Katanagatari: Road movie о становлении меча человеком и почему это интересно смотреть

Можно ли стать счастливым и изменить все, собрав 12 лучших мечей ? А стоит ли такая игра свеч? И может ли меч мыслить и чувствовать, как человек? Все эти вопросы прекрасно поднимает аниме «Katanagatari», а ответы на них каждый зритель находит для себя сам.

Первоисточник и особенности авторского стиля

Katanagatari: Road movie о становлении меча человеком и почему это интересно смотреть

«Katanagatari» - это японское ранобэ авторства Нисио Исина. Его вы можете знать по серии романов «Monogatari», которая никак не связана с тем произведением, о экранизации которого будет рассказано в лонге.

Ранобэ «Katanagatari» выходило с 2007 года под эгидой издательства «Kodansha» и насчитывает 12 томов. А уже в 2010 году студия «White Fox» выпустила аниме-адаптацию произведения. Студия известна своей работой над проектами «Steins;Gate», «Akame ga Kill!» и «Re:Zero».

Katanagatari: Road movie о становлении меча человеком и почему это интересно смотреть

Если рассуждать о творчестве Нисио Исина, то выделяется рад характерных для него особенностей:

  • Упор на диалоги, раскрывающие персонажей гораздо лучше, чем скрупулезно продуманный дизайн.
  • Игра слов, а также самобытные и иногда незамысловатые диалоги.
  • Интертекстуальность. Автор любит вставлять цитаты из других произведений.
  • Нисио Исина больше симпатизирует изображению женских персонажей. Они, по его словам, лучше индивидуализированы.
  • Он также часто прибегает к жанру Shindenki, характеризующемуся как легкий детективный роман, в котором герои разгадывают практически невозможные в реальной ситуации загадки.

Что в основе сюжета «Katanagatari»

Katanagatari: Road movie о становлении меча человеком и почему это интересно смотреть

Действие истории разворачивается в средневековой Японии, приблизительно в период Эдо. Однако это альтернативная вселенная, где период именуется Овари. Главный герой, Шичика Ясури, принадлежит к школе боевого искусства кёто-рю и является ее 7 главой. Приверженцы школы именуют себя мечниками, хотя и не используют оружие в сражениях.

Двадцать лет назад отец Шичики подавил восстание феодала Такахито Хида, а в награду получил изгнание на остров Фусё. После смерти отца, на острове проживают только наш ГГ и его старшая сестра Нанами.

В первой же серии в привычный быт персонажей вторгается девушка-стратег Тогамэ. Сёгунат приказал ей собрать 12 выдающихся мечей, созданных знаменитым мастером Шикидзаки Кики. Здесь же мы узнаем, что поиском мечей уже занимались ниндзя и самураи, но они, столкнувшись с собственными интересами, предавали сёгунат и оставляли добычу себе.

Поэтому было принято решение обратиться за помощью к нашему ГГ. Он не юзает меч, а это значит, что 12 редких клинков точно его не интересуют. Однако деньги за свой труд парня также не привлекают. Поэтому, в качестве платы за помощь, Тогамэ предлагает ему полюбить ее. И ее план сработал. Так начинается путешествие Шичики и Тогамэ по всей Японии.

Меч не то, чем кажется

Мечи выбирают своих хозяев, однако не выбирают, кого убивать

Прежде чем говорить о персонажах, хотелось бы рассказать о тех самых 12 мечах, на поиски которых отправляются наши герои. И некоторые из них вовсе не принимают свою каноничную форму:

  • Дзэтто: Канна - меч, который нельзя ни сломать, ни погнуть, ни даже поцарапать.
  • Дзанто: Намакура - острый меч, которым можно, не вставая с места, резать все со скоростью света. Новую ачивку можно получить, смазав клинок кровью.
  • Сэнто: Цуруги (или же Меч Тысячи Мечей) - это один оригинальный клинок и его 999 копий, которые можно раскидать везде, чтобы оружие всегда было под рукой.
  • Хакуто: Хари - самый легкий и хрупкий меч из 12, потому что выполнен из стекла. Ходят слухи, что он способен разрубить даже солнце.
  • Дзокуто: Ёрой - огромные непробиваемые доспехи, полностью скрывающие владельца. Этот меч (да-да, это все еще меч) используется не для нападения, а скорее обороны.
  • Сото: Канадзути - большой и тяжёлый меч, которым под силу орудовать только клану Итэдзора, живущему в снежных горах края Эдзо. А еще им можно сражаться, держась за любую сторону.
  • Акуто: Бита - тоже не совсем меч, а скорее кунай. Если его вонзить в тело владельца, то он пофиксит все его физические дефекты.
  • Бито: Кандзаши - это робот в виде куклы Биёриго, созданной по образу женщины, которую когда-то любил мастер Шикидзаки. У робота 4 ноги и 4 руки, а питается он солнечным светом.
  • Ото: Нокогири - тренировочный меч для кендо, исправляющий пороки его обладателя.
  • Сэйто: Хакари - лишь рукоять катаны, открывающая владельцу истину и дарующая защиту.
  • Докуто: Мэкки - зловещий меч, источающий ауру проклятия своему обладателю.
  • Энто: Дзю - парные мечи, которые состоят из револьвера и пистолета с бесконечными патронами.

Родственная схема трактовки мечей

Концепция «меч - это не всегда меч» достаточно занимательна. Лично мне этот формат резонировал с одним из моих любимых сёнэнов «Bleach». Кто в теме, тот понимает о чем я говорю. У капитанов и лейтенантов «Готей 13» форма Банкая тоже часто видоизменяет меч, превращая его то в кастеты, то вообще в огромную женщину-манекена или целое сооружение из холодного оружия.

С мечами разобрались, поэтому плавно возвращаемся к обсуждению персонажей.

Шичика Ясури

Это наш ГГ, и если описывать его одной фразой, то «простой, как 5 копеек». Типичный образ парня, который вырос вне социума в глуши и занимался лишь тренировками. Он плохо понимает длинные монологические речи, а также пренебрегает моральными нормами в обществе. Зато он сильный и крепкий, а одежда мешает его движениям. Поэтому большую часть тайтла вы будете созерцать, как он гоняет в голым торсом и триггерит этим Тогамэ.

Он также не умеет принимать решения самостоятельно. Поэтому, пока живет на острове, руководствуется доводами сестры, а во время путешествия полагается на Тогамэ. Изначально мы воспринимаем этого героя лишь как меч и инструмент для их получения, но по ходу путешествия он постепенно формируется как личность и перестает мыслить по шаблону. А в конце истории и вовсе начинает жить по своему усмотрению.

Тогамэ

Эта девушка не так проста, как кажется, особенно когда раскрывается ее происхождение. Сама она является военным советником по особо важным вопросам, а также стратегом. Если Шичика - это силовая часть команды, то Тогамэ - ее мозг. Она придумывает планы по получению мечей, которые, на удивление, рабочего характера. А еще этот персонаж мастерски сочетает в себе любовь к модной и непрактичной одежде и абсолютную неловкость, из-за чего Шичике вечно приходится или ловить ее, или таскать на себе.

Ее отношения с главным героем развиваются постепенно. Изначально Тогамэ воспринимает его лишь как инструмент и слугу, но со временем начинает к нему прикипать и даже испытывать ревность. В последних эпизодах девушка и вовсе думает о том, чтобы продолжить с ним путешествие после выполнения задания.

Нанами Ясури

Старшая сестра Шикики и главная интрига сюжета. С виду это хрупкая и слабая девушка, которой не чужда рассудительность и мудрость. Однако в середине истории мы узнаем, что она настолько сильнее нашего ГГ, что даже их отец не смог бы ее тренировать. А дело все в том, что Нанами владеет техникой митоси-кэнсю, позволяющей ей выучить любой прием, который она увидит лишь раз.

Нанами, в отличие от своего брата, никак не стремиться жить обычной жизнью (которую, к слову, желает Шичике), а воспринимает себя исключительно как меч. Она часто задается вопросом «что хорошо, а что плохо?», и через ее рассуждения раскрывается относительность добра и зла.

Принцесса Хитэй

Это весьма загадочная светская особа из Овари, которая любит говорить загадками и избегать неловких вопросов. Она обладает парными мечами- пистолетами Энто: Дзю и шпионит за Тогамэ. В этом ей помогает ее прислужник Эмонзаэмон Сода, которого она наградила маской и проживанием на чердаке.

Имя героини говорит само за себя. Хитэй означает «отрицание», а сама девушка является амбассадором относительности. Ей всё равно кто победит в ее противостоянии с Тогамэ, потому что она отрицает даже свое происхождение. В истории она скорее кукловод, потому что, пока Тогамэ рискует своей жизнью и скрупулезно собирает мечи, Хитэй надеется в конце прибрать к рукам уже готовенькое.

Мэйсай Цуруга

Самый интересный, на мой субъективный взгляд, второстепенный персонаж и один из обладателей 12-и мечей Шикидзаки. В прошлом она была главой банды убийц, но потом раскаялась в грехах, вырезала всех подчиненных, убила предыдущего главу храма Сандзу и стала его новым настоятелем.

Храм Сандзу выступает в качестве женского приюта, который помогает тем, кто столкнулся с домашнем насилием и другими трудностями семейной жизни. Мэйсай принадлежит меч Сэнто: Цуруги, копии которого она раздала своим девушкам. Она верит, что аура этих мечей излечит их души, а ее главное желание - чтобы сёгунат позаботился о храме, если она проиграет Шичике в поединке.

О чем на самом деле история, и что не так с концовкой

Katanagatari: Road movie о становлении меча человеком и почему это интересно смотреть

Развязка - это главная фишка произведения. И люди (если судить по отзывам), разделились на два лагеря: одни считают концовку слитой, другие ее понимают и принимают. Признаюсь честно, к тому, чтобы отнести себя ко второй категории, я пришла не сразу. Для этого пришлось более подробно познакомиться с творчеством автора и его интересном к постмодернизму.

В таком случае, мы имеем достаточно частотный в литературе и искусстве эффект обманутого ожидания. Зритель ждет и поступательно идет к одному финалу, а получает абсолютно иной. И это интересно не только с точки зрения неожиданного поворота истории, но еще и обосновано логически, если следить за развитием Тогамэ и суждениями, к которым она приходит в 12 эпизоде.

Многие часто сравнивали произведение с американским мультфильмом «Приключения Джеки Чана», где в каждом эпизоде герои также ищут какие-то артефакты и веселятся в свободное время. Но ведь история «Katanagatari» совершенно о другом.

Ее лейтмотив - это философский вопрос о способности человека изменить свою судьбу или же целую историю. Например, отец Тогамэ хотел вернуть историю, созданную Шикидзаки, к прежнему порядку, поставил на карту все и проиграл. А Хитэй и вовсе принимает обе концепции, и ввязывается в противостояние не столько ради победы, сколько из интереса. И поднимаются два главных вопроса: Будет ли герой счастлив, когда дойдет до финиша? И стоил ли этого пройденный путь и отнятые жизни?

Дизайн и визуал истории

Он здесь весьма нестандартный и довольно притягательный. Весь визуальный ряд «Katanagatari» выглядит так, будто взяли традиционную японскую живопись и на ее фон через Ctrl+C и Ctrl+V поместили отрисованных в Paint героев. На вкус и цвет, но мне показалось занимательным, когда большей детализации придается background, а не персонажи. Есть в этом свой шарм.

Отдельно хочется отметить красоту изображения природы, за изменением которой можно наблюдать бесконечно. Наши герои сталкиваются и с осенними, и с зимними пейзажами. И за всем этим глазу приятно следить. Особенно, когда на экране покадрово сменяются контрастные и приглушенно-пастельные оттенки.

Еще один хорошо проработанный аспект касается дизайна персонажей. Герой здесь самобытен, имеет собственный стиль и выделяющие его аксессуары. А еще абсолютно у каждого из них своя форма зрачков, что тоже сразу цепляет внимание.

Много критики было направлено на то, что уж слишком схематично изображены пресонажи. Однако за простой и не особо объемной картинкой стоит самобытная эстетика и авторская стилизация. А еще это неплохой способ, чтобы в подходящий момент визуально усилить важные экшен-сцены:

«Katanagatari» - это история обо всем и сразу. О путешествии, поиске, сражениях, развивающихся отношениях и личных целях. О трудных выборах, политических интригах и неожиданных решениях персонажей. Но искушенному экшеном зрителю потребуется время, чтобы свыкнуться с плавным сюжетом и длинными диалоговыми моментами.

Поэтому, если вы фанат Road movie в стиле ДжоДжо-арки «Stardust Crusaders», то неспешный формат истории «Katanagatari» вам не подойдет. Ну а для меня этот тайтл стал квинтэссенцией комфорта и философии, которая приправлена интересным стилем и приятной музыкой. Если ищете что-то подобное, то рекомендую к просмотру.

Первый опенинг для ознакомления прилагается:

Ваша Саша
Обзорщик манги и аниме с этом Блоге
144144
81 комментарий

Мне советовали этот тайтл в комментах под обзором "Мастера муши", мол, они похожи.
Но до историй мечей я так и не добрался ещё, формат 40-минутных серий крайне неудобен всё-таки, но это не мешает мне посоветовать мастера муши здесь))
Хотя по обзору мне они показались похожими чисто по неспешности, атмосфере и путешествию.

А истории монстров я прямо сейчас смотрю. Пока что складывается ощущение, что когда автор делает сюжет, мир и интересных персонажей – получается великолепно. Все арки второго сезона цикла историй меня восхитили. Плохо становится, когда это всё заполняется пустым фансервисом. Здесь этого, судя по всему нет, так что рано или поздно обязательно доберусь до тайтла. Спасибо.

6

пустым фансервисом

Не фансервисом, а изящной и постмодернисткой эротикой, в конце концов книжные Гатари начались с нескольких страниц описания трусов Ханекавы и миленького диалога состоявшегося после, а аниме с долгого и детального панцушота. Это сразу, чтобы отсеять ханжей.
В Катаногатари герои тоже будут мыться в одной ванне, Шичика будет обматываться волосами Тогамэ и нюхать их, Тогамэ будет ходить голышом. У нас тут и сравнение парня со зверем, привыкающего к запаху хозяйки, и визуальное сравнение героини с белой змеей, обвивающей жертву ну и да, у нас тут парень и девушка без одежки обжимаются под одним одеялком, чтобы стать ближе, все смыслы работают. Никакого пустого фансервиса

10

пустым фансервисомСоветую посмотреть пару очень классных видео на тему:
https://www.youtube.com/watch?v=PFQa3dHlHSg
https://www.youtube.com/watch?v=nBT3wH_0NGw

2

Мастер Муши - база. Знать надо.

1

Здесь ровно 0 фансервиса и очень хорошо, на мой взгляд, раскрытые второстепенные персонажи. Про формат 40-а минут могу сказать, что первые серии шли тяжко, а потом даже привыкла. Спокойно за два выходных осилила и осталась довольна. Про Муши слышала, и добавляла в себе в список, но руки пока не дошли

1

Штучная работа, яркая и запоминающаяся. Начиная с дизайна персонажей и заканчивая продолжительностью каждой серии. Да, не для всех, но след в душе оставила.

7

Согласна. Многих, как раз, отталкивает самобытный визуал, но мне он зашел. Наделала себе кучу скриншотов пейзажей, которые вполне можно в качестве заставок использовать ). Про серии, на самом деле, для меня не было проблемой то, что они по 40-к минут. Это уже не первый проект, где я с таким столкнулась. Да и для 12 серий вполне нормально