Вне номинации: почему итоги года про хиты

Что с этим делать и как не обделять при выборе лучших игр нишевые жанры.

Вне номинации: почему итоги года про хиты

Каждый декабрь и январь игровая пресса подводит итоги года. Почти всегда в список лучших попадают популярные вещи. Отрицательный тому пример — недавняя The Game Awards. На любую номинацию премии сложно смотреть без смеха, но «Игру года» выбирали из хитов: Horizon Zero Dawn, Persona 5, PlayerUnknown's Battlegrounds, Super Mario Odyssey, The Legend of Zelda: Breath of the Wild.

Теперь посмотрите на лучшие игры по мнению зарубежных изданий в разные годы и увидите общую тенденцию. В большинстве случаев побеждают боевики, песочницы, RPG и игры Nintendo. Мало у кого хватает смелости поставить на первое место гонку, спортивный симулятор, стратегию или визуальную новеллу.

Ранее мы уже приводили примеры «Игр года» из нишевых жанров и рассуждали, кого ещё можно было поставить на первое место. Сейчас поговорим подробнее о том, почему так происходит и как исправить ситуацию.

Почему так

Вне номинации: почему итоги года про хиты

В игровой прессе сформировались два основных подхода к подведению итогов года:

«Гайд»

По каждому жанру редакция пишет тексты в формате аналитического путеводителя. В материале можно проследить, как прошёл год: какие игры вышли, как показали себя. В заключении выбирают одну или три лучших. Помимо этого выходят спецматериалы на разные темы и материал о лучшей игре. Как пример, посмотрите наши итоги 2016 года.

Подборка самых важных игр

Редакция выбирает 5, 10, 15 или больше лучших игр и расставляет их по местам. В подборку стараются включить все самые значимые произведения, потому цифра варьируется. Помимо этого выходят спецматериалы на разные темы. Это самый простой и распространённый подход. Скорей всего вы видели его на многих зарубежных и отечественных сайтах. И мы тоже в этом году выбираем 17 лучших.

Недостатки

Вроде бы пресса и так пытается охватить разные игры. С помощью «Гайда» вообще можно рассказать про все вышедшие за год произведения. А «Подборку» можно расширять, пока в неё не войдут все сколько-либо значимые.

Минус обоих подходов в том, что «Игру года» выбирают почти всегда из хитов по трём принципам:

«Народный победитель»

Prey
Prey

Критики солидарны с мнением большинства, выбирают самую популярную и любимую в народе игру. В таком случае первое место отдают Half-Life 2, третьему «Ведьмаку», GTA V и им подобным. Они лучшие в своих жанрах, с ними так или иначе знакомы все.

По этой логике лучшая игра в 2017 году Prey или Wolfenstein II.

«ИГРА года»

PUBG
PUBG

У неё самая классная, иногда прорывная механика. Она затягивает и увлекает на десятки часов. Критики отбрасывают на второй план сюжет и выбирают победителя с лучшим геймплеем. В таком случае первое место отдают: Middle-earth: Shadow of Mordor, Overwatch, Portal, XCOM: Enemy Unknown, Tony Hawk's Pro Skater, Super Mario Galaxy. Ведь в них интереснее всего играть!

По этой логике лучшая игра в 2017 году PUBG или Mario Odyssey.

«Самая важная игра»

Вне номинации: почему итоги года про хиты

Она двигает жанр вперёд, задаёт тренды или хочет что-то сказать. Её влияние порой распространяется за пределами индустрии. Критики выбирают не самого популярного, но самого значимого победителя. Того, на кого обязательно стоит обратить внимание. Даже если играть не особо интересно. В таком случае первое место отдают: Wii Sports, Journey, Minecraft, Guitar Hero, Braid.

По этой логике лучшая игра в 2017 году Hellblade: Senua's Sacrifice или Gran Turismo Sport.

Недостатки

Braid — игра 2008 года по версии Good Game
Braid — игра 2008 года по версии Good Game

У всех трёх принципов общий недостаток. Для победы игра должна быть популярна среди массовой аудитории и понятна ей. Это правило почти всегда оставляет в стороне нишевые жанры.

Нишевые игры не замечают, пока они не заявят о себе громко, либо пока кто-то не осмелится их поставить на первое место. Wii Sports продемонстрировала преимущества контроллеров движения и продала Wii домохозяйкам. Tony Hawk's Pro Skater сформировала жанр симуляторов экстремального спорта. После Guitar Hero долгие годы ритм-игры были лучшим развлечением на вечеринках. Braid помогла поверить в инди. Journey — лучший пример игр как искусства. XCOM: Enemy Unknown показала, какими по-хорошему сложными должны быть пошаговые тактики.

Некоторых не замечают, несмотря ни на что. В FIFA 12 включили Ultimate Team, как полноценный режим. С этого момента игра задала тренд на новое развлечение во всём жанре спортсимов: собирать команду мечты. Карточные режимы теперь приносят больше денег, чем продажи самих игр, но вклад FIFA тогда не оценил никто. Ведь это ежегодный сериал, с него хватит и первого места в номинации своего жанра. Так в этом году никто не оценит вклада NBA 2K18, хотя игра выводит подачу карьерных режимов на новый уровень.

iRacing
iRacing

iRacing и rFactor изменили мультиплеер в автосимах. Подняли его с уровня простого развлечения до уровня серьёзного соревнования. Тогда их достижения не заметили потому, что и в своём жанре они интересны лишь энтузиастам. Сейчас Gran Turismo Sport делает то же самое, но для массовой аудитории. О смелом шаге Polyphony Digital говорят, за него в первую очередь их хвалят. Вот только на большее рассчитывать не стоит. Никто не назовёт GT Sport «Игрой года», не поставит даже в тройку. Вот увидите.

Когда Skate показала, что в играх экстремальный спорт может быть реалистичным, её не заметили. Когда Civilization V переворачивает все правила серии, это замечают лишь ценители жанра. В третьих и четвёртых «Героев» когда-то играли все, но значимых наград у серии нет. Первую трёхмерную стратегию про космос, Homeworld, критики тоже обошли стороной при подведении итогов года.

Что делать

Советовать не очевидное

Her Story — игра 2015 года по версии Polygon
Her Story — игра 2015 года по версии Polygon

В моём представлении главная задача критика — советовать. В какую игру сыграть, в какие не стоит. Идеальная рецензия передаёт в формате текста, как играется условная Assassin's Creed. Заодно анализирует, чем она хороша и чем плоха, почему на неё нужно обратить внимание, а почему — нет.

Так и в итогах нужно не выбирать «лучших», а советовать. Не подтверждать, что популярная в народе игра — лучшая, а подсказывать неочевидные вещи. Не восхвалять и без того популярные штуки, которые все знают.

Современный Polygon противоречивый. Уж слишком сильно его редполитика сместилась в сторону защиты ЛГБТ, феминисток и прочих меньшинств. Но он осмелился выбрать «Играми года» в разное время Gone Home и Her Story. Другие издания спорили кто лучше в 2013 году: GTA 5, The Last of Us или Bioshock Infinite. А «Полигон» такой: «Ребята, обратите ещё раз внимание вот на это».

Gone Home — игра 2013 года по версии Polygon
Gone Home — игра 2013 года по версии Polygon

В Gone Home нет ничего уникального. Она обыкновенная — и в этом её сила. Сейчас индустрия переполнена играми в жанрах фэнтези и научной фантастики, в ней доминирует насилие и одержимость героическими мотивами. Но не летающий в небе город (Bioshock: Infinite) заставил нас затаить дыхание, а исследование тайн дома одной девушки, увиденное её глазами.

Polygon

Есть ещё издание Time. Оно вообще не про игры, но иногда рассказывает на доступном уровне о популярных или важных произведениях для массовой аудитории. В 2015 году лучшим по мнению издания был Prune. А это, на секундочку, пазл про подрезание деревьев. Сильно!

Spec Ops: The Line — игра 2013 года по версии «Страны игр»
Spec Ops: The Line — игра 2013 года по версии «Страны игр»

Вспомните победителей итогов года в отечественной «Стране игр». Журнал мог смело мог назвать лучшей стратегию Medieval 2: Total War. Раньше многих предугадал успех серии последовательниц Demon's Souls. Выбрал «Игрой года» средний шутер Spec Ops: The Line только за необычный сюжет, который заставляет задуматься о своих поступках.

Вот лучшие примеры советов от критиков для меня.

Оценивать все жанры на равных

Просто отбросить все предрассудки о популярных, народных и нишевых играх. Все равны. Если революция случится в каком-то спортивном симуляторе, то он достоин звания лучшего среди всех, а не только в своём жанре. Тоже про гонки, стратегии, квесты, головоломки и визуальные новеллы.

Сейчас все смеются над пунктом «Ценность для жанра» в старых рецензиях «Навигатора игрового мира». Совершенно зря. Оценкой влияние на жанр действительно не измерить, но в критерии есть здравый смысл.

Alien: Isolation — игра 2013 года по версии «Игромании»
Alien: Isolation — игра 2013 года по версии «Игромании»

Когда игра совершает переворот в своей нише, это нельзя не отметить. DiRT Rally вновь вернула сложность в симуляторах ралли на достойный для самой жестокой дисциплины автоспорта уровень. Alien: Isolation показала, каким может быть идеальный стелс, — когда у твоего противника так много моделей поведения, что просто невозможно прятаться от него одинаково. Разница между DiRT Rally и Alien: Isolation в одном — последнюю отметила «Игрой года» хотя бы «Игромания». Так нужно делать чаще.

Раньше в журналах под игры, которым не хватает места в топе, придумывали спецноминации. Отсюда пошли «Каунтерстрайк года» «Сплинтерцелл года», «Самая добрая игра», «Лучшая игра про зомби» и подобные. С одной стороны про всех рассказали, с другой — призовые места выглядят искусственно. Уж лучше ограничить список по жёстким критериям. Тогда в него попадут только те, кто действительно что-то сделал в своём жанре. Или писать гайды по каждому направлению — тогда точно ничего не упустишь.

50 лучших игр всех времён по версии журнала Time
50 лучших игр всех времён по версии журнала Time

В прошлом году журнал Time выбрал 50 лучших игр всех времён. Ко многим позициям в списке можно придраться. Почему так много произведений Nintendo? Почему Tetris на первом месте? Есть же более значимые вещи вроде Computer Space и Pong — первых игр на аркадных автоматах и консолях соответственно. Тем не менее в подборке правильно выбраны определяющие для своих жанров игры. Вот лишь некоторые из них: Doom, World of Warcraft, Grand Theft Auto III, Sim City 2000, The Sims, Braid, Counter-Strike, Guitar Hero, Mortal Kombat, Minecraft, Halo: Combat Evolved, Microsoft Flight Simulator X.

Но мне больше нравится «сотня» от Game Informer. В ней почти на каждой позиции стоят формирующие жанр или поджанр вещи. А Tony Hawk's Pro Skater 2 аж на 4 месте!

Выбирая «Игру года», нужно учитывать достижения в жанре. В любом жанре. А если уж влияние произведения выходит за пределы нашей индустрии, то вообще спорить не о чем. Как помощь разработчиков Hellblade больным психозом. Как попытка Gran Turismo Sport приравнять мультиплеер автосимов к автоспорту.

Hellblade: Senua's Sacrifice — игра 2017 года по версии DTF
Hellblade: Senua's Sacrifice — игра 2017 года по версии DTF

Возьмите «Оскар», как пример из киноиндустрии. Лучшие фильмы там выбирают академики, и это отдельная тема про образование критиков. У них есть свои слабости. Они вряд ли пройдут мимо произведений про рабство, холокост или расизм. Но в равной степени вручат статуэтку чёрной комедии «Бёрдмэн», немому артхаусу «Артист» и приключенческому блокбастеру «Властелин колец: Возвращение короля», если фильм того заслужил. И с ними сложно поспорить.

В игровой индустрии самая популярная премия — The Game Awards. И это печальное зрелище. Пока Mario vs. Rabbit называют лучшей стратегией, Forza Motorsport 7 лучшей в номинации спорт и гонки, а The Legend of Zelda: Breath of the Wild отдают приз за лучшую режиссуру и называют её лучшим приключенческим боевиком, у нас не будет своего «Оскара».

6161
53 комментария

Очень интересная тема поднята, спасибо за мнение, есть о чем подумать.
Всё-таки при подведении итогов в формате именно рейтинговом невозможно не почувствовать фрустрацию, а оценивать игры, ранжируя их при этом - в принципе очень утопичная затея, если ты пытаешься привести ценность игр к какому-то общему знаменателю.

Так что вижу действительно только такой выход:
- мнение должно быть достаточно субъективным, чтобы читатель, разделяющий ценности конкретного автора рецензии, мог понимать, что ему даст та или иная игра. Желательно, чтобы было не очень много "средних арифметических" оценок, составленных на основе мнений нескольких рецензентов условного издания, потому что в конечном итоге гораздо более сильными и ёмкими, полезными будет две рецензии на игру от восторженного рецензента и разочарованного, например, а не их среднее мнение. В этом случае читатель будет находить т. н. «своих» авторов, мнение которых, собственно, будет для него авторитетно
- так же должна быть доля объективности. никогда не будет лишней информация о том, что какая-то игра совершила технологический прорыв, представила уникальную механику или значительно повлияла на реальные жизни людей.
- ну и повторюсь, идея с ранжированием игр крайне трудно воспринимать от крупных изданий. Когда какой-то конкретный человек с восклицательным знаком пишет, что игра года - какая-нибудь Prey - это одно. Ты соглашаешься с ним или нет, но в любом случае он даёт максимально полную картинку впечатлений от игры, и может таким образом сподвигнуть на знакомство с ней, если у читателя и автора похожие ценности.

Посмотрел вот видеоитоги 2017 от StopGame, и не мог избавиться от сочувствующей боли, которую испытывал за Кулакова, AC Origins которого обделили (почти или полностью) по всем фронтам. В конечном итоге ты смотришь эти итоги и чувствуешь разочарование каждого человека, влюблённого в СВОЮ игру, которая, пройдя через «средние арифметические» оказалась где-то в низах. Кхм.

Извините за полотно, чёт коротко не умею. Надеюсь понятно.

16

AC Origins которого обделили (почти или полностью) по всем фронтам.

Потому что новый АС это практически копия Хорайзон? И да я понимаю, что две игры делали паралельно, но хзд вышел на полгода раньше, и собрал все лавры

1

Ну и, справедливости ради, в конце они решили просто привести отдельно список игр, которым обязательно нужно уделить внимание. Так что в целом с идеей «критика-советчика» я согласен.

1

По этой логике лучшая игра в 2017 году Hellblade: Senua's Sacrifice или Gran Turismo Sport.

Самая важная игра 2017го года будет тогда Зельда потому, что она смогла в одиночку продать новую консоль, а значит немного перекроила игровую индустрию, заставив посмотреть многих на свитч всерьез.

Hellblade в этом списке будет выглядеть натянуто потому что разговоры про AA-игры в принципе пока что высосаны из пальца, всем бы хотелось - но будет ли, это совсем другой вопрос.

7

Или пубг? Фактически введя новый жанр, и вошедший в топ продаж игр за всю историю, всего лишь за год(или полгода)?

4

Имхо, не надо никаких топов и мест. Нужен просто рекап всех важных игр года, неважно ААА-проект, или маленькое инди.

А в целом сравнивать все игры в едином пространстве просто невозможно. Часто те же гонки и спортсимы присутствуют в одной категории "best simulator" и вот как сравнить например gt sport и nba2k18? Которые по мнению автора обе революционны в своей нише.

9

Просто не стоит ставить циферки, да и "самую главную игру года" давать только в том случае, если эффект от неё сравним со вторым пришествием.

8