Нужно ли читать «KGBT+» Пелевина?

Тылдыр: если вы фанат Пелевина, куда вы денетесь? Если вы не фанат или никогда не читали Пелевина, то не начинайте с этой. Далее мой набор впечатлений с незначительными спойлерами.

Нужно ли читать «KGBT+» Пелевина?

Любить книги Пелевина — это как любить актёра Роберта Де Ниро. Где-то в прошлом остались блестящие роли и великолепные персонажи. Всё, с чем приходится иметь дело сейчас — это бесконечные комедии с Энн Хэтэуэй и раз в никогда лет — «Ирландец» Скорсезе.

Иными словами, это грустно, обидно и немного стыдно. Каждый год где-то в августе появляется анонс очередной книги Пелевина, и уже по названию можно начинать гадать, насколько стыдным будет позорище на этот раз. И если название «Непобедимое солнце» оставляло в моей душе какую-то надежду (безжалостно разбитую, впрочем, самой книгой), то с «KGBT+» всё было ясно с самого начала. Содержание книги уже не так разочаровывало, потому что никакого очарования не было изначально.

Это прямое продолжение «Transhumanism Inc.» Действие происходит в том же мире, только спустя некоторое время. Если вы не читали первую книгу, то в этой ничего не будет понятно, так как значительная часть мироустройства раскрывается в «Transhumanism Inc.» вместе с некоторыми ключевыми персонажами.

Эта книга — автобиография вбойщика KGBT+, разделённая на две неравные части. И если от первой части гомеопатически веет классическим Пелевиным, то вторую часть можно описать так: это как если бы человек подражал нейросети, пишущей роман.

Романы Пелевина никогда не отличались проработанным сюжетом, но с годами его становилось ещё меньше. Они были скорее слепками либо его внутренних состояний, либо действительности вокруг. Но окружающую действительность он обычно отражал с некоторым временным лагом вперёд, отсюда все эти старые шутки про то, что Сурков-Дудаев зачитывается Пелевиным.

В этом романе ничего подобного нет. Это просто лобовая автобиография в антиутопии «Transhumanism Inc.», даже без малейшего вотэтоповорота в конце.

От высушенных ягод сюжета остался урюк, оттого явственнее выступают сюжетные кости, которые мы видели уже дюжину раз.

  • Главный герой — личность без личности. Он ничего особенного из себя не представляет, человек самого простого происхождения. Никакого характера у него нет. Никаких целей тоже. Это однозадачная машина, с которой просто происходит книга. Здесь это, соответственно, Салават-KGBT+, но это мог быть Смотритель, мог быть Роман, мог быть Кримпай, мог быть Кеша, могла быть какая угодно другая форма без содержания.
  • Мудрый наставник. Он вводит нашего ГГ в некие высшие круги общества. Он же обычно служит главной машиной экспозиции, как Энлиль Маратович в «Empire V» или Осирис в «Бэтман Аполло», например, но здесь эту функцию снова взял на себя сам Пелевин, просто рассказывая якобы от имени ГГ всё устройство мира. Люсефедор в романе служит бледной тенью такого мудрого наставника.
  • Романтический интерес ГГ. Здесь это Герда, но могла быть Анна, Гера, Кая, Наоми и так далее. Они ничем друг от друга не отличаются. Это решительные, уверенные в себе женщины, часто с короткой стрижкой, с идеальным молодым телом, всегда куда выше лигой, чем наш ГГ, и обычно куда более маскулинные, чем он сам. Юнгианец сказал бы, что Виктор Олегович никак не может наладить отношения со своей анимой, если он раз за разом воспроизводит один и тот же конфликт.
  • Герой либо становится членом тайного общества, либо просто высших слоёв общества, зачастую это одно и то же. То есть он становится вампиром, халдеем, Смотрителем, киклопом, жителем Бизантиума и так далее.
  • В процессе он узнаёт суровую правду об окружающей действительности, за чем следует вотэтоповорот. В «KGBT+» Пелевин просто забил на этот момент.

Книга не читается, она просто перелистывается. На протяжении пятиста с лишним страниц ничего не происходит, просто уставший от жизни KGBT+ пересказывает свою скучную биографию, перемежая её синопсисом своих культовых вбоек и наставлениями молодому вбойщику.

И тут меня мучает вопрос: для кого это написано? Кто целевая аудитория книги? Понятно, что это целиком коммерческий продукт, значит, у него должно быть какое-то таргетирование.

Кому интересны рассуждения Пелевина о превосходстве хинаяны над махаяной? Об этом он спорил ещё с БГ, после чего они оба решили, что разговаривать им больше особенно незачем. Этим спорам почти две тысячи лет, в них ничего не меняется.

Кому смешно от карикатурного мироустройства этой антиутопии? Кто будет хихикать над «бро куратором» и «улан-баторами»? Кому не мерзко от описания местного фембокса, цель которого заключается в том, что боксёрша должна пенетрировать своим нейрострапоном оппонентку и добиться при этом оргазма? Чтобы быстрее достигнуть кульминационной точки они в паузах во время боя нализывают свой нейрострапон, чтобы быстрее приблизиться к нужному состоянию. Кому всё ещё не мерзко, в книге есть подробный рассказ о том, как в детстве ГГ совратила батрачка, заставив слизывать варенье со своего нейрострапона. Оттого у него психологическая травма, а как же.

Я допускаю, что аудитория двача будет в восторге от второй части книги, но не уверен, что она хотя бы слышала термины из первой.

Конечно, всё это карикатура и сатира. Но есть грань, за которой произведение искусства становится просто унылой клоунадой, как какой-нибудь Saints Row IV, который вышутил всё, что можно вышутить, даже самое себя, и оттого стал просто скучной игрой.

И я боюсь, что его антиутопия многим из молодого поколения покажется как раз утопией: как же, кругом переизбыток секса, разврата и наркотиков, зелёная экономика, да ещё и женщины теперь сильный пол и страпонят мужиков. Просто влажные мечты двачера. Да ещё и в России снова полная жопа.

Кроме того, мне просто грустно это видеть, потому что такие лингвистические шутки и ядовитые обыгрывания Пелевин может выдавать просто фристайлом, с его-то культурным багажом и фантазией это ничего не стоит.

Я даже не думаю, что он «исписался», как это обычно говорят. Я думаю, ему просто давно пофигу. Ему неинтересно писать книги. Вероятно, его ещё занимает духовная практика, но литература — это что-то вроде нелюбимой работы, так что он просто выдаёт MVP, и дело с концом.

Потому если вы ещё любите книги Пелевина, не ждите от этой ничего интересного. Всё, что в ней есть, вы уже читали с десяток раз и в куда лучшем виде.

Если вы никогда не читали Пелевина, прочитайте «Чапаева и Пустоту», «Омон Ра», «Жизнь насекомых» или «t» (лучший его роман, на мой вкус).

1717
28 комментариев

Комментарий недоступен

5
Ответить

Да, вот эти детальные разборы мельчайших особенностей политического устройства или технической реализации вбойки - это чудовищное уныние. Не надо так делать.
Я тоже вспоминаю "Принца Госплана" и тоскливо вздыхаю.

2
Ответить

Сорокин,Пелевин,Липскеров,всё равно читаю и жду)))

Ответить

Любить книги Пелевина — это как любить актёра Роберта Де Ниро. Где-то в прошлом остались блестящие роли и великолепные персонажи. Всё, с чем приходится иметь дело сейчас — это бесконечные комедии с Энн Хэтэуэй и раз в никогда лет — «Ирландец» Скорсезе.С начала десятых только и слышу нытье, что Пелевин то исписался, все лучшее осталось в прошлом. При этом к лучшему часто относят что-то типа чернушных ДПП или Омон Ра. Нередко эти критики признавались в любви к Сорокину, что уже по определению диагноз.
Иными словами, это грустно, обидно и немного стыдно. Каждый год где-то в августе появляется анонс очередной книги Пелевина, и уже по названию можно начинать гадать, насколько стыдным будет позорище на этот раз.Вот-вот, исписался, говно и позорище. Только что-то другого Пелевина так и не появилось. При том, что любители разоблачить периодически любят козырнуть чем-то типа "все мы уже прекрасно понимаем рецепт творчества Пелевина". Даже сам писатель не удержался и прошелся по теме в ТрансгуманизмИнк. Этим разговорам уже лет пятнадцать, широко они начались когда Олегович начал определенную публику против шерсти гладить, наравне со всеми остальными, что-то им как-то сразу не понравилось.
про то, что Сурков-Дудаев зачитывается Пелевиным.Характерный мем для подобно публики.
Романы Пелевина никогда не отличались проработанным сюжетом, но с годами его становилось ещё меньше. Они были скорее слепками либо его внутренних состояний, либо действительности вокруг. Любые романы слепки сознания автора и окружающей его действительности. По поводу сюжетов. У Пелевина контракт с издательством выдавать по роману в год. Поэтому часто делается ленивая попытка выдать за роман сборник рассказов или новеллу с парой доп. рассказов. Тот же ТрансгуманизмИнк это сборник рассказов. Вот и вся тайна непоследовательности. А мы, издатель и читатели, и не против. Возможно, отдохнуть и сбавить темп ему бы не помешало. Возможно.
И я боюсь, что его антиутопия многим из молодого поколения покажется как раз утопией: как же, кругом переизбыток секса, разврата и наркотиков, зелёная экономика, да ещё и женщины теперь сильный пол и страпонят мужиков.Если то что описано в ТрансгуманизмИнк кто-то может принять за утопию, то им уже ничем не помочь, странно в этом обвинять Пелевина.
в России снова полная жопа.А с зеленой повесткой и инклюзивностью возведенной в абсолют может быть что-то другое?

По теме. Первый рассказ в КГБТ отличный, а вот сам роман не пошел. Но учитывая данную рецензию, нужно читать дальше, вполне возможно, что все там нормально будет.

1
Ответить

Ты сейчас немного повоевал с воображаемыми пелевино-ненавистниками у себя в голове, но это ничего, читай дальше. Может, хоть тебе книга понравится.

1
Ответить

не нужно читать

1
Ответить

вообще

Ответить