Arx Fatalis, "Женщины-змеи... гааадость!!!"⁠⁠

Подтягиваем, вспоминаем и играем в классическую Immersive Sim RPG - Arx Fatalis

Arx Fatalis, "Женщины-змеи... гааадость!!!"⁠⁠

Топ-топ топ-топ тук топ-топ кррр топ-топ кррр топ-топ...

© Ам Шегар в латных доспехах шагает по подземельям

Arx Fatalis дебютная игра от уже легендарной студии Arkane Studios, которая подарила нам такие великолепные игры как Dark Messiah of Might and Magic (изначально планировалась как продолжение Arx Fatalis), серию Dishonored, Prey (2017) и другие свои и совместные работы. Игра считается развитием идей серии игр Ultima Underworld.

⋖ Немного об игре ⋗

У истории разработки Arx Fatalis есть свои интересные моменты. Изначально игра должна была стать продолжением (третьей по счету игрой) серии Ultima Underworld. Но Arkane Studios не удалось договориться с Electronic Arts и команде пришлось создавать игру в собственном сеттинге, со своей историей и лором. Студии удалось заключить договор с JoWooD Productions и 21 июня 2001 года на свет появилась замечательная Arx Fatalis.

Игру в полной мере можно отнести к такому серьезному поджанру как Immersive Sim, так же, как и серию Ultima Underworld. Ведь дух Ultima Underworld в ней чувствуется буквально в каждом аспекте: тот же подземный мир со своими уникальными локациями, система инвентаря и способы взаимодействия с миром и предметами, схожая боевая система и многое другое. Особо интересной в Arx Fatalis была система магии, которая требовала начертания в воздухе специальных рун для применения заклинания. Все это сопровождалось красивыми спецэффектами и произношением начерченной руны. На то время это казалось чем-то крутым! А еще в игре можно было готовить еду на костре. Как было сказано выше, у игры очень хорошо проработана система взаимодействия с миром. Ну и не стоит забывать про невероятную атмосферу, которая нагнеталась почти клаустрофобным чувством замкнутых пространств: длинные заброшенные подземелья и штольни гномов, опасные склепы, целый город людей в центре гигантской пещеры со своим королем и армией, троллиные и гоблинские логова и закутки пещер с мерзкими огромными пауками. У игры имелся очень хороший и проработанный сюжет. Все это делало игру по-настоящему увлекательной и захватывающей.

Действие игры происходит в мире Экзоста. Некий загадочный метеорит упал на планету и солнце Экзосты стало потихоньку угасать. Это событие привело к необратимым климатическим последствиям в виде вечной мерзлоты и темноты. Жителям Экзосты, людям, гоблинам, троллям, гномам и другим расам, пришлось забыть о вечной вражде и приложить все усилия чтобы выжить. Со временем, получилось приспособить глубокие шахты гномов для укрытия от вечной тьмы и холода. Постепенно, жители стали осваиваться и привыкать к новым условиям жизни, начали появляться поселения и даже целые города. В охраняемой гоблинами тюрьме одного такого крупного города - Аркса и просыпается наш главный герой. Без имени, без прошлого, практически голый...

Ниже просто приведу основные интересности Arx Fatalis:

1) Глубокая и уникальная атмосфера игры, которая вызывает эффект полного погружения в игровой процесс.

2) От игрока требуется предельная внимательность в процессе прохождения, в Arx Fatalis огромное множество секретов (и даже целых квестов), которые попросту можно пропустить.

3) Самих квестов не очень много, но каждый по-своему очень интересен (даже присутствует некоторая вариативность)

4) Уникальная система магии, которая вызывается с помощью жестов.

5) Каждая локация-ярус имеет свой индивидуальный визуальный стиль и атмосферу.

6) Частенько Arx Fatalis становится настоящим survival horror'ом, даже сейчас она способна нагнать жути (не шучу)

7) В игре неплохой юмор, сдобренный отличной профессиональной озвучкой (качественной, как раньше умели)

8) Arx Fatalis по-хорошему сложная, иногда можно реально так заплутать в тоннелях. Игрока никто не ведет за руку.

9) Великолепнейший атмосферный звуковой эмбиент, свой на каждом ярусе подземелий Экзосты.

И это лишь часть деталей, игра на самом деле более глубокая и продуманная в этом плане. Arkane Studios далеко не все задуманное реализовала в Arx Fatalis. Ожидалось, что мир игры будет намного больше, а игровой процесс более разнообразен. Но, как это часто бывает, все идеи реализовать не вышло, но именно Arx Fatalis дала Arkane этот ее уникальный почерк, присущий всем дальнейшим играм этого сложного в реализации жанра Immersive Sim, выходившим из под пера студии. Да, у такого плана игр зачастую очень сложный процесс разработки и слишком непризнанными они получаются на выходе. Поэтому, к великому сожалению, в последнее время мы видим все меньше и меньше игр этого замечательного жанра.

Особенности мода:

1) Добавил кроссплатформенный порт Arx Libertatis 1.3 (Development Snapshot 1.3-dev-2022-04-09)

2) Добавил dgVoodoo2 для работы ReShade.

3) Добавил ReShade с настроенным мной пресетом.

4) Добавил мой пак оригинальных 4х upscale-текстур (BSRGAN и RealESRGAN)

Апскейлил все текстуры окружения, текстуры людей и монстров, оружия, некоторых элементов HUD (инвентарь, книга героя, магии и т.д), элементы главного меню, загрузочные экраны.

Arx Fatalis использует для текстур с прозрачностью BMP 24 bit изображения с черными областями, которые потом движок конвертирует в альфа-канал. К сожалению, при их апскейлинге, черные области "ломаются", становятся не полностью черными и из-за этого в игре видны артефакты на таких текстурах. Но к счастью, игра поддерживает PNG 32 bit текстуры, поэтому мне пришлось все BMP текстуры переделывать вручную в PNG с 8 bit прозрачностью. А это, между прочим, около 400 текстур :) В общем, работы было немало.

Скриншоты для сравнения:

⇑ Сверху оригинал ⇑ — Arx Fatalis v 1.22, Arx Libertatis 1.3, разрешение 2715x1527, все настройки на MAX

⇓ Снизу обновленный вариант ⇓ — Arx Fatalis v 1.22, Arx Libertatis 1.3, разрешение 2715x1527, все настройки на MAX, 4x апскейл текстурный пак, ReShade (HDR, EyeAdaption, LumaSharpen, DPX, SMAA, Clarity, PPFXSSDO)

Arx Fatalis, "Женщины-змеи... гааадость!!!"⁠⁠
Arx Fatalis, "Женщины-змеи... гааадость!!!"⁠⁠
Arx Fatalis, "Женщины-змеи... гааадость!!!"⁠⁠
Arx Fatalis, "Женщины-змеи... гааадость!!!"⁠⁠
Arx Fatalis, "Женщины-змеи... гааадость!!!"⁠⁠
Arx Fatalis, "Женщины-змеи... гааадость!!!"⁠⁠
Arx Fatalis, "Женщины-змеи... гааадость!!!"⁠⁠
Arx Fatalis, "Женщины-змеи... гааадость!!!"⁠⁠
Arx Fatalis, "Женщины-змеи... гааадость!!!"⁠⁠
Arx Fatalis, "Женщины-змеи... гааадость!!!"⁠⁠
Arx Fatalis, "Женщины-змеи... гааадость!!!"⁠⁠
Arx Fatalis, "Женщины-змеи... гааадость!!!"⁠⁠
Arx Fatalis, "Женщины-змеи... гааадость!!!"⁠⁠
Arx Fatalis, "Женщины-змеи... гааадость!!!"⁠⁠
Arx Fatalis, "Женщины-змеи... гааадость!!!"⁠⁠
Arx Fatalis, "Женщины-змеи... гааадость!!!"⁠⁠
Arx Fatalis, "Женщины-змеи... гааадость!!!"⁠⁠
Arx Fatalis, "Женщины-змеи... гааадость!!!"⁠⁠
Arx Fatalis, "Женщины-змеи... гааадость!!!"⁠⁠
Arx Fatalis, "Женщины-змеи... гааадость!!!"⁠⁠
Arx Fatalis, "Женщины-змеи... гааадость!!!"⁠⁠
Arx Fatalis, "Женщины-змеи... гааадость!!!"⁠⁠
Arx Fatalis, "Женщины-змеи... гааадость!!!"⁠⁠
Arx Fatalis, "Женщины-змеи... гааадость!!!"⁠⁠

⋖ Сбор материалов ⋗

1) Нам понадобится сама игра. У меня для таких случаев бережно хранится диск Arx Fatalis v 1.22 (Локализация от 1С и Nival Interactive)

2) Скачиваем мой МОД

⋖ Инсталляция ⋗

1) Устанавливаем игру.

2) Все из архива с модом закидываем в корень установленной игры (с заменой)

⋖ Запуск и настройка ⋗

1) Запуск через "arx.exe"
(Arx Libertatis создаст папку с конфигом C:\Users\*Имя*\Saved Games\Arx Libertatis)

⋖ Рекомендации ⋗

1) ReShade отключается клавишей "End", можно совсем отключить его, переименовав или удалив файл dxgi.dll в корневой папке.

2) Рекомендую включить анизотропную фильтрацию x16 через панель управления драйвером видеокарты.

3) Не забудьте настроить яркость (гамму) под себя через меню игры (я ее настраивал с учетом работы внешнего ReShade-враппера и конфигурации моего монитора)

4) Из-за особенностей ReShade, через GUI (инвентарь, книга героя...) может проглядываться результат работы шейдера PPFXSSDO (темные области), т.к враппер работает по всему кадру игры сразу.

5) Кое-где можно увидеть мерцание/исчезновение текстур и "зернистость" некоторых видов текстур. Это "заслуга" Arx Libertatis, порт не поддерживает mipmaps (может починят когда-нибудь)

6) Возможны и другие мелкие визуальные баги, не критично.

⋖ Используемые материалы ⋗

⋖ Заключение ⋗

Пусть Arx Fatalis уже довольно старая игра, но она до сих пор может дать фору многим современным проектам по атмосферности и проработанности мира.

- Твоя знать почему серый гоблин усатый?
- ...
- Они в мать пошли! Ахахах! Смешно да!?
- Моя не смешно! Моя мать быть серый гоблин!

(из разговора двух гоблинов)
Arx Fatalis, "Женщины-змеи... гааадость!!!"⁠⁠
7272
10 комментариев