Сериал, который выходит раз в поколение, или почему Breaking Bad настолько хорош

Всем привет! Меня зовут Алексей Фенин, и сегодня я хочу поделиться с вами взглядом на свой любимый сериал Breaking Bad, или как его локализовали у нас - "Во все тяжкие". Данный обзор посвящен одной цели: поделиться впечатлениями и рассказать интересные факты о сериале. Он будет интересен как тому большинству, кто уже посмотрел его, так и тем, кто еще никогда о нем не слышал. Одним он, возможно, расскажет что-нибудь новое, других заинтересует потратить немного своего времени на ознакомление с ним. Без спойлеров, к сожалению, не обойтись. Поэтому устраивайтесь поудобнее, отключайте и убирайте все, что может вас отвлечь, а теперь закройте глаза. Выдохнете, глубоко вдохните, чувствуете? Это запах неизвестных обывателю химикатов, неправильная смесь которых может покалечить или даже убить. Вам лучше надеть респиратор (или вовсе защитный костюм), попадание испарений на кожу очень опасно. Приготовьтесь, мы начинаем.

Включить для создания атмосферы

приблизительное время прочтения - 15 минут

История создания

Винс Гиллиган - создатель сериала Breaking Bad, автор идеи, продюсер и сценарист, пришел к основной концепции сериала совершенно случайно. Будучи безработным уже несколько лет - последним его проектом были "Секретные материалы" - Винс вместе со своим другом Томом Шнауцом (тоже сценаристом) обсуждали возможности того, чем можно заниматься, чтобы зарабатывать деньги на жизнь.

Мы созвонились по телефону и стали обсуждать статью, которую Том недавно прочитал в NY Times. В ней говорилось о парне, который готовил мет в доме на колесах...И Том пошутил: "Возможно, нам тоже стоит заняться этим?" Это был знак. Идея персонажа, который будет делать подобные вещи, сильно меня заинтересовала. Я начал преследовать эту идею, у меня еще не было имени для этого персонажа, но сами концепция и герой просто застряли у меня в голове.


Винс Гиллиган, Создатель Breaking Bad

Позже в нескольких интервью Винс будет говорить о том, что идея для ТВ становилась ужаснее, чем он мог себе представить, по мере того, как персонаж обрастал большим количеством деталей.

Сейчас, думая о персонаже, мне кажется это ужасной идеей для сериала. Пятидесятилетний мужик, умирающий от рака, готовящий метамфетамин...я до сих пор поражен.

Винс Гиллиган, Создатель Breaking Bad

Будучи автором идеи Винс работал над сериалом не один. Еще как минимум шесть сценаристов работали над проектом вместе с ним. Они расписывали сцены, эпизоды, целые сезоны вместе, сидя за одним столом.

Результат многочасовой работы сценаристов
Результат многочасовой работы сценаристов

Вспоминая некоторые моменты работы над сериалом, Гиллиган делает упор на удовольствии от того, что ты снимаешь.

Мне кажется, что ты пишешь те вещи, которые нравятся тебе, или пугают тебя...как-то так.

Винс Гиллиган, Создатель Breaking Bad

Основная идея сериала была заложена после того самого звонка, но задолго до съемок самого первого эпизода сериала.

Я хотел взять персонажа, своеобразного мистера Чипса и превратить его в Лицо со шрамом.

Винс Гиллиган, Создатель Breaking Bad

Мистер Чиппинг или мистер Чипс - главный герой фильма фильма "До свидания, мистер Чипс". Неуклюжий, но добрый учитель, отдавший всю свою жизнь преподавательской деятельности. Некоторые ученики смеются над ним, но он все равно любит свою работу и помнит каждого своего выпускника.

Тони Монтана по прозвищу Лицо со шрамом - главный герой фильма "Лицо со шрамом". Амбициозный преступник, который с помощью насилия добивается власти и богатства.

Тони Монтана
Тони Монтана

Такого изменения персонажа не было никогда в истории американского ТВ, да и другого тоже. В сериалах все главные герои были статичными, не изменяющимися. Создатели постарались выстроить баланс в изменении главного персонажа таким образом, чтобы толкать его все дальше и дальше в сторону Тони Монтаны, насколько это было возможно в определенной ситуации, но при этом не забегая слишком быстро и далеко вперед.

Актерский состав

Гиллиган работал с Брайаном Крэнстоном во время съемок одной из серий сериала "Секретные материалы". Винс искал на главную роль того, кто сможет воплотить в себе человека, которого ненавидишь и который вызывает симпатию одновременно. По его мнению, никто кроме Брайана не мог это сделать так хорошо. Кроме эпизодичной роли в "Секретных материалах", Крэнстон был известен ролью в комедийном шоу "Малькольм в центре внимания". Он сыграл Хэла, отца пятерых детей, и получил за эту роль три номинации на премию "Эмми".

Главные герои сериала "Малькольм в центре внимания"
Главные герои сериала "Малькольм в центре внимания"

Руководство канала AMC, который должен был транслировать сериал, не хотело брать на главную роль в драматическом сериале актера, последний опыт которого заключался в комедии. На первой презентации актера как основного кандидата, боссы знали о Брайане только по роле в ситкоме. Они рассматривали на роль Уолтера Уайта Джона Кьюсака и Мэттью Бродерика.

После отказа обоих актеров от роли учителя химии, боссы вернулись к Гиллигану. В этот раз он показал им сцену с Крэнстоном, которую вы можете увидеть чуть ниже. Сама сцена и личная вера Винса Гиллигана в актера, позволили нам увидеть возможно одно из лучших актерских выступлений в истории телевизионного шоу.

Сцена из эпизода "Секретных материалов" с Брайаном Крэнстоном

Гиллиган считал, что актер, который играет комедию, может сыграть и драму, но обратное верно не всегда. Именно поэтому на определенные роли он позвал в шоу актеров, имеющих комедийный бэкграунд. В их числе были Боб Оденкирк и Анна Ганн, участвовавшие в ситкоме "Сайнфелд".

Помимо них Гиллиган решил поработать с актерами, которые были уже известны ему по всем тем же "Секретным материалам" - Дином Норрисом, Дэнни Трехо, Реймондом Крусом, Джимом Бивером, и Аароном Полом. Последний, в итоге, займет куда более значительную роль в сериале, чем предполагалось ранее.

Бонус

Прослушивание Аарона Пола на роль Джесси Пинкмана
Прослушивание Дина Норриса на роль Хэнка Шрейдера

Сюжет

Синопсис: 50-летний школьный учитель химии Уолтер Уайт внезапно узнает, что у него неоперабельный рак легких. Его жена - Скайлер - беременна вторым не запланированным ребенком. Денег едва хватает для того, чтобы сводить концы с концами. А для этого Уолтеру приходится помимо основной работы подрабатывать кассиром на автомойке. Теперь же ему понадобится платить за терапию, на которую у него просто нет денег, а его страховка не может покрыть такие расходы. Уолтер понимает, что он, возможно, скоро умрет, а семья погрязнет в долгах, в ипотеке, а сын (инвалид) не получит достойного образования. Нужно что-то менять и быстро.

Это основные точки, с которых мы начинаем наше знакомство с сериалом, который состоит из пяти сезонов и всего шестидесяти двух эпизодов. Каждый сезон по своему будет демонстрировать основную идею создателя шоу Винса Гиллигана. А именно изменение героя из протагониста в антагониста.

Далее я разберу ключевые особенности сюжета, развитие главного героя, и продемонстрирую на примерах, почему идея сериала, его целостность и повествование находятся на уровне, который пока не достиг ни один из существующих сериалов. Уровень, который позволяет посмотреть шоу и через пять лет и все равно насладиться им. (СПОЙЛЕР - все дело в стабильности и умении правильно сводить концы с концами, а, следовательно, будут спойлеры и много, поэтому если вы не смотрели сериал, бегом смотреть, а если не смотрели и все же хотите читать дальше, что ж, это ваш выбор).

Почему его стоит смотреть?

На протяжении всего сериала мы наблюдаем за невероятным превращением. Превращением, аналогов которого невозможно встретить ни в каком-либо другом шоу на ТВ. Превращение, в которое можно поверить, изменения, к которым невозможно остаться равнодушным. В работе над шоу Винс Гиллиган всегда старался придерживаться реалистичного подхода. В каждой экшен сцене, в каждом диалоге он старался сделать все максимально правдоподобно. Учитель химии не станет сразу криминальным авторитетом, который может легко раскидывать своих недругов, используя грубую силу. Его эмоции, слова и действия до конца будут напоминать нам о том опыте, который он уже получил в течении большей части своей жизни. Хотя и без конфузов не обошлось (Да, да, это я про тебя говорю, шестой эпизод первого сезона).

Тот самый нереальный момент из 6 эпизода 1 сезона

В этой сцене Уолт взрывает кусочек гремучий ртути, оглушая окружающих его бандитов. При этом во время взрыва из помещения вылетают окна, а сам Уолтер и бандиты остаются целы. В реальности же все было бы наоборот. В шоу "Разрушители мифов" был целый эпизод, посвященный этому сериалу и этой сцене в частности.

Шоу действительно довольно долгое, но каждый эпизод, каждая сцена, несет в себе какой-то смысл, либо двигает основной сюжет, либо раскрывает персонажа. Внимание к деталям также поражает. Каждая показанная мелочь к чему-то ведет или что-то символизирует. Будь это обгоревшая игрушка или паук в банке. Одна из самых интересных деталей - это то, как Уолтер, забирая жизни определенных людей, наследует их привычки. У Crazy 8 он забирает привычку отрезать корочки у бутербродов, у Густаво Фринга привычку класть полотенце на пол, перед тем, как опустошить желудок в туалете.

Зритель постоянно находится на крючке, в ожидании неизбежного катарсиса. Говоря проще, мы как зрители, смотрим эпизод за эпизодом, ожидая следующего большого момента. И отличие от других сериалов в том, что каждый эпизод больше чем предыдущий, в каждом следующем большом моменте ставки в разы больше, чем в предыдущем.

Катарсис - высвобождении эмоций или освобождение от эмоционально напряжение через различные формы искусства.

Уолтер Уайт и первый большой момент
Уолтер Уайт и первый большой момент

Винс Гиллиган отлично подбрасывает множество намеков на то, что будет происходить в сериале, используя символизм. Например, та самая игрушка, которую я упоминал чуть раньше. Ее появление (она падает после взрыва самолета и наполовину уничтожена) и ее внешний вид символизируют то, что в скором времени случится с Гусом Фрингом. Забавная деталь: в первом эпизоде первого сезона Уолт, еще работая в школе, рассказывает школьникам про химию. Он говорит, что суть химии в изменении (превращении) веществ. Отличный кивок в сторону основного тезиса сериала.

Когда я говорю о превращении, я имею ввиду не только изменение характера главного героя, изменение его отношения к тем или иным ситуациям, но и даже такие вещи как детали его одежды и внешний вид. Вещи из ярких цветов, зеленого и песочного оттенков превращаются в темные, а некогда ярко-рыжая борода становится черной. Такими приемами и множеством других деталей Винс Гиллиган показывает развитие персонажа. В начале сериала мы видим отчаявшегося учителя химии, который не знает, что делать, который искренне хочет помочь семье. Он ищет самый оптимальный путь заработать как можно больше и как можно быстрее.

Но после просмотра нескольких сезонов (сезоне так на третьем-четвертом) мы смотрим на этого человека, и его практически не узнать. В первом сезоне он убивает человека из необходимости, с трудом, убивает, проходя через муки совести, до самого конца пытаясь найти причины не убивать его.

Второе убийство Уолтера Уайта
Второе убийство Уолтера Уайта

В четвертом, он уже может пойти на манипуляции и действия, которые сложно оправдать его излюбленной формулировкой: "Я делаю все это ради семьи". Отравить ребенка для него становится чем-то обыденным и простым. Просто потому что так будет лучше, так будет эффективнее. При этом мук совести у него больше нет. У Уолтера они бы были, но не у этого человека. Потому что это уже другой человек. Другая личность. И имя ей - Хайзенберг.

Say my name

Хайзенберг - это попытка Уолтера разделить работу и личную жизнь, попытка усвоить для самого себя, как нужно вести себя в одном месте и как нельзя в другом. Попытка закамуфлировать себя под кого-то другого. Или же стать кем-то другим? И тут можно увидеть еще один вопрос, над которым можно задуматься. Можно ли в течении двух лет под давлением такого количества обстоятельств так измениться? Или же Уолтер всегда был таким, просто большую часть жизни он это подавлял?

В некоторых эпизодах сериала, а также в его продолжении El Camino, мы можем получить больше информации, чтобы поразмышлять над этим.

- Я сделал это для себя. Мне нравилось это. Я был хорош в этом. Я был... Я был живым.

На протяжении всего сериала мы видим, какие изменения претерпевает главный герой, также, как и отношение зрителя, которое со временем меняется. Сначала мы сопереживаем ему, понимаем его. Даже несмотря на противозаконность его действий, внутренне его защищаем, проговаривая про себя: "Он это делает ради семьи, у него нет другого выбора, его можно понять". Но в какой-то момент, для каждого свой, нам все труднее и труднее его защищать. Мы начинаем испытывать отвращение к человеку, который готов оправдать все, что угодно, одной фразой. В видео выше мы можем увидеть настоящие мотивы Уолтера, которые становятся известны только тогда, когда уже бежать некуда, и необходимо принять правду, какой бы горькой она ни была. Задолго до этой сцены в первом сезоне в четвертой серии Уайт посещает вечеринку своего друга - Эллиота. Тот, узнав о ситуации с раком, готов помочь другу, оплатить счета и тем самым избавить его от необходимости продолжать заниматься преступной деятельностью. Если бы Уолтер делал бы все ради семьи, то сериал закончился здесь. Но эго у Уолтера слишком большое.

В четвертой серии первого сезона был поворотный момент для нас. До этого момента я думал о том, что нужно остановиться на том, что Уолтер делает деньги для своей семьи и мы пошли в другом направлении. У нас появился кто-то, кого мы можем назвать deus ex machina. Момент когда это богатая фигура из прошлого Уолта говорит ему, что слышал о его проблемах, что хочет дать ему денег, заплатить за лечение, исправить ситуацию. Нет никаких причин для того, чтобы отказываться от этого, даже из-за гордости. Если ты действительно хочешь помочь своей семье, ты проглотишь свою гордость и примешь это удивительное предложение. Но именно из-за нее, из-за эго он возвращается готовить мет. Если бы мы не сделали этого, то шоу пошло совершенно по другому пути. Шоу было бы очень схематичным, механическим. Оно бы быстро деградировало: "Так, мне нужно 137 000 долларов к 12-00 к среде. Ой, стоп, вороны утащили мою заначку в 80 000 долларов, мне нужно еще готовить мет". Должно было быть что-то фундаментальное в этом парне. Стало гораздо интереснее, когда мы поняли, что на самом деле он делал это не для своей семьи.

Винс Гиллиган, Создатель Breaking Bad

Конечно, чтобы показать самые сильные драматические моменты сериала, нужны были соответствующие актеры. Забегая вперед, можно сказать, что Гиллиган не ошибся с актерским составом, а выбор Брайна Крэнстона на роль, возможно, оказался одним из лучших кастинговых решений в его жизни.

Роль Уолтера Уайта принесла Брайну Крэнстону невиданную до этого популярность и признание в виде четырех премий "Эмми" за главная мужскую роль в драматическом телесериале.

Номинанты на "Эмми" 2014. Категория - Главная мужская роль в драматическом сериале. 
Номинанты на "Эмми" 2014. Категория - Главная мужская роль в драматическом сериале. 

Изменение персонажа, внимание к деталям, великолепная актерская игра, цепочки событий, которые развиваются естественно, как будто в реальной жизни, катарсис которого ждешь с нетерпением - все это способствовало тому, что даже пересматривая сериал уже в более зрелом возрасте, наслаждаешься им больше, поскольку теперь вся кропотливая работа становится еще виднее.

Бонус

Ниже сцены из сериала, которые, по моему мнению, отлично передают качество постановки и актерской игры.

Сезон 5 эпизод 15 (Единственная сцена из сериала, где используется музыка из интро)
Сезон 4 эпизод 11 (Некоторые называют этот момент - смерть Уолтера Уайта)

Почему не стоит смотреть?

По отзывам некоторых людей сериал кажется затянутым, особенно в начале. Что ж, я могу только согласиться с ними. История действительно развивается не спешно, местами даже медленно. Кто-то может сказать, что это соответствует более реалистичному подходу Винса Гиллигана, а кто-то может обвинить сериал в специальном растягивании некоторых сцен или эпизодов для заполнения экранного времени. Обе точки зрения имеют право на жизнь. На какую из них больше ориентироваться - решать вам. Если говорить за себя, то при обоих просмотрах первый сезон мне кажется долгим, события развиваются не так быстро, но я вижу в этом свой шарм. Уолтера Уайта, каким мы его видим в первом сезоне, мы не увидим больше никогда в сериале.

Сериал не богат особо большим количеством экшен сцен. Если вам нужны перестрелки и взрывы, то вам не сюда. Конечно, поскольку более точный жанр сериала - криминальная драма, то здесь есть место и тому, и другому. Однако существенную часть всей истории составляют диалоги и действия, которые трудно ассоциировать с развлекательным экшеном.

Одна из экшен сцен первого сезона
Одна из экшен сцен первого сезона

Самым последним, и, как я считаю, малозначительным доводом в сторону того, чтобы не смотреть сериал, являются сцена насилия. Как я сказал раньше, экшена тут не много, сцен жестокости и насилия соответственно тоже. Однако по некоторым оценкам, постановка таких сцен довольно реалистичная, и это может понравится далеко не всем. ( Это же криминальная драма? Чего вы ожидали от нее? Комедии и шуток?)

Сезон 3 эпизод 12. Как раз одна из таких сцен.

Бонус

Кстати о шутках. В сериале довольно много комедийных моментов, которые могут искренне рассмешить. Тут есть место и черному юмору, однако всего в меру. Основной жанр - драма, но создатели умело вплетают частицы юмора в сюжет, давая зрителю время на передышку.

Как я и упоминал ранее, множество актеров, задействованных в сериале, имеет опыт работы в комедийном жанре, некоторые даже выступали как стендаперы.

Стендап Сола Гудмана

Своеобразными полукомическими персонажами выступают герои Боба Оденкирка и Дина Норриса. По моей оценке, они самые большие остряки, однако сам Уолт и Джесси тоже порой могут заставить вас рассмеяться. Их "химия" это отдельная тема для разговора.

Смешные цитаты

Отзывы

Сериал был в основном тепло воспринят как критиками, так и обычными зрителями. Если говорить о известных личностях, которые оценили сериал, то можно упомянуть несколько людей. Стивен Кинг в своей статье в еженедельнике Entertainment Weekly похвалил сценарий сериала, назвав его лучшем на ТВ. Энтони Хопкинс написал письмо Брайану Крэнстону, назвав его работу величайшей в истории. Дэвид Линч сказал, что это одно из его любимых телешоу. Джордж Мартин посчитал, что во всем Вестеросе не найдется монстра страшнее Уолтера Уайта. Оценки на самых популярных агрегаторах ниже.

Резюме

Итак, что в итоге? Для меня Breaking Bad - это сериал, который, невзирая на время, можно пересматривать и все также получать удовольствие от просмотра, находя все больше интересных и весомых деталей(как было в моем случае). Любовь создателя к своему детищу видна сразу. Та кропотливость, с которой он подошел ко всему сериалу целиком, позволила этому шоу стать одним из самых значимых на американском ТВ на долгое время. Как я говорил ранее, стабильность, заключающаяся в тщательной проработке каждой сцены, эпизода, сезона, стабильность, благодаря которой весь сериал кажется одним большим фильмом или просто хорошей книгой, которую можно прочитать залпом за пару вечеров - эта стабильность позволяет ощутить финальный катарсис после просмотра последнего эпизода и понять, насколько же круто и качественно все было сделано. К сожалению, не все сериалы могут держать планку качества на одном уровне или постоянно поднимать ее, поэтому на фоне своих современников Breaking Bad выделяется еще сильнее.

Финальный этап эволюции Уолтера Уайта
Финальный этап эволюции Уолтера Уайта

И еще один бонус

Музыка из сериала, как мне кажется, максимально аутентично подходит к тому, что происходит на экране. Композитор Дейв Портер отлично подобрал звуковое сопровождение, которое придает определенным моментам соответствующий окрас. Впрочем, сам он тоже написал множество композиций к сериалу. Основную вы могли услышать в самом первом видео к статье.

Сезон 4 эпизод 5

Спасибо за уделенное время! Я надеюсь вам понравилась статья, буду рад конструктивной обратной связи и вашим плюсам.

120120
96 комментариев

Я бы лучше прочитал лонгрид про папиных дочек, ранеток и не родись красивой, вот честно.

27
Ответить

Комментарий недоступен

11
Ответить

Мне всегда интересно наблюдать за такими людьми как вы. Которые приходят в мясной магазин, и кричат "в жопу мясо, я люблю сыр". Скажите, вот нахер вы пришли обсуждать сериал "во все тяжкие", если вам нравятся совершенно другие сериалы?

4
Ответить

Полный разбор всех связей в Санта Барбаре! Лонгрид из нескольких частей с максимальным количеством символов! Вот это было бы оригинально. 

3
Ответить

А про Доктора кто?

Ответить

папиных дочекДля меня готесса

Ответить

Спасибо за статью! В поколение еще успел ворваться Лучше Звоните Солу. Мне, если честно, он даже больше зашел)

14
Ответить