The Outer worlds - Рай либерала

Привет, это AnarhySonik. Давеча, третьего дня, поиграл в игру The Outer Worlds. Да, в ту, которая вышла уж года 3,5 назад. Не горжусь собой, но и ничего поделать не могу - только сейчас руки дошли. В итоге игрой я остался дюже доволен. Ведь там, о ужас, стебутся над капитализмом. Открыто, но не очень глубоко. Об этом материал и будет - разбор идей и месседжей с материалистических позиций.

Букв не много, но если что есть видеоверсия обзора

Скажу сразу - игра хорошая, хоть и с некоторой сырцой. У руля команды разработчиков были люди, приложившие руку к первым фоллаутам, к Vampire: The Masquerade — Bloodlines, к другим небезызвестным играм. Предыдущую же до этого игру обсидианов - Fallout New Vegas, я прошëл раза три или четыре и каждый раз с удовольствием. Нью Вегас вообще обласкана многочисленными фанатами и иногда еë называют вообще лучшим фоллаутом, что говорит о многом. The Outer Worlds вышла очень похожей на предшественницу, механики изменились, но не кардинально, это та же RPG от первого лица с пушками, диалогами с проверкой очков навыков, прокачкой перков и необязательными сайд-квестами. Даже сеттинг как будто очень близкий - в нью вегасе пустошь мохаве после ядерной войны, населëнная мародëрами, мутировавшими животными и редкими выжившими, с повсеместной ретрофутуристичной стилистикой с омажами на вестерны. В оутер ворлдс - пустоши космического фронтира человечества, населëнные мародëрами, мутировавшими животными, и редкими выживающими колонистами, с повсеместной ретрофутуристичной стилистикой и омажами на вестерны. Звучит похоже, не правда ли?

New Vegas, если кто забыл как он выглядел
New Vegas, если кто забыл как он выглядел

Да, но есть нюансы. Обсидианы в этот раз выбрали ну ооочень жирную тематику, и не просто так. Сейчас очень модно, молодëжно критиковать корпорации, амазоны, гуглы и иже с ними. Но их критикуют за то, что делала бы любая компания, распространив своë влияние и нарастив капитализацию. Все эти экономии на работниках и на условиях труда, сокращения, корпоративная этика, погоня за прибылью и вот это вот всë то, что всплывает в голове при произнесении слова "Корпорация". Это всë не баг, а фича. Все компании такие. По другому в нашей системе не работает. Если какая-нибудь компания решит делать по-другому дела - она очень быстро обанкротится. (Понятно, что есть ещë кооперативы, но это исключение, так как там иные принципы владения и управления). Из этого следует, что это не "компании неправильные", или "руководство плохое", как раз таки наоборот. А что тогда плохое? Так сама система плоха тем, что выстраивает только такую дорогу к успешному успеху, которая прокладывается по разрушенным жизням и судьбам. Потому что сейчас можно быть "успешным" только за счет других людей, одного обогнал, другого обокрал, третьего подставил и вот это всë, "человек человеку - волк".

The Outer worlds - Рай либерала

Как эта душная тирада относится к игре? Как бы напрямую. Игра если что про то, как несколько монополек решили колонизировать космос, улетели с земли, терраформировали несколько планет (условно) и на протяжении около сотни лет успешно фашизировались. Разработчики смоделировали такую ситуацию, при которой вся власть у корпораций, все работники в зависимом положении, профсоюзного движения нет даже на уровне идей, деваться некуда, помощи ждать неоткуда, потому что земли возможно уже и нет.

Ну и давайте уж о сюжете в двух словах. Мы играем за одного из десяти тысяч колонистов, которых отправили с земли в Алкион (так называется космическая колония), но корабль затерялся по дороге, и люди вместо 3 лет пролежали в криокамерах по 70 лет, и потому просто так их нельзя разбудить - при открытии капсулы человек просто мучительно умирает. Корпорации решили о колонистах забыть, чтобы не заморачиваться с разработкой технологий по разморозке. Потому что если это не принесëт выгоды в ближайшей перспективе, то оно и не нужно, да и сама ситуация выставляет компании не в лучшем свете, поэтому десятью тысячами человек можно и пренебречь.

The Outer worlds - Рай либерала

Но нашëлся классический безумный учëный, разыскиваемый коалицией как преступник, который путëм проб, ошибок и десятка умерших в мучениях размороженных, таки нашëл способ безопасно разморозить человека. И первым его выжившим экспериментом оказался как раз наш герой. Надо сказать, что это очень элегантный способ дать игроку настроить внешний вид и характеристики героя, потому что по сюжету в момент настройки персонажа это учëный выбирает подходящего ему человека их числа колонистов. Да и в дальнейшем очень удобно рассказывать экспозицию игроку через персонажа, который во-первых не в курсе событий из-за того, что он новый в этом мире, а во-вторых даже то, что он знал - уже не актуально из-за пропавших для него семидесяти лет. Не надо городить любимую сценаристами эрпэгэх пропажу памяти.

The Outer worlds - Рай либерала

В общем после нашего пробуждения нас сразу отправляют в приключения, цель которых, добыть больше реагентов для реанимирования всех остальных замороженных колонистов. И на пути к этой цели нас помотает по окружным небесным телам колонии. Весь сюжет не имеет смысл пересказывать - он хороший, с обилием текста, советую пройти самостоятельно с максимальным погружением во все побочки и оба сюжетных dlc. Отдельного внимания заслуживает юмор, который, конечно есть, и он хороший, но почему-то некоторые считают, что вся игра юмористическая. Нет. Тут присутствует и ирония, и сарказм, и много сатиры, и чëрный юмор в изобилии. Но многие вещи тут нихуя не смешные. Когда корпорации ставят опыты на людях по переносимости яда местных ящеров, при которых люди умирают мучительной смертью. Когда людей подвергают пыткам, подсаживают на наркотик, который сводит людей с ума в прямом смысле. Когда людей на заводе не лечат под предлогом "лучшее лекарство это работа", и дают лекарство только тем, кто даже при болезни продолжает работать в полную силу, но тогда ему и не нужно лекарство, "если он трудится так же эффективно - значит не болеет", при этом сама болезнь возникает из-за недостатка витаминов в скудном, однообразном провианте. Когда за место на кладбище ты должен платить и до и после смерти, а самоубийство считается актом вандализма по отношению к активу компании, за которое естественно должны заплатить штраф все оставшиеся рабочие. Когда выход на пенсию в город-сад происходит по лотерее, но при этом тебя на входе убьют роботы. Когда компания подсаживает паразитов в сотрудников, чтобы они были лояльные и довольные, от чего люди сходят с ума через некоторое время. И самое главное для чего это всë делается? Только для увеличения прибыли компаний, чтобы меньшинство могло жить в городе-саду и наслаждаться жизнью (у них это тоже не особо получается, но это другой разговор).

Не пейте коричневую спектральную водку
Не пейте коричневую спектральную водку

И это я взял лишь по верхам, когда читаешь записки, почту сотрудников, то ещë больше и глубже погружаешься в пучину отчаяния и ненависти. Повторюсь, это всë не смешно, хоть и написано с долей иронии сценаристами. Но через диалоги с напарниками и другими NPC сценаристы показывают, что это всë пиздец. Причëм лет 5 назад я бы подумал, что это всë преувеличение, утрирование и вообще "это же фэнтезя". Но сейчас я уже понимаю, что это логичное продолжение капитализма, то куда он скатится, если его не сдерживать и не бороться с ним. Попросту фашизм как он есть.

А вот борьба с этим явлением показана плохо, если не сказать ущербно. За всю игру я встретил лишь одну организованную забастовку. И то с нюансами. Там как, несколько человек из одного цеха потребовали увеличение зарплаты, начальница отказалась, после чего работники просто не вышли на работу и пропивали свои сбережения в баре. Вот так. Никаких касс взаимопомощи, никакой агитации соседних цехов, никакой блокировки своих рабочих мест, чтобы не пустить штрейкбрехеров, никакого освещения проблемы другим горожанам средствами той же демонстрации. Не приди к ним наш главгерой и не уговори он начальницу пойти на встречу - эти горе забастовщики просто пришли бы сами обратно через неделю, как закончились бы деньги, о чëм они сами и рассказали. И это пик рабочего движения, который мне встретился. Были ещë "иконоборцы", но там просто шиза. Просто один из бывших корпоратов решил собрать себе последователей… чтобы что? Бороться с корпорациями? Как? Печатным станком и проповедями. Там какая-то лють в плане идеологии. Что-то анархичное, с религиозной основой.

Жалко что в этом диалоге нельзя рассказать про профсоюз
Жалко что в этом диалоге нельзя рассказать про профсоюз

Беда иконоборцев в том, что это не какое-то рабочее движение, с классовой борьбой, а просто группа отщепенцев, которым типо "просто надоело работать на заводе" и к ним приходят люди просто за приключениями. Добывают ресурсы они себе обычным мародëрством, а на вырученные за сбыт ресурсов деньги они и живут, закупаются продуктами, техникой, оружием. Без заводов, производственных мощностей это дорога в никуда, откат в аграрность. И тут даже нечего говорить про то, "а что же нужно было сделать по-другому?", потому что ответ "всë". Начиная с того, что нужно было сразу захватывать заводы, космопорт, вышку связи. И делать это опираясь на большинство рабочих, а так же военных. Для этого в принципе нужно было понимать, сколько людей готовы на этот шаг, а для этого должна быть долгая подготовка, развитое рабочее движение, проведение забастовок, акций. В общем всего того, что иконоборцы не делали. Потому что они махровые идеалисты, рассчитывающие на… на что? Что обычные разглагольствования про то что корпорации это зло будут приводить толпы людей в лагерь? Чтобы что? Потом силой захватить город? А дальше что? Без экономических, социальных, политических преобразований это всë будет тоже самое, что у корпораций, но на несколько порядков хуже, в силу отсутствия технологий и ресурсов.

Были ещë одни "революционеры", с якобы сетью, планом по военному перевороту, политическими внутрипартийными разборками, и вот этим всем. Но оказалось, что это обычная подставная группа, с агентом охранки во главе, который только и строит планы, пока постоянно финансируется корпорациями.

The Outer worlds - Рай либерала

В общем, к чему всë приходит в итоге. Мы достаëм реагенты для оживления колонистов, склоняем на свою сторону двух председателей правительства, расправляемся с серой кардиналшой, которая управляла всей колонией из тени. Идëт долгий процесс по разморозке людей. Ииии типо люди сплачиваются всей колонией, для достижения общей цели - сохранение человечества. А новоразбуженные колонисты становятся основой для технической и социальной модернизации, так как криогенные капсулы были забиты сплошь инженерами, медиками, политиками, научными сотрудниками. Что характерно в титрах ничего не рассказано про то, куда делись корпорации. Ушли ли они, преобразовались ли или там всë осталось как есть.

The Outer worlds - Рай либерала

И это разочаровывает. Я понимаю, что игра идеалистическая, про субъективный фактор, пассионарность, важность выбора и всë такое. Но разрабы так фактурно расписали корпоратов, их преступления против человечества. И ничего с ними не сделали, никак сценарно не наказали. Причëм я понимаю, что было бы глупо ждать от них марксистский подход, противостояние классов и теории прибавочной стоимости, но хоть дали бы поменять верхушки правления ради приличия. Но нет, главных злодеев всей игры просто проигнорируем в развязке. Уж не знаю сюжетный прëб это или намеренное смягчение, чтобы игру издали всë те же корпораты, но факт есть факт.

Что по итогу. Всем, кому нравятся Fallout New Vegas, action-RPG от первого лица с диалогами, сатира на корпорации, антураж ретрофутуризма, космоприключения типа "Светлячка", при этом не требует исключительно игр AAA класса - строго играть. Остальным соболезную, как говорится.

И на этом у меня всë. Любви, добра, пока.

202202
556 комментариев

Либерал = фашист, ебать dtf moment.

147

при чём вся игра показана как стёб либералов над темой крайности капитализма.
Как автор поста смог сделать вывод, что это то, к чему стремится либерализм – не очень понятно.

80

скорее либерал и есть фанбой капитализма, а так в заголовке про рай либерала, затем про то, что стеб над капитализмом. я дальше и не читал поэтому

14

Комментарий недоступен

13

Либеральный фашизм каков он есть. Почитай книгу Джона Голдберга, которая так и называется Либеральный фашизм, она переведена на русский.

5

разрабы так фактурно расписали корпоратов, их преступления против человечества. И ничего с ними не сделали, никак сценарно не наказали.И что должны были предложить разрабы в качестве альтернативы злым копрорациям ? Дать всю власть одной-единственной копрорации (номенклатуре) ? Проходили это уже - получается так себе.

64

Смешно конечно как капитализм вечно пораждает класс бесполезных нахоебников, которых бы при коммунизме отправили вес валить и другой оьщественно полезной деятельностью заниматься, а они все капитализм критикуют

33