Секреты композиции: 12 простых правил выгодного размещения объектов
Чем хороша и плоха симметрия, почему на площадь лучше смотреть сквозь арку и зачем в центре картины человеческий глаз?
Разместить на холсте даже один объект — уже непростая задача. Сделать его крупнее или мельче? Сдвинуть влево или вправо? Если объектов много, сложность возрастает в разы. Художники и фотографы столетиями экспериментировали и учились друг у друга, чтобы открыть большие правила и маленькие хитрости композиции. Здесь мы собрали те из них, которые, с одной стороны, легки в исполнении, а с другой — эффективно работают на результат.
1. Ведущие линии
Если вам нужно увести взгляд зрителя в глубь холста, используйте естественные линии объектов, которые уходят далеко в перспективу. Это могут быть берега рек, дороги, мосты, поезда, изгороди, лестницы. Такие линии называются ведущими. Очень часто они ведут взгляд зрителя к каким-то важным фрагментам полотна.
Ведущие линии не обязательно должны быть прямыми:
2. Симметрия
Художники обычно стремятся избегать симметричных построений, особенно если рисуют естественные объекты. Считается невыгодным и размещение объектов в центре холста. Но иногда эти приемы можно использовать очень удачно — например, когда вы хотите изобразить архитектурный ансамбль.
3. Диагонали
Помните, что диагональные линии и треугольники привносят в композицию динамическое напряжение. Дело в том, что вертикальные и горизонтальные линии стабильны: если человек стоит на горизонтальной плоскости, он не прилагает к этому усилий, и ему незачем куда-то идти. Но поместите его на наклонную плоскость, и стабильность исчезнет — даже для того, чтобы остаться на месте, ему придётся приложить усилие. Так в композиции появляется динамическое напряжение.
Диагонали и треугольники придают динамическое напряжение даже совершенно неподвижным объектам вроде зданий. Разместите здание под углом — так, как мы редко видим его в повседневной жизни. От этого само положение наблюдателя будет казаться неустойчивым, и в картине сразу почувствуется динамика.
4. Рама в раме
Используйте в композиции естественные рамы — окна, двери, арки, свисающие ветви деревьев. Это эффективный прием, чтобы придать изображению глубину. Рам на картине может быть несколько:
Излюбленный прием живописи Ренессанса — использование арки в качестве естественного обрамления:
Естественное обрамление может быть разомкнутым или неполным:
5. Форма и фон
Создайте контраст между объектом и фоном, на котором он расположен — это придаст композиции глубину. Такой контраст можно создать с помощью глубокой тени:
6. Заполнение холста
Чтобы привлечь внимание к объекту, разместите его на переднем плане, ближе к зрителю.
Если человек на переднем плане смотрит на зрителя, поместите его доминантный глаз в центр холста. Доминантным называется глаз, который всегда смотрит прямо. При этом второй обычно расположен под небольшим углом. Если доминантный глаз будет в центре полотна, у зрителя возникнет ощущение, что взгляд человека на картине следует за ним.
7. Уравновешенные объекты
Основной объект композиции часто сдвигают к краю полотна. Если он при этом выдвинут на первый план, может возникнуть ощущение дисбаланса. Уравновесьте его другим объектом, менее важным или меньшим по размеру, который отвлечет на себя часть внимания.
Конечно, в реальности башня гораздо больше по размеру, чем фонарь. Если в работе получается наоборот, это придает ей глубину, позволяет подчеркнуть планы.
8. Негативное пространство
Оставляйте на холсте побольше негативного пространства — так называют «пустое» (не заполненное образами) пространство вокруг объекта. Оно может быть и заполнено, но чем-нибудь нейтральным, например, небом. Это придаст композиции выгодную простоту и направит взгляд зрителя к основному объекту.
9. Достаточное пространство
Если на полотне есть движущийся объект — корабль, автомобиль, пешеход — позаботьтесь о том, чтобы впереди у него было достаточно пространства для дальнейшего движения. Например, если лодка идёт слева направо, разместите её в левой части холста, а в правой покажите гладь реки, по которой ей предстоит пройти.
Это же правило стоит соблюдать, если на холсте изображён человек, взгляд которого направлен в мир кадра или картины (а не в сторону зрителя). Перед его глазами должно быть достаточно пространства, которое он обозревает. Например, сидящий в левой части кадра человек должен смотреть вправо.
10. Узоры, текстуры и повторения
Не забывайте, что узоры и повторения эстетически приятны для человеческого глаза — они навевают ощущение гармонии. Узор можно составить из естественных объектов, таких как лепестки цветов или головы людей в толпе. Но самое лучшее — когда повторение неожиданно прерывается.
Узор может вести взгляд зрителя к определенному объекту, становясь ведущий линией:
Текстуры нравятся фотографам и художникам потому, что на их выпуклостях выразительно играют свет и тени:
11. Нечётное число объектов
Если вы планируете разместить на полотне несколько похожих объектов, пусть их количество будет нечётным — оно считается более естественным и легким для восприятия — в то время как чётное количество объектов рассеивает внимание зрителя и не дает ему сконцентрироваться на каком-то одном.
Это правило можно и нужно нарушать, в зависимости от темы работы. Например, вы можете изобразить двоих людей за беседой. Внимание зрителя будет постоянно переключаться с одного на другого, отражая таким образом ход воображаемого разговора.
12. Правила существуют для того, чтобы их нарушать
Не бойтесь экспериментировать и нарушать правила, создавая композиции по собственным схемам. Иначе из ваших работ исчезнет индивидуальность. У выдающегося экспериментатора — Карлсона, который живёт на крыше — была одна-единственная картина. Она называлась «Очень одинокий петух» и отличалась нестандартной композицией: «На большом, совершенно чистом листе в нижнем углу был нарисован крохотный красный петушок». Выглядело это, в лучшем случае, так:
Благодаря этому гениальному композиционному ходу её знает весь мир.
Автор Валерия Шмырова специально для Smirnov School, онлайн-школы, где готовят концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Связаться с нами можно на сайте. Скажите, что пришли с DTF, и мы с радостью предоставим вам приятную скидку.