Saya no Uta или как приручить космическое чудище
Отсюда вы узнаете, что делать если ваша подруга постоянно сочится слизью, зачем надо пугать душевнобольных, и почему стоит опасаться юных нимфоманок. А еще познакомитесь с шедевром Гена Уробучи под названием «Песнь Сайи».
Saya no uta – это необычная визуальная новелла. Причём не только из-за своего сюжета и атмосферы. Для многих людей она стала лицом жанра «уцуге» - самого мрачного и безнадежного подвида интерактивных романов.
Во всяком случае я постоянно об этом слышал: дескать, история милашки Сайи дышит такой тоской и безысходностью, что просто туши свет. Однако так ли страшен черт как его малюют? Давайте разбираться…
Содержание:
Автор Saya no Uta и его источник вдохновения.
Создателем Saya no Uta стал японский сценарист по имени Ген Уробучи.
Он довольно известен своими трудами в различных жанрах аниме и манги – самые популярные из которых это, наверное, Психо-паспорт и Мадока Маджика. Но не менее плодотворно Ген отметился и на ниве визуальных новелл. Из-под его пера вышло множество интересных работ, все как на подбор с мрачными и тоскливыми сценариями. Сам Ген неоднократно отмечал, что писать по-другому у него просто не получается – любая его история неминуемо скатывается в кровавый макабр.
И Saya no Uta исключением тоже не стала: по накалу безумия, отчаянья и безнадеги она значительно превосходит своих коллег по жанру. Но прежде, чем мы перейдём к самой новелле, давайте немного обсудим другое произведение, сильно повлиявшее на Саечку.
Основным источником вдохновения для этого проекта стала манга Hi no Tori: Resurrection.
Она была написана известным японским мангакой Осаму Тэдзука и включает в себя несколько историй, связанных одной общей темой. Каждый ее сюжет рассказывает о персонажах, ищущих бессмертия и о том какие последствия бывают у таких желаний. В этой серии особенно примечательна история юноши по имени Леон, который после операции на мозге стал неадекватно воспринимать окружающую реальность. Например, люди и животные стали казаться ему неживыми объектами, похожими на камни или куски металла. И даже собственные родители видятся ему гротескными чудищами.
Однако все меняется, когда он встречает прекрасную девушку по имени Чихиро и без памяти в неё влюбляется.
Но к удивлению паренька, его возлюбленная оказывается вовсе не человеком, а самым настоящим роботом, который видится Леону женщиной его мечты.
Судя по всему, Ген Уробучи весьма любит эту историю: ее отголоски можно найти во многих его работах. А те, кто уже играл в Saya no uta сразу проведут параллели между двумя сюжетами. Однако в отличии от новеллы манга посвящена научной фантастике и никакого хоррора в ней нет и в помине. Хотя, казалось бы, с такой завязкой сам Бог велел, но нет, отдуваться на ниве ужасов пришлось только Саечке.
И получилось это у неё весьма неплохо – сюжет новеллы по праву можно назвать эталоном психологического хоррора. И о нем-то мы сейчас и поговорим….
История и персонажи.
Главным героем новеллы станет незадачливый паренёк по имени Фуминори.
До поры до времени он был простым студентом и ничем особо не отличался от своих сверстников. Но все изменилось, когда юноша попал в страшную аварию, унёсшую жизни обоих его родителей. К счастью, он был спасён врачами от смерти, однако очнувшись в больничной палате Фуминори с ужасом обнаружил что его мир изменился навсегда.
Чудовищное пост-травматическое расстройство превратило привычную реальность в бесконечный кошмар. Теперь ему повсюду чудятся омерзительные куски мяса и зловонный гной, а окружающие люди кажутся жуткими монстрами.
Сперва Фуминори подумал, что угодил в какой-то страшный сон, но потом быстренько сообразил, что все дело в его недавней травме. Не желая, становится клиентом дурки, парень начал тщательно скрывать своё расстройство и учиться не вызывать у окружающих подозрения.
Однако странное поведение Фуминори не осталось незамеченным для небольшой компании его приятелей. После аварии ребята изо всех сил старались подбодрить своего друга и не дать ему скатится в пучину депрессии.
Но все было тщетно: на их посиделках парень выглядел холодным и безучастным и всегда с трудом отвечал на вопросы товарищей. Что было вполне неудивительно – на месте знакомых лиц он видел омерзительных чудищ, сочащихся кровью и слизью. Потихоньку он начал ненавидеть своих когда-то близких друзей, а неравнодушную к нему девушку жестоко отшивает. Ведь довольно трудно полюбить ходячий мясной гнойник, не правда ли?
Но в мучительной жизни Фуминори есть одна единственная радость – это милая девчушка по имени Сайя, с недавних пор живущая в его доме.
Загадочная красотка единственная кто не кажется ему отвратительным монстром и поэтому парень очень дорожит своей новой соседкой. С юной проказницей они познакомились ещё в госпитале: в одну из ночей Сайя появилась в его палате и попыталась напугать несчастного паренька. Однако добилась совсем другого эффекта: поражённый Фуминори впервые после аварии увидел нормальную, привлекательную девушку, а не говорящий кусок мяса.
Неудивительно что он очень быстро привязался к своей ночной гостье и вскоре предложил ей переехать к нему домой. Одинокой Сайечке терять было нечего: совсем недавно она осталась без отца и никого из близких у неё больше не было.
Так что вскоре парочка начинает жить вместе и быстро становится любовниками. Излишним будет говорить, что девчонка стала единственным утешением для несчастного Фуминори и на ее странности он не обращает никакого внимания. А зря - ведь когда любимая то и дело хомячит странную нямку и плотоядно облизывается на твоих друзей, то это верный повод заподозрить неладное….
Кто такая Сайя?
А сейчас, дорогие друзья, начнутся спойлеры, так что, если вы не хотите испортить себе впечатление от новеллы, то перемотайте на отрезок про ее геймплей. Хотя я думаю вы уже и так догадались о тайне нашей героини - на самом деле она никакая не девочка, а натуральное хтоническое чудище, прямиком из бестиария Лавкрафта. Каков ее истинный облик мы так и не узнаём, но можно предположить, что Сайечка похожа на бесформенную кучу плоти, которая при желании может отращивать различные органы и конечности.
При этом питается красотка исключительно мясом и при случае не против захавать какую нибудь домашнюю животинку. Это подтверждает ее жизнь в госпитале: в его окрестностях не осталось ни одной кошечки, а испуганные пёсики начали обходить больничку за километр.
А кроме того, Сайечка имеет весьма шкодливый нрав и обожает всяческие розыгрыши.
В одну из ночей проказница обнаружила медицинские карточки пациентов и решила подшутить над больными с расстройствами психики. Непоседливая вертихвостка начала является им по ночам и до смерти пугать несчастных. Именно так они и познакомились с Фуминори, однако болезнь парня помешала ему увидеть настоящий облик Сайи. Вместо омерзительного монстра перед ним появилась красивая девчушка с веселым характером. В которую он вскоре и влюбился…
И со своим выбором парень не прогадал: Сайечка оказалась очень нежной и заботливой подругой. Каждый день она с нетерпением ждала его возвращения домой, готовила ему вкусную нямку и как могла украшала их уютное гнездышко. Ну и конечно радовала его ночью… Неудивительно что Фуминори крепко привязался к своей новой спутнице и был готов ради неё на многое. А вот насколько далеко он зайдёт в своём желании оберегать Сайю придётся решать вам…
Некоторые мысли о сюжете.
Итак, как вы уже поняли история новелла, эксплуатирует вечную тему красавицы и чудовища. Именно так: кто в этой истории является настоящим монстром это вопрос дискуссионный. Конечно, милашка Сайя ведёт себя довольно странно с позиции человеческой морали: кушает домашних животных, пугает несчастных больных, да и просто мажет слизью все что не попадя.
Однако такое поведение продиктовано ее биологическим видом, а против природы как известно не попрешь. Да и к тому же все свои зверства она совершает только чтобы порадовать Фуминори. Что ей с успехом и удаётся – паренёк от своей новой подруги просто без ума.
А вот ее возлюбленный куда более неоднозначный персонаж.
Ведь в отличии от Сайи он как раз мог сделать правильный выбор: перестать скрывать свою болезнь, начать терапию и быть честным с друзьями. Но вместо этого он ушёл в тотальное отрицание реальности и спрятался в скорлупу из слизи и мяса. Как знать, быть может, это и было то, к чему он подсознательно стремился? Уединенная жизнь вдали от общества, да ещё и с безотказной подругой рядом…Фуминори даже упоминает об этом в одном из монологов – дескать родители никогда бы не разрешили ему жить с какой-то странной девчонкой дома.
Проблема людского одиночества вообще является центральной темой новеллы. Она хорошо иллюстрирует к чему приводит побег в свой воображаемый мирок и насколько опасными могут быть иллюзии. Ведь если подумать, то Фуминори пошёл на злодейства именно ради своих фантазий – быть всегда любимым милой и заботливой девушкой, которая никогда не состарится и всегда будет его ублажать.
Но как водится, на крови и костях, счастья не построишь и трагический финал истории яркое тому подтверждение.
Новелла может преподать нам хороший урок – не надо скрывать свои проблемы от близких и бояться обратиться за помощью. Ведь если самовольно посадить себя в клетку, то выбраться из неё будет ой как непросто. И далеко не факт, что к вам на помощь придёт чудище из далёкого космоса…
Saya no Uta и космический ужас.
А прежде, чем мы перейдём к геймплею, давайте немного обсудим ещё один источник вдохновения для авторов новеллы. Безо всякого сомнения им стал жанр космического ужаса, придуманный английским писателем Говардом Лавкрафтом.
В его книгах частенько появляется образ бесформенного и бестелесного зла, настолько ужасающего, что человеческое сознание не в состоянии его понять и осмыслить. А один взгляд на него способен утянуть в пучину безумия и навсегда погрузить разум во тьму.
Характерной особенностью стиля Лавкрафта является то, что он никогда не описывал свои ужасы прямо и непосредственно. Вместо этого он использовал неясные и загадочные фразы, заставляющие воображение читателя додумывать историю самому. Создатели новеллы пошли схожим путём – например об истинном облике Сайи мы может только догадываться. Но одно можно сказать точно – она абсолютно чужеродное для людей существо и преследует какие-то свои неясные цели. Совсем как древние боги из пантеона Лавкрафта….
Впрочем, если немного подумать, то в творчестве писателя можно найти похожее на Сайю существо. Это так называемый Шоггот – гигантская масса из полупрозрачной слизи, с множеством щупалец, чешуек и невидимых глаз.
Такое чудище не имеет фиксированной формы и способно менять ее по желанию – прямо как наша героиня. А кроме того, оно источает нестерпимый запах разложения и гнили, который заполняет все пространство вокруг. Посетители дома Фуминори неоднократно отмечали странный аромат в его окрестностях и можно предположить, что его виновницей была именно Сайя. Ну или трупы, которые были там обильно раскиданы…
Но несмотря на все сходства, между Шоготами и Сайей все же есть и немало отличий. У монстров Лавкрафта совсем не было никаких эмоций, кроме злобы и ненависти, а вот наша героиня смогла искренне полюбить Фуминори. Да ещё и размножалась она весьма интересным образом – но это вам лучше будет увидеть самим….
Кстати, раз уж мы заговорили о литературе, то можно вспомнить еще и творчество нашего соотечественника – писателя Владимира Сорокина.
В цикле его книг под названием «Лед» встречается довольно интересный термин – «мясная машина». Таким образом главные герои романов именовали окружающих их людей и относились к ним соответствующим образом. Мне это сразу напомнило мироощущение Фуминори, но конечно записывать творчество Сорокина в источники вдохновения для новеллы я бы все же не стал. Хотя как знать – писатель какое-то время время жил в Японии, и даже место действия одной из глав «Ледяной трилогии» начинается именно там.
А пока я писал этот обзор, ко мне в голову пришла уж совсем безумная мысль. Мне вспомнился старый андеграундный фильм под названием «Гвозди»: по его сюжету наемный убийца, страдающий от жуткой головной боли, забивает себе в череп ржавый кусок металла.
Ну а после его реальность преображается: все вокруг предстаёт в странном и искаженном свете, а на месте людей ему чудятся жуткие монстры. Совсем как Фуминори – но, наверное, мне уже пора заканчивать с конспирологией и переходить к геймплею новеллы…
Графика и звук.
А сейчас настало время немного поговорить об игровом процессе. Хотя, как ни странно, говорить тут особо не о чем: в новелле почти нет никакого интерактива. Единственные выборы, которые мы делаем, появятся только ближе к концу сюжета и повлияют на одну из трёх концовок. Что, конечно, по меркам визуальных новелл совсем не густо. Но зато в этой истории нет никаких «филлеров» и излишне затянутых эпизодов; она играется и смотрится на одном дыхании.
Но кроме увлекательного сюжета, новеллу стоит похвалить и за ее визуальный стиль. Большую часть времени мы наблюдаем мир глазами Фуминори: перед нами предстанут бесконечные мясные пейзажи, полные слизи, гноя и мерзких чудовищ.
Нарисована эта гадость настолько ярко и реалистично, что я бы не советовал вам играть в Saya no uta перед обедом – испортите себе аппетит напрочь. Зато, когда повествование переключится на других героев, то мы увидим милые повседневные сценки, очень неплохо нарисованные и озвученные.
Наблюдать за историей мы будем глазами нескольких персонажей, каждый из которых обладает своим характером и индивидуальностью. За их яркие образы надо сказать спасибо сейю – они здорово передали темпераменты своих героев через различные акценты и интонации.
Например, Фуминори общается с друзьями тихим, едва слышным, голосом, зато в беседах с Сайей он сразу преображается и становится более уверенным в себе. А вот голосок его любимой хорошо передаёт ее переменчивую натуру, от детской игривости до безумия и злости. Что довольно жутковато если учесть, чем является Сайя на самом деле….
Ну а раз мы уже затронули звук, то необходимо упомянуть еще и саундтрек новеллы. Безо всякого сомнения он является одним главных ее плюсов и прекрасно подходит к этой мрачной истории.
Условно музыку можно разделить на три части: когда мы смотрим на мир глазами Фуминори, то нас сопровождает жесткий индустриальный рок, с другими персонажами мы услышим красивые, ненавязчивые мелодии, а когда на экране появится Сайя, то за ней будут следовать прекрасные ангельские голоса. В целом саундтрек здорово передаёт атмосферу и настроение новеллы, помогая игроку прочувствовать глубину переживаний главных героев.
Заключение.
Напоследок можно сказать, что в Saya no Uta стоит поиграть не только поклонникам хоррора, а вообще всем любителям хороших историй. Это по-настоящему уникальное произведение, ничуть не похожее на своих коллег по жанру. Ведь давайте посмотрим правде в глаза: среди интерактивных романов есть гораздо более жестокие и брутальные вещи.
Но мало кто из них похвастаться таким великолепным сюжетом и глубиной поднимаемых тем. Историю Сайи можно смело назвать философской притчей, печальной повестью о людском одиночестве и страстном желании найти родственную душу. Она оставляет после себя чувство грусти и тоски, но в то же время и надежду. Надежду на то, что люди когда нибудь станут добрее и перестанут видеть друг в друге просто куски мяса…
Видео версия статьи:
Посоны, если вам нравятся мои обзоры, то поставьте лойс и подпишитесь на канал - меня это мотивирует делать новый контент.
Статья написана для конкурса подсайта Якорь.
Многоуважаемый Скэрифейс. Вы - гордость и отрада сайта DTF. Ваши писательские таланты настолько выдающиеся, что мы не просто с удовольствием прочитали вашу работу. Мы немедленно объявили о том, что вы стали целью операции "Донатный Шторм" и подключили лучшие силы Якоря и Фонда Поддержки Сладких Булочек, чтобы провести донатную атаку по вашей статье. Мы любим вас. Мы благодарим вас. Мы искренне надеемся, что это не последняя ваша работа. Спасибо вам.
👍
Комментарий недоступен
Реквестирую уцуге-истории о жизни в Питере)
Правильно переехал, мы тут знаем толк в избавлении от надоедливых юных нимфоманок.