Манга Alice in Borderland: психологический триллер о ценности жизни и неизбежности смерти

Манга Alice in Borderland: психологический триллер о ценности жизни и неизбежности смерти

Наши жизни такие хрупкие. Раньше я никогда об этом не думал. Мои друзья... они умерли, веря в меня, но я тоже могу скоро умереть. Поэтому я не хочу зря терять ни минуты.

В этом лонгриде постараюсь без спойлеров рассказать о манге Асо Харо, выпущенной в 2010 году. «Alice in Borderland» - это пример качественного психологического триллера, суть которого осознаешь не сразу. Как фаната «игр на выживание», меня привлекло описание манги и достаточно высокий рейтинг на Shikimori. Подумала, что нашла себе занятное чтиво на вечер, которое будет состоять из месива крови, Дарвиновской теории естественного отбора и банальной концовки с победой ГГ.

Но каково было мое удивление, что на последних главах я сидела и подгорала с неожиданного, но положительного для меня поворота сюжета. Приятный эффект, который случается редко. Ну знаете, это что-то вроде: я думала это об одном, а оказалось, что история совершенно о другом. Осознав посыл и развязку истории, читатель больше понимает героев, их выборы и в целом лор манги.

Что в основе сюжета

Изначально повествование стоится вокруг трех друзей. Арису - главный герой и типичный прокрастинатор по жизни, а Карубэ и Чота - его лучшие друзья. Арису не желает учиться и не имеет никаких четких представлений о своем будущем. Но у него все же есть мечта, хоть и весьма сомнительная. Он стремиться оказаться в мире, где нет ни учителей, ни родителей. Только так он сможет стать хозяином своей жизни. Но все мы знаем, что, прежде чем загадать желание, его нужно хорошо обдумать.

Манга Alice in Borderland: психологический триллер о ценности жизни и неизбежности смерти

Парни считают себя неудачниками, ненужными современному обществу. И во всем этом есть суровая реальность японского менталитета. Высокая конкуренция и нереальные нагрузки на работе приводят к депрессиям и даже суицидам. И многие люди начинают считать себя выброшенным за борт жизни.

Персонажи задаются вопросом о том, как было бы круто, если бы сейчас случился конец света. И именно эта мысль становится завязкой сюжета, после которой герои видят яркий фейерверк. А уже через считанные минуты просыпаются в баре, который выглядит так, будто в нем лет 100 не убирали пыль. Токио опустел, электроприборы не работают и машины не заводятся. Зато растительность отчаянно цепляется за жизнь, пробиваясь сквозь асфальт.

Что произошло? Кто в этом виноват? - Персонажи и читатель не найдут ответы до самого конца. Но одно ясно точно - чтобы выжить в новой реальности, героям предстоит проходить опасные игры, ставкой в которых станет их собственная жизнь. А Арису будет терять и приобретать новых союзников.

О лоре манги

Место, в котором оказались наши герои, называется Пограничьем. Здесь они автоматически становятся игроками, которые вынуждены проходить смертельные испытания, чтобы продлить свою визу. Визу можно получить только победив в играх, а срок ее действия будет оценен уровнем сложности игры. Говоря простым языком: если герои выигрывает в игре «пятерка червей», то он автоматически продлевает визу еще на 5 дней. Если не проходить игры, то, как только истечет срок визы, игрок умрет от лазера с неба. Все просто - хочешь жить, придется играть.

Более того, победителю всех игр будет предложено гражданство Пограничья, и он сможет остаться в этой вселенной. Отдельно хочется отметить карточную тему в манге, которая завязана на мастях. У каждой из них свое значение, а цифровые показатели определяют уровень сложности испытания. Изначально наши персонажи играют на числовые карты, а с середины манги им предстоит столкнуться с фигурными картами: Вальтами, Дамами и Корлями, за которыми стоят настоящие гейм-мастера каждой масти. Так уровень напряжения и сложности испытаний возрастает с каждой новой главой.

У каждой карточной масти есть своя характеристика, определяющая уклон игры:

  • Черви - игры с сердцами людей. Они предполагает манипуляцию и психические трюки. Пожалуй, это самая страшная разновидность игр.
  • Пики - испытания на физические способности, выносливость и силу.
  • Бубны - игры разумов. Здесь героям предстоит думать головой и находить логические решения.
  • Трефы - командные испытания, где важна слаженная работа.

Естественно, когда существует специализация, то игроки тоже начинают сортироваться по своим сильным сторонам. Например, главный интриган манги и студент-медик Чишия особенно блещет в бубновых играх умов, а его знакомая Куина - командный игрок треф. Усаги, с которой Арису познакомился на второй игре, наиболее эффективна в силовых испытаниях пик.

Манга Alice in Borderland: психологический триллер о ценности жизни и неизбежности смерти

Каждая новая игра — полноценная арка со своей завязкой, кульминацией и развязкой. Это помогает мангаке удерживать внимание читателя и сохранять напряжение до самого конца. Герои участвуют в играх разных мастей, что не дает читателю заскучать и наполняет сюжет динамичным экшеном. В общем, хороший тамада и конкурсы у него интересные. А ставки как никогда высоки.

И да, запомните, фаталистам здесь не место. Во-первых, никто из героев не выбирал эти игры, а был вписан в них раскладом событий. Во-вторых, просто сидеть и надеяться на судьбу и стечение обстоятельств у них не выйдет. Где-то персонажам придется решать головоломки, а где-то сломя голову бегать от выстрелов и прочих опасностей, уготовленных им гейм-мастерами. Поэтому у каждого здесь лишь два варианта: биться за свою жизнь в новых играх, либо сдаться и прожить мирно до истечения срока своей визы, после чего принять неизбежную смерть.

Еще один интересный момент - нейминг персонажей, отсылающий читателя к известному произведению Льюиса Кэрролла «Alice in Wonderland»:

  • Арису - Алиса. Просто, как мы знаем, у японцев проблема с буквой Л.
  • Чишия - Чеширский кот. Об этом говорит его хитрое и отстраненное поведение.
  • Усаги - белый кролик. Иначе откуда у нее такая тяга к бегу?
  • Куина - Абсолем. Об этом говорит не только ее прошлая тяга к курению, но и физические и ментальные изменения.
  • Мира - красная королева, а Энн - белая.
  • Шляпник и так говорит сам за себя.

Хороший экшен и достаточный драматизм в играх

Глядя в глаза смерти, ты видишь истинную природу людей.

Сюжет развивается постепенно, но довольно динамично. Первое испытание, с которым сталкиваются наши герои, - «тройка треф». Каждому из них предстоит на время вытащить из ящика бумажку с предсказанием. Все, что нужно для победы, - успеть собрать все бумажки за отведенное время. Сначала кажется, что все просто, но постепенно в игру добавляют новые условия: тот, кто вытащит бумажку с вопросом, должен будет правдиво на него ответить. Если он ответит неверно, то получит столько огненных стрел, сколько составляет разница между его и правильным ответом.

Манга Alice in Borderland: психологический триллер о ценности жизни и неизбежности смерти

С развитием сюжета герои сталкиваются с более сложными и жестокими испытаниями. Чего только стоит игра «семерки червей». Благодаря подаче материала и медленному погружению героев в отчаянье, у читателя появляются те самый триллерные мурашки. На этот раз персонажи будут играть во взрослую версию пряток, где есть один волк и три овцы. При помощи очков с фокусировкой зрения, герои могут менять свою роль. По истечению отведенного времени, побеждает тот, кто сохранит за собой позицию волка. И тут концепция привычной игры рушится: выигрывает не та овечка, что хорошо спряталась, а та, что смогла стать волком. И на передний план выходит собственный эгоизм и желание жить.

Людям нравится, когда за ними идёт кто-то слабее их. Это их успокаивает.

Игры хорошо продуманы и имеют свои четкие и нерушимые правила. И за каждой из них интересно наблюдать. Игры черных мастей (пики и трефы) дарят читателю тот самый экшен, кровь и отчаянную борьбу героев. Игры бубнов заставляют пораскинуть собственными мозгами и найти решения вместе с героями. А игры червей - настоящий калейдоскоп эмоций, предательств и личных амбиций.

Со второй половины манги читатель начинает следить за играми других персонажей, в которых не участвует Арису. Так мангака постепенно знакомит нас с второстепенными героями, раскрывает их бэкграунд и заставляет переживать за них чуточку больше. Ведь рядом нет ГГ и его командного иммунитета неубиваемости.

Здесь же хочется отметить Чишию, который большую часть испытаний (даже фигурных карт) проходил в соло. При этом персонаж всегда сохранял хладнокровие и не впадал в панику. Он уж точно не тот, с которым хотелось бы оказаться врагами. Многим он может показаться уж слишком расчетливым и бессердечным, но, учитывая положение персонажей, его поступки кажутся наиболее верными. Он мыслит логически, не делает лишних телодвижений и всегда находит выход из сложных ситуаций. Прямое этому подтверждение - арка «Вальта червей». Ну или самая первая игра Чишии - «шестерка бубен», где парень выигрывает у возрастных шулеров в Блэкджек, на ходу разбираясь в правилах игры.

Королевские игры

Это что-то вроде четверки финальных боссов. Первая игра, в которой персонажам предстоит сойтись с гейм-мастерами, начинается неожиданно и задействует весь город. Это игра «Короля пик». Ее правила максимально просты - убьете короля и победа ваша. Но вот только это практически нереально: он вооружен и запасы его патронов периодически пополняются. Так начинается самая настоящая кровавая бойня. Единственный способ остаться неприкасаемыми - принятие участия в другой игре фигурных карт. Ведь Король пик не имеет права входить на территорию иного гейм-мастера.

Игра «Короля треф» - это передышка наших основных персонажей от перманентных обстрелов со стороны Короля пик. Здесь герои принимают участие в командном соревновании, задача которого - собрать как можно больше очков и обойти своего противника. Каждой группе дается по 10000 очков, а также возможность по любому распорядиться ими среди участников. Очки можно получить по разному: коснуться базы противника, собрать спрятанные объекты или же сразиться с представителем другой команды. Достаточно лайтовая игра, где упор идет на стратегию.

В третьей игре «Короля бубен» из основного состава второстепенных персонажей сражается только Чишия. Это тот самый «Конкурс красоты», за проигрыш в котором на тебя выливается серная кислота. Правила игры достаточно сложные: каждый участник в течение минуты выбирает число от 0 до 100. Потом высчитывается среднее значение выбранных чисел и умножается на 0, 8. Игрок, чье изначальное число было ближе всего к полученному результату, получает балл. У остальных же один бал отнимается. Как только герой теряет 10 очков, он выходит из игры.

Сложная схема, не так ли? Однако все гораздо проще, когда читателю рассказывают о экономической теории Кейнса, в основе которой лежит то, что инвестор должен полагаться не на свои личные предпочтения, а на то, что больше понравится рынку. Поэтому нашим героям предстоит предугадывать числа оппонентов, чтобы одержать победу.

Финальный босс - игра «Королевы червей». Анализируя предыдущие игры этой масти, читатель ожидает увидеть что угодно, но только не игру в крокет. Где наши любимые интриги, предательства и поиск лжецов? Тем более, что для завершения игры даже не нужно побеждать Королеву. Достаточно только завершить три партии. Сначала думаешь, неужели все так просто, а потом понимаешь, что главная задача состязания - умелая манипуляция сознанием героев и стремление растянуть время. Это своеобразная проверка уцелевших игроков на прочность духа.

При чем тут психологический триллер?

В Пограничье попадают люди, потерявшие смысл жизни, которые недовольны ей и живут сегодняшним днем. А основная задача игр - заставить их осознать ценность своего существования. Забавно, что человек начинает ценить что-то только тогда, когда начинает терять или же находится на волоске от смерти. И каждый персонаж со временем приходит к мысли, что хочет выжить, вернуться в привычный мир и исправить косяки прошлого.

Более того, манга рушит сразу несколько шаблонов: от «друзей на век» и до «один за всех и все за одного». Наш ГГ- полная противоположность типичному антагонисту жанра сёнэн. Он прогульщик и двоечник, который не ценит жизнь и не знает, чего от нее хочет. Но каждый раз оказываясь перед лицом смерти, страшно желающий выжить. А всякий антагонист здесь детально прописан, имеет цели и причины мешать главным героям. Я не раз ловила себя на мысли, что тот, кто изначально казался отрицательным и заслуживающим смерти, в свои последние минуты раскрывался совершенно с другой стороны. И даже в его истории есть место для эмпатии со стороны читателя.

Манга Alice in Borderland: психологический триллер о ценности жизни и неизбежности смерти

Постепенно игры отходят на второй план, не потеряв при этом своей напряжённости. Просто акцент смещается с вопроса «как выжить?» на «как много персонаж готов отдать, чтобы выжить?» и «стоит ли оно вообще?». И история трансформируется из кровавого экшена в диалог о моральном аспекте вопроса. И все чаще наши персонажи будут рефлексировать о своей жизни и пытаться найти мотивацию для ее продолжения.

— Я всегда думала, что мы похожи.

— Я и ты?

— Мы оба сторонимся прошлого, но ты помог мне определиться. Ты отворачиваешься от своего прошлого, но я вспомню своё ещё раз, чтобы выжить.

Герои становятся ярче и несут свой груз прошлого. И важна не столько отдельная предыстория каждого, сколько их общая картина. Это разрушенные жизни, психологические травмы, ощущение ненужности в реальном мире. Бонусом к этому идут нереализованные амбиции, столкнувшиеся в суровой действительностью и влиянием тех, у кого больше денег. И читатель понимает, что здесь нет правых и виноватых. Все в равных условиях, и каждый заслуживает жить.

Манга Alice in Borderland: психологический триллер о ценности жизни и неизбежности смерти

Не хочу анализировать концовку, иначе это будет слишком большой спойлер для тех, кто не читал мангу. Да и нет в этом особой нужды. Потому что «Alice in Borderland» - это диалог о жизни и смерти, в окончании которого читатель сам подводит для себя черту и расставляет акценты на значимости сюжета. Однако отмечу последнюю 65 главу, где совершенно разные незнакомцы отвечают на вопрос о том, ради чего они живут. У каждого, как вы могли догадаться, нашлась своя интерпретация ответа. Кто-то стремиться реализовать грандиозные планы, а кто-то просто и мирно жить, каждый день радуя близких.

И тут читатель понимает, о чем было произведение на самом деле. Маска кровавых баталий слетает, обнажая философские размышления о ценности жизни каждого из нас. Отчасти, манга может помочь читателю по-новому взглянуть на собственное существование и понять, что все можно исправить, если иметь должное желание. И как же хорошо, что для этого нам не надо погружаться в атмосферу «игр на выживание».

Сюжет манги «Alice in Borderland» заставил меня полезть в свой плейлист для поиска подходящей для чтения музыки. И почему-то в голове крутились строчки трека «Динозаврики» группы Папин Олимпос, отлично вписывающиеся в сюжет произведения:

Ведь сложность заключается лишь в том

Что ты не можешь дать себе ответ

На тот вопрос, который задаёшь

Зачем тебе одно и то же каждый день

Задумайся о том, зачем живёшь...

Трек для ознакомления прилагается:

Ваша Саша
Обзорщик манги и аниме с этом Блоге

Предыдущие обзоры на мангу в Блоге:

8787
44 комментария

Наш ГГ- полная противоположность типичному антагонисту жанра сёнэн. Он прогульщик и двоечник, который не ценит жизнь и не знает, чего от нее хочет. Но каждый раз оказываясь перед лицом смерти, страшно желающий выжить.
Это абсолютно не уникальный герой для сёнена. В каждом втором произведении, где герой попадает в смертельную игру он не знает чего хочет от жизни и понимает только в процессе игры. Это прям классический тепаж. Сама Алиса в Пограничье - ничем не привлекательная история, которая как и любая смертельная битва постоянно придумывает гипер испытания, которому главному герою надо преодолевать или супер психологического антагониста, которого ГГ надо победить. Так снова и снова и каждый сильнее предидушего. Сюжета за этим не стоит никакого, кроме преодолей очередную арку чтобы случилось что-то. Цельного сюжета нет.
А текст хорошо написан интересно было прочитать. Хотя, имхо со спойлерами и более подробным обсуждением сюжета было бы интереснее.

12

За оценку лонга - списабо. Что касается спойлеров и обсуждения концовки - было стремно схватить за это "скачивание" лонга. Вдруг кто-то не читал, а ему все рояли вывалили из кустов. А тут спойлеры, особенно развязки истории, самые разрушительные для восприятия истории

1

@Виабу Будем благодарны за репост )

3

Хочу отметить, что Алиса на Обочине / Imawa no Michi no Alice закрывает историю манги. Просто она может восприниматься как спин-офф, если судить по обложке и первым главам, но там на самом деле всё связано

3

Она закончена? Я как раз думал читать или нет.