Рецензия на Highfleet, написанная с любовью и вниманием

С чего все начиналось

Летом 2021 годы вышла игра Highfleet от независимого разработчика Константина Кошутина. Ранее он был известен 2d-аркадой Hammerfight, выпущенной в 2009 году. Прежде чем переходить к рецензии Highfleet, следует знать, чем известна его прошлая работа (если кратко — это кардинальное развитие идеи прошлой игры) . Игровой процесс Хаммерфайта заключается в боях на летающих машинах-пепелацах при помощи холодного оружия. Управление игры подчеркнуто простое — движение пепелаца управляется мышкой, а оружие двигается за ним по инерции. В игре представлено множество видов холодного оружия — мечи, цепы, молоты, топоры, огнестрельные пищали и т. д. , причем каждый вид оружия требует сноровки и определенного стиля игры. Например, длинным цепом стоит атаковать врага издалека, не давая ему приблизиться, а тяжелым молотом лучше дробить вражескую броню.

Знатный воин с золотой броней, цепом и серебряным мечем
Знатный воин с золотой броней, цепом и серебряным мечем

Игра создает неповторимое ощущения тяжести оружия в руках и мощи наносимых ударов. Фактически, Хаммерфайт является одним из немногих удачных симуляторов фехтования. Способ управление в игре является чуть не единственным способом сделать бой в игре зависящим именно от навыков и умения игрока, а не от характеристик персонажа или заученных таймингов.

Вышеперечисленных достоинства игры было бы уже достаточно, что бы быть достойном внимания публики, но и тут Кошутин отличился, проявив редкое в наше время внимание к деталям. Так мы переходим к другому аспекту — графике. И она для 2д-аркады без преувеличения великолепна, причем не только с технической стороны, но и с художественной. Оружия, броня, пепелацы, развевающиеся на ветру стяги, враги имеют свой уникальный стиль. Кошутин даже создал запоминающийся дизайн для каждого типа противников — живых людей, машин, чудовищ и т. д.

Пепелац в железной броне, вооруженный цепом, против летающего червя. Ещё не самое странное, что вы увидите запустив игру.
Пепелац в железной броне, вооруженный цепом, против летающего червя. Ещё не самое странное, что вы увидите запустив игру.

Третий аспект игры, выделяющий её на фоне остальных — это сюжет и игровая вселенная. В 20 мб дистрибутива Кошутин поместил целый мир со своей историей, мифологией, культурой и традициями. Несмотря на скудные описания ЛОРа, он воспринимается как цельная и гармоничная вселенная, во многом благодаря колоритным именам и стилю повествования, напоминающими библейские предания.

И все это создал один человек (ну надо, пара художников и музыкантов) . Конечно, игра имеет свои недостатки (типа отсутствие разрешения экрана кроме 600х800) но замечать их решительно не хочется.

После выпуска игры Кошутин надолго отошел от разработки, изредка переписываясь с игроками. Один из них пожаловался, что в Хаммерфайте мало внимания уделено огнестрельному оружию, на что Кошутин пообещал уделить этой теме больше внимание. Эта фраза имела далекоидущие последствия…

Наконец, в 2016 году Константин объявил о работе над новой игрой — двухмерной аркадой/стратегией Hightfleet (англ. Высокий Флот) . По его словам, эта игра будет рассказывать о «шуме ракетных двигателей, артиллерийских дуэлях тысячетонных кораблей и судьбе русской аристократии в постапокалиптической пустыне». И, что характерно, не соврал ни слова.

ЛОР

«Итак, каждый год воздушные крейсера Романи стартуют со скалы Сайяди и отправляются в пустыню Герата в поисках славы и сокровищ довоенного мира». Эта фраза предваряла первые материалы по игре, опубликованные разработчиком. Что бы не тянуть время, скажу, что игра вышла летом 2021 года. И была эпична во всех аспектах. Хайфлит сложно приписать к одну жанру, это смесь аркадных боев с видом сбоку и тактической стратегии.

Вселенная игры по духу напоминает тот самый Хаммерфайт. Действие происходит в некотором постапокалиптическом мире, по уровню развития равный 19-20 веку. Основным видом военной техники стали воздушные корабли с ракетными двигателями, работающими на сжиженном метане. В игре есть РЛС, ядерные ракеты, тропосферная радиосвязь и прочие высокотехнологические артефакты. По смутным намекам, ракетные двигатели, ядерное оружие, радиолокационные станции остались от прошлой цивилизации, которая, скорее всего была уничтожена ядерной войной. Нынешние народы могут только использовать и чинить старое оборудование, но не в силах его воссоздать. Например, в игре упоминается, что на свете остался только один действующий ядерный реактор, который многие считают чудом или вовсе выдумкой.

Основное государство в мире — империя Романи, напоминающая Российскую Империю XIX века. Она правила практически всем обитаемым миром, пока наместник Герата не восстал против императора и не провозгласил независимость своей страны. Противники Романи назвали себя Собранием великих домов Герата и уже 20 лет ведут кровопролитную войну с империей. Действие игры начинается когда командование Высокого Флота Романи объявляет о начале операции по освобождению Герата от сил Собрания. Главный герой игры, молодой дворянин Марк Сайяди Салемский, за знатное происхождение был принят в экспедиционный флот. После нескольких удачных сражений флот останавливается на стоянку в городе Ур, куда через два дня прибывает флагман «Севастополь» со страшными вестями — столица империи была разрушена ядерным оружием Собрания, командование Высокого Флота уничтожено, остатки сил Романи беспорядочно отступают. Адмирал Пётр Шахин предлагает вместо возвращения на юг лететь на север и захватить столицу Герата — Хиву — и её ядерный арсенал, после чего договорится с Собранием о выгодных условиях мира. Главного героя избирают и. о. императора из-за гибели всего официального правительства. Так начинается основной игровой процесс.

Сам игровой процесс состоит из 4х основных частей:

Тактические бои

Не самая главная, но, безусловно, самая эффектная часть игры. Мы командует корабликом и сражаемся с такими же вражескими корабликами. Летаем кнопками, целимся мышкой, разбиваемся о землю. Простой на первый взгляд геймплей обнаруживает неожиданную глубину. На поведение кораблей влияют его вес, запас топлива, развесовка, расположение двигателей, степень повреждения кораблей, не говоря уже о его конструкции. Легкий фрегат ведет себя совсем не так, как тяжелый экспедиционный корабль. Фрегат может уклонятся от тактических ракет просто за счет маневренности. Более тяжелый корабль вынужден использовать тепловые ловушки, а крейсер вынужден отстреливать их из зенитных автоматов. Тяжесть бытия скрашивают любовно сделанные эффекты взрывов и комментарии адъютанта по радиосвязи.

Тут мы войну воюем
Тут мы войну воюем

Стратегический режим.

Тактические бои — это лишь скромная прелюдия истинному предназначению игрока. Здесь мы садимся за планшетку и ведем нашу эскадру к победе, избегая врагов, пополняя запасы топлива и периодически захватывая поселения. За эскадрой игрока охотятся вражеские ударные группы, ракетоносцы и авианосные соединения. Для борьбы с этим игрок имеет систему радиообнаружения, средства радиоперехвата, постановщики помех, детекторы радиоизлучения, ИК-сканеры… А так же циркуль и линейку. Да. Игрок должен по данным радиоразведки определять пеленг и скорость цели, рассчитать время прибытия и на основании этого решить что сделать — уклониться от вражеской ударной группы? отправить им ракету или авиагруппу? или рискнуть на прямое столкновение? Радиоразведка может заметно облегчить продолжение игры, но и противник не окажется этим воспользоватся.

...а тут мы флот флотоводим
...а тут мы флот флотоводим

Интерфейс в стратегическом режиме выглядит несколько громоздко, хотя правильнее было бы назвать это «солидно» и «внушительно». Все органы управления и индикаторы функциональны, причем они настолько проработаны, что сведущим людям интерфейс напоминает реальные панели управления радиолокационными станциями. Если прибавить к этому фоновые сообщения по радиосвязи то получится полное впечатление, что игрок сидит к радиорубке воздушного крейсера. Как ни странно, такое обилие возможностей не превращает игру в полный хаос: при любой угрозе игра любезно становится на паузу, о любых важных событиях сообщит радист Пётр Игнатьевич, топливо само распределяется между кораблями в эскадре, время можно спокойно проматывать и т. д. Словом, если в эскадру летит пяток ядерных ракет — то вы всегда можете узнать что и как вас убило

Ручная посадка

Третий элемент геймплея — это ручная посадка кораблей в доки в стиле Lunar Lander. Элемент совсем не обязательный, но чертовски эффектный. Приземление позволяет ощутить мощь и вес корабля — особенно когда удается затормозить флагман только за десяток метров до земли. Вид выдвигающихся их-под днища шасси выбивает слезу умиления у игрока. Корабль ведет себя как и положено многотонной стальной махине — неспешен и неостановим, как само течение Времени.

Лапки крейсера. Ла-понь-ки.
Лапки крейсера. Ла-понь-ки.

Пожалуй, тогда здесь можно полноценно насладится языками метанового пламени и ревом двигателей, не опасаясь получить снарядом в броню. Так что улыбаемся и смахиваем слезу платочком.

Редактор кораблей

Сбылась мечта конструктора! Если вам не нравятся имеющиеся корабли (довольно неплохие, кстати) — добро пожаловать за кульман, создавать машины. К вашим услугам целый арсенал деталей — двигателей, брони, элементов корпуса, радаров, баков, пушек и т. д. Фантазия ограничивается только отношением тяги к весу корабля (если оно меньше единицы, то корабль далеко не улетит) . Сделал мощный и бронированный корабль — молодец! Собрал уберавианосец — класс! Догадался подвесить к легкому фрегату пару бомб, получив таким образом бомбардировщик — умничка! Сделал уберкрейсер, способный в одиночку развалить пару ударных групп — гений! А теперь непобедимая эскадра из этих кораблей потратила все деньги на топливо и застряла в пустыне из-за пустых баков— едрит, ты бестолочь! Глубина игры становится полностью понятна только после попыток самостоятельно собрать себе эскадру для похода на Хиву. Становится понятно, что главный корабль в группе — это не крейсер, а танкер-заправщик. Что корабль радиоразведки — не прихоть, а суровая необходимость, и лучше их иметь два, для триангуляции цели. Что корабль должен не только победить в бою, но и потом благополучно сесть в док… И таких моментов масса. В конечном итоге оптимальные корабли становятся похожи на свои реальные прототипы. Технические особенности воссозданы так досконально, что в игре можно найти только 4 допущения:

  1. Ни один ракетный двигатель не способен поддерживать в воздухе целый корабль дольше, чем несколько минут.
  2. В игре ни разу не покупается вода и продовольствие во время экспедиции.
  3. Топливо между кораблями в группе перекачивается мгновенно
  4. Игрок всегда имеет идеальную связь с отдельными ударными группами

Сюжет и персонажи

Впрочем, не одними стальными машинами жив Хайфлит. На самом деле, эта игра повествует совсем не о сражениях воздушных кораблей над пустыней, а о обретении Бога народом во время странствия. Обретение веры в разрушенном мире — вот основной мотив сюжета. Это роднит игру с Дюной, которая, кстати являетсю любимой книгой автора. Собственно, история Марка Сайяди близко перекликается с историей Пола Атрейдеса — всё тоже становление юного героя, лишившегося дома, пророком целого народа и триумфальное его возвращение. В игре у случайных персонажей встречаются отрывки из какой-то книги, написанной на неизвестном языке, который может понимать только главный герой. Со временем игрок понимает, что эта книга — Библия, и именно с ней связана надежда на спасение мира. Религиозные мотивы встречались и в Хаммейфайте, но там они не играли значительной роли в нарративе. Благодаря таланту автора эти элементы выглядят органично и не выбиваются из общего стиля.

Не упомянуть персонажей Хайфлита было бы большим упущением. Увы, их характер и история прописаны довольно слабо, и длинных задушевных диалогов в игре не будет. Это частично компенсируют красочные портреты персонажей. Посещать случайные города стоит просто ради того, что посмотреть, как выглядят тарханы — вольные пилоты кораблей, которых мы можем взять на службу. Среди них нет ни одного похожего, и каждый имеет свой уникальный стиль.

В игре так же есть простая ролевая система, включающая в себя духовные характеристики персонажа и его отношения с персонажами. Делая добрые дела — добреем, делаем злые — злеем.

Подведя итог, можно сказать, что Хайфлит — одна из лучших игр за последний пяток лет. По художественной полноте и стилю она может соревноваться с Мором (Утопией) , Тургором и Периметром (по хорошему, про каждую их них стоит написать отдельную статью) . Хайфлит — это почти уникальный пример игры, созданной исключительно по авторскому видению, без оглядки на желания публики, каноны жанра и современную повестку. Если звезды сойдутся — то такие творения становятся шедевром. И на этот раз они сошлись. Финальные титры игры оставляют надежду на скорое продолжение. Ну, вот и все.

7373
13 комментариев
15
Ответить

Обожаю этот видос

Ответить

"Противник уничтожен"
ббррррррр
"Подтверждаю, цель уничтожена"

5
Ответить

Всё пытался вкатиться но как-то впадло разбираться в таком количестве механик и нюансов)

4
Ответить

Не добрался пока, но это одна из немногих за многие годы игр, которые с первого взгляда без вопросов прописываются в бэклоге.

1
Ответить

И остаются там навеки, аминь

8
Ответить

Импакт охуенный у игры конечно, ощущается все прям ухх, и эффекты пиздатые, взрывы стрельба особенно ночью, очень сочно

2
Ответить