NASA выбрало SpaceX Starship для второй пилотируемой высадки на Луну по программе Artemis
NASA все больше полагается на частную космическую компанию SpaceX Илона Маска в реализации амбициозной лунной программы Artemis — на днях американское космическое агентство объявило, что выбрало будущий космоплан Starship (точнее, его специальную версию, модифицированную для полета и посадки на Луне).
NASA и Starship
Ранее НАСА поручило SpaceX доставить на Луну первый после Аполлона экипаж в рамках уже упомянутой миссии Artemis 3. Артемида-3 — это предстоящая первая высадка на Луну со времен Аполлона и первая экспедиция с участием женщины-астронавта. К Луне на корабле Орион отправятся четыре астронавта, двое из которых пересядут на Звездолет и приземлятся в районе южного полюса Луны для выполнения научной программы, рассчитанной более чем на шесть земных суток. После выполнения заданий они вернутся на Орион и отправятся на Землю, а теперь SpaceX получила второй контракт — Starship также доставит на Луну второй экипаж. Также можно вспомнить, что первые два модуля будущей лунной станции Gateway также должны быть доставлены в SpaceX на ракете Falcon Heavy, а не SLS, как планировалось изначально. А альтернатив Starship для лунных миссий пока нет, несмотря на то, что НАСА ранее объявило конкурс на разработку второго спускаемого аппарата для высадки астронавтов на Луну. И лишними они не будут, так как у НАСА и Артемиды много планов а возвращение на Луну — это только начало. Далее в планах колонизация спутника, добыча полезных ресурсов и использование Луны в качестве площадки для колонизации Марса.
Сумма первоначального контракта SpaceX с НАСА в рамках Artemis составляет 2,9 миллиарда долларов. За доставку экипажа в рамках Артемиды-4 компания Илона Маска дополнительно получит еще 1,15 млрд. Для сравнения, стоимость запуска SLS (Space Launch System — американская двухступенчатая сверхтяжёлая ракета-носитель, разработанная НАСА для пилотируемых экспедиций за пределы околоземной орбиты) составляет 2,2 миллиарда долларов, а всего миссии Artemis-1 — 4,1 миллиарда долларов. Официально анонса Артемиды-3 еще не было, однако главный аудитор НАСА Пол Мартин признал в августе, что миссия Артемида-3, скорее всего, состоится не ранее 2026 года, а Артемида-4 — не ранее 2027 года. Такие сроки обусловлены ехнологическими трудностями и отсутствием финансирования. В частности такими как разработка костюмов xEMU для космонавтов (они не будут готовы до апреля 2025 года), так и разработка лунных посадочных модулей HLS отстают от графика.
Несколько слов о звездолете
15 ноября SpaceX провела испытания первой ступени ракеты Starship с 14 двигателями (до этого такие испытания проводились максимум с семью двигателями). 14 двигателей Raptor 2 на прототипе Heavy Booster 7 создавали тягу 3220 тонн, что больше, чем стартовая тяга Falcon Heavy в 2326 тонн. Теоретически Super Heavy в полной комплектации с 33 двигателями сможет развивать тягу до 7590 тс. Это более чем вдвое превышает возможности нынешнего рекордсмена, знаменитой ракеты NASA Saturn V.
Генеральный директор Илон Маск после испытаний заявил , что после еще одного-двух испытаний ракета будет готова к первому орбитальному полету — есть большая вероятность, что он состоится до конца 2022 года.
В декабре SpaceX, вероятно, наконец отправит Starship в свой первый орбитальный полет.
После ввода в эксплуатацию система Super Heavy + Starship, предназначенная для вывода грузов и людей на околоземную орбиту, Луну и Марс, станет самой мощной в истории освоения космоса. Ракета сможет доставлять на низкую околоземную орбиту груз массой до 150 тонн в полностью многоразовой конфигурации — с возвращением обеих частей (Super Heavy и Starship) на Землю, а также возможностью стыковки и дозаправки на орбите.
А с вами, как всегда, был FrostMax, всех и обнял и пока