Истоки Atomic Heart I Национальные травмы, позитивный СССР, конспирология, культурный подтекст

Искусство это компиляция, почти всегда. Осознанная, от оммажа до плагиата, до не очевидной самому автору, отражение своего времени. Вычленяя произведения одного медиа на расстоянии годов связь можно и не увидеть родства, но построив цепочку взаимосвязь будет более очевидна.

Например: В ходе второй мировой была разработана ракета ФАУ-2. Во время войны мы освоили воду, землю и воздух, а следующее поле боя, очевидно — космос. Ведь даже в первую ракету СОЮЗ в отсек боеголовки запихнули спутник. После войны возникли куча сбежавших во все стороны ученых и украденных чертежей. Сверхдержавы понимают, что успей немцы достроить ракеты, то конец всей Второй Мировой. После этого остались две глобальные силы, соревнующиеся в ходе космической гонки. Когда всё закончилось, нации остались с разочарованием, восхищением, экономическими упадками вследствие огромных бюджетов на космическую программу. Черпая вдохновение из достижений человечества начал писать Артур Кларк, Станислав Лем, появилась «Космическая Одиссея» и так далее. Можно построить огромную цепочку от немцев, что хотели сделать ракету, а по итогу мы имеем фантастику вроде «Звёздных войн» через десятки лет.

Истоки Atomic Heart I Национальные травмы, позитивный СССР, конспирология, культурный подтекст

Но от взятого с потолка примера к конкретике — сам этот материал будет демонстрацией эволюции и плавности процесса. Я хочу препарировать то, что мы знаем о грядущей к выходу Atomic Heart. Уже написав материал я вижу, как далеко можно провести нить. И подчеркну — я не утверждаю, что хотели воплотить авторы проекта. Это моя интерпретация и попытка найти истоки сеттинга игры, параллельно разбираясь в нашей массовой культуре. Так что будет куча отступлений. Но я надеюсь, что они вам понравятся. А теперь переходим к сабжу.

Как всегда, видеоверсия для вашего удобства

Atomic Heart наглядно демонстрирует причинно-следственный процесс развития культуры. Геймплейно это дань уважения проектам от Half-Life и Bioshock до Metro и Fallout. Но откуда разработчики черпают вдохновение для сеттинга ретро футуристического советского Союза? Всё может ограничиться ностальгической любовью к тому периоду, но мне видится тут больше нитей, чем одна стилистика будущего СССР.

Истоки Atomic Heart I Национальные травмы, позитивный СССР, конспирология, культурный подтекст

И навряд ли это будет критика советского Союза. Любое сообщение должно быть актуальным. Ноу щет, а мы не знали, что плановая экономика немного не работает. Здесь зарыта другая собака

Это игра, создатели которой по большей части маркетологи и очень хорошие, работавшие с нулевых. И куда маркетинг без Пелевина и Лукьяненко. Криейторы явно обладают широким кругозором и может таким же расширенным сознанием. Atomic Heart это под стать вершителям потребительского подсознания циничный и сатирический продукт. На этом мы заострим внимание в первую очередь.

Истоки Atomic Heart I Национальные травмы, позитивный СССР, конспирология, культурный подтекст

Сатира. Когда в ретрофутуристичном США мы летаем в космос, изучаем новые фронтиры (как и предки писателей и читателей), а также боремся с инопланетными захватчиками которые всегда злые потому что лишь недавно общество пережило нацисткую гидру, у советов в ретрофутуризме все технологии призваны улучшить производственную машину и облегчить каторгу советского человека в плановой экономике. Будущее в советской и постсоветской фантастике зачастую сфокусировано на решении проблем дефицита и человеческого труда для достижения марксистского коммунизма, где труд служит инструментом самовыражения.

Истоки Atomic Heart I Национальные травмы, позитивный СССР, конспирология, культурный подтекст

Обращая это в сатиру материал становится утрированным до абсурда. Роботы не только служат на производствах, но и продают детям мороженое и служат болванчиками для любых бытовых решений, как робот-помощник в Фоллауте. В плане сатиры по первому впечатлению Atomic Heart напоминает именно его. Ведь тот же помощник по сути гипербола на труд женщин-домохозяек и продаваемую им громоздкую технику с экрана телемагазина. У нас есть проблема, её вытекающие и абсурдная фантазия с её решением.

Истоки Atomic Heart I Национальные травмы, позитивный СССР, конспирология, культурный подтекст

Ну и куда без ностальгии, как сам основатель студии Максим Зацепин и арт директор Артем Галеев утверждали в интервью. Образы советских мультфильмов выражены и в дизайне опасных механизмов, отсылая к неваляшкам, героям мультиков и куда без робота зайца из “Ну, погоди!”. Это перенесенное в интерактив пространство с советских плакатов. Это хорошо контрастирует с жестокостью и брутальным реализмом истории, как тот же Волт Бой в Fallout. Кстати о нём. Не о мальчике, а о детище Interplay.

Истоки Atomic Heart I Национальные травмы, позитивный СССР, конспирология, культурный подтекст

Но всё как всегда идёт не так. И если США в Fallout потерпело крах вследствие ядерной войны, то в Atomic Heart всё пошло наперекосяк из-за… (кадры Чернобыля) техногенной катастрофы. Плюс саботаж и проделки спецслужб. В нашем сознании эти травмы всё ещё есть и на них авторы умело играют. Ведь это нам ближе, чем ядерная война. Всё таки Карибский кризис происходил на берегах Америки, но чёрные воронки и Чернобыль были у нас, а потому давить на эти болячки общества куда точнее. В культуре это тоже отражалось и не раз. У учёных в “За миллиард лет до конца света” Стругацких апокалипсис наступал из-за секретных научных разработок. Это рефлексия о труде сотрудников НИИ. Точнее том, как лабораторная рутина может отразиться на будущем. Это создание конечной цели в порой бесцельной научной работе. Похожий конфликт был и у Станислава Лема в "Солярисе". Наука по изучения живой планеты соляристика там также переживала упадок. Потому что это близкий советскому человеку личный конфликт.

Истоки Atomic Heart I Национальные травмы, позитивный СССР, конспирология, культурный подтекст

В "Сталкере", как и "Пикнике на обочине", Зона отсылает к возможным последствиям от игр с высокими технологиями. К нему мы потом, кстати, вернёмся. В конце концов, Кин Дза Дза наш первый советский постапокалипсис. В котором к тому же ни слова об атомной войне. Это история о социальном коллапсе, его раздробленности. Это игра на страхе коллективного менталитета. Ядерные вопросы проигрывают в популярности техногенным ведь эта проблема и опасения дистанционно дальше. Соотнесите фанатов Сталкера и Метро — первых явно будет больше. Хотя, у нас есть примеры хороших работ про ядерную войну — “Будет ласковый дождь” или “Письма мертвого человека”.

Но мы отвлеклись на атомное отступление. Суть этого блока в чем - Хорошая сатира гиперболизирует актуальные боли или как минимум не пережитые обществом. Они ощущаются ближе. Возьмите хоть недавно возникшую на дваче тему Гиперхруща. Он не фокусирует наше внимание на истоках возникновения огромной и бесконечной как в своих размерах, так и безжалостности, бетонной гиперструктуре. Она фокусируется на быту, теме дефицита, бюрократии и цинизма системы, ведь эти проблемы ближе.

Истоки Atomic Heart I Национальные травмы, позитивный СССР, конспирология, культурный подтекст

Следующий блок — Конспирологические теории. В Atomic Heart нейронная сеть, созданная объединить работу людей и машин, в день своего включения терпит крах. Роботы сходят с ума, убивают людей и кто-то явно в этом замешан и это в чьих то сумасшедших интересах. И последняя конструкция начало любой конспирологии. В свою очередь, они являются самозалечиванием сознательных ран вследствие национальной катастрофы. Когда мир пошёл наперекосяк, хочется найти виноватого — это картина простая и понятная. Но в сложном мире, полном факторов и сфер интересов, такое видение не работает, а потому помочь шестеренкам зашевелиться дают конспирологические теории. План Даллеса, золотой миллиард, тайные игроки, пришельцы с Нибиру и рептилоиды это наглядный пример того, как человек в рухнувшем как внешнем, так и своём внутреннем мире старается обосновать его положение. А порой даже переложить вину за свои беды.

Истоки Atomic Heart I Национальные травмы, позитивный СССР, конспирология, культурный подтекст

Бум конспирологии в России всегда следует за общественным потрясением. СССР развалился — виноваты американцы. Настаёт эпоха гламура — нас намеренно отупляют. Гремит пандемия — нас хотят чипировать и сократить население. Конспирология даёт простые ответы на сложные вопросы и при всей своей инфантильности это отличное поле для сюжетов и историй. Это не только разграничивает стороны, но и даёт порассуждать, а кому-то погрезить о простоте своей картины мира. К тому же, конспирология позволяет выделить свою индивидуальность, ведь ты вышел из матрицы, ты не такой как всё, ты просвещенный и так далее. А на коллективном уровне это даёт сплотиться в момент раздора, найти свой островок безопасности. И кстати поэтому мне кажется, что не надо с конспирологами спорить и поэтому у меня они вызывают снисходительную жалость. Это травмированные люди, разрушать картину мира которых бесполезно - это лишь помогает им самоутвердиться в своей позиции.

Истоки Atomic Heart I Национальные травмы, позитивный СССР, конспирология, культурный подтекст

Но какое это отношение имеет к Atomic Heart? По большей мере тематическое. Тема саботажа и заговора это простой и понятный троп, который в сатирическом мире победившего до момента краха социализма можно высмеять. А может даже исследовать глубже.

Блестящий пример этого, который многие упускают из виду это S.T.A.L.K.E.R. Это не только история про Чернобыль. Это вселенная, где фракции олицетворяют те или иные ментальности. Милитаристские, анархистские. Консервативные, либеральные. Открытые и закрытые. Законники и бандиты. Такое же раздробленное и полярно разных мнений общество, какое мы имеем сейчас. Но здесь так же задеты конспирологические теории. Учёные разных НИИ, монолит и О-сознание изучают ноосферу. Это информационное поле, что стало материальным вследствие катастрофы и сгенерировало саму Зону. Объединяя эти две темы можно провести параллель с нашей действительностью. Сталкер это вселенная, где раздробленное идеологически и ментально общество не может объединиться вследствие информационной неразберихи вокруг. Не может прийти к одному выводу и обреченное грызть друг другу глотки за правду, которой нет.

Истоки Atomic Heart I Национальные травмы, позитивный СССР, конспирология, культурный подтекст

Но всё перечисленное это страхи и опасения совсем недавнего, но прошлого. Тем не менее, периодически они обостряются, но нужно подхватить сегодняшний вопрос, чтобы сделать сообщение актуальным. Возможно, так в сюжете и появилась сломанная нейронная сеть из-за которой всё и пошло наперекосяк. Страх ИИ и технологическая сингулярность сегодня самые актуальные вопросы для рассуждений о будущем. И кибернетические технологии являются художественной гиперболой. Некоторые уже сегодня транслируют мысли, что импланты давно появились в нашей жизни и человек уже не такой, каким он был в прошлом. И речь даже не о нейронных имплантов вроде тех, над которыми сейчас работает Гейб Ньюэлл. Наш смартфон по сути дополнением к человеку и является - расширяет его сеть, заменяет память и регулирует жизненный цикл. Просто он пока не присоединен к телу.

Истоки Atomic Heart I Национальные травмы, позитивный СССР, конспирология, культурный подтекст

А вот помощник главного героя в руке уже присоединен, поэтому в Atomic Heart всё намного круче. У нас тут брутальная советская кибернетика, смотрящая в далекое будущее, но безжалостно примитивная. Вспомните хоть эксперимент с оживлением головы собаки. В советском союзе этой науке будущего уделяли внимание, но так же и нещадно критиковали. При президиуме АН СССР был учрежден Научный совет по кибернетике, была выведена Теория автоматического управления. Да что там, в “Кавказской пленнице” поднимали за кибернетиков тост.

Но страхи спецслужб, производственная машина, обезличенная бюрократия обратилась в Atomic Heart в людоедскую и жестокую систему по препарированию человеческой плоти. Плюсом образы обветшалых больниц, циничного здравоохранения и плохого его качества в фантазии авторов обращаются в троекратно брутальную картину. А что до названия - комплекс №3826. Такое рандомное название тоже не спроста, ведь в СССР все названия должны были проходить через бюрократический аппарат. Оттуда и названия тех же закрытых городов - Ленинград 400, Ленинград 300, Мирный 12. Да что там - Первый отдел советского союза по изучению кибернетики носил гордое название Специальное конструкторское бюро №245. Это также имеет визуальное воплощение - советский конструктивизм.

О нём подробно я, кстати, рассказывал в ролике про Prey на TVG

Однако данный архитектурный стиль не особо вписывается в позитивное представление об СССР. Это больше подойдёт упомянутому выше Гигахрущу - обезличенная, холодная и примитивная постройка. Нужно что-то более дорогое и стиль сталинских времён отлично вписался в мир игры. Сталинский неоклассицизм богат на детали и визуальное разнообразие, но при этом отказываясь от образов прошлого, как конструктивизм, но не так смело и далеко. Этот стиль полон деталей, тканей, форм, геометрии и материалов.

Истоки Atomic Heart I Национальные травмы, позитивный СССР, конспирология, культурный подтекст

В этом контраст Atomic Heart. Он не просто показывает нам жестокую советскую машину. Сеттинг изображает позитивный мир СССР, в котором всё внезапно пошло наперекосяк. Пример обратного это российский проект из нулевых You Are Empty, в котором пессимистическое видение превалирует. И хоть сеттинг проектов схож, визуально они кардинально различаются.

Истоки Atomic Heart I Национальные травмы, позитивный СССР, конспирология, культурный подтекст

Вот к какому поинту я иду - нельзя взять два мячика со словами из бассейна с ламантинами и сделать это сеттингом, а тем более основывать историю и стилистику. Это всегда игра на актуальных темах, вопросах, травмах и грёзах, а не театральные декорации в вакууме. Это компилирование знакомых образов. Да что там. Возьмите ту же бабулю из трейлера игры. Это понятный нам образ не только потому что у нас есть бабушки, а потому что мы видели избы на отшибе в крупных городах и частных секторах. Поэтому деревенские дома идеально вписываются в футуристичный комплекс 3826. Нам это знакомо и потому в рамках фантазии мы легче можем это воспринять и поверить в такой мир.

Короче, товарищи, теперь ясно, почему Atomic Heart сразу же запала в душу огромной аудитории на уровне визуальных образов. Маркетологи Mudfish прекрасно понимают конъюнктуру сегодняшнего дня, благодаря чему им удалось захватить наше внимание. Это не просто прямое перенесение в советскую фантазию, а умелое использование образов. Ну и камон ребят, Мик Гордон на саундтреке. Короче, ждём и надеемся, что это будет крутое путешествие.

2222
50 комментариев

Чудовищный винегрет по форме, пустота по содержанию. После прочтения данного материала я почувствовал себя глупее.

20
Ответить

игры еще нет а уже разборы ебашат.

4
Ответить

По-моему текст писала нейросеть, если честно

15
Ответить

Тут Atomic Heart скорее скелет для рассказа. Само собой пока игра не вышла вглубь не покопаешь

3
Ответить

на опережение

1
Ответить

Почему у меня чувство что текст нейронка писала

6
Ответить

Да так и есть.Либо автор конченный графоман.

8
Ответить