Почему желтый костюм - моя любимая отсылка в Kill Bill

Обнаружил, что сегодня - день рождения Брюса Ли.
Хороший повод написать о моей любимой пятиуровневой отсылке в Тарантиновской Kill Bill и о том, чем, на мой взгляд, крутые отсылки отличаются от membeberries.

Почему желтый костюм - моя любимая отсылка в Kill Bill

Зачастую отсылки в современном кино - всего лишь подмигивания зрителям. Мол, мы с вами в одном культурном пространстве, круто же, fellow kids?

Почему желтый костюм - моя любимая отсылка в Kill Bill

Однако ягоды вспоминики бывают не только вкусными, но и полезными. Хорошая отсылка создает дополнительный контекст и позволяет взглянуть на происходящее под новым углом.
Мне нравится второе дно отсылки с желтым костюмом героини Kill Bill. Фильм посвящен старым боевикам о восточных единоборствах, и если расплести мудреную тарантиновскую хронологию, то в начале своего пути возмездия Невеста одевается "как Брюс Ли".
Но это не просто отсылка ради отсылки - мол, боевые искусства, Брюс Ли, гыгы.

Невеста растопырила ноги тоже, видимо, в честь именинника
Невеста растопырила ноги тоже, видимо, в честь именинника

Она работает еще на нескольких уровнях.
Во-первых, героиня наряжается под Брюса в эпизоде, где она идет в одиночку и одной сценой мочить толпу японских бойцов, как Брюсовский Чен Джен в культовом "Fist of fury".

Важно, что в фильме герой Ли сражается именно с японцами, вокруг чего крутится весь сюжет
Важно, что в фильме герой Ли сражается именно с японцами, вокруг чего крутится весь сюжет

Герои одинаково дерзко врываются в логово японцев, спокойно дают им окружить себя и начинают лютый махач.

Видом сверху Тарантино подчеркивает сходное положение героев
Видом сверху Тарантино подчеркивает сходное положение героев

Во-вторых, именно этот желтый костюм носил герой другого, последнего фильма Ли - "Game of death".

По сюжету героя (кстати, Билли) однажды расстреляли злодеи, тот пролежал какое-то время в коме, а когда очухался - напялил желто-полосатый костюмчик и пошел дорогой мести, представлявшей собой послетовательную череду сражений с другими мастерами. Четверо приспешников и главарь. То-есть отсылка с костюмом - не просто ягода вспоминика об известном актере, но и яркая параллель с сюжетом фильма, героиня которого тоже по-очереди разбирается с пятью мастеров убийства.

Четверо приспешников и босс из списка Невесты
Четверо приспешников и босс из списка Невесты

Слой третий, спекулятивный.
Тут я потихоньку перебираюсь на территорию зыбких предполжений, но все-же. Тот самый главарь, которого Брюс находит в конце "Игры смерти", поначалу притворяется мертвым:

сцена с главным злодеем начинается на 3:30

Как мы помним, в финале Тарантиновской дилогии Беатрис после душевного разговора "убивает" Билла несуществующим ударом мастера Пай Мея - по пяти точкам. Удар этот - скорее городская легенда, существующая на равных правах с версией, что Пэй Мей живет уже более тысячи лет.
Незадолго до этого нам показывали, как Беатрис и сама притворяется мертвой после дочкиных шуточных выстрелов, и существует теория, что Невеста простила Билла и позволила ему умереть понарошку, лишь изобразив волшебный удар, который, как они оба знают, скорее всего никогда не существовал.

смотреть долго. но, в общем, суть в том, что легенда об этом ударе довольно мутная, а Пэй Мей никому его не обучает.

Не знаю, так ли это, но, быть может, притворная смерть босса из "Игры смерти" намекает на истинный финал Kill Bill

А теперь четвертый слой.
"Игра смерти" был собран продюсерами уже после кончины Брюса Ли. Использовав те эпизоды, где он успел сняться - как-раз последние и самые культовые сцены. Например, та, где он в желтом костюме дерется с шестиметровым черным парнем.

Почему желтый костюм - моя любимая отсылка в Kill Bill

Остальную часть фильма героя играли несколько актеров-"клонов" Брюса в здоровенных солнечных очках на половину лица. Весь замут с комой был нужен для обоснования резкой перемены внешности - пуля раздробила голову и собрали то, что собрали.
В одной сцене даже приклеили фотографию Брюса к зеркалу для имитации отражения:

Подрисованное полотенце тоже выглядит трогательно

Вышел фильм примерно через 4.5 года после смерти Брюса Ли, и все эти годы студия беззастенчиво эксплуатировала образ актера, снимая кучу фильмов с его "клонами" - Брюсом Ле, Брюсом Лаем, Брюсом Люном и тд.
Появился целый жанр "брюсплотейшн":

Кстати, по всей этой тьме подражателей хорошо видно, во-первых, как вроде бы не самый выдающийся актер Ли разработал множество выразительных и запоминающихся жестов. А во-вторых насколько серьезно он прокачал хореографию боевых искусств - клоны постоянно норовят соскочить в привычные для них акробатические ужимки без веса и акцента в ударах.

То-есть продюсеры распоряжались мертвым Ли так же, как алчный санитар - телом Невесты, пока героиня Умы Турман лежала в коме свои примерно 4.5 года.

ну что, давай по-быстрому снимем Jackie and Bruce to the rescue?
ну что, давай по-быстрому снимем Jackie and Bruce to the rescue?

То-есть, резюмируя, желтый костюм (1) отсылает нас к фильмам о боевых искусствах, (2) подчеркивает, что герой идет драться в логово японских бойцов, (3) подчеркивает, что воскресшая героиня встала на путь мести, (4) намекает на скрытый финал дилогии (5) говорит, что режиссер думает о бессовестной эксплуатации образа погибшего актера

Последнее, конечно, иронично смотрится после выхода "Однажды в Голливуде", где Квентин и сам немножко поигрался в брюсплотейшн.

помятуя о "Бесславных ублюдках" я весь фильм надеялся, что в конце Тарантиновской версии с бандой Мэнсона разберется именно Брюс Ли. Хотя и у Питта вышло неплохо

Не могу сказать точно, на каком из этапов меня поглотила трясина СПГС, но, в общем, Тарантино - чертов гений)

Ну а для именинника (а есть у нас какое-то правильное слово для днерожденца?) напоследок хочу поставить хорошую песню.

94
25 комментариев