5 аниме из "нулевых" которые остались незамеченными
Немного ностальгии рекомендательного характера о десятилетии, которое стало началом победоносного шествия аниме по земному шару
Почему "нулевые" были знаковыми
"Вот раньше трава была зеленее...", – говорят многие в эти дни иронично, насмехаясь над консервативными взглядами собеседников. Однако с моей точки зрения, когда речь заходит об аниме, скорее не трава стала блёклой и краска потрескалась, а у травы поменялись поставщики и спектр ассортимента сузился.
А как мы дошли до жизни такой? Очень просто – к 3-му десятилетию 21-го века типичный зритель был изучен досконально и выводы были сделаны очень оригинальные. За 2 предыдущие десятилетия были сформированы необходимые составляющие для создания успешного популярного продукта в форме анимационного сериала, которые дали возможность построить анимационный конвейер современности.
Но так было не всегда: когда - то аудитории было не так много, бюджеты были не такие большие, как и технические возможности, поэтому и маленькие, и большие студии рисковали и выпускали аутентичные продукты, не уповая на силу франчайзинга (спросите у Джорджа Мартина, куда привела "Игру Престолов" погоня за хайпом). Иногда такие сериалы выстреливали и становились хитами – Код Гиасс, Харухи Судзумия, Блэк Лагун, Волчица и Пряности, Моногатари. Это лишь немногие, которые стали, как коммерчески успешными продуктами, продвигающими аниме за пределами маленького, но очень гордого островка, так и объектами наследия, надолго оставшихся в памяти сообщества. Следующее сравнение может быть не совсем корректным, но, если Evangelion и Series Experiments Lain были Lamborghini Muira'ой своего времени, то вышеупомянутые аниме стали Lamborghini Countach соответственно.
Именно нулевые "открыли" для аниме дорогу в сердце (а может, и в штаны (⚆ᗝ⚆)) западного зрителя, используя эту благодатную почву для экспериментов, ведь кто не рискует – тот не пьёт шампанского. Хоть риск – дело и благородное, но все выиграть в лотерею не могут и некоторые сериалы остаются, если не на свалке истории, то, чаще всего, просто проходят стороной мимо зрителей, не получив внимания, которого, с моей точки зрения, они заслуживают.
О подобных аниме и пойдёт речь в этой статье, её цель – скорее заинтересовать читателя к их просмотру, чем провести анализ каждого по отдельности. Подобранные аниме не являются чем-то уж очень редким и неизведанным, но и назвать их чем-то популярным у читателя, знакомых с ними, навряд ли язык повернётся. Список сегодняшних пациентов довольно разнообразен, поэтому, я уверен, что большинству что-нибудь да приглянется.
А начнём мы с чего - то очень знакомого, но рассмотренного через зеркало настолько кривое, что оно даёт абсолютно свежие эмоции при просмотре. Вот уже слышится звук сандалий по коридору и в класс входит...
1. Sayonara, Zetsubou-Sensei / Прощай, безрадостный сенсей (2007)
Прощай, безрадостный сенсей - это комедия в оригинальнейшем сеттинге старшей школы, чтобы целевая аудитория смогла моментально поставить #relatable и легко войти в сериал. Главный герой (наверное, его можно так классифицировать) – Итосики Нозому (en. Itoshiki Nozomu), которому подвернулась работка учителем в школе в небольшом городке. Накопившийся комплекс неполноценностей этого персонажа настолько велик, что, при любом удобном поводе, он так и лезет в петлю (осуждаю), но при этом умирать он категорически не намерен (учитывая, что 1-й сезон вышел в 2007-ом, невольно задумываешься...), в общем, тот ещё фрукт.
У нашего учителя крайне нестандартный подход к преподаванию материала (отличающийся от Онизуки, не волнуйтесь по этому поводу), а именно в формате дискуссии. Процесс этих "рассуждений" чаще всего и является истоком темы для дальнейшего раскрытия в эпизоде. И темы эти могут варьироваться от давно-всем-полюбившихся планов на будущее, до философии и политики.
Тут вступает самый главный фактор любого комедийного аниме, а именно – юмор, и тут он – отменный. Количество парадоксов, стереотипов, дилемм, тропов по которым прошлись катком бескомпромиссного стёба тут просто неисчислим, именно огромное количество качественной сатиры, поданной через уста персонажей, которые по большей части своей, ходячие гиперболизированные стереотипы всех сортов и расцветок на ножках (когда начинаешь заниматься деконструкцией, бывает сложно остановится, не так ли, студия Shaft?) и такой фруктовый коктейль припудренной любовью к экспериментам с рисовкой и визуальными стилями поднимает настроение на "A+". Частично из-за этого, аниме хорошо состарилось и, даже сейчас, смотрится очень свежо.
Кратенько обозначим особенности этого аниме
Отличительные особенности, которые я бы отнёс к достоинствам:
- Бескомпромиссность и дерзость во многих аспектах;
- Хороший юмор;
- Не следование канонам жанра;
- Запоминающиеся опенинги/эндинги;
- Интересные визуальные решения;
- Эталонный набор сээйю;
- Фан - сервис (не волнуйтесь, над ним тоже стебутся).
Но в каждой бочке мёда есть несколько ложек дёгтя:
- Если вы смотрели Monogatari, то можете догадаться - текстовые вставки, но тут они юморные и иногда появляются в очень креативной форме;
- Иногда аниме затрагивает темы слишком специфические для Японии, поэтому некоторые вещи могут вводить в ступор, но тут только можно развести руками;
- Быстрая речь в диалогах;
- Почти полное отсутствие присутствия сквозного сюжета;
- Незавершённость - хоть в аниме и 3 сезона, но этого не хватило, чтобы экранизировать всю мангу, которая в конце взяла невероятный поворот на 180 и переворачивает всё произведение сверх - наголову.
Лично могу подписаться только под рекомендацией 1-го сезона, так как считаю его самым лучшим, а если понравится франчайз – милости просим – есть 2-й и 3-й сезоны, манга и т.д. шоу определённо может "зайти" определённой группе людей, мне же зашло ( ˶• ᎑ - ˶ ).
Если же от количества слов на квадратную секунду ваш мозг взрывается и вам хочется просто расслабится, то почему бы не погрузится в атмосферу безмятежного счастья и спокойствия и помедитировать на волнах своих синапсических сигналов? Солнце далекой планеты ласкает вашу кожу, а морской бриз слегка тревожит ваш головной убор, но ваше ожидание уже подходит к концу, ведь ваша гондола уже подана.
2. ARIA: The Animation / Ария (2005)
Ария – это сёнен сёдзё аниме в жанре повседневности с элементами CGDCT (хотя этот термин распространился в сообществе значительно позже), научной и не очень фантастики про гондольеров с исцеляющим эффектом для вашей душонки (учитывая, что происходит сейчас в мире, может быть это именно то, что вам нужно) или, по-простому, "яшикей".
Такое описание в принципе достаточно точно описывает то, чем является данное аниме, и, на сегодняшний день, ему причастны все стандартные атрибуты этого жанра: посиделки за чаем, готовка, тёплая атмосфера и так далее. Чем это аниме выделяется на фоне других - так это сеттинг и то, как он исполнен. Сама идея построить копию Венеции на другой планете, куда люди прилетают с Земли чтобы отдохнуть, где есть местное подобие "интернета" (образца 90-х скорее), но нет мобильных телефонов и летающих машин, вызывает интерес. Картина архаично-футуристичного будущего, быт которого по большей части похож на 16-17 век нашей эры, за исключением выше обозначенных элементов, является одной из немногих условностей в этом аниме и вещей, которые полностью не объяснят, но по ходу повествования дадут достаточно намёков и принципов устройства этого мира, чтобы зритель поверил в происходящее на экране.
Но не сеттингом единым, ведь есть ещё и другая сильная сторона у этого аниме, и это – персонажи и их развитие в этом мире. Главная героиня – Акари Мизунаши, девочка 14-ти лет, которая, влюбившись в Новою Венецию после первого её посещения в детстве, приехала сюда, чтобы стать профессиональной русалкой (так называются экскурсоводы по Новой Венеции, которые развозят туристов на гондолах и рассказывают о её достопримечательностях), для этого она устраивается подмастерьем к Алисии, которая содержит маленькое, но очень известное агентство – Aria Company, где Акари будет познавать все тонкости "русалочного ремесла". На своём пути, Акари заведёт верных подруг (а с кем пить чай-то???) с которыми они пройдут через множество событий маленького и большого масштаба на своём пути к становлению профессионалами, у каждой из которых он будет уникальный.
Хочется отметить ещё одну сильную сторону, формулировка которой будет звучать очень странно, но при этом не упомянуть её будет неправильно с моей точки зрения. Это аниме умеет говорить о сложных вещах очень простым, понятным и точным языком, иногда не давая ответ впрямую, но при этом всегда формируя конкретную мысль, при этом формулируя её довольно изящно.
Отдельного упоминания заслуживает музыка в этом аниме, она так дополняет атмосферу этого аниме и, временами, вплетена в повествование, что выводит это шоу на новый уровень, музыкальный стиль тут уникальный.
Резюмируя, можно выделить следующие преимущества:
- Интересный мир, в который зрителя погружают по мере повествования;
- Душевные персонажи;
- Общечеловеческие темы, которые поднимаются персонажами по мере их естественного взросления;
- Всепоглощающая атмосфера покоя и умиротворения;
- Прекрасный саундтрек, как основной, так и поддерживающий;
- Никакого "horny", у нас тут приличное заведение.
Однако, стоит отметить и следующие недостатки:
- Медленный пейсинг – события в аниме развиваются неспешно;
- Объём – я лично предлагаю с просмотру только историю становления Акане, а именно первые 3 сезона аниме (52 эпизода + 2 Овы);
- Рисовка простовата, без особых деталей, иногда их не хватает на панорамах;
- Персонажи могут показаться уж больно типичными на первый взгляд.
Но, может быть, неторопливое путешествие Аканэ в мир профессионального туристического бизнеса совершенно не подходит вашим вкусам, а от вида вечно пьющих чай девочек виднеются K-on'cкие флэшбеки. Не нужно унывать – хочу предложить вам другое путешествие, классическое роад-муви, продюсированое метром в аниме - индустрии по части этого жанра – Шиничиро Ватанабе. По такому поводу покуем курортные вещи, приобретаем билет в Южную Америку и знакомимся с...
3. Michiko & Hatchin / Мичико и Хаччин (2008)
Мичико и Хаччин – это приключенческое аниме в стилистике роад-муви (похожее на Самурай Чамплу) с элементами драмы в сеттинге Южной Америки третьей четверти 20-го столетия. В нём мы будем наблюдать, а основном, за путешествием 2-х главных героинь, имена которых и написаны в названии этого аниме на протяжении 22-х эпизодов.
Мичико Маландро – преступница, скорее всего, выросшая на улице, не имевшая никаких социальных лифтов в бедной части нашей планеты, которая не хотела прожить всю жизнь в нищите или на панели. В начале нашего путешествия она бежит из тюрьмы, чтобы найти своего парня, к которому её должна привести его дочь – Хаччин Моренос, которую "заботливый" отец оставил на попечение семье святого отца в какой-то дыре, где та выживает внутри чужой семьи, преодолевая ежедневные "тёрки" – вот и вся незамысловатая завязка сюжета этого аниме.
Обе эти женщины хотят найти одного мужчину, и, поэтому, когда Хаччин представляется шанс сбежать с Мичико, несмотря на то, что за последней гонятся представители правоохранительных органов, она им пользуется. Цель их путешествия проста – найти Хироши Мореноса, чтобы "зажить долго и счастливо" или просто "поговорить по душам".
На своём пути они повстречают много людей, путешествуя по стране в поисках выше обозначенного представителя мужского пола, попадут во множество передряг и научаться уживаться друг-с-другом. Они неплохо друг-друга дополняют и за развитием их отношений интересно следить, "общие цели приводят к нетривиальным союзам", как говорится.
Чем мне нравится это шоу, так это тем, что в нём есть всего понемножку, но при этом распыляясь на все эти разные аспекты, каждый из них исполнен с большой степенью проработки - выверенный пейсинг, филлеров нет, прописанные реалистичные персонажи вписывающиеся в сеттинг, развитие отношений между главным дуэтом имеет динамику, отличную от исключительно положительной, как оно чаще всего и бывает в жизни, и экшн, наличие которого неизбежно аниме такого толка.
Отдельно хочется отметить концовку, как и большая часть шоу, она не избитая или обычная, а элегантным жестом ставит финальную точку в данном аниме, которому не нужно продолжения и которого, собственно, и не будет.
По традиции, отметим достоинства данного шоу:
- Хороший пэйсинг;
- Неплохой портрет реалистичного сеттинга, отличного от Японии;
- Отличная развязка истории;
- Никакого кринжа (а-ля продолжения Usagi Drop в манге и т.д.)
- Саундтрек неплох, в основном фоновый, опенинги/эндинги особенно не запомнились (кроме эндинга последней серии ٩(^▿^)۶)
Но и недостатки тут есть:
- Романтизация насилия (Мичико всё ещё преступник).
- Иногда аниме показывает самые мерзкие стороны криминального мира (может это и хорошо?);
- Экшена завезли, но вот крови маловато, это вам не Jin-Roh или Hellsing;
- Рисовка на своё время чутка устарела и контрастность не всем может понравится, хотя она идёт в ногу с сеттингом;
Если честно, мне сложно рассуждать об этом аниме в таком ключе, оно бы подошло в категорию "снимите по этому нормальный сериал" (по аналогии я бы отнёс ту да же, например, "Монстр" ), но может быть, когда - нибудь... (хотя лучше бы не снимали "Ковбоя Бибопа", честное слово)
И вот мы уже почти прощаемся с нашими героинями, как вдруг, нас окликает... мотоцикл??? naniii??? Более того, ещё и пытается завести с нами беседу о неизведанных местах этого мира, мы, ошарашенные после долгого и утомительного путешествия, спрашиваем его – "Ты в своём уме?". А получаем мы следующий ответ: "Из нас двоих, тебе, обычно, лучше удавалось сохранять спокойствие, Кино."
4. Kino no Tabi: The Beautiful World / Путешествие Кино (2003)
Путешествие Кино – наверное, самый известный участник этого списка, но, тем не менее, я всё же включу его, так как он являлся очень неплохой попыткой "размышлений на тему" в форме аниме - сериала. Что же этот медийный объект из себя представляет? Это путешествие в фэнтезийном сеттинге с элементами реализма по этапам развития людишек, как в широком, так и конкретном смысле этого понятия с налётом ретроспективной оценки оных.
Наши главные герои – Кино (15-ти летний путешественник) и его говорящий мотоцикл Гермес. Кино хочет посмотреть мир и поэтому путешествует по нему, не имея конкретной цели, ведь сам путь и есть главная цель главного героя, а Гермес является самым верным помощником в этом нелёгком деле. Кино путешествует по миру, встречаясь с различными культурными обычаями, общественными строями, убеждениями, которые определяют народности, обитающие в тех краях. В аниме целая куча аллегорий на реальные периоды в истории человечества, различные эпохи и социальные строи.
В Кино очень поднято очень много различных тем и повествование очень концентрированное (всего 13 серий), на протяжений которых мы будем со стороны наблюдать за "человеками". Именно такой, чаще всего, позиции отстранённого наблюдателя, не лишенного своего мнения по всему, с чем он встречается, и делающего соответствующие выводы, хотя он иногда либо принуждённо, либо самовольно окунается в "суп" навещаемой общины в котором "варится" некоторое время.
По своей форме "Путешествие Кино" – то же самое роад-муви, хотя точнее я бы охарактеризовал его странствие, герои перемещаются в каждой серии от точки А до Б и с ними всегда происходят события различного рода и природы, и далеко не все эти события носят цивилизованный характер, а мир Кино может быть очень жестоким.
Я уверен, что каждый найдёт в этом аниме общечеловеческую тему или размышление на неё, которая заставит переоценить собственный жизненный опыт или поразмышлять над очередной жизненной дилеммой. Иногда главные герои отпускают забавные ремарки, относительно происходящего, даже над половой принадлежностью Кино кокетливо пошутили.
Опыт от просмотра Кино довольно субъективный, но при этом я бы сказал, что это шоу такое одно и, в сочетании с тем, что оно не является просто претенциозной пустышкой, это даёт ему довольно высокую ценность, в старые времена его бы включили в "must watch" список для любого анимешника.
Подводя итоги, выделим основные положительные аспекты этого аниме:
- Уникальный концепт шоу и подход его реализации;
- Интересный взгляд на различные проявления человеческой природы;
- Редкий, но меткий юмор;
- Не идеализированный главный герой;
- Эпизодические персонажи сделаны запоминающимися;
- Никакого фан-сервиса (он тут просто не к месту, нигде).
Но и нельзя обойти стороной следующие недостатки:
- Блёклая цветовая гамма может зайти не всем;
- Рисовка простовата местами, жира особо тут нет;
- Цель Кино слишком абстрактная, поэтому могут возникнуть проблемы с эмпатией;
- Саундтрек слишком невыразительный, из всего аниме только опенинг и запомнился.
В период времени, когда выходил Кино, аниме не было ещё такой большой индустрией, но оно своим выходом наделало немало шума и было отмечено мировой общественностью, однако в тот же сезон вышло ещё одно аниме из этого списка, которое, хоть и чутка недотягивает до уровня Кино по моему мнению, но явно осталось в тени последнего, хотя над ним работали далеко не последние люди в индустрии, и речь пойдёт о...
5. Texhnolyze / Технолайз (2003)
Вот мы и дошли до самого тёмного и мрачного аниме из этой подборки. От небезызвестного Уэды-сана (создателя Series Experiments Lain) и режиссёра Хироши Химасако (режиссёр Steins;Gate и ответственный за анимацию во многих крутых работах) можно было ожидать чего-то подобного. Ближе всего это оригинальное аниме по ощущениям от просмотра похоже на Ergo Proxy или Haibane Renmei, что немудрено, к обоим Уэда приложил свою руку.
Так чем-же оно является? Технолайз – приключенческая история человека, который невольно оказался втянут в конфликт высших сил своего мира и станет один из ключевых игроков на шахматной доске событий. Главные темы аниме – технологический прогресс и его влияние на общество и человека в частности (киберпанк жи, хоть и не каноничный).
Наш главный герой – Ичизе, боксер в нелегальных кругах, который однажды перешёл дорогу одному из ключевых людей в этом городе, принадлежащий одной из 3-х больших преступных группировок, управляющих подземным городом Люкс, который станет основным местом действия в аниме. В результате конфликта Ичизе лишается правой руки, но, по (не)счастливой случайности, у него появляется возможность вернуть себе её функционал, став подопытной крысой для новой разработки Эрико Камато – доктора, специализирующегося на изготовлении протезов из технолайза, материала, который можно добыть только в Люксе.
Одновременно с этим в город пребывает человек, который хочет, как сейчас бы выразились, "навести суету" в этом городе, и планомерно начинает своими действия расшатывать хрупкий баланс сил в этом городе, на что у него вполне есть конкретная мотивация. Конфликт, развязанный им, является катализатором основного числа событий и их последствий, о которых рассказывается в аниме, в которых наш Ичизе примет непосредственное участие.
Рассказывать о всех перипитиях событий, тайнах мира, загадках и ходах сюжета читателю я не буду, так как он сам найдёт ответ на большинство своих вопросов, ведь аниме их предоставляет. Мир проработан неплохо, как с точки зрения концепта в целом, так и в некоторых частных деталях, поэтому погружение не теряется, но сам это мир довольно враждебный. Вообще, атмосфера в этом аниме замечательно создаётся и поддерживается, поэтому, не смотря на скачущий пейсинг, интерес к шоу не теряется на протяжении всех 22-х эпизодов.
Лично у меня сложилось впечатление, что сюжет в этом более цельный, чем в том же Ergo Proxy, который "разваливается" в последней трети, и это касается не только проработки основной сюжетной конвы. Также приятно, что в этом аниме почти нет персонажей – пустышек, почти у каждого есть своя роль в сюжете и при этом они не лишены индивидуальности. В этом сериале получилось соблюсти баланс сеттинга, и персонажей в нём обитающих, посыпав повествование щепоткой интриги полив небольшим количеством соуса из эзотерики.
Аниме получилось очень неоднозначным, но я всё – таки попытаюсь отделить зёрна от плевел, начнём с первых:
- Интересный мир и сеттинг;
- Значительное влияние действий персонажей на последствия;
- Тягучая, почти удушающая враждебная атмосфера города люкс;
- Рисовка стильная и качественная, Madhouse же;
- Поднимаются темы, становящиеся с каждым годом всё более актуальными;
- Опенинг в частности крайне хорош и подходит аниме как нельзя лучше.
Но есть и обратная сторона медали:
- Иногда персонажей вводят слишком поздно, и им недостаёт экранного времени;
- Развитие событий теряет динамику слишком резко во второй трети сериала;
- Это аниме не самое лёгкое для просмотра, ощущается оно "тягучим", хотя, скорее всего, оно таким из задумывалось;
- Финал истории мне показался "недотянутым".
Послесловие
Во – первых, если вы до сюда дочитали, то надеюсь, что вы не вымучивали из себя прочтение этого поста, вам понравилось и вы выбрали себе что-нибудь из этого списочка для просмотра.
Во – вторых, если я ошибся в каких - то деталях, то прошу меня простить, этот пост я писал, в основном, руководствуясь тем, что я помнил про эти аниме, поэтому фокус тут скорее направлен не на фактологическую достоверность, а привлечения внимания к упомянутым аниме, по возможности, аргументируя своё мнение.
В – третьих, попрошу вас пройти в соц. опрос, ради собственного интереса в том числе, да и вам тоже, думаю, интересно будет узнать "среднюю температуру по больнице" (конечно же, при условии, что люди будут голосовать честно).