Забытые шутеры: Великие обещания | Survarium, One Life, STALKER Apocalypse | #1
Даже легендарные игры со временем уходят в прошлое и забываются, что уж говорить об инди-экспериментах и экзотичных концепциях.
Именно таким проектам и посвящены “Забытые шутеры”. Приготовьтесь к дозе открытий и ностальгии.
Сегодня вспомним о трёх шутерах, что обещали золотые горы, но волею судеб оказались где-то на обочине индустрии.
Survarium
Survarium был подан как наследник S.T.A.L.K.E.R.: нечто глобальное, не скованное рамками одной лишь Чернобыльской зоны. Survarium должен был стать игрой мечты. Достаточно посмотреть дневники разработчиков, как становится виден этот замах.
Что же пошло не так?
Survarium попытался выехать на теме “сталкерщины”, а тем более, разработчики были непосредственными авторами самого S.T.A.L.K.E.R.. Видимо, команда полагалась найти серьёзную поддержку от геймеров, мол, у них только что забрали всякую надежду на S.T.A.L.K.E.R. 2 – отличный повод выступить в роли д'Артаньянов, взяв разочарованных игроков под своё крыло, а их поддержку обернуть в конструктивное русло. И все были бы в плюсе!
Но… не тут-то было. Открытое тестирование Survarium началось в 2014-м. Колоссального интереса шутер не сыскал, зато планов было море: открытый мир, кооператив и PvP с аномалиями и даже выбросом. Начать студия решила с последнего: чтобы мультиплеер сходу дал какую-то активность и формировал комьюнити. Однако, без серьёзной поддержки реализовать другие режимы оказалось не под силу.
В мае 2015 Survarium отправился в ранний доступ в Steam. С этого момента можно отследить графики онлайна: пик пробил всего 4 тысячи игроков в первый же день выхода игры на площадке, тогда как со временем счётчик всё падал и падал, зафиксировавшись на отметке где-то в 500.
Фактически, Survarium стал не продолжением S.T.A.L.K.E.R. и даже не развитием идей его мультиплеера, а эдаким инди-Call of Duty в декорациях постапокалипсиса. Разработчикам оставалось лишь кое-как поддерживать проект уже в таком виде, зарабатывая с адского доната.
С тех пор игру и критикуют за невыполненные обещания, затянутые сроки и абсолютно неуместный контент.
Единственная кооперативная PvE-миссия появилась только в 2017. После этого Survarium больше не получал глобальных обновлений, а в мае 22-го поддержка игры была прекращена. Полноценный релиз Survarium… так и не случился.
Однако, Vostok Games не распались. По сей день в Steam продаётся другая их игра – Fear the Wolves. Но поиграть не удастся: её серверы давно отключены.
В то же время, известно, что разработчики занимаются неким неназванным "проектом по франшизе мирового уровня", что бы это ни значило. Остаётся только надеяться, что хоть здесь их ждёт успех.
One Life
Проиграл? Покупай игру снова! Такова была идея этого шутера.
One Life был представлен в октябре 2015-го небезызвестной студией "Кефир!", что на тот момент была знаменита браузерными играми “Тюряга” и “В окопе”.
Ключевая концепция нового проекта базировалась на так называемой permadeath – потере прогресса в случае смерти персонажа. Однако, в One Life эта идея возводилась в абсолют: по воле случая погибаете и… профиль блокируется – покупайте игру снова.
Как говорили разработчики, особо интересных шутеров попросту не появлялось: рынок переживал застой.
Первоначальным названием проекта было Cyclop, отсылающее нас к лору вселенной. Циклоп был вирусом, что стремительно заражал людей, превращая их не то в зомби, не то в монстров-мутантов. Выжившие создавали убежища, бронированные машины и занимались поиском ценных материалов. Но, очевидно, конфликтов между людьми было не избежать.
Так, по задумке, поверженный игрок умирает не сразу: одолевший его соперник волен решать, стоит ли раненого добить, а быть может, запереть в клетке, заставить крафтить патроны и аптечки, или же… показать главенство – так.
Аудитория геймеров восприняла проект неоднозначно, крайне неоднозначно. Положительные отзывы найти было вполне возможно, однако, зачастую One Life критиковали за излишнюю радикальность подхода, нежизнеспособность такой идеи и очередной “гениальный” способ выудить деньги из кошелька игроков.
“Кефир!” отказались от доната в игре. Но, очевидно, этим самым донатом стала сама возможность играть в их игру. Предзаказы продавались на официальном сайте за 300 рублей для России или 10 долларов для глобального рынка. Неплохая цена за ошибку, которая может случиться и не по вине игрока. Никто не исключает баги, разницу в пинге, спавнкиллеров и даже банально читеров.
Пройдя по программе Greenlight, игра пропала с радаров. Разработчики поблагодарили игроков за голоса, но в раннем доступе One Life так и не появилась. Вернули ли кому-то деньги за предзаказ с официального сайта – история умалчивает.
Areal
Игру Areal, как и Survarium, тоже разрабатывали “выходцы из GSC”. По легенде, некий ключевой сотрудник студии после расформирования GSC основал свою компанию – West Games. С этой легендой он и отправился на Kickstarter:
«Areal – нелинейный сюжетно-ориентированный шутер в сеттинге постапокалипсиса. Игра предоставит полную свободу выбора, без морали и классической системы “хорошо или плохо”. Areal – это кульминация всего того, что мы хотим видеть в постапокалиптическом выживаче.» – описывали проект авторы. И это вкратце: далее они писали и про кастомизацию, и про навыки, и про массу режимов, открытый мир, мутантов, а релиз объявили вообще на всех платформах сразу.
Запрошено было 50 тысяч долларов, и установлено несколько повышающих целей вплоть до миллиона, где обещали такое, что даже современные ААА-гиганты покрутили бы у виска.
Стоит отметить, что даже миллион долларов для шутера это не так уж и много, а 50 тысяч – подавно.
Однако, своего собственного контента авторы Areal показывать не спешили. Кадры, материалы, скриншоты и концепты из S.T.A.L.K.E.R. и даже Oblivion Lost были основой всего пиара. Среди прочего, обнаружились и совсем посторонние концепты. Авторы даже опубликовали письмо якобы от Путина, мол, его дочь лично поддерживала проект, а теперь он приглашает разработчиков в Кремль. Разумеется, вероятность того, что оно было настоящим равняется нулю.
Несмотря на собранные 64 тысячи долларов, скептицизм общественности вырос достаточно, чтобы Kickstarter закрыл кампанию по сбору денег, а все средства вернули обманутым геймерам.
Горе-разработчики не растерялись, и перезапустили сбор средств на собственной платформе, попутно отбиваясь от критики и негодования сообщества.
Собрав таким образом что-то около пятнадцати тысяч долларов, проект Areal прикрыли. Но… эпопея не заканчивается.
West Games анонсировали новый проект – Stalker Apocalypse. Так как прав на оригинальное название они не имеют, авторы зарегистрировали название “Stalker” без точек, креативно заменив их болтами на логотипе.
В основу игры должны были пойти все наработки из Areal. Но главной основой, судя по всему, снова оказался сбор донатов: в этот раз целью было 600 тысяч долларов.
West Games обещали выпустить свой Stalker на ПК и консолях, но не выпустили нигде.
Компания просуществовала до 2016 года, и на этом её история завершилась.
А что вы думаете о подобных проектах с уж слишком высокими амбициями или радикальными идеями? Давайте обсуждать.