Это не история о героях. Это обзор Full Metal Daemon Muramasa
"Там где есть демоны, я убиваю их.
Там, где есть святые, я убиваю их.
Мой путь - это Путь Меча."
Эти слова - клятва. Нерушимый закон, приковывающий одного из самых интересных протагонистов визуальных новел к его проклятым доспехам.
Содержание
1. Прелюдия
2. Синопсис и сеттинг
3. Что понравилось?
3.1. Персонажи
3.2. Common route
3.3. Основные руты и их тематики
3.4. Интересная механика выбора рута
3.5. Музыка
3.6. Визуал и дизайн цуруги
3.7. Сенен аспекты
3.8. Бои в мурамасе
3.9. Задники
3.10. Юмор
4. Что не понравилось?
5. Послесловие
Небольшая прелюдия
Спустя полгода я наконец-то дочитал Цельнометаллического демона Мурамасу. Растягивал вовсе не потому, что не нравилось. Скорее наоборот. У меня есть дурная привычка - я люблю растягивать хорошую историю, которой я наслаждаюсь. Мне не хочется, чтобы она заканчивалась. В итоге это растягивание всегда скатывается и всё прочитывается залпом за 2-3 дня :D. Но помимо моей идиотской привычки, в недавний период времени я в очередной раз крайне плотно засел в FF14 с Теккеном, поэтому процесс чтения Мурамасы немного затянулся. Но теперь, спустя 70-80 часов и 5 месяцев я её дочитал и хочу поделиться своими впечатлениями.
Full Metal Daemon Muramasa - это 100% камиге. Но я не могу рекомендовать её абсолютно каждому. Мурамаса - очень тяжелое (и длинное) произведение с большим количеством жестких и шокирующих эпизодов, которые не каждый сможет нормально переварить. Даже ваш покорный слуга в процессе чтения подумывал забросить всё это дело во второй главе, оттого что я просто не понимал, почему сюжет завернул в настолько непонятное и неприятное мне направление. Моя любознательность всё же взяла верх, и я был вознагражден сполна.
Тот, кто рискнёт прочитать Мурамасу и не бросит её до конца, по моему мнению, получит уникальный опыт. Ведь FMDM - невероятно многогранная история, которую интересно обсуждать. Она постоянно ставит перед читателем довольно дискуссионные вопросы и темы, ответы на которые разные люди в силу своих убеждений, культуры, жизненного опыта и воспитания найдут разные. Да и файты на мехах там охрененные, чего греха таить!
В Мурамасе на протяжении всей истории прослеживается прошитая красными нитками через всю историю фраза, которая уместна всегда. "This is not a story of heroes". И к этому нужно быть готовым.
В этом тексте я попробую рассказать, чем меня так зацепила FMDM. Что мне понравилось, а что не очень. Постараюсь без спойлеров. Там, где это будет невозможно, я всё спрячу. Вообще, в идеале я бы рекомендовал закрыть нахрен мой текст и пойти пройти её самому. Лучше всего читать Мурамасу "вслепую" с нулевыми ожиданиями (как я и сделал). Однако если вам интересно, чего такого интересного она может предложить и почему считается одной из лучших визуальных новел, то милости прошу. Отдельное спасибо моему крутому корешу - "ребенку с разбитым сердцем" и всему вн-чату на виабу, за то, что надоумили меня поделиться своими впечатлениями. Пришлось побороть свою бесконечную лень и желание побыстрее идти лечить свою пост-камиге депрессию очередным моэ хрючевом.
Синопсис и сеттинг
С незапамятных времен воины "Муша" правили полем боя, наделенные сверхъестественной силой благодаря своим зачарованным доспехам "Цуруги". Доспехи эти не просто обычные мехи(хотя есть и такие). Кузнецы в процессе ковки цуруги обязаны использовать своё собственное тело и душу для создания брони. Благодаря этому процессу цуруги получают мощь, которая превосходит все другие виды вооружения, и интеллект, необходимый для того, чтобы исполнять волю своего пилота. Они могут само регенерироваться, активно заживляют раны своих пилотов и могут работать автономно, связь с пилотом у них телепатическая, и у каждого настоящего(а не заводского) цуруги обязательно есть особенная способность. Кузнецы становятся частью цуруги, и в каком-то смысле обретают вечную жизнь.
Наш главный герой Минато Кагеаки как раз один из таких воинов "Муша". Движимый своим долгом, он постоянно облачается в свои, по легендам, проклятые багровые доспехи "Мурамасу" и вместе по воле обстоятельств они обязаны уничтожить Cеребряную Звезду "Гинсейго" которая собралась уничтожить весь мир ради своих безумных целей. В процессе поиска Гинсейго от их клинка также умирают различные безумцы, тираны, просто откровенные твари и мрази. Но они никогда не скажут, что их битва праведная или справедливая.
Full Metal Daemon Muramasa - история о войне и о том, что убийству всегда нет оправдания. Нет ни добра, ни зла. Товарищ Иттетсу Нарахара (глав. сценарист) будет вбивать в вас эти прописные истины на протяжении всей истории, и делать это будет весьма оригинально и оставляя для читателя место для размышлений.
Мурамаса наполнена душераздирающими сценами, где герои истории часто ставятся перед жесткими ситуациями. И отнюдь не всегда можно однозначно сказать, что герои поступили правильно.
Работа Нарахары представляет собой обширное объединение ряда тяжелых философских тем. Автор с педантичной глубиной бросает вызов идеологиям сразу по нескольким противоположным взглядам на мораль и этику различных жизненных ситуаций. В сеттинге выдуманной истории Японии 1940-х годов поднимаются такие темы, как: исследование войны и её причин, насилия, идеализма, мести, ответственности, индивидуализма, коллективизма, справедливости, мира, гармонии, любви и, самое главное, концепции собственного "я".
Политическая картина, на которой будет разворачиваться история Японии(империя Ямато в игре) 1940-х, огромна. У нас есть империя Ямато, Cегунат Рокухара, Генштаб Великобритании, Лига Наций, Российская империя, Немцы, Независимые Американцы и.т.д. Всем сторонам конфликта по той или иной причине нужна земля Ямато.
При этом несмотря на обширное количество инфо дампов политической и исторической направленности, (на удивление не надоедающих) в начале, истинная тема Мурамасы - это не вечные геополитические конфликты и даже не проблемы внутренней политики Ямато, как может показаться читателю на первый взгляд, а все то, что раскрывается гораздо позже...
Чтобы раскрыть эту тему чуть подробней, давайте перейдем к тому, что мне понравилось в новелле больше всего. Приятного чтения!
Что Понравилось?
Разумеется персонажи
Персонажи Мурамасы охренительны. Каждый из них это интересная личность с, как правило, серыми этическим кодексами и кучей скелетов в шкафу. Здесь нет героев. Нет злодеев. Только демоны и их жертвы. А потом вы видите демонов с другой стороны и понимаете, что они на самом то деле обыкновенные люди.
Минато Кагеаки
Hooo boy! И с чего же начать? Послушайте его музыкальную тему. Ох не спроста она называется "блуждающий демон". Минато Кагеаки самый неординарный протагонист, которого я встречал. Он вам не ОЯШ. Герой он антигерой или вообще злодей - решать читателю. До одури вежливый и хорошо воспитанный, но всегда выглядит так, как будто только что просадил миллиарды на фондовом рынке. С его очень уморительной манерой чрезмерно выражать свои мысли(отдельное спасибо актеру озвучки, гениальная работа вдохнувшая жизнь в персонажа) его в каждый момент интересно слушать и ему невозможно не импонировать.
Он сомневается, ошибается, переживает, сходит с ума, и всегда борется до конца. Он может открыть сборник пацанских цитат по боевым искусствам и справедливости. Он принимает свои низменные человеческие слабости, а иногда не принимает. Он ненавидит себя за свои поступки. Он невероятно живой и прописанный персонаж, которого очень тяжело определить в какие-то рамки, ведь он похож только сам на себя.
Кагеаки постоянно растет как персонаж. И ни в одном из рутов это не происходит одинаково. За его конфликтами и тем, как он переживает свою жизнь, бесконечно интересно наблюдать. Его жизнь полное дерьмо, но он находит в себе силы переживать её изо всех сил. Минато Кагеаки на данный момент мой любимый протагонист. Ни за кем до этого мне не было настолько интересно следить (Батлер брат прости, я всё равно тебя обожаю). И что мне особенно нравится, все его положительные и интересные черты вообще не пошли в ущерб остальным персонажам.
Небольшой сборник цитат Кагеаки собранный примерно за 5 минут из моей копилки в 1400 скриншотов.
Мурамаса
Партнер Кагеаки в его миссии по остановке Гинсейго. Девушка с характером и одна из лучших "персонажей партнеров" главных героев. Те из вас, кто проходил AI: The somnium files, словят очень похожий вайб, похожий на Айбу с поправкой на сеттинг и общий тон FMDM. С Кагеаки её связывает общая миссия и довольно жуткие обстоятельства связанные с проклятием, поэтому их отношения вначале довольно натянуты. Вопрос в том смогут ли они понять друг друга и стать настоящими "Муши" - олицетворением полного слияния пилота и тсуруги в идеального воина, чтобы победить, непобедимого врага. Наблюдать за тем, как они с Кагеаки начинают находить общий язык, было большим удовольствием.
Аяне Ичиджо
Аянэ Ичиджо - школьница с сильным чувством справедливости. Поначалу она недолюбливает Кагеаки, увидев его "трусливую" сторону, которая не потрудилась дать отпор якудзе. Но узнав его поближе, начинает относиться к нему теплее и становится его помощницей, невзирая на всю опасность его миссии.
Для меня это самый противоречивый персонаж, начиная от дизайна и заканчивая фактами, которые я расскажу подробно в её руте. Я не очень понял, как в такой истории может участвовать школьница. Пусть сильная да, но её единственное оружие долгое время это просто JUSTICE, что она должна делать против двухметровых сильно бронированных роботов, я не очень понимал. Она ведёт себя будто она берсерк в юбке, но визуал этому поведению не соответствует. У меня всегда этот момент вызывал небольшой диссонанс. Несмотря на мои претензии, я считаю Аяне хорошим персонажем достойным мурамасы. У неё есть все необходимые атрибуты, чтобы быть интересной в этой истории и она это доказывает. Просто у меня лично есть некоторые внутренние несогласия с её дизайном и мировоззрением в этой истории.
Дуэт Отори Канаэ и её служанки Сайо
Мы с Тамарой ходим парой, поэтому и выделяю их вместе в этом пункте. Главный комедийный дуэт новелки. Несмотря на то, что их рут не считается лучшим в вн, мне понравилось, как они там раскрылись. Куча скелетов в шкафу, интересные способности и история. Всё на месте.
Отори - обеспеченная дочка из семьи зажиточных аристократов с влиятельной историей. На момент старта истории она работает в генштабе на должности первого лейтенанта и по ряду сюжетных обстоятельств вместе со своей служанкой Сайо решает присоединиться к Кагеаки в его миссии по остановке Гинсейго.
Очень. Нет, не так. ОЧЕНЬ любит дразнить и флиртовать с Кагеаки ради бесконечных лулзов. Учитывая его характер и манеру выражать свои мысли, получается какой-то бесконечный поток смешных моментов стоит им троим быть на экране если они не в состоянии смертельной опасности. Иногда ей даже не нужен ответ от Кагеаки, рофлы всё равно будут течь рекой.
Ашикага Чачамару
Одна из четырех генералов, служащих в Сегунате Рокухары под командованием Сегуна.
ЧАЧА-ЧАЧА-МАРУ. Строит планы на Кагеаки. Рофлы генерит как будто за двоих. Скелетов в шкафу хватило бы на троих персонажей. Welcome to Chachamaru World. Ей почти удалось украсть первое место у Мурамасы за звание лучшей девочки. Чачамару - жемчужинка этой визуальной новеллы, но очень уж она завязана на мэйн руте, поэтому никаких подробностей. Верьте мне на слово.
"Серебряная звезда" Гинсейго
Крутейшему протагонисту полагается - крутейший антагонист. Сильнейший воин "Муша" на планете. Катастрофический разрыв в силе, даже в сравнении с Мурамасой. Одним ударом может превратить полуостров в остров. Недосягаемая скорость и запредельный уровень контроля тсуруги. Шансов на победу никаких. Божественная музыкальная тема и читерские абилки прилагаются.
P.S. Забавную штуку которую не могу не отметить. У Гинсейго та же сэйю что и у Маючи из Маджикоя, и у неё очень нестандартный, но красивый голос. От того что они у меня в голове смешались постоянно покекиваю сижу.
И прочие колоритные шизики
Их очень много, они все очень яркие и интересные персонажи, как и у всего каста у них есть свои цели, свои скелеты в шкафу, свое видение мира. У если буду про каждого рассказывать я никогда этот текст не допишу. Каждый даже самый сайдовый персонаж сыграет какую-то роль в этой истории.
Common route
Сразу скажу: из всех визуальных новелл, которые я успел прочитать, коммон рут в Мурамасе мой самый любимый. "Коммонка" здесь состоит из 5 глав, каждая из которых рассказывает свою, как правило, законченную историю. Внутри этих историй всегда будут моменты, которые будут закидывать удочку на будущие события. Будут конфликты с какой-то силой, враг, которого необходимо победить главному герою. Всегда будет увлекательный плот твист в конце, чтобы сразу же было желание продолжать чтение. Супер подробно расписывать не буду, т.к. это одна из тех историй, про которую чем меньше рассказываешь, тем лучше.
Содержит в себе элементы введения в сеттинг и устройству внутри игрового мира и истории. Знакомство с главными персонажами. История первой главы предстает перед читателями из глаз Ниты Юхи, одного из протагонистов истории.
Обычный японский школьник с зашкаливающим чувством справедливости наслаждается своими относительно беззаботными деньками со своими друзьями в то время как его страна находится в одной стычке от начала гражданской войны с сегунатом Рокухары.
Неспешно посещая школу со своими друзьями и получая обильную порцию внутри игрового лора и принципов работы цуруги на уроках за обе щеки, Юхи начинает замечать, что одна из подруг их крепкой компании из 4 человек уже несколько дней не посещает занятия и после школы не выходит на связь. Родители пропавшей Ритсу тоже не знают, почему она не вернулась домой. Наша группа друзей начинают операцию по поиску пропавшей подруги.
Идея заручится помощью официальных представителей властей сразу отметается из-за их полной бесполезности при новом правительстве Сегуната Рокухары. В процессе поисков группа друзей так или иначе встречаются с персонажами, которые позже появятся в истории. Но это всё цветочки. Благодаря случайной встрече они знакомятся с офицером местной полиции, Минато Кагеаки, который, к большому удивлению друзей, также расследует пропажу Ритсу.
Кагеаки, несмотря на монотонность своей речи проявляет, неподдельный энтузиазм в поисках пропавшей подруги. Заручившись поддержкой, разумеется, более опытного в таких деликатных делах, как поиск пропавших людей офицера, друзья продолжают свои поиски. Невзирая на предупреждения офицера бросить поиски, чтобы оставить это дело профессионалам, друзья не оставляют попыток найти Ритсу. Далее пойдут спойлеры к первой главе.
Как можно догадаться, не всё идёт по плану, и наш отряд по поиску пропавших школьниц сталкивается с немного превосходящей их возможности проблемой... Матчап двухметрового воина "Муши" с катаной размером в одного японского школьника и экипированный толстенной брони против 3 учеников старшей школы, которые экипированы исключительным энтузиазмом. Для наших героев подобный расклад немного не по силам. На помощь молодым детективам приходит тот самый угрюмый офицер полиции. К всеобщему удивлению Минато на разборку пришел не один, а в компании гигантского металлического паука.
После круто анимированной сцены экипировки цуруги завязывается битва двух воинов "Муши".
Минато без особых проблем расправляется с соперником, который никогда не сражался с оппонентом серьезней выпускника средней школы. Добро побеждает. Дети были ранены во время битвы, но спасены, и всё закончилось хорошо. Юхи, преисполненный благодарности своему спасителю, вдохновляется на подвиги и хочет стать таким же сильным, как багровый Муша, стоящий перед ним. История становления героя, который перенес такое потрясение с юных школьных лет показалась мне достаточно свежей. Мне было интересно гадать, как Юхи получают свою Цуруги, как он собирается воплощать свои идеалы по защите слабых и лишенных, куда его заведёт его чувство справедливости, у которого теперь появился явный ориентир в лице Кагеаки и пример, что справедливость возможна в этом мире. Да и на арку тренировок, чтобы стать пилотом интересно посмотреть.
Но разве мы всё это не видели уже много раз?
Осознание произошедшего сносит голову любому дочитавшего до этого момента читателя. Появляются вопросы на которые необходимо получить ответы и быстро. ПОЧЕМУ? За что случился такой пранк? Накажут ли виноватых?
Далее так подробно про главы я рассказывать уже не буду(хотя я супермного деталей оставил за кадром), узнаете всё сами, если захотите. Cкажу лишь, что каждая глава "коммонки" становилась только лучше. Каждые битвы становились всё интересней благодаря почти идеальному foreshadowing'у тебе всегда интересно, что будет дальше. Автор выдает необходимую для ответов информацию с точностью хирурга, не забывает про уже случившиеся события которые всегда играют свою роль в будущем. История не перестает удивлять и держит интерес вплоть до финальных титров последнего рута.
Во второй главе нам представляется "наивная" версия одной из тем Мурамасы, а именно взаимоотношения между оружием и его хозяином: кто над кем доминирует? В этой главе повествование уже идёт от лица показанного ранее Минато Кагеаки.
Здесь же история более подробно знакомит нас с самим Кагеаки и его напарником Мурамасой. Читатель понемногу начинает понимать их взаимоотношения. Основной каст внки начинает более плотно взаимодействовать друг с другом, и по той или иной причине они присоединяются к квесту нашего протагониста. В главе появляются первые выборы и система аффекшн метра, на которой я остановлюсь чуть подробней в следующих пунктах. Тут же появляются первые соперники способные оказать Кагеаки сопротивление, от чего бои начинают захватывать.
Глава третья
Фантастическая глава, которую я перечитывал дважды из-за того, что для выхода на другие руты(не путать с главами) необходимо пере проходить коммонку. Она настолько мне понравилась, что её реально хотелось ещё раз прочитать. Поиски Гинсейго приводят Кагеаки и его спутников на гоночный ивент, в котором вместо привычных болидов используют цуруги.
Это лишь моё предположение, но, возможно, Нарахара является большим фанатом Формулы-1 или другого кольцевого автоспорта. В прошлом году я начал со своими друзьями смотреть Формулу и наконец-то стал понимать привлекательность катания миллионеров на машинках по кругу. Я всегда любил гонки. Все достойные упоминания гоночные игры давно и даже по нескольку раз пройдены. Но что касается формулы я начал "понимать" её совсем недавно, когда сам погрузился в тему.
Моё высказанное ранее предположение основывается на том, что Иттетсу Нарахара с невероятной точностью смог понять, описать и раскрыть всю эссенцию крутости именно кольцевых командных гонок, того адреналина, который получаешь, участвуя в ней, того как от триумфа тебя могут отделять сотые секунды. Человек, который не увлечен этой темой просто не смог бы настолько тонко передать такие материи. Автор очень подробно раскрывает нюансы этой дисциплины, проблемы, с которым приходится сталкиваться пилотам и командам, невероятную плотность борьбы и тот момент, что далеко не всё решается именно на гоночном треке. Притом он сделал это аккуратно, через призму восприятия Кагеаки, который (наверно, как и автор) является большим поклонником гонок.
Третья глава расскажет вам о настоящих безумцах, которые рискуют своей жизнью ради мечты единолично быть первыми в этом сумасшедшем спорте и получить свою долю славы. Разумеется, и о цене, которую придётся заплатить за эту мечту нам тоже поведают. Идея, возможно, вовсе не нова, но уровень её исполнения вызвали у меня настоящий восторг. Ребята из Nitroplus задействовали особенности сторителинга в паверпоинте на максимум. По завершении истории "Голубого Мстителя" я просто начал аплодировать, настолько круто было.
К концу этой главы вам бы лучше определится, какой рут вы хотите пройти, потому что к концу у вас будет чек аффекшн метра, и вы попадете либо на рут Hero(Героя) либо на рут Nemesis(Расплаты). На тру рут до прохождения этих двух выйти невозможно, у вас просто не будет нужных вариантов ответа.
Самый заряженный экшеном и битвами чаптер, который сильно меняется в зависимости от того, на какой рут вы попали в прошлой главе. Кагеаки со своими спутниками на своем пути повстречают сразу нескольких антагонистов. В этой главе все поединки с ними по своему уникальны. Да и напарники Кагеаки наконец-то начнут активно участвовать в движухе. Каждый из поединков провоцирует интересные реакции в Кагеаки, благодаря которым он начинает раскрываться читателю. Разумеется, это происходило и в прошлых главах. Просто здесь этот аспект получился наиболее концентрированным.
Глава флешбек, которая даёт ответы на многие вопросы. Исполнено, как всегда, великолепно. Мы узнаем прошлое Кагеаки. Что сподвигло
его на этот безнадежный квест по остановке Гинсейго? Как во всем этом замешана Мурамаса? Почему эти доспехи уже много веков считаются проклятыми? Вас ждёт очень много интересных ответов, и новые не менее интересные вопросы.
После окончания главы коммонка перейдет в один из 2 рутов доступных на старте.
Основные руты и их тематики
Данный пункт немного спойлерит игровую структуру, так что имейте в виду перед прочтением.
Наиболее встречающаяся тема в Мурамасе - это тема морали. FMDM во всю исследует идею баланса между добром и злом. В нашем мире понятие добра и зла очень субъективны, поэтому в каждом из рутов эта концепция рассматривается под разными углами, чтобы можно было ознакомиться с разными точками зрения на эти вечные вопросы.
В игре у нас всего 4(3) рута. Остановлюсь чуть более подробно на первых двух, которые доступны на старте. Основная тема рута будет написана под изображением.
Hero's Route - Путь героя
Рекомендую пройти его первым. Мне он кажется наиболее логичным и тематически постоянным. Он гораздо лучше рута расплаты продолжает коммонку. Рут посвящен Ичиджо и Кагеаки. Они - как две стороны одной медали. Аяне - самодовольная и "героическая" Кагеаки же ненавидит себя и литературно "демонический чел". Оба борются за справедливость, но понимают её совершенно по-разному. Поэтому, несмотря на общие цели, у них возникает закономерный и, главное, хорошо выстроенный конфликт.
Мне мягко говоря очень импонирует Кагеаки. Соответственно, так как Ичиджо прямо противопоставляется ему, то чем дальше я читал их рут, тем всё больше и больше я не мог переносить Аяне...
Могу ли я по этой причине назвать её плохим персонажем? Вовсе нет. Скорее наоборот. Она отличный, хорошо прописанный персонаж, просто её идеи лично мне претят до скрежета зубов. Меня воротит её слепая вера в справедливость и желание при первой же возможности расфигчать абсолютно любое зло. С какими целями - большое зло или маленькое неважно. Ей не важна перспектива. Весь её персонаж про слепую веру в собственную правоту и справедливость. Но ничего, Аяне, по крайней мере, в своем руте ещё поймёт всю узколобость своего пути и хлебнёт жизненных уроков сполна :>. Да и то, что персонаж вызывает такие противоречивые эмоции и мое мнение о персонаже меняется по ходу чтения - это хорошо и правильно.
Не помогает ситуации то, что её цуруги, раздражает меня не меньше, чем она сама. Масасуне во всём ей вторит и доводит изначальные идеалы Аяне совсем до абсурда. Однако чисто по дизайну ей достался один из самых красивых кусков железа в FMDM. На вкус и цвет, конечно, но по мне Масасуне выглядит супербалдёжно.
Различия Аяне и Кагеяки создают интересную дихотомию и довольно красивый дуализм. Романтическая линия из-за этого получилась с приятной горчинкой. Концовка рута была просто великолепна и пробрала до костей. Я имею в виду как финальный замес, так и эпилог. Да и Кагеаки в этом руте превращается в настоящего гигачада.
The Nemesis Route - Путь расплаты
Ну, какой-то же рут должен быть самым слабым. В отличие от прошлого рута, путь расплаты гораздо хуже структурирован. Канаэ правда в сравнении с Аяне я просто обожаю. Её комедийный дуэт с бабкой Сайо веселит 24\7, но увы сама Сайо в отрыве от хозяйки начинает вызывать интерес только к самому концу. Также в этом руте хоть и довольно интересно, но совсем без помпы просто слили Гинсейго, которую всю историю нам хайпят как главную угрозу для человечества и главную цель и причину переживаний Кагеаки и Мурамасы. При этом остальные антагонисты этого рута не впечатляют.
Стоит отметить, что путь расплаты наверно наиболее ориентированный на внутри мировую политику. Однако за ней всё равно было интересно наблюдать. Я через политические моменты видел предлог для персонажей(и автора) продемонстрировать свои внутренние экзистенциальные вопросы, показать свой путь и то, что ими движет. Это особенно важно в этом руте, т.к. здесь поведение персонажей полностью определяется их внутренним стержнем. Один из антагонистов истории живет под грузом своей чести и своих идеалов. Канае не может отпустить свою жажду крови и мести, всё её поведение определяется этими качествами.
Также автор через немезиса показывает взаимоотношения между японцами и "приезжими" британцами с американцами, что тоже довольно интересно, учитывая, что за параллелями к реальности далеко идти не нужно. За реакцией Кагеаки на всё это безобразие тоже интересно наблюдать, какой он в итоге сделает выбор: "подчиниться и жить в мире" или "страдать но сохранить свою честь". Что он выберет и к каким последствиям это приведёт, как раз и узнаете в этом руте.
Немезис страдает от некоторой сумбурности. Во второй половине мы получаем очень красивую развязку, но перед ней происходит откровенное шапито с беготней туда-сюда и метаниями персонажей, и откровенными проблемами в логике. Главный конфликт, который назревал с начала рута, технически остался неразрешенным. Плюс с темпа сбивает довольно сомнительное решение превратить битвы в этом руте в литературно текстовый квест. Не все бои выполнены в подобном стиле, но их достаточно много, чтобы начинать подбешивать и выбивать из темпа если вы проходите не используя гайд как я.
По итогу это всё равно хороший рут с кучей положительных моментов, который особенно интересно было читать на контрасте после пути героя. Но, увы, в нем нет такого четко выверенного конфликта, хотя потенциал был и вместо ожидаемой (мной) гранд разборки и вскрытия всех карт в самый неожиданный момент, а получил в итоге бака митай эндинг. Он очень красивый и даже драматичный, но от рута расплаты я ждал немного другого. На фоне всех остальных рутов немезис меркнет, но плохим я его точно назвать не могу. Да и Отори тут больше всего :3
P.S. Считаю необходимым отдельно выделить двух гигантов мира сэйю. Такума Терашима (Кагеаки) и Кана Йошикава (Канаэ), записаны в любимчиков, низкий вам поклон. Гении своего дела.
Conqueror route - путь завоевателя
Я ничего вам не буду рассказывать, идите и читайте сами :D.
Ладно, совсем немного расскажу. Рут завоевателя - это тру рут FMDM. Открывается он после прохождения двух предыдущих путей и без гайда попасть на него не так-то просто. Но я уверен, если внимательно читать справитесь без проблем. Из крутого - события немезиса и героя также происходят и в тру руте, но по понятным причинам в фокусе другие эвенты. В завоевателе на первый план(наконец-то) выходит Чачамару c Гинсейго и помимо крутого эпика и драматичных поворотов навалили комедии какого-то невероятного уровня.
Я в пол 2 ночи не мог остановить слезы от смеха минут 30 точно. Очень круто, что автор прекрасно понимает, что он хоть и пишет довольно серьезную работу это всё ещё эроге и Иттетсу не гнушается оставлять пасхалки и подшучивать над собой и медиумом, который он выбрал для своей истории.
Примерно на 70% в нем будет развилка на альтернативную концовку. После прохождения этого чекпоинта вы либо попадаете на финальный путь демона, либо попадаете на Чачамару и любите её до конца своих дней.
Demon's route - Путь демона
Ну, по крутости это что-то на уровне "After Story" Кланнада, но, разумеется, он совсем другой по настроению. Мурамаса как персонаж мне в принципе понравилась с нулевой секунды, но в своем руте она в моем личном топе перегнала даже Чачамару с Канае. Их взаимоотношения с Кагеаки и то как они развиваются это просто *chiefkiss.gif*. Ну и её формы, точнее её настоящая форма это просто 100% попадание в мои не буду скрывать довольно приземленные вкусы.
Концовку конфликта Гинсейго и Мурамасы не могу назвать никак иначе, кроме как легендарной. Да и помимо основного замеса, сайдовые персонажи тоже получают интересное развитие. Однако у рута всё равно есть 3 небольшие просадки которые я хочу выделить.
1. Мы самую малость чуть не скатились в Евангелион, но благо обошлось.
2. Игра в какой-то момент стала текстовым квестом на время, но это не так страшно. Битвы из немезиса были куда тяжелее.
3. Самая жесть - это идиотская 5 мерная загадка с цифрами, на которой я остановлюсь вот тут чуть более подробно.
Но минусы меркнут на фоне плюсов, так как даже в финале истории у автора осталось пару козырей в рукаве, которыми ему вновь и вновь удавалось удивлять.
Затрагиваемые темы в рутах вряд ли кого-то будут являться настоящим открытием, но их исполнение делают FMDM по настоящему уникальным произведением, которое запомнится мне навсегда. А теперь перейдем к более мелким, но не менее важным деталям.
Интересная механика выбора рута
Она довольно нестандартная. Попробуйте пройти вслепую до 5 чаптера включительно. Потом можете смело кушать гайд. В целом вам нужно использовать аффекшн метр, который вы видите ниже на первом скрине. Чем больше он заполнен, тем больше вы нравитесь персонажу. C виду всё довольно просто. Но у него есть нюанс, который я бы предложил исследовать вам лично во время чтения. Вам понравится). Да и в целом в игре иногда довольно занимательные выборы попадаются, в которых без 0.5 крепкого не разберёшься, но копаться в них было интересно.
Одна маленькая деталь про которую хочется рассказать, текстбокс меняется на более классический, если персонажи говорят на английском. Прикольное решение :).
Музыка
Я тут раскидал по тексту много треков. Послушайте если будет желание. Конечно это не OST чаек, который я переслушиваю даже спустя 2 года, но музыка в FMDM по своему волшебная и она очень правильно передаёт тон или усиливает впечатление от прочитанных сцен. Она большую часть время меланхоличная, осеняя, идеально подходит по тону к истории или персонажу.
Ссылочка на OST.
Визуал и дизайн цуруги
Мурамасе в этом году стукнет уже 14 лет, и на мой вкус лишь некоторые из моделек выглядят устарело. Их немного мылит вдалеке даже с апскейлером, но тут уж ничего не поделаешь. Сами по себе дизайны балдёжные.
Интерфейсы внутри тоже довольно интересно сделаны. В Muv-luv, для сравнения, его гораздо больше используют для визуального повествования. В FMDM же использование камеры, сами датчики и pov пилота более динамичны. Из приятного иногда дают посмотреть pov других персонажей. У каждого свои особенности в дизайне и функционале, что несомненно, плюсик. Ниже кинул пример - вид из кабины Мурамасы и для сравнения, интерфейс в мехе из Muv-Luv. И микро видос, где видно, как оно всё двигается внутри, например когда Кагеаки совершает какой-то манёвр в воздухе.
Сенен аспекты
Привет, меня зовут Тед! Мне 28 годиков и я всё ещё кайфую от того, как японцы орут бессвязную крутую фигню и встают в крутые позы во время исполнения своих крутых приемов или экипировки брони. У меня всё. (Внимание! видос почему-то гигагромкий вышел).
Бои в Мурамасе
Что я имею в виду? В Мурамасе очень много поединков. Большая часть из них over the top рамсы на мехах, которые выглядят будто два истребителя времен второй мировой летят друг друга таранить. Иногда бои происходят как будто между двумя застывшими статуями, которым нужна всего лишь одна микро ошибка оппонента, чтобы нанести решающий удар и закончить поединок за 1 быстрый и решительный удар. Красивый момент, что всегда сражения начинаются с небольшого описания природы, не покидает ощущение будто хайку читаешь.
Из-за довольно четких правил игры, которые вам всегда понятны в поединках сохраняется уместная приземленность которая повышает интерес. В битве никогда не будет никаких необъяснимых приемов. Если так покажется персонажам, то у них скорей всего ещё недостаточно опыта, и в ходе истории они обязательно будут пытаться найти противодействие технике соперника. У читателя будет понимание, откуда берётся энергия, как она тратиться, какие могут быть условия для победы(а это не всегда протыкание врага острой железкой) какие способности могут быть у тсуруги и.т.д. Все исходы поединков не вызывают вообще никаких вопросов.
Кагеаки - натренированный воин, который практиковался искусству меча большую часть своей жизни. Поэтому он всегда подмечает слабости оппонента, он всегда анализирует бой если позволяет ситуация, попутно стараясь с мурамасой уловить малейшие движения врагов, с целью предугадать следующий шаг. Но и соперники зачастую не так просты. Кто-то с гораздо большим боевым опытом, у кого-то всегда есть туз в рукаве, чтобы перевернуть ход битвы, кто-то просто всегда tatakae до конца, кто-то умеет запускать черные дыры... За 80 часов вообще не надоело наблюдать, как Кагеаки вместе с Мурамасой пытаются победить очередного черта.
При этом презентация не отстаёт от действия на экране. Например, если соперник во время боя изменит стойку, это обязательно отобразиться на спрайте. Все будет показано очень наглядно. Благодаря этому за битвами интересно наблюдать. Хотя, казалось бы, у нас тут паверпоинт, презентация какие нахрен битвы вообще, если это не условный Fate.
Задники
Их очень много, и они очень качественно нарисованы. В целом всё, что касается презентации, в FMDM выполнено на высшем уровне.
Юмор
Говорят, юмор - самая субъективная штука на свете. Несмотря на весь мрачняк и ужасы, которые творятся в FMDM, у вас будет предостаточно комедийной разрядки на протяжении всей истории, чтобы поддерживать себя в хорошем настроении. Всё таки баланс между драмой и абсурдом работает безотказно и здесь всё в равновесии и гармонии. Полюбил этот прием ещё со времен серии Yakuza. Смеялся постоянно как последняя мразь.
Что не понравилось?
Идеальных историй всё-таки не существует, поэтому перейдем к минусам.
Just USA со своими кривыми патчами
Эти калеки за 3 года так и не смогли нормальный патч сделать для GOG версии, которую я честно купил. В итоге, когда я установил их патч, поиграл уже 30-40 часов, дошел(как я думал), до первой 18+ сцены в первом руте, я обнаружил, что патч просто-напросто не работает. Поэтому лучше смело ищите игру в местах более отдаленных, чем GOG или магазин Jastов. Не понимаю, что может быть сложного в течении двух лет сделать работающий патч для паверпоинта. Не то чтобы это было суперважно, история всё равно не про это. Но если я покупаю игрушку, то автоматически рассчитываю, что получаю полную её версию и при этом корректно работающую. А в итоге пришлось качать пиратку и всё переставлять, проскипывая до нужного момента.
Текстовые квесты вместо боев в немезисе
Просто полная бредятина. У вас может быть подряд от 2 до 4 выборов, притом в цепочке. Банально приходится отгадывать, какие 3 из 12 вариантов правильные, и у вариантов может не быть чекпоинтов для проверки.
Приведу пример, вот вам 11 выборов разбитые на 3 этапа:
Уклониться вверх
Уклониться вниз
Вильнуть влево
Вильнуть вправо
Затем без паузы на просмотр реакции от вашего выбора появляется тут же следующий:
Атаковать
Уклониться
Защищаться
И потом снова без паузы ещё выборы:
Ударить жопой мурамасы
Ударить острой стороной меча
Убежать
То есть надо из 11 вариантов с первой попытки выбрать 3 правильных ответа. Допустим, вы выбрали варианты, выделенные жирным шрифтом, но, увы, правильный вариант во втором вопросе был атаковать. Теперь валите перезагружаться. Мой совет - просто пройдите с гайдом.
Также, помимо текстового квеста с битвой, у нас ещё есть текстовая адвенчурка и просто квестик. Они напрягают куда меньше, но имейте в виду, обе мини игры с невидимым таймером.
Идиотская загадка с 5 мерными кубами в разгаре финального сражения
Я не знаю, кто это придумал и зачем, но посреди финальной битвы вам надо будет решить вот эту математическую загадку. Необходимо, чтобы во всех 5 плоскостях куба сумма чисел была одинаковая. Увы, я гуманитарий по образованию, поэтому даже понижение сложности и советы от Чачамару не помогли. Я бы советовал вам, как только увидите эту хрень, сразу открывайте гайд, чтобы не сбивать себе темп финальной битвы. Это интересное решение само по себе - добавить интерактива в паверпоинт, но момент для этого подобран не очень удачный. Я хочу посмотреть финальную развязку к которой я двигался более 70 часов, а не сидеть 5D ребусы решать.
18+ сцены - увы кал
Конечно же, у нас тут не Нукиге. Сюжетно у меня к ним нет вопросов. Они выполняют свою цель на ура, но визуально они довольно однообразные. Ещё и с Мурамасой всего 2 сцены(пусть это и в 2 раза больше, чем у остальных героинь). Считаю это преступлением против человечества и серьезной недоработкой кудесников из Nitroplus.
Местами излишнее желание автора "добить" несчастных в мире мурамасы
Да, в каком то смысле обязывает сеттинг и мрачняк. В сюжете в общем-то участвуют полные мрази, не гнушающееся убийством людей, иногда даже в огромных количествах. Но на мой личный вкус, в некоторых сценах был не совсем нужный перегиб. Но тут всё индивидуально. Что для одного перегиб, другому мало будет. Прям реально жестко для меня было наверно только в первой главе.
Послесловие
Если честно, я не считаю вышеописанные минусы серьезными. Они ни разу меня сильно не беспокоили. Настолько все плюсы перевешивают минусы. Думаю, именно с прочтением Мурамасы я действительно понял, что невозможно на 100% написать супер идеальную историю без каких-то ошибок или проседающих моментов, которая понравилась бы абсолютно каждому. Кто-то задушится ещё на первом уроке истории в 1 главе, у кого-то разорвёт сердечко во второй, у кого-то вызовет отвращение третий чаптер, или просто кому-то не по душе будет излишняя жестокость.
Однако я очень рад, что работа Нарахару Иттецу настолько пришлась мне по вкусу, что даже когда внка специально замедлялась, я сидел и смаковал её. Он выдал настоящий шедевр и как настоящий гигачад, ушел в закат. После выпуска FMDM он ничего больше не писал и теперь сидит где-то зачиливается.
По моему мнению - Soukou Akki Muramasa - однозначно must-read для каждого, кто увлекается медиумом паверпоинтов. У нас не так много экшенов бывает, тем более настолько качественных. Да и примеров с такой классной, объемной и в то же время проработанной подборкой персонажей можно по пальцам одной руки пересчитать.
Изначально в тексте было чуть больше минусов, да и оценку я поставил 9. Но теперь, в процессе написания текста, я разобрался в себе и своем отношении к FMDM. Это твёрдая и чёткая десятка, которую она гордо разделит с Чайками и Маджикоем. Как и эти два шедевра, она предложила мне новую перспективу на некоторые вещи и позволила мне прекрасно провести время. Подойдет и понравится она не всем, но попробовать стоит каждому. Таких штучных работ в любом медиуме не так много.
P.S. Все будущие деньги с зарплат пойдут на коллекцию фигурок с Мурамасой и Чачамару
Спасибо вам большое, за то что выделили своё время и прочитали! Надеюсь вам было интересно и Мурамаса вас заинтересовала <3