Принцип домино: как внезапным переносом одного фильма Минкульт вредит десяткам компаний

И почему аргументы министерства в споре с «Вольгой» нелогичны.

Принцип домино: как внезапным переносом одного фильма Минкульт вредит десяткам компаний

Когда выяснилось, что внезапный перенос «Паддингтона 2» на две недели, скорее всего, связан с успехами российской картины «Движение вверх», в сети стали появляться мнения о том, что ничего страшного в произошедшем нет. Ведь отечественная спортивная драма действительно хороша, а «фильм про медведя» можно посмотреть и через полмесяца.

Однако никак официально не обоснованная прихоть Минкульта наносит вред всем участникам рынка, кроме, пожалуй, конкурентов «Паддингтона 2» в прокате. Семейную картину по сути лишили возможности конкуренции.

Почему комментарии Минкульта не вызывают доверия

Показания Министерства культуры постоянно меняются. Сначала они говорят, что фильму вообще не было выдано прокатного удостоверения, а затем вдруг опровергают это.

В ведомстве утверждают, что «Вольга» и кинотеатры якобы незаконно продавали билеты на фильм, не имея прокатного удостоверения. Но Минкульт лукавит.

Кинотеатры принимают решение о начале продажи билетов не по бумажному прокатному удостоверению, а по записи в государственной системе ЕАИС (Единая федеральная автоматизированная информационная система сведений о показе фильмов в кинозалах). И там «Паддингтон 2» вплоть до 18 января числился как релиз 18 января. Именно поэтому и кинотеатры, и «Вольга» сейчас в растерянности — ещё с декабря у семейного фильма был номер удостоверения.

Принцип домино: как внезапным переносом одного фильма Минкульт вредит десяткам компаний

Однако в ожидаемый день выхода «Паддингтона 2» запись из ЕАИС таинственным образом исчезла, а «Вольга» получила бумажную копию ПУ (копия есть в распоряжении редакции), в которой была указана уже другая дата — 1 февраля.

Принцип домино: как внезапным переносом одного фильма Минкульт вредит десяткам компаний

При этом предварительная продажа билетов на основе данных ЕАИС — обычное дело. Прокатчики обязаны показать Минкульту фильм с дубляжом, а на это нужно время. И если голливудская картина выходит почти одновременно со всем миром, то билеты на неё начинают продавать до получения бумажной копии удостоверения — только по ЕАИС.

Учётная карточка «Паддингтона 2» была заполнена ещё 29 декабря
Учётная карточка «Паддингтона 2» была заполнена ещё 29 декабря

В случае «Паддингтона 2» заявление на получение ПУ было подано ещё в декабре, и почти сразу фильм появился в ЕАИС. Само собой, «Вольга» была на сто процентов уверена в том, что до 18 января ей выдадут удостоверение — ведь речь идёт о семейной картине, в которой нет спорного контента.

Тем временем Минкульт, игнорируя все доказательства и существующую на рынке практику, говорит следующее.

Компания «Вольга» была заранее проинформирована о дате начала проката картины «Приключения Паддингтона – 2» с 1 февраля 2018 года. Прокатное удостоверение на указанный фильм выдано.

Несмотря на это, была организована предварительная продажа билетов на даты сеансов, в которые фильм не мог быть показан ввиду отсутствия законных оснований, что является грубым нарушением действующего законодательства России.

Сергей Обрывалин, замглавы Минкультуры

Министерство утверждает, что «Вольга», имея на руках дату 1 февраля, зачем-то продавала билеты на 18 января, в чём нет вообще никакой логики. Ведь тогда получается, что прокатная компания якобы сама нанесла себе и кинотеатрам (своим партнёрам) огромный вред без причины.

Какие проблемы возникают у кинотеатров

Из-за переноса «Паддингтона 2» российским киносетям пришлось спешно обновлять расписание на четверг, но главной проблемой для них, скорее всего, стали зрители.

О том, как это бывает, DTF рассказала PR-директор компании «ИноеКино» Анастасия Плотникова, ранее работавшая в сети кинотеатров.

Я работаю в индустрии с 2010 года. За всё это время на моей памяти был один похожий случай, когда о задержке выхода фильма в прокат стало известно лишь за день до намеченной даты. И случилось это по вине прокатчика.

Честно сказать, это был ад. Я тогда работала в кинотеатре, и в девять утра по дороге на работу получила сообщение о том, что «Джон Уик» не выйдет. Компания, которая его прокатывала, с треском обанкротилась.

Проблема была на их стороне, но отдувались мы. Наш репертуарный отдел с самого утра четверга переделывал расписание на всю неделю, а мы тем временем отвечали на гневные комментарии зрителей, потому что им неважно, кто там и чего не выпустил — билеты куплены.

И да, не забывайте, что в кинотеатрах есть ещё и рекламные блоки, за которые платятся огромные деньги. К «Джону Уику» на той неделе должны были быть прикреплены дорогие ролики какой-то большой компании вроде Lenovo. Для кинотеатра это потери в сотни тысяч рублей. А если не потери, то многочасовые попытки договориться с рекламщиками из другой сферы.

Короче, ваше долгосрочное планирование превращается в тыкву. Работа всего бэкофиса кинотеатра в такой день направлена только на устранение массового и хаотичного гнева зрителей. На исправление чьего-то чужого косяка. Ну а в случае с «Паддингтоном 2» — прихоти.

Анастасия Плотникова, PR-директор компании «ИноеКино»

Какие проблемы возникают у прокатчика

Для «Вольги» (да и проката РФ в целом) семейный фильм про приключения медведя — крупный релиз. Само собой, решение Минкульта превратилось для компании в организационный кошмар.

Сама «Вольга», к сожалению, ситуацию не комментирует, о чём известила DTF.

Представьте, вы в течение нескольких месяцев занимаетесь чётким медиапланированием, определением дат выходов всех тизеров, трейлеров, полиграфии и акций. У вас стартуют продажи билетов. А вечерком накануне выхода фильма Министерство культуры вам говорит: «Извините, до свидания».

Вам нужно заново информировать зрителей, заново закупать рекламу, заново продумывать и менять контент в медиапространстве. В общем, заново делать всё.

Мало того, что вы несёте огромные материальные потери, при всём при этом вы получаете, как и кинотеатр, сотни гневных зрителей, которые не будут разбираться в том, кто прав, а кто виноват.

Анастасия Плотникова, PR-директор компании «ИноеКино»

Аналогичного мнения придерживается и известный продюсер Сэм Клебанов.

[Эта ситуация] хорошо показывает, насколько государству насрать и на частный бизнес и на зрителей. Как прокатчик, я очень хорошо представляю, сколько нужно потратить сил и средств для того, чтобы готовить много месяцев релиз большого фильма, провести рекламную кампанию, доставить фильм в кинотеатры... и теперь Минкульт сливает все твои усилия и затраты в помойное ведро. Не говоря уже о зрителях, которые ждали фильм, покупали заранее билеты. А это же семейное кино, представляете, сколько детей ждали дня этой премьеры, и какой у них теперь облом?

Но, с другой стороны, какое это всё имеет значение по сравнению с задачей государственной важности — чтобы Мединский смог отрапортовать в Кремль о прокатном рекорде патриотического российского фильма?

Сэм Клебанов, кинопродюсер

Какие проблемы возникнут у «Паддингтона 2» и других фильмов конца зимы

Как отмечает индустриальное издание CINEMAPLEX, одна из главных проблем переноса «Паддингтона 2» заключается в том, что 1 февраля — тоже далеко не «свободная» дата.

Сдвиг картины с хорошим кассовым потенциалом породит целое «цунами» перестановок.

Как костяшки домино, которые падают друг за другом всего лишь от одного прикосновения первой плашки, мы увидим, как релизы, собиравшиеся «выстрелить» 1 февраля уходят дальше, а вслед за ними передвигаются и уходят на другие даты релизы середины февраля, и неизвестно ещё когда эта волна остановится, и сколько жертв окажется на пути этого цунами.

Татьяна Лещинская, редактор CINEMAPLEX

Что особенно интересно, от решения Минкульта может пострадать и российская драма «Селфи» с Константином Хабенским. Теперь её могут убрать с 1 февраля, но новую дату ей будет найти сложно.

Если фильм перенести на 25 января, 1 февраля его тут же убьют третий «Бегущий в лабиринте» и «Паддингтон 2». А на 8 февраля уже запланирована третья часть «Оттенков серого». И этот фильм ради «Селфи» тоже не подвинешь, потому что 14 февраля заняла российская драма «Лёд», ради которой уже на конец месяца убрали «Чёрную пантеру».

Это значит, что перенос «Паддингтона 2» — это потенциальные дополнительные расходы не только для «Вольги», но и для целого ряда других компаний.

Ранее Минкульт перенёс на 1 февраля и третьего «Бегущего в лабиринте», но прямо во время написания этой статьи передумал. Теперь картина выйдет 25 января — по-видимому, чтобы не вредить «Селфи».

Бывший директор сети «Формула кино» Юрий Кириллов отметил, что на фоне рекордов «Движения вверх» просел российский прокат в целом.

За праздничную неделю российский кинопрокат потерял 6% по сравнению с результатом прошлого года. Давненько я не помню таких провальных новогодних праздников. Причина, в общем, очевидна. На выбор зрителям был представлен 1 (прописью один) фильм — «Движение вверх». Хорошее кино, кому надо — посмотрели один раз. А на длинные выходные можно было и два, и три раза сходить в кино.

Поведенческая матрица на перспективу тоже понятна. Есть «Докторская» колбаса по 2,20 рублей. Что тебе еще надо? Будешь выделываться, не получишь и «Докторской». Но зато пиар выхлоп какой! «Движение вверх» преодолевает 2 миллиарда! Уделали пиндосов! Остались сами с голой задницей, но соперника за три секунды укатали в асфальт.

У меня рецепт есть, как поднять минкультовский KPI. Вот если взять и запретить Голливуд вообще? Баскетбол до конца этого года легко 3 миллиарда соберёт. Ну, просто, показывать больше будет нечего. К концу года доля нашего кино составит 95%, и это основной KPI. Правда, до конца года все коммерческие кинотеатры закроются, но это же не проблема. Наша доля растёт, и это главное!

Юрий Кириллов, бывший гендиректор «Формулы кино»

Кому выгоден перенос «Паддингтона 2»

Издание CINEMAPLEX опубликовало копию письма, которую в кинотеатры, предположительно, рассылает «Централ Партнершип». Судя по всему, прокатная компания надеется заполнить освободившиеся сеансы «Движением вверх», недавно прошедшим отметку в 2 миллиарда рублей сборов.

Принцип домино: как внезапным переносом одного фильма Минкульт вредит десяткам компаний

На месте ЦП было бы странно не воспользоваться возможностью. Картина уже вошла в пятёрку самых кассовых фильмов в истории России и СНГ после «Аватара» (3,64 миллиарда), «Пиратов Карибского моря 5» (2,32 миллиарда), «Зверополиса» (2,28 миллиарда) и «Тайной жизни домашних животных» (2,14 миллиарда).

Успех «Движения вверх», само собой, выгоден и Минкульту. В отличие от диснеевского «Последнего богатыря», картина снята при поддержке Фонда кино и канала «России-1». Последний активно использует своё информационное влияние, чтобы рассказывать об успехах драмы — включая непонятно на чём основанные заявления про зрителей, смотрящих кино «по 10 раз».

Принцип домино: как внезапным переносом одного фильма Минкульт вредит десяткам компаний

Впрочем, российская картина и её авторы не отвечают за методы, которые выбирают их государственные защитники. Благодаря положительным отзывам «Движение вверх» и так показало бы рекордные сборы.

Безусловно, отсутствие «Паддингтона 2» может частично сыграть на руку и российскому «Скифу», но сами авторы картины так не считают — у них слишком разные аудитории.

Что говорит Мединский

Прокатное удостоверение часто называют средством государственной цензуры, и теперь с его помощью можно не только не пустить в прокат фильм, оскорбляющий какую-то категорию зрителей, но и подвинуть даже самый безобидный релиз вроде «Паддингтона 2».

Министр культуры при этом считает, что так он помогает не только российскому кино, но и рынку.

Прокатчики оперируют эмоциями, а я оперирую цифрами. Я всегда оперирую только цифрами, а не абстрактными криками о цензуре. У нас кого ни тронь – все начинают орать о цензуре. Мы будем делать всё в интересах отрасли, российского кино, но не в интересах Голливуда. Каждое наше усилие, в том числе перенос даты, разводка конкурентов, ведет к тому, что растут сборы все.

Владимир Мединский, министр культуры РФ

Однако возвращение «Бегущего в лабиринте» на прежнюю дату говорит о том, что Минкульт уже начал сдавать назад.

220220
138 комментариев

Самое важное в материале - последняя цитата. По ней прекрасно видно, что человек без системного структурного понимания отрасли решает судьбы компаний и людей. Ему мол-де по цифрам всё видно.

73
Ответить

При этом цифры потерь кинотеатров его никак не волнуют.

Это другие какие-то цифры, которые на прокат не влияют - можно пренебречь.

23
Ответить

Этот баг у них с дремучих времен идет. Вспомните как работает МВД: нужно повышать раскрываемость преступлений. Много раскрыли - хорошо работают. Мало раскрыли - плохо. А то что невиновным дела шьют - никого не волнует, главное что по цифрам у нас всё хорошо.

15
Ответить

Собственно у нас везде основная проблема - непрофессионализм. От и до.

4
Ответить

Ну да, видимо считает нормальной практику раз в несколько лет снимать лишь один более-менее нормальный фильм и максимально продавливать его в прокате, в ущерб другим фильмам, выжав все что можно ради циферок. А потом радостно показать президенту отчеты с этими циферками, дескать вот как у нас индустрия кино то растет.

1
Ответить

Дураки и дороги. Дураки и дороги.

Ответить

И тут ты показываешь список своих фильмов?

Ответить