на высоте, как и работа со светом, композицией. Но когда чего-то хорошего слишком много, оно перестает восприниматься через плюсы. Вся лента в итоге смешалась в одну чересчур длинную экшен сцену. С одинаковыми приемами и структурой, просто в немного более разных локациях. Все это привело к тому, что когда я перед просмотром четвертой части освежил в голове сюжет предыдущих - оказалось, что я вообще не помню, что было интересного в третьей. То, что я запомнил как плюсы, оказывается относилось к второй главе.
Поэтому я скептически относился к выходу четвертой части, которая обещала еще больший размах и хронометраж в 3 часа. Я даже не пошел смотреть фильм на большом экране, потому что режиссер Чад Стахелски стал в моих глазах автором одного хита, который пытается превзойти себя не чем-то новым, а умножением старых приемов. Но я так рад, что ошибался.
Несмотря на самые большие сборы во франшизе, авторы решили провести работу над ошибками после 3 части. Трехчасовой хронометраж оказался не под завязку забит экшеном, а был использован для создания больших пауз, диалогов и даже лирики. Поэтому теперь Уик больше разговаривает, находит места для уединения, чтобы подумать о жизни и мысленно пообщаться с ушедшей женой. Поэтому боевые сцены теперь стали четко различимы между собой и не слились в одну какафонию пестрых картинок.
Да и сам экшен стал строится более грамотно. Камера будто меньше дергается, локации стали разнообразие, как и используемое оружие и, соответственно, техники боя. Пистолет трбует вплотную подходить к врагам и буквально забираться под них, чтобы пробить броню. Дробовик, например, заставляет искать укрытия и находить тонкие стены, чтобы стрелять сквозь них.
В одном только финальном отрезке фильма мы увидели и классические перестрелки из укрытий, и рукопашные бои, и снятую с видом сверху в стиле "The Hong Kong Massacre" сцену с перестрелкой среди строительного мусора и предметов быта, и прыжки между машин на оживленной дороге и даже спокойную на движения, но напряженную дуэль на старинных пистолетах на рассвете.
Фильм снова нащупал нужный баланс, стал удивлять разнообразием и подходом, а Чад доказал мне, что не собирается использовать одни и те же приемы, а готов учится, искать новое и экспериментировать. Я очень надеюсь увидеть его вне франшизы Уика, как его напарника по первой части Дэвида Литча, который успел снять второго Дэдпула, Взрывную блондинку и Быстрее пули.
Блокнот смотрящего в вк:
Блокнот в телеграме: