Обзор серии Deponia. Незнайка на Мусорной Планете

Обзор серии Deponia. Незнайка на Мусорной Планете

Моё первое знакомство с Deponia произошло, кажется, в теперь бесконечно далёком 2012 году. Квадратный монитор, увесистая пачка журналов “Игромания” рядом в шкафу, первая, купленная на собственные деньги гитара, сильно запущенная борода и, в целом немного наивное, но зато более оптимистичное отношение к жизни.

Честно говоря, мне всегда нелегко давался жанр квестов, а потому, с некоторой опаской и предвкушением серьёзных испытаний, я решился скачать пиратку вышедшей тогда первой части ныне полностью завершённой квадрологии. Разумеется, потом, хоть и значительно позже, я с лихвой отблагодарил разработчиков рублём за их старания. Но тогда, в 2012, всецело оправдав свои опасения, я, естественно, застрял на последних часах прохождения. Игра оказалась заброшена, сохранения и установочник затерялись где-то на просторах старого харда.

Повторное же моё знакомство с играми Daedalic Entertainment случилось только в 2017 году. На этот раз мой взор упал на Ken Follett`s Pillars of the Earth, которую в разряд квестов можно было причислить лишь с большой натяжкой. По сути своей это скорее было интерактивное кино или даже книга с довольно эстетичным визуальным рядом, прекрасным звуковым сопровождением и захватывающим сюжетом, что предусматривал определённую нелинейность. Однако именно с этого проекта, возможно чуть менее яркого и успешного в сравнении с остальным портфолио разработчика, Daedalic Entertainment получила от меня огромный кредит доверия. В результате чего я потом с удовольствием поиграл в The Whispered World, Silence, а теперь, в 2022, практически запоем прошёл франшизу Deponia.

Обзор серии Deponia. Незнайка на Мусорной Планете

Я не случайно упомянул в заголовке имя небезызвестного персонажа из детской сказки, поскольку между ним и главным героем игры вполне очевидно просматривается некоторое сходство. Руфус такой же неисправимый мечтатель и обалдуй, мнящий себя экспертом в самых разных областях, хотя на поверку его понимание истинной сути вещей плавно стремится к нулю. А его подлинный неоспоримый талант – устраивать хаос на ровном месте, в ситуациях, где любой нормальный человек не испытает и толики затруднений.

Наш подопечный живёт посреди самой натуральной свалки, обитая в доме бывшей подружки Тони, которая терпит безработного эгоиста и неумеху из последних сил. Впрочем, справедливости ради, вся Депония – это не что иное, как бесконечные скопления грязных, ржавых руин и яркий представитель постапокалипсиса, пускай и с некоторой примесью гротеска, что вполне объяснимо на фоне преимущественной комичности происходящего. Единственное же место на планете, где по слухам жизнь похожа на рай и, вполне ожидаемо, проживают лишь представители привилегированного сословия – это небесный город Элизиум. А потому нет ничего удивительного в том, что наш отважный раздолбай и горе-изобретатель Руфус ставит себе цель во что бы то ни стало попасть туда.

Обзор серии Deponia. Незнайка на Мусорной Планете

Практически в самом начале, буквально зашвырнув себя на борт проходящего органонского крейсера, он неожиданно сталкивается с девушкой Гоал, что стала жертвой закулисных интриг сильных мира сего. И вдвойне неожиданно для себя Руфус решается помочь уроженке Элизиума справиться с преследователями. Однако, как и большинство планов Руфуса, эта попытка спасения превращается в безумно уморительный фарс, после чего оба падают с неба на землю, обратно в родной город Руфуса – Кувак. В результате возможно первого в жизни храброго поступка, в коем всё-таки нашлось место корысти, герой оказывается с головою втянут в омут опасных и захватывающих приключений, где найдётся место и юмору, и драме, а нам с вами предстоит вволю исследовать своеобразный, причудливый мир мусорной планеты, постепенно знакомясь с её обитателями.

Вся серия Deponia – это подлинное испытание для серого вещества и серьёзная проверка извилин. И хотя в играх присутствует возможность при желании подсвечивать точки активного взаимодействия, дабы избежать лишнего пиксель-хантига, если вас пугает подобная перспектива, постоянные нетривиальные головоломки с весьма своеобразным чувством логики по-прежнему останутся на месте. Во всяком случае, у пользователей, плохо знакомых с жанром, они способны вызвать немалые затруднения. Даже система подсказок, которую ввели в специальном издании The Complete journey, на деле не сильно помогает, а поначалу и вовсе может запутать своим экстравагантным исполнением.

Впрочем, не смотря на все сложности и моменты временного ступора, сюжетное ядро неизменно выступает главным локомотивом нашего продвижения вперёд. Желание узнать, какие же повороты выкинет история на этот раз, какими причудами Руфус вновь перевернёт всё с ног на голову, заставляет сильнее напрячь свои извилины и пробовать новые варианты решения очередной проблемы. Хотя, на худой конец, никто не запрещает вам заглянуть в стимовское руководство по прохождению.

Наши постоянные шатания по окрестностям, разговоры с персонажами и частые копания в собственном инвентаре время от времени перемежаются логическими мини-играми, что варьируются от простеньких до довольно заковыристых головоломок. Тут и наведение прицела катапульты (практически в самом начале), ловля суриката, катания на вагонетке, похождения на танцполе, упражнения в песнопении и даже местная пародия на файтинг. Однако стоит отметить, что все эти игры сугубо опциональны и имеют возможность пропуска. Правда, в таком случае теряется шанс получить очередную ачивку, а игра сразу заботливо преподносит нам финальный результат вместе с очередной репликой Руфуса или заставкой.

Если же говорить о личных предпочтениях, о том, какая часть франшизы получилась наиболее удачной – довольно трудно дать однозначный чёткий ответ. Во всяком случае, для меня они воспринимаются, как единое целое. Разве что Doomsday в этом плане стоит несколько обособленно.

В первой Deponia, как и во всех масштабных приключениях, есть свой неповторимый шарм от первого знакомства с новым колоритным миром, богатым на особенности. Вот только заканчивается она, как говорится, на самом интересном месте, развязку главной интриги плавно перекладывая на плечи продолжения.

Chaos on Deponia, в свою очередь, получилась особенно богатой на события, ввела новых персонажей, а старым знакомым добавила интересные особенности и черты. К примеру, наша главная спутница – Гоал, что большую часть первой игры вообще провела без сознания, на этот раз получила гораздо больше экранного времени и даже заработала шизофрению. Разумеется, не без участия нашего эксцентричного недотёпы. В результате получилось три разных Гоал, а количество забавных сценок и неожиданных поворотов возросло в геометрической прогрессии.

Также, именно в Chaos on Deponia, на мой взгляд, получились самые изощрённые головоломки. Чего только стоит возня с яйцами утконосов, охота на подводную лодку или хлопоты со свиданием для друга. Один раз и вовсе, чтобы продвинуться по сюжету, требовалось залезть в меню настроек и отключить один из параметров. Игра, конечно, давала некие намёки на этот счёт, но исключительно прозрачные, в результате чего, разумеется, было легко впасть в ступор. Таким образом, мне даже пришлось пару раз залезть в прохождение, дабы слегка уменьшить плотность пара, идущего из ушей.

И всё же, не взирая на те трудности, что мне довелось испытать, Chaos on Deponia по праву можно назвать образцовым сиквелом, достойно перенимающим идеи оригинала, всё самое лучшее возводя в абсолют, а история здесь подводит некий промежуточный итог, что в условиях отсутствия продолжения вполне мог бы считаться счастливым концом.

Goodbye Deponia, неукоснительно следуя своему названию, - это красивая, трогательная песня прощания со сказочным миром, пускай и довольно чудаковатым, но за время всех приключений уже кажется ставшим родным. А потому нет ничего удивительного, что в старой знакомой весёлой песенке тут и там проскальзывают грустные нотки. Общий тон повествования стал заметно мрачнее, поскольку судьба всей Депонии теперь окончательно повисла на волоске, а на Руфуса ощутимо давит бремя ответственности за чужие жизни, притом что наш извечный пофигист не привык отвечать никогда и ни за что. Практически в самом начале игры можно увидеть забавную сценку, где Руфус заходит поплакаться в кладовку, безысходно гадая, как же ему остановить грядущий армагеддон.

Хотя, даже при таком, казалось бы, изначально депрессивном настрое, игра по-прежнему в изобилии подкидывает уморительные шутки и ситуации, часть из которых связана с бездумным комбинированием предметов в инвентаре. Всё это создаёт необходимый контраст, дабы градус безнадёги не превысил отведённый ему порог, и атмосфера комичного приключения окончательно не развеялась, скатываясь в предельную серьёзность. Впрочем, стоит, пожалуй, отметить, что уже со второй части франшизы появились моменты откровенной чернухи. И если в Chaos on Deponia мы отправляли бедную птичку в раковинный измельчитель и пускали детёнышей дельфинов на консервы, то в третьей части мы уже скармливаем монстру настоящих детей. Разумеется, всё это подано нарочито гротескно, абсурдно, а Руфус вроде как делает подобные поступки совершенно случайно и не со зла, тем не менее, лично для меня эти сцены были решительно неприятны. Впрочем, ценители чёрного юмора, может, и оценят подобный подход.

Обзор серии Deponia. Незнайка на Мусорной Планете

Что касается головоломок – то я бы не сказал, что они здесь стали значительно проще и по-прежнему дают хорошую встряску мозгам, побуждая активно применять нестандартное мышление. В определённый момент Руфусу даже удастся клонировать себя, в результате чего получатся ещё два таких же обормота. Стоит, пожалуй, отметить, что подобный сюжетный ход совсем не воспринимается самоповтором, ведь в случае с тремя Гоал мы весьма ограниченно пользовались особенностями разных личностей нашей спутницы. В то время как между Руфусами можно будет свободно переключаться, исследуя разные области изолированных друг от друга локаций. Более того, некоторые задачи удастся решить лишь путём кооперации, при необходимости обмениваясь предметами в инвентаре.

По личным ощущениям, в Goodbye Deponia слегка возросло количество мини-игр, что некоторые пользователи в отзывах стима сочли как нарочитое растягивание хронометража. Впрочем, у меня это не вызвало какой-либо дискомфорт. Зато здесь есть стирка в гигантской стиральной машине, безумно нелепая операция (словно в какой-нибудь Surgeon Simulator) и отсылка к Скуби-Ду.

Как и положено завершающей части цикла, третья игра получилась громкой и яркой, богатой на эмоции и сцены, где накал страстей ничуть не уступает, а порой даже превосходит Chaos on Deponia. И всё же, после любого долгого приключения неизбежно следует толика грусти. Самой природой в человека заложено трепетное отношение к расставанию с тем, кого полюбил, с тем, что нам действительно дорого и вспоминается в памяти с особой теплой даже по прошествии многих лет. А потому стоит ли удивляться, что тогда, в 2013, многие фанаты довольно неоднозначно встретили задуманный разработчиками финал, буквально упрашивая создателей хоть как-то изменить окончание. Некоторое время Daedalic Entertainment были непреклонны, и только в 2016 они, наконец, снизошли, выпустив новую часть франшизы с не особо обнадёживающим названием Deponia Doomsday.

Если уж я сравнил Goodbye Deponia с красивой трогательной песней прощания, то Doomsday, вполне резонно, можно будет охарактеризовать как дополнительный куплет. Нужен ли уже доигравшей песне новый куплет? Хороший вопрос. И пусть каждый решит для себя это сам. Я же, в свою очередь, не взирая на некоторые опасения, не стал упускать шанс вернуться в полюбившийся мир. И, по большому счёту, ни капли не пожалел.

Но как, спросите вы, можно продолжить историю, в которой и так поставлена жирная точка? Правильно! Машина времени! Наиудобнейший инструмент для исправления любых сценарных перипетий. Таким образом, Руфус, очнувшись в постели, снова в родном Куваке, поначалу счёл всё произошедшее, как странный бредовый сон. Однако чуть позже он встречает чудаковатого путешественника во времени по имени Макконикл, что движим исключительно научным интересом и строго придерживается политики невмешательства. Вот только с парковкой у изобретателя наблюдаются явные проблемы, из-за чего парень умудрился наехать на любимые бокалы Тони, с которой наш герой на тот момент ещё не успел разойтись.

Обзор серии Deponia. Незнайка на Мусорной Планете

Имея некоторый талант в убеждении своих оппонентов, Руфус уговаривает изобретателя слегка подкорректировать временной континуум, дабы избежать досадного инцидента с разбитием бокалов. Впрочем, весьма предсказуемо, по итогу всё идёт наперекосяк, а Руфус с новым товарищем отправляется в опасное путешествие по бесчисленным параллельным вселенным, где временная петля следует за петлёю и петлёю погоняет, а различные попытки исправить происходящее лишь ещё больше усугубляют сложившийся хаос.

Некоторые игроки наверняка останутся недовольны тем фактом, что многие знакомые по прошлым частям персонажи остались за бортом корабля повествования, и посещать нам предстоит преимущественно новые места. Впрочем, разработчиков тоже можно понять, которые, не желая выглядеть безыдейными, паразитировать на старом наследии, попытались вдохнуть в серию новую жизнь. Даже привычный Кувак они показали с доселе неизученных нами сторон. И в то время как большинство старых приятелей только преимущественно мелькают на заднем плане или ограничиваются парой скупых реплик, другим же, напротив, досталось немало внимания, а повествование открыло их новые черты.

К примеру, та же Лотти, которая знакома нам ещё по первой части, да и сварливая подруга Руфуса Тони также вдоволь покрасуется на экране, в очередной раз поражая своим взрывным характером. Ну и, конечно же, обаятельная Гоал – бессменный объект обожания нашего протагониста. Взаимоотношениям героев уделили особое внимание, попутно внося в них дополнительную сложность и драматизм. Они ругаются, мирятся, ссорятся вновь и сближаются на фоне общих проблем. Отдельным удовольствием было лицезреть стройную красавицу Гоал в подвенечном платье. Однако все подробности на этот счёт пускай будут сюрпризом для тех, кто игру ещё не прошёл.

Никуда не делись и присущие серии головоломки, многочисленные махинации с инвентарём и различные мини-игры. Из нововведений, в этом плане, появились редкие моменты, когда нужно интенсивно нажимать левую клавишу мыши по многу раз, пытаясь дотянуться до нужного предмета или что-то открыть. Другими словами – рукоблудство, как шутил мой хороший друг ещё во времена кооператива в Resident Evil 5. Также будет не лишним упомянуть механику временных петель, когда некоторые события нужно переживать по несколько раз, выстраивая взаимодействия с предметами на локации таким образом, чтобы получить результат, который вновь поставит сюжет на нужные рельсы. (И это задолго до тех же Outer Wilds или Twelve Minutes.) Разумеется, это добавляет некоторой рутины, однако выбранная тематика сама располагает к такому подходу, да и в рамках франшизы смотрится довольно свежо.

И хотя под конец повествования разработчики, на мой взгляд, слегка переборщили с количеством происходящего на экране абсурда, Doomsday всё же вышла интересным и самобытным приключением, в очередной раз открывая нам знакомую истину – не всегда важна финальная цель. Зато путь к ней медленно, почти незаметно меняет нас изнутри, а жизнь подобна неимоверно красочному полотну, что соткано из эмоций и воспоминаний, уникальных для каждого человеческого индивида. И не столь важно – грустным или весёлым вышел финал. Иногда просто важно принять неизбежность и даже необходимость наступающего конца. Сделанного не воротишь, а в наивных попытках играться с судьбою – можно потерять гораздо больше, чем обрести.

Вся серия Deponia – это весьма достойный представитель непростого жанра квестов. История о глупости, храбрости, самопожертвовании и эгоизме, где-то грустная, где-то смешная, о мечтах и надеждах и, конечно же, о любви! А потому я более чем уверен, что она найдёт отклик в сердцах ещё многих игроков, которые раз за разом будут отправлять неунывающего раздолбая Руфуса в новые приключения!

Обзор серии Deponia. Незнайка на Мусорной Планете

Всех вам благ и мирного неба над головой!

268268
101 комментарий

Ну вот зачем напомнил! Придётся перепройти
У Daedalic в целом очень крутые квесты, но Deponia навсегда останется самым любимым проектом

31

Шкодярный момент )
Вообще, круто было бы если б полномертражный мульт сделали по игре, с такой же рисовкой. P. S. Жутко интересно, какой получится игра про Голума от даедаликов.

9

Ну мне больше вишперед ворлд понравился, какая то уютная атмосфера была в ней

6

Мне еще Satinav / Memoria запали в душу. Я сам не играл, но когда смотрел что-то в них было такое, что трогало.

3

Первая часть хороша, но дальше... Игра становится тупо ЗЛОЙ. Пустить дельфинят на консервы? Завести детей к педофилу? Разрушить жизнь бродяги нашедшего любовь? Авторы считают это смешным, но это всё вызывало чувство брезгливости вкупе с шутками про говно и издевательствами над Гоал.
Честно, чем дальше проходил, тем более омерзительным становился ГГ и тем раздражительнее и неприятнее казалась игра.

24

Игра смотрит на мир с эгоцентрической, социопатичной позиции Руфуса. Остальные обитатели Депонии отдают отчёт в том, что Руфус мудак.

21

Народ, ещё раз - Руфус не положительный персонаж. Он не должен развиваться в добрую сторону и становиться лучше. С чего бы?

Эти претензии из разряда - почему маньяк из хоррора с каждой частью убивает только ещё больше.

5