Resident Evil 4. Великое японское творение

Одна из лучших видеоигр в истории заслужила, возможно, лучший ремейк на сегодня. Внимание – критические спойлеры!

Resident Evil 4. Великое японское творение

Январь 2005-го. Включаю тот самый итальянский видеоигровой канал, о котором – во втором абзаце этого текста, и вижу, как статный мужчина-красавец (Leon Scott Kennedy), реально как живой человек, подходит к обрыву у озера, достаёт бинокль и видит, как какие-то неотёсанные крестьяне выбрасывают тело полицейского на корм подводной твари на гиперстероидах... ЧТО?! Да, я тогда попал на шикарный опциональный ролик у озера. Ведущие играли в долгожданную свежевышедшую GameCube-версию вплоть до дамбы, где дождливая ночь и ганадо (Ganado) с вырвавшимися паразитами (Plaga) создавали жуткую, но дико пленительную атмосферу. И точно помню, что через несколько дней те же ведущие бились в сарае с Мендезом (Bitores Méndez). И это было нечто. Позже я каким-то чудом глянул на dial-up'а трейлер GC-версии в 240p – и мой мозг разорвался окончательно. Разве всё это возможно?!

Сыграл я в RE4 только с релизом печально известной PC-версии где-то весной 2007-го, купив лицензию от «Нового диска». И даже без поддержки мыши, играя только на клавиатуре, с чудовищными по качеству роликами и отсутствующим напрочь освещением умудрился кайфануть. После выхода патча, частично возвращающего последнее и, насколько помню, добавляющего поддержку мыши, перепрошёл игру ещё дважды на Pro. Спустя годы у меня появится Wii и версия RE4 для неё, но восторг был умеренным: картинка очень сильно мылила, даже в сравнении с другими GC- и Wii-играми, а большой кружок-прицел на экране мозолил глаз. Прошёл её дважды и позже продал.

Несколько недель назад серьёзно засел за Ultimate HD Edition и перепрошёл её на Pro аж за 18 часов. С непривычки QTE реально потрепали нервы: аж раз десять помер на первом валуне, прошёл с нескольких попыток даже при 30 кадрах, хотя эпизод с вагонеткой одолел с первого раза и с 60 кадрами! И всё же на острове «текстурная» халтура так и осталась, и никто там ничего не правил...

По итогу получилось замаксить начальный пистолет, помповое ружьё, затворную винтовку, TMP и «Обессиленную бабочку». Перед финальным боссом осталось 253K денег и семь жёлтых трав.

Анонс ремейка наделал шороха, конечно. Вдуматься: одну из лучших игр в истории облагородят по примеру предыдущих крутых работ Capcom! Ещё несколько лет назад такой сценарий казался крайне маловероятным, ведь RE4 реально большая в плане хронометража и не настолько устаревшая. Уже после анонса некоторые, в том числе и я, скептически относились к возможности перенести первоисточник без больших потерь и изменений. И вот оно – релиз. На выходных у меня был псевдовыбор: открытая бета Diablo IV за других героев или ремейк RE4. Вот именно что псевдо...

С ходу можно заявить: сюжетно и сценарно ремейк процентов на 90% верен оригиналу, даже несмотря на радикально новый визуал, и в целом Capcom мастерски справилась со своей задачей, убрав некоторые откровенно дурацкие и мелочные эпизоды и обогатив историю по-настоящему важными деталями. Лично я не верил, что разработчик сохранит основной каркас игры и сильно не порежет существенные её отрезки, тот же остров, например, который некоторым игрокам не заходит и кажется затянутой и душной частью оригинала. Ну, признаться, душными там были только финальные эпизоды штурма укреплений, а встречи с регенерадорами (Regenerador; в лоре оригинала шли через «t») были незабываемыми.

Деревню и окрестности перенесли образцово. Узнаётся почти всё, причём некоторые локации вернулись чуть ли не один в один, пусть и у них изменилось расположение на карте. Из бросающегося в глаза стоит отметить пропажу развилки после осады дома, что вылилось в исчезновение второго «деревенского» Эль Гиганте (El Gigante), потерю которого частично возместят в замке, и эпизода с канатной дорогой на пути к сараю, где происходит бой с Мендезом. В замке исчезли атмосферная тюрьма, кишащая новистадорами (Novistador), довольно дурацкий «лавовый» уровень, побег от статуи Салазара (Ramón Salazar), которую в ремейке удачно поместили в здание часовни, и несколько «потолочных» ловушек. Опять же в замке некоторым локациям изменили расположение на карте. Я был просто уверен, что тот же уровень с катапультами тоже вырежут, но нет: его перенесли прям как есть, и вышло очень хорошо. Из геймплейного стоит отметить пропажу напряжённого боя в клетке с гаррадором (Garrador), который заменила эффектная кат-сцена боя с культистами, и слегка упрощённый бой с двумя Эль Гиганте. Кстати, в оригинале на Pro оба убиваются. Тяжковато, но можно. Остров начинается вообще фотографически один в один, как в оригинале. Прям ловишь какие-то «островные» флэшбеки. Сильно удивлён, что его перенесли настолько дотошно и хорошо и в то же время улучшили геймплейно. Но...

Без ложки дёгтя не обошлось – исчез U-3. Странное решение, учитывая, насколько ремейк верен оригиналу. Ждём в Separate Ways? А почему бы и нет?

Resident Evil 4. Великое японское творение

Но не только сеттинг делал RE4 особенной. Такой её делали и живые запоминающиеся персонажи. Наверное, Луис (Luis Serra), Мендез и Салазар, наряду с Суликом из Fallout 2, входят в мою пятёрку лучших типажей в истории игроиндустрии. Им хватало буквально считанных минут хронометража, чтобы отпечататься в памяти навсегда. В ремейке из этой троицы совершенно никаких нареканий не вызывает именно суперхаризматичный Луис (Luis Serra), которому отвели прилично больше времени. А его куртка-шедевр! Остальные образы тоже прекрасны, критичных перекосов нет, но есть личные ничтожные придирки к некоторым, а именно:

  • Новый образ Леона в целом шикарный, настоящий хороший парень и породистый красавец. Помня его прошлое и род деятельности после событий RE2, можно догадаться, откуда у него большие круги под глазами, но лучше было бы сделать их менее отличительными, как в том же оригинале.
  • Эшли (Ashley Graham) уже не наивный тинейджер, а настоящая барышня, ждущая жениха-принца. Новый образ показался мне слегка отстранённым. Сложно объяснить словами.
  • Священник Биторес Мендез, являющийся, возможно, моим любимейшим персонажем игры, в оригинале просто невероятен. Он за всё время произносит всего несколько слов, его хронометраж минимален, но типажом просто гениален: это грозное лицо (блин, он точно чуть похож на Ивана Грозного), эти глаза, эта мегаборода, этот пугающий плащ с большими пуговицами сзади, в конце концов! В ремейке образу Мендеза придали толику лоска, лишив его некой сельской неотёсанности, а плащ – пуговиц. Также голос в оригинале был помрачнее, тогда как в ремейке он звучит действительно как настоящий священник.
  • Рамон Салазар – настоящая находка RE4. Капризность и детскость этого 20-летнего «старикашки» в оригинале забавляли и умиляли, но скрывали настоящее страшное нутро кастеляна. И в ремейке оно вскроется лорными записями. В целом у меня почти нет претензий ни к его редизайну, ни к озвучке, кроме: «Где, чёрт возьми, его ШЛЯПА?» Сильно удивлён, что её убрали. Она придавала ему ещё большего своеобразия. И ведь у статуи шляпа есть, хотя видно, что её создавали с оглядкой на оригинальный дизайн.
  • Ада... Женщина-богиня, визуально роскошная во всём. Меня даже не расстроило исчезновение платья, но я так и не понял, почему поменяли актрису озвучки. Новый голос звучит как-то резковато, что ли. Нет у него женственной вкрадчивости её голоса из RE2.
  • В оригинале самым скучным для меня несомненно был Саддлер (Osmund Saddler). Плоская внешность, дешёвый голос... В ремейке ему придали зловещего колорита, и сейчас это действительно лукавый тип, а не одетый в мантию клоун.
Resident Evil 4. Великое японское творение
  • Как я уже писал, никаких нареканий не вызывает именно Луис. Он прекрасен и внешне, и озвучкой и максимально соответствует оригинальному образу. Определённо Луис является одним из самых харизматичных персонажей в истории. Я чуть не прослезился на сцене с последней сигаретой...
  • И о чудо, у меня нет претензий к Краузеру (Jack Krauser). Даже не ожидал, что он получится настолько брутально-пафосным и классическим badass-воякой.

Лором в ремейке разжевали практически всё: и как растили Эль Гиганте, и как выводили новистадоров, и как у Салазара появились два телохранителя-близнеца и кем они были до превращения, и как жители деревни тянули жребий для выбора следующей жертвы фанатикам в замке, и многое другое. А ещё лучше раскрыли нутро Салазара, историю самого культа, Краузера и особенно Луиса.

В ремейке есть одна печальная история мальчика и его деда. Неигравшие вряд ли догадаются, кем является этот мальчик. Фото обманчиво и снято на старинную камеру в 1981-м.

RE Engine удивительный движок, способный выдавать визуально невероятное и прекрасно работать на среднем железе, но до сих пор не умеющий даже в приемлемый внутриигровой липсинк и в красивую воду. В любом случае ремейк визуально феноменален. Персонажи реально как живые, а мех, волосы, ткани и кожа бесподобны. В замке на стёклах и мраморе найдены RTX-отражения! Местами довольно средние текстуры скал, камня и прочего и при приближении слабая растительность меркнут на фоне всего великолепия. Редизайн врагов: от ганадо и культистов до гаррадоров и паразитов – гениален, не меньше. Бычьи и кабаньи головы на «джаггернаутах» – очень классная и удачная идея. Но знаете, что визуально поразило меня больше всего? Это количество и качество картин в замке. Я их не считал, но там счёт идёт на десятки, и кажется, что они не повторяются. Не знаю, рисовали ли их художники Capcom или сторонние, а может, это вообще реальные картины, но в любом случае впечатляет. На работу нейросетей вроде бы не похоже.))

Наверное, RE4 является первой игрой, где я активно использовал фоторежим. Скриншоты в десктопной версии сайта почему-то сильно смазаны, хотя в мобильной всё вроде бы нормально.

Стеклянный и мраморный RTX! Зеркал вроде бы не находил.

Физика – лучшая в серии: стулья реалистично отбрасываются Леоном при беге, ящики, вазы и тарелки разбиваются, тела адекватно ложатся друг на друга. Да, не всё можно разбить, как те же бутылки в погребах замка и не только. Но для серии и это прогресс. Есть косяки с проваливанием модели Леона в некоторые окружающие объекты, но некритично. А какая тут расчленёнка!

Пример отличной физической модели. И в данном случае нет ни намёка на проваливания, что удивительно.
Надеюсь, здесь наглядно показано, какая в игре расчленёнка?

Звуковики Capcom знают своё дело. Придраться не к чему: звуки выстрелов идеальны, вырывание паразитов из тел пробирает, бормотание культистов с их «gloria las plagas!» и сопение и рычание гаррадора – это классика что в оригинале, что в ремейке. Новая музыка в целом достойная, но без откровений. В оригинале мне очень нравился буквально весь мрачный эмбиент, вроде «завывающего» в ночной деревне и давящего на психику в замке. И в ремейке, кажется, его стало меньше. Обновлённая Serenity вышла в целом хорошо, но оригинальная звучит выразительнее, что ли. На втором прохождении я включил оригинальную музыку и предался ностальгии. Странно только, что в настройках звука нет выбора типа акустики, а есть лишь TV и наушники. Это непонятка тянется ещё с RE7.

Ох, эта легендарная текстура стены на острове из оригинала, которую не пофиксили даже в UHDE-издании...

«Это тебе за имбецила, бабуля». В какой ещё игре вы можете уже в самом начале хладнокровно зарезать женщину и бабушку? Я ж говорю, у японцев есть яйца.
«Это тебе за имбецила, бабуля». В какой ещё игре вы можете уже в самом начале хладнокровно зарезать женщину и бабушку? Я ж говорю, у японцев есть яйца.

Разработчики умело внесли в ремейк множество точечных классных геймплейных QoL-изменений и нововведений:

  • Крафтинг боеприпасов прекрасен. По ходу игры можно будет создавать все типы патронов, в том числе магнум, а также гранаты. На сложности Hardcore, на которой сразу начинал и которая заставила попотеть и поумирать во многих местах, количество попадающихся ресурсов умеренно, а получаемое количество патронов выверено. К примеру, вы тратите 12 порций пороха, чтобы сделать 6 патронов для дробовика, и аж 17 порций, чтобы сделать только 3 магнум-патрона. Крафтинг действительно решает, особенно в непредвиденных ситуациях. Кстати, на него влияют новые опциональные штуки: дипломаты и брелки. Радикально баланс они не меняют, но некая польза от них есть. При первом прохождении я вообще не пользовался брелками и носил стандартный дипломат, по умолчанию повышающий шанс выпадения пистолетных патронов.
  • Нож сейчас является полноценным оружием и не раз спасёт жизнь Леона. Ножевая боевая система с парированиями, добиваниями и стелсом реально преображает геймплей. Есть несколько видов ножей: стандартный боевой, который можно и нужно чинить и улучшать, а также одноразовые кухонный и сапожный, которые в разы быстрее изнашиваются. Ближе к концу игры Леон возьмёт нож самого Краузера.
  • Значительно возросла польза бронежилета. Он, как и нож, довольно быстро изнашивается, но на Hardcore не раз меня спасал. Помнится, в оригинале на Pro он даже не был доступен.
  • Разработчики не просто вернули шикарный арсенал оригинала, абсолютно лучший в серии, но и добавили несколько совершенно новых для игры стволов под каждый патрон, кроме магнума. Миномёт (Mine Thrower) заменили на болтомёт (Bolt Thrower), который может стрелять и стрелами, и «липкими» минами и который ещё не смог заценить. Пропали зажигательные гранаты, зато осколочных сейчас два вида. На D-pad можно забиндить до восьми видов оружия, по два на каждое направление. Кстати, в инвентаре появилась удобная функция автосортировки, которую заметил только во второй половине игры.))
Решил впервые пройти по классике. Первой замаксил любимую винтовку. Кстати, уже не получится заполнить обойму оружия после соответствующего улучшения. Халявы, как в оригинале, больше нет.)
  • Хорошую экономику оригинала не усугубили, а наоборот ещё больше сбалансировали, и её хорошо дополняет новая необычная система инкрустации камней. В ремейке от того, камни какого цвета, какой огранки и количества вставлены в драгоценную вещь, зависит её конечная цена. А драгоценные предметы тут визуально просто прекрасны. Кстати, сейчас можно продать даже неиспользуемые ключи, ведь торговцами медь и бронза тоже ценится. И хвала тем людям, которые убрали исчезновение со временем выпавшего с врагов добра, что в оригинале сильно бесило. Правда, ракетницы гранатомётчиков после их смерти и в ремейке испаряются, так что некая верность в этом плане соблюдена.)
  • Разнообразили и повадки врагов. Ганадо и культисты стали быстрее, назойливее и более меткими, пусть и бесконечные топоры и шашки динамита в 2023-м выглядят странновато. Кстати, глупых ганадо можно заманивать в их же ловушки вроде капканов и растяжек. Первые два вида паразитов крайне опасны вблизи, как и в оригинале, но вот похожая на паука Plaga C сейчас может временно захватить жертву и заставить её рвануть к Леону на бешеной скорости. Бензопильщика и иных «джаггернаутов» уже нельзя сбить с ног выстрелом из дробовика, что усложнит бои. Гадкий жрец-культист в красной мантии периодически лезет в мозг Леона, на несколько секунд выводя того из боя, преждевременно пробуждает паразитов у ближайших культистов и является очень опасным типом, которого желательно убивать как можно быстрее. Новистадоры стали чуть менее живучими, и сейчас против них эффективен даже любой пистолет, а регенерадоры могут прилично ускоряться. И да, сцены смерти Леона хороши. До The Callisto Protocol по натуралистичности не дотягивают, но есть несколько очень противных.
Массаж глаз по методике культистов.
Массаж глаз по методике культистов.
  • Кратко по босс-файтам. Del Lago чуть упростили тем, что его атаки наносят урон только лодке и не выбрасывают из неё Леона. Мендезу разнообразили поведение, но если не тупить на бочках, бой окажется даже легче и предсказуемее оригинального. Вердуго (Verdugo) вернулся вообще без изменений и является единственным опциональным боссом игры. Учитывая его живучесть, задумка действительно разумная. Я убил его на Hardcore, но не стал этого делать на Pro, так как ну слишком много боезапаса должно в него войти. Забавно то, что пару Эль Гиганте в ремейке убить легче, чем в оригинале, но сбросить одного из них в шахтную печь стало намного сложнее. Салазара полностью изменили, сделав его мобильным и противным. Интересно, куда пропал второй Вердуго? Есть шанс увидеть его в Separate Ways? Первая схватка с Краузером – это реальный бой на ножах, без QTE. Вышло немного сумбурно, но в целом хорошо. Второй бой – почти без изменений. Саддлера прилично усложнили, добавив ему в помощники новистадоров. И не обошлось уже без классического гигантизма Capcom.
  • Некоторые загадки в ремейке стали в разы сложнее оригинальных и могут запросто ввести некоторых игроков в ступор своей каверзностью. Например, чтобы получить новый пистолет-пулемёт, нужно будет решить не самый простой пазл. В оригинале ничего подобного не было.

Если кто сдался, берите за референсы.)

В ремейке таинственные торговцы в плаще с капюшоном намного активнее комментируют действия Леона и классно шутят. Их редизайн – моё глубочайшее почтение.
В ремейке таинственные торговцы в плаще с капюшоном намного активнее комментируют действия Леона и классно шутят. Их редизайн – моё глубочайшее почтение.

Помните синие медальоны около фермы и церкви в количестве 15 штук? В ремейке эту тему развили настолько, что торговцы по ходу всей игры выдают Леону подобные опциональные задания: разбить те самые медальоны, убить крыс или уникального монстра (всего три на игру, по одному на каждое место действия), словить три гадюки или большого окуня и прочее. И за них выдаются шпинели (spinel), розоватые камни, уже не являющиеся просто ценностью на продажу, как в оригинале, а особой валютой, за которую у торговца можно выкупить интересные штуки вроде прикладов для оружия, дипломатов, драгоценных вещей и прочего. Система апгрейдов оружия не изменилась, но сейчас есть возможность сделать особое улучшение раньше времени и не тратя деньги на все апгрейды. Как? Главное, готовьте шпинели, а торговец вам покажет. Если по ходу игры ими не разбрасываться, можно будет провести два особых улучшения раньше времени и сильно забустить оружие. Также торговцы подготовили для Леона обновлённое и сильно усложнённое стрельбище. За меткую стрельбу выдаются специальные серебрянные и золотые жетоны, которые можно потратить в игровом автомате брелков для дипломата. Например, на Hardcore мне выпал Epic-брелок с Эшли, повышающий эффективность лечения зелёной травой на 50%, а на Pro – Epic-брелок с жуком, который увеличивает цену продажи всех лекарств на 100%.

Кстати, в ремейке можно найти трупы бедолаг, ставших жертвами культистов. О них ещё говорил полицейский в машине, мол, в последнее время участились случаи исчезновения туристов. Никакой цензурой тут и не пахнет.

...And Justice for All
...And Justice for All

И напоследок... Недавно я называл бонус-секцию Metroid Prime Remastered чуть ли не лучшей в истории. Так вот в ремейке она не хуже, а в некоторых аспектах и лучше. Это абсолютно лучшая бонус-секция в серии с красивыми артами и 3D-моделями и настоящий рай для кастомизации: костюмы, очки, маски, шапки. Правда, их придётся ещё открыть и купить за очки, которые выдаются за выполнение испытаний.

Resident Evil 4. Великое японское творение

О том, что разработчиками великой видеоигры являются исключительно японцы, я узнал только из титров после первого прохождения той никудышной PC-версии. Титры эти – до сих пор одни из самых атмосферных и оригинальных за всё время. Невозможно было понять тогда, как им удалось создать проект с настолько аутентичным сеттингом и колоритными персонажами, от роликов с нереальной постановкой, филигранными анимациями и качественной озвучкой которого роняешь челюсть даже сегодня, а от геймплея невозможно оторваться. Крайне сложно понять, как Capcom это удалось, когда видишь титры уже ремейка, кстати, тоже классные. В любом случае RE4 является показательным примером того, как смелые и талантливые японцы решают и могут в западное игровое видение не хуже их западных же коллег.

P.S. Боги ремейков/ремастеров благоволят: сначала отличный ремейк Dead Space, потом прекрасный ремастер Metroid Prime Remastered и вот на десерт роскошный ремейк RE4. И всё это за два месяца...

Первое прохождение на Hardcore заняло у меня аж 26 часов, но умирал и переигрывал довольно часто. Странно, что экран статистики не показывает количество смертей. На Pro ещё не прошёл, только убил Салазара.

Resident Evil 4. Великое японское творение

UPDATE. Я понял, о каком реюзе ассетов многие пишут. Это непростительно! Ну не могли крестьяне в Village и Салазар в RE4 заказать чучела у мастеровитого таксидермиста. Получается, халтура...

RE2/RE8/RE4

4343
70 комментариев

Капком уже пятую игру подряд делает одну и ту же игру по одному лекалу, отличия между играми минимальные, нашли золотую жилу.

8
Ответить

Ждал, что эта часть будет гоночным симулятором?

15
Ответить

Понимаю про что ты. Игра в плане геймплея никаких новых ощущений не дарит, только сюжет другой. У меня так было с другими играми. А тут какой-то бред несут совсем про смену жанра

2
Ответить

Прям как Elden Ring

Ответить

Да хоть десятую. Места действия и персонажи разные? Разные. Механика работает? Работает. Красиво? Красиво. Красивые женщины и мужчины есть? Есть.

Не, я понимаю, что некоторым хочется открытый мир с вышками и новые модные мяханики-хуяники...

И у тебя в пятерке RE7 же? Одна и та же игра, а?

1
Ответить

Откройте окно , душно стало

Ответить

Бла бла бла, очередная хвалебная ода коричневому арена шутерку с бомжами, которых похоронил хоррор серию. Уже читали, заканчивайте.

4
Ответить