"Художественные" нейросети: добро или зло?

Как говорится, день добрый. На написание этой небольшой статьи без какой-либо глубокой аналитики меня подтолкнула недавняя новость о подаче иска художниками против создателей нейросетей. Не сколько новость, а сколько комментарии под ней.

"Художественные" нейросети: добро или зло?

Данная *статья-ответка* не претендует на объективность или правдивость. Это лишь субъективное мнение человека, любящего прекрасное. В основном она написана для получения обратной связи от прочитавших, чтобы понять и обсудить разные точки зрения.

С чего все началось?

А началось все c Midjourney и Stable Diffusion, которые вышли в 2022 году и сразу порвали все топы использования. Как многие знают, это нейросети, способные генерировать изображения по запросу пользователя. А генерировать они их научились спустя годы обучения на работах из интернета, поглощая тысячи артов художников, которые об этом даже не знали.

То есть вся соль конфликта в том, что разработчики нейросетей берут деньги за работу их сервиса, обученного на работах настоящих художников, взятых абсолютно бесплатно.

Какие вообще существуют области применения нейросетей?

Перед тем как говорить о необходимости этого иска и вообще какого-либо спора насчет использования чужих работ, нужно определить, какие сферы они затрагивают и как ущемляют настоящих художников.

В первую очередь это иллюстрации. Иллюстраторы сейчас будут переживать не самые лучшие времена, поскольку скорее всего они останутся только в дорогих издательствах, рассчитанных на богатых клиентов, ценящих не только изображение, но еще и видение.

MidJourney сгенерировала иллюстрацию к альбому КиШ
MidJourney сгенерировала иллюстрацию к альбому КиШ

Но ведь иллюстрации бывают не только в книгах. Большое количество игр, таких как текстовые рпг, или визуальные новеллы, или другие жанры используют иллюстрации. Но загвоздка в том, что эти игры создаются самими авторами вместе с художниками, чтобы нащупать глубину и создать именно тот продукт, который они хотят.

То есть это не ситуация с книгой, где уже существует текст на который нужно наложить просто картинку, в таких играх обычно изображения являются неотъемлемой частью произведения, поэтому, если нейросети и будут в такого рода проектах, то только в качестве концепт художников или в совсем уж дешевых инди студиях с двумя программистами, которые создают визуал только для того, чтобы создать визуал, а там художникам и так и так не платили.

Скетч из книги Raising the Bar в пример человеческого концепт-арта
Скетч из книги Raising the Bar в пример человеческого концепт-арта

Во-вторых, это концепт художники. Намного проще вкинуть пару тегов того, что ты хочешь увидеть в своем творении (игре, книге, фильме и т.д.), пролистать пару сотен вариантов и найти то, что тебе нужно, чем каждый раз пинать художника, говоря, что это не то, что нужно.

Но в этом кроется большая проблема. Пусть последние года ничего особо нового не появлялось, но используя нейросети, мир так ничего и не увидит. Вспомнить только огромные по наполненности скетчбуки valve, techland, студий группы sony interactive entertainment и их партнеров. Внутри них описаны этапы создания настоящих шедевров. Всего этого мы можем лишиться, потому что огромные корпораты, владельцы финансово успешных игр, будут стремиться сокращать расходы на разработку, в том числе используя сети.

С другой стороны, в скором будущем это может стать этаким маркером. Компании смогут ставить метку "концепт и арт художники - люди", что-то типа знака качества, хотя, наблюдая за Ubisoft и тому подобными компаниями, что человек, что нейросеть, для них будет абсолютно одинаковы из-за однообразности стилей.

В любом случае, игры, которые будут нацелены на какую-либо художественную ценность, либо вообще не будут использовать нейросети, либо сами концепт-художники будут их использовать в поисках вдохновения и потом вкладывать смысл и идею.

В-третьих, фриланс арты на заказ. Сюда входит все, что выполнялось для рядовых обывателей или бизнеса, не требующего больших затрат на маркетинг: арты для музыкальных альбомов, презентации, оформление, аватары для каналов, арты для определенных сообществ, пинтерест же нужно пополнять. Теперь рядовой пользователь вместо того, чтобы заплатить 20$ человеку, сможет просто забить то, что хочет в дискорде и получить контент на ночь.

Других областей применения сетей в коммерции я найти не могу, если вы думаете иначе, пожалуйста, напишите об этом, мне будет интересно об этом почитать.

Возможно ли использование алгоритмов в дизайне и айдентике? Если вы фанат творчества Артемия Лебедева (быстрых проектов за 100 тыс., которые, кстати, и так создавались нейросетью судя по словам основателя) - да. Во всех остальных случаях - нет. Это слишком трудная работа, требующая основательного, вдумчивого подхода. Это метрики, UX исследования, знания модели поведения аудитории и так далее.

Если брать понятие дизайна в области одежды, то там все еще проще. Просто у модельеров появился очень удобный инструмент для поиска вдохновения, потому что индустрия моды построена на смысле.

Так, например, новую обувь смогла сгенерировать Midjourney
Так, например, новую обувь смогла сгенерировать Midjourney

Вкратце: Те, кому нужна художественная ценность продукта, все равно будут пользоваться услугами настоящих людей. Все остальные могут пропеть себе песнь в мир однообразия, а авторы песнь безденежья.

Так несут ли в себе нейросети зло, и плохо ли использовать чужие работы бесплатно?

пусть и для обучения, а не прямого использования

Как я и сказал, на написание меня сподвигли комментарии, поэтому ответить на этот вопрос я бы хотел используя их. Иронично, не правда ли?

Главный аргумент, судя по количеству лайков, который приводят любители нейросетей:

Когда эти же художники обучались на работах других мастеров, включая уже умерших, они занесли денег за авторское право?

Художники не обучались на работах. Художники вдохновляются работами и изучают техники рисования, а затем уже создают свои. Работа нейросетей заключается в компиляции уже готовых изображений, пусть в одной их может быть тысяча или даже больше, но в конечном итоге это всего лишь компиляция. Когда рисует человек, сложно сказать, является ли это компиляцией.

В любом случае, он использует только изученные техники и использует то, что уже знает, а остальное он придумывает из головы. У человека в голове нет миллиона загруженных работ, которые он бы мог использовать. Он придумывает сам расположение, придумывает сам цвета, использует изученные и отточенные техники и это не является, в моем понимании, компиляцией.

"Занесли денег за авторское право?" - художники являются конкурентами друг друга, а не заменителями. Это обычная солидарность, так же как и у программистов. Ни один художник не сможет заменить работу тысяч других, а всего лишь просто заполнит пустующую нишу, если есть большее количество заказов, либо перебьет качеством, но никак не количеством.

И нейросеть крутой инструмент... ...уже сейчас сетки могут сделать вам по запросам тысячу логотипов и сиди выбирай... ...Как раньше где можно было рисовать логотипы для кабанчиков за 100к уже точно не будет когда нейронки делают это быстрее лучше.

Triplgod (орфография сохранена)

Нейросеть действительно очень удобный инструмент и спорить с этим немного бесполезно. Как я уже говорил выше, что для концепт-художников, что для модельеров, что для других - это крутой источник вдохновения.

Следуя тому, что я написал в предыдущем пункте, тысячи логотипов он создаст только, если вы хотите безликую айдентику в стиле художников из групп вк, которую вы и сами могли сделать освоив иллюстратор за два часа, либо если вы хотите абстракцию в духе Лебедева. Ни для чего другого она не предназначена.

Нейросеть не станет еще одним Сальвадором Дали и не сделает какой-нибудь логотип Chupa Chups, как бы вы не старались, и вы не получите уникальную работу Кэролин Дэвидсон (автор логотипа nike). Т.е. компаниям, которые нуждаются в глубокой проработке айдентики и дизайна, в любом случае придется прибегнуть к услугам художников/дизайнеров.

Скатываться в оскорбления и использования слов "визги", как автор этого комментария, я считаю недопустимым, так как это откровенный цинизм. Людям, сидящим на пособиях или деньгах мамы, говорить достаточно легко, а работающим людям надо на что-то жить.

Часть всех этих "художников", что арты рисуют на заказ, сами без референсов ни на что не способны

Действительно, такая проблема существует, но есть одно большое но. Это всего лишь часть, как и написано в комментарии. Отсеивая часть таких, вы отсеиваете и оставшихся крутых художников, которые изо дня в день практикуются и улучшают свои навыки, а в скором будущем этого может не стать.

Аргумент "Будут рисовать для души" вряд ли будет работать, так как это нужно иметь по-настоящему сильную тягу к искусству, чтобы на фоне повсеместной автоматизации иметь желание что-то нарисовать. У подавляющего большинства, поскольку художники люди особо ранимые, просто опустятся руки, даже если они хороши.

все эти без души это уже уход в отрицалово уровня раньше было лучше

Нет, это не отрицание, это факт. Эти работы не имеют "души", именно поэтому, как я говорил, они никогда не заменят отрасль изобразительного искусства и всего, где люди идут именно за "душой" и идеей. Нейросеть может повторить "Квадрат" Малевича, но в нем не будет никакого смысла, это будет просто черный квадрат, в то же время произведение русского гения до сих пор обсуждается и приковывает взгляды миллионов.

Но это не касается части интернет работ, артов и так далее. В них действительно души не было и большинство такого делалось только для коммерции, но те, кто берет и делает для души, никуда не денутся.

Краткий итог

Спорить об этом можно очень долго, и я очень жду обратной связи в комментариях с вашим личным мнением по поводу этой проблемы. Но я все же попробую подвести какую-то черту в собственных мыслях и суждениях.

Все, что сейчас происходит действительно напоминает индустриализацию 18-19 веков, с одним лишь отличием, что по моему сугубо личному мнению, это не та область, которая требует автоматизации.

Быть людоедом-циником, пишущим едкие комментарии в сети, вам тоже не советую. Прогресс сейчас слишком быстр, чтобы вы были уверены, что через десяток лет вас не заменят. Уже сейчас ведутся работы над разработкой сетей в области юриспруденции, экономики, медицины и прочего (если интересно, могу написать пост про их использование вне искусства). Это всего лишь вопрос времени, когда они доберутся до той области, в которой вы работаете.

В нейросетях на подобие midjourney есть плюсы - больше создателей, не имевших раньше денег на дизайнера и из-за этого имевших либо плохой, либо никакого дизайна, будут выглядеть лучше, либо просто существовать. А также это крутой инструмент для концептов, которыми художники могут пользоваться.

Но отрицательного в них намного больше. Тысячи работ были использованы без ведома авторов в коммерческих целях, так как каждая работа сети это микс чужих работ и по итогу вы их видите, когда получаете итоговый результат.

Во-вторых, таким образом мы скатываемся в мир однообразия. Надо просто подождать, пока нейросети не начнут копировать сами себя выдавая новые работы из своих старых работ и так начнется порочный круг.

В-третьих, множество по настоящему творческих и талантливых людей потеряют какой-либо смысл и мотивацию что-либо делать, потому что даже если говорить о "для себя", попробуйте сами что-то выложить из своего творчества, над которым вы старались часами или десятками часов, на платформы, переполненные контентом, сгенерированным за секунды. Это как прийти в икею со своим столом и пытаться его продать. Ты конечно можешь это сделать, но ты не будешь этого делать, если ты не очень идейный.

И в итоге можно лишь сказать то, что мы никак не можем повлиять на их развитие, если только иск не будет одобрен, во что верится с трудом, поэтому готовимся к будущему, где все будут делать нейросети, начиная от музыки, заканчивая рецептами еды.

Или, во что я верю больше, ничего особого не произойдет, и этот тренд на нейросети утихнет, потому что хоть они и удобны, но все равно не заменят настоящего творца. В любом случае я приветствую развитие технологий, но только не в жертву настоящему искусству.

А закончить этот пост я бы хотел цитатой автора песни "O Children" об использовании нейросетей:

...дерьмо, гротескная насмешка над тем, что значит быть человеком...

Ник Кейв

Если вам понравилось то, что здесь написано, можете дать краткий ответ в комментариях насчет надобности подробного анализа использования нейросетей в искусстве (с графиками и т.п.) или возможно статьи по поводу их использования не только в искусстве, но и в жизни (право, городское управление, экономика, списки покупок и тд).

1616
13 комментариев

Комментарий недоступен

2
Ответить

Это Гена Букин или Брендан Фрейзер?

1
Ответить

Мои контакты говорят, что Геннадий Фрейзер

Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Коротко: нормальные художники без работы не останутся.
Дальше объяснения:
Сеточные пойдут на референсы и обложки книг и музыкальных альбомов, в играх и так далее.
И самое главное - в сетевых нет души.
Примерно так понял этот текст.

По сути согласен в части того, что сетки это инструмент.
Для прям нормального результата нужен нормальный художник

1
Ответить

Художники не воруют работы из картинной галереи, чтобы создать собственный рисунок.)
Да и в грядущем призраке энергетического кризиса, паразитарные системы вряд ли кому-то будут нужны. Выдернут штепсель и забудут.)

Ответить

не будет никакого "энергетического кризиса", https://edition.cnn.com/2022/12/12/politics/nuclear-fusion-energy-us-scientists-climate/index.html
уже начали "расконсервировать" технологии термоядерного синтеза.
Если коротко, то получилось выйти в плюс. до этого только в минус работал токамак.

1
Ответить