Самый недооценённый город восточной Европы

Центральная площадь
Центральная площадь

Львов и Одесса известны всему миру и до войны принимали миллионы туристов каждый год. А на истории в Инстаграме из этого города я получал вопросы «Это ты где?». Он заслуживает куда большего внимания, и в этом блоге я покажу, почему.

Черновцы — трёхсоттысячный город в Буковине, двести пятьдесят километров к юго-востоку от Львова. Фотографии в данном блоге делались для личного альбома, так что качество некоторых из них может быть к-хм... не очень профессиональным.

Но я надеюсь, что они смогут передать долю очарования и атмосферы Черновцов.

Бóльшая часть фото сделана в конце июля 2022 года, но есть и немного фотографий лета 2021 года.

Среда

За пределами центра Черновцы это уютные улицы с целостной архитектурой. Город застраивался в начале двадцатого века в стиле модерн, он же югендстиль, он же ар-нувó.

Фасады потёртые, но не захламлённые балконами, тарелками и кондиционерами, что само по себе хорошо. Урбанистика тоже потихоньку просачивается в город, но до уровня Львова или даже Киева в плане благоустройства ещё очень неблизко.

В боковых улочках находятся виллы, местами очень любопытного вида.

В советские годы из города не делали большой промышленный центр, поэтому за пределами центральной части и главных улиц в основном частный сектор и царит атмосфера уютной деревни.

Центр

Сетка улиц формировалась уже в модерновый период, так что в Черновцах мы не видим стандартной для запада Украины рыночной площади с ратушей.
Городской совет как бы замыкает главную площадь, смотрит на неё.

На центральной площади много административных учреждений, но есть и кафешки.

Культура озеленения тут находится ещё на уровне клумб с однолетниками. На мой взгляд, это только добавляет ламповости городу.

Деревца кронированы, в центре площади стоит крест.

Напротив ратуши за Центральной площадью следит Тарас Григорьевич, который, как и автор статьи, всецело поддерживает евроинтеграцию Украины
Напротив ратуши за Центральной площадью следит Тарас Григорьевич, который, как и автор статьи, всецело поддерживает евроинтеграцию Украины

Архитектура площади пёстрая и впечатляет своими деталями. В основном находится в хорошем состоянии.

Масштаб улиц местами необычен для города такого размера.

Площади

В семи минутах от Центральной площади находится площадь Театральная, на которой расположен Музыкально-Драматический театр имени Ольги Кобылянской. Само здание совмещает элементы барокко и модерна.

Черновицкий городской театр
Черновицкий городской театр

По правой стороне площади пример, как непохожая архитектура отлично смотрится вместе.

Слева модерн, справа — модернизм. Только не запутайтесь
Слева модерн, справа — модернизм. Только не запутайтесь

Площадей в городе хватает, они разнообразные и аккуратные, но их благоустройство на уровне восьмидесятых годов, работы для города с ними ещё много.

Площадь Филармонии
Площадь Филармонии
Вечерний вид на площадь Святой Марии
Вечерний вид на площадь Святой Марии

Невзрачный объект на площади Святой Марии — Турецкий колодец, построенный ещё в XIII веке. Дань эпохе пребывания города в составе Османской империи.

Самый недооценённый город восточной Европы

Университет Федьковича

Самая известная достопримечательность Черновцов — здания Национального университета имени Юрия Федьковича. Эклектичный комплекс построен во второй половине XIX века и часто перетягивает на себя всё внимание туристов.

Вид на входную группу с улицы
Вид на входную группу с улицы

Комплекс действительно роскошный. Здания фрактальные, за каждой деталью прячутся другие детали, рассматривать его можно часами.

Территория университета заменяет собой полноценный парк

Камера пятого пикселя не может передать всю фактурность этой архитектуры. Лучше съездить и посмотреть своими глазами.

Улица Ольги Кобылянской

Это главная пешеходная улица Черновцов. Здесь рестораны, отели, сувенирные магазины, кафешки и прочие атрибуты туристического променада.

Выхожу из отеля в красоту

Она была реконструирована в середине десятых годов, сейчас можно было и поинтереснее сделать, но зато всё аккуратно и в едином стиле. Фасады зданий чистые и весьма ухоженные. Любуйтесь:

Находиться на улице Кобылянской одно удовольствие
Находиться на улице Кобылянской одно удовольствие
Тёплый летний вечер. За пятьсот километров тогда проходила линия фронта...
Тёплый летний вечер. За пятьсот километров тогда проходила линия фронта...

Дизайн и детали

Дизайн-код в городе работает, он не очень строгий, но визуальная чистота соблюдена и наляпистая реклама глаза не вырывает.

Здание в центре
Здание в центре

В городе было довольно много улиц, названных в честь выдающихся россиян. Фото 2021 года, предполагаю что сейчас это уже «исправили».

Уличный указатель на площади Филармонии
Уличный указатель на площади Филармонии

Дизайн уличных табличек довольно «южный», похожие можно встретить в Румынии, Венгрии или Боснии.

Боковая улица к ул. Кобылянской
Боковая улица к ул. Кобылянской

Старый и новый люки. Имперского наследия в городе ещё много.

Гербом города помечены плафоны фонарей на променаде, и даже платёжные терминалы. Это круто!

Подобный дизайн перехода — фишка Черновцов. Это безопасно, понятно и круто смотрится.

Вид на улицу Главную с Центральной площади
Вид на улицу Главную с Центральной площади

Транспорт

Добираться до Черновцов не ото всюду удобно, но из Львова ходит прямой поезд. Едет он, правда, долговатенько для такого расстояния

Пейзаж за окном поезда
Пейзаж за окном поезда
Дизель-поезд ДПКр-3 маршрута Львов - Черновцы. Перрон Черновицкого вокзала
Дизель-поезд ДПКр-3 маршрута Львов - Черновцы. Перрон Черновицкого вокзала

Городской транспорт откровенно плох. Маршрутки, старые автобусы и троллейбусы, обклеенные сорокалетними дамами в мехах. Электронной оплаты нет, единого дизайна нет — приятнее ходить пешком. Радует, что хотя бы есть самокаты Болт.

Утренний троллейбус
Утренний троллейбус

Велодорожки в городе присутствуют номинально, но они — такое говнище, что я даже не фотографировал. Краска на тротуаре.

Столбы

Важная часть образа города, свойственная юго-восточной Европе это большое количество проводов, натянутых в воздухе, и железных столбов что их держат. При чём, иногда провода игнорируют столбы и наоборот. Это сомнительная фишка для города, но своя харизма в этом есть.

Сохранять их в будущем или нет? На мой взгляд, зависит от того, в какую сторону город хочет развиваться. Если в приоритете сохранить колорит, то столбы и провода стоит оставить. Если развиваться как универсальный город, то забрать. Возможно, лучший вариант посередине между этими двумя.

Итоги

Черновцам удалось сохранить свою аутентичность через две мировые войны, борьбу с излишествами в архитектуре и животный капитализм ранней Независимости. Это настоящая сокровищница архитектуры модерна и мой скромный фотоотчёт лишь скребёт поверхность всего потенциала города. И местная власть это понимает, сохранность архитектурного наследия действительно хорошая, город выглядит достойно.

Тем не менее, есть и недостатки. Будучи там, я как будто переместился в 2005 год. Провинциальная реклама, разбитые тротуары на меньших улицах. Поезд назад во Львов был как поезд в будущее — где уже есть безналичная оплата в автобусе, велоинфраструктура, ровная плитка, современное озеленение и нет бродячих собак на улице. Я уже не говорю об общественных пространствах заставших Брежнева.

В последнее время из города слышны хорошие новости, город закупает новый электротранспорт, эксперементирует с пешеходным центром и бродячих собак за год стало гораздо меньше. Но ему предстоит ещё долгий путь.

Спасибо всем кто прочитал эту статью. Это мой первый блог, и я надеюсь что вы узнали из него что-то интересное или полезное. Буду благодарен за любую конструктивную критику.

362362
268 комментариев