Свет в конце тоннеля: красота Вселенной Метро 2033

Конкурсная работа #выдуманныевселенные – моё признание в любви мутантам, ядерному апокалипсису, подземке и патронам, на которые можно купить банку тушёнки.

Свет в конце тоннеля: красота Вселенной Метро 2033

Вселенная Метро 2033 довольно уникальное явление. По факту она включает в себя огромное количество книжных произведений, полноценную видеоигровую серию, несколько изданий настольной игры, музыкальные произведения, а также короткометражки и целый художественный фильм, пусть пока что ещё только маячащий на зрительском горизонте.

В этом тексте я попытаюсь максимально подробно разобрать художественные аспекты вселенной, её устройство, момент рождения и путь её становления. Порассуждаю, почему она может быть достойна вашего внимания и чем важна для «нашего» человека.

Также вы ознакомитесь с небольшим художественным рассказом, написанным мной исключительно в рамках этой статьи, станете свидетелями моего знакомства с серией и увидите личные попытки взяться за целый роман во вселенной в возрасте четырнадцати лет!

Одним словом — приятного чтения!

Текст написан в рамках конкурса #выдуманныевселенные

Для удобства ориентирования по тексту предлагаю воспользоваться содержанием.

Примерное время чтения — 30-40 минут

Содержание

Свет в конце тоннеля: красота Вселенной Метро 2033

Жизнь под землёй

Он помнил как упали бомбы. Бесконечный мрак последних мгновений планеты, эта гнетущая пелена разорванных судеб и унесённых жизней не давали покоя его зачерствевшей от горя душе. Все эти годы.

Тлеющий огонёк надежды, ещё пытавшийся сохранить его от рокового решения, становился все тусклее с каждым новым днём, проведенным в подземных катакомбах.

Жить не так уж и сложно, если, конечно, есть ради чего. Тогда будет уже не так важно с какой стороны поверхности ты находишься, важна будет только причина почему ты ещё здесь — в этом мире. Ведь когда-то самым главным в жизни были вопросы куда сходить на выходных и что посмотреть за ужином. Когда-то единственной заботой жизни была сама жизнь, а не выживание. Куда это ушло? И почему вообще должно было уйти? Кто это решил за нас, за человечество? Неужели мы сами стали причиной собственной гибели?

Капля упала на его щеку. Солёная.

— А я думал опять потолок протекает, – еле слышно пробубнил он себе под нос, прервав поток весьма философских рассуждений в своей голове.

Тёплый свет керосиновой лампы освещал небольшую комнатушку размером с подсобное помещение. Возможно в прошлом эта комнатушка им и была, если вообще не была туалетом. Однако сейчас такое место можно было считать как минимум хорошей квартирой по меркам того времени, когда мир ещё не превратился в ядерную труху.

«Не палатка и уже хорошо», — подумал он, доставая из заднего кармана штанов вещь, похожую на записную книжку.

Письменный стол стоял вплотную ко входной двери, как раз напротив прожжённого матраса. Из вентиляции периодически доносились шуршащие звуки то ли от крыс, то ли от мутантов, то ли от тех и от тех вместе взятых.

Он придвинул стол поближе, расположил на шероховатой поверхности потрёпанную книжку, взял в руку грубо заточенный ножом карандаш и принялся что-то вдумчиво писать.

В дверь постучали.

Свет в конце тоннеля: красота Вселенной Метро 2033

Мой дом — метро

С этой вселенной я познакомился довольно давно. Ещё будучи ребёнком ко мне в руки попала книга с собственным автором в противогазе на обложке.

Мне было лет двенадцать, когда я впервые познакомился с Артёмом — главным героем книги, давшей начало огромной вселенной. В то время я ложился на операцию в больницу. Если не ошибаюсь, мне тогда вырезали паховую грыжу. Планировалось, что в больнице я проведу без малого десять дней и поэтому единственным выходом, чтобы не умереть там со скуки, я видел возможность взять с собой что-нибудь почитать.

Поход в местную библиотеку, как я тогда считал, завершился успехом. На полке с книгами жанра фантастики я взял произведение Дмитрия Глуховского с лаконичным названием «Метро 2033».

Так выглядела обложка книги. Фотографии оригинала, как и самого оригинала из библиотеки у меня к сожалению не осталось 
Так выглядела обложка книги. Фотографии оригинала, как и самого оригинала из библиотеки у меня к сожалению не осталось 

Сказать, что история, описанная в романе, захватила меня с головой — не сказать ничего. На целую неделю я будто лично надел на себя костюм химзащиты с противогазом, взял с собой парочку фильтров, аптечку, ствол потяжелее наперевес и отправился в глубины московской подземки.

Книжку прочитал запоем. Дни в больнице пролетели незаметно. Даже операция перестала казаться столь пугающим предприятием после того, как узнал через какие трудности пришлось пройти Артёму — герою романа. Да, это, конечно, странно, но видимо ребёнку так было легче справиться с психологическими трудностями нахождения в общей палате операционного отделения в одиночку.

Наверное как-то так я представлял себя, когда выходил из палаты в коридор 
Наверное как-то так я представлял себя, когда выходил из палаты в коридор 

Стоит сделать оговорку, что до момента пока я впервые не взял в руки книгу Глуховского, я не был приверженцем чтения от слова совсем. Из школьной программы за лето мог прочитать от силы две книги и то читая через строчку. «Метро 2033» изменило отношение к чтению кардинально.

По факту это был первый полноценный роман, который я мало того что прочитал на одном дыхании, но ещё и получил колоссальное удовольствие от этого.

Сложно сказать, почему я настолько сильно полюбил эту книгу и впоследствии целую вселенную. Может роль сыграл мой больничный страх, побороть который мне и помог роман Глуховского, может детское сознание захлестнула отличная история, полная интересных событий и запоминающихся персонажей, а может книга просто оказалась в нужном месте в нужное время. А может и всё вместе взятое.

Свет в конце тоннеля: красота Вселенной Метро 2033

Двенадцатилетний я вчитывался в каждую строчку, пересматривал отдельные особо интересные моменты по несколько раз, по-настоящему переживал за героев. Особенно за Артёма, который с последними главами ощущался уже не просто, как литературный персонаж, а как реальный друг и товарищ.

Вместе с ним я прошёл тяжёлый путь от «ВДНХ» до «Останкинской башни», на котором столкнулся со множеством непреодолимых опасностей и препятствий. Повстречал людей, чьи моральные убеждения навряд ли чётко можно было отнести к понятиям откровенно «хороших» или «плохих». Смог прочувствовать всю безысходность человеческого бытия в мире, уже давно отказавшемся от самого человека.

По ходу нашего с Артёмом путешествия я увидел какая она – жизнь за пределами родной станции, какие существуют порядки и законы там, где их в принципе быть не может, как люди продолжают разгрызать друг другу глотки в тщетных попытках доказать своё мнимое былое величие разве что перед тоннельными крысами и промёрзшими стенами плесневых канализаций.

Свет в конце тоннеля: красота Вселенной Метро 2033

Благодаря книге, ребёнком я осознал, что животное существо человека в условиях возвращения к «первобытному» строю, тонко гранича с отголосками немногочисленных остатков здравомыслия, всегда брало, берёт и будет брать верх над тем, что мы привыкли называть «человечностью».

Более того, со временем я открыл для себя и другие книги «Вселенной Метро 2033». Естественно, прочитал каждую из приобретённых в коллекцию книг с не меньшим удовольствием. Не скажу, конечно, что это большая коллекция, но я всегда был ей очень доволен. Вдобавок с парой романов ознакомился посредством аудиокниг.

Пожалуй, самими любимыми для меня стали «Питер» Шимуна Врочека — первая книга из цикла вселенной, которую удалось прочитать, итальянская «Корни Небес» Туллио Аволедо, «Странник» Сурена Цормудяна, «Ниже ада» Андрея Гребенщикова и «Муос» Захара Петрова про белорусское метро.

В возрасте лет до шестнадцати я зачитывался этими книжками.

Моя скромная коллекция 
Моя скромная коллекция 

Вероятно именно поэтому, находясь под впечатлением от прочитанных романов, спустя где-то года два после первого соприкосновения с миром Метро я предпринял попытку написать собственный роман во вселенной. В четырнадцать лет я сел за печатную машинку в виде клавиатуры с твёрдым намерением написать книгу не хуже тех, что я читал на постоянной основе. Думал, что уже через год смогу стать полноценной частью книжной вселенной Метро 2033 со своим произведением.

Этого не случилось. Случился скорее юношеский максимализм и представление, что писать книги не такое уж и сложное занятие. Чего там, сел да пиши. Я так и поступил, по итогу написав порядка одиннадцати страниц романа — закончив пролог и половину первой главы.

Word-файл сохранился до сих пор
Word-файл сохранился до сих пор

Да, собственному роману во вселенной я хотел дать название «Ради жизни». Сюжет, как помню, должен был рассказывать историю отца, отправляющегося в тяжёлое и полное лишений путешествие по Питерскому метро в попытках отыскать своего неожиданно пропавшего сына. И это ещё до появления на свет Fallout 4!

Я настолько загорелся этой идеей, что тратил дни напролёт продумывая персонажей, представляя различные пугающие и холодящие кровь ситуации. А какое удовольствие я получал, когда отдельно взятые слова превращались в осмысленные и порой даже красивые предложения — кто-то в четырнадцать радовался футбольному мячу или велосипеду, а я тому, что работаю над целым романом!

Чтобы не быть голословным, предлагаю вам ознакомиться с этим трудом посредством скриншотов из Word-файла. Настоящий эксклюзив!
Примечание: Стилистика письма, грамматика, пунктуация и прочее соответствует фантазии и возможностям четырнадцатилетнего ребёнка.

Так я и познакомился со Вселенной Метро 2033. Случайный выбор книги в библиотеке привёл к безграничной любви к целому отдельному миру, открыл для меня удовольствия чтения, а также поспособствовал самым первым шагам в писательском искусстве маленького воодушевлённого мальчугана.

В 2002-м году Дмитрий Глуховский подарил мне и ещё многим другим читателям удивительный мир, состоящий всего-то из нескольких веток московского метро, но открывающий необъятные горизонты для целой вселенной разнообразных мест, личностей и историй, выходящих далеко за пределы Центрального московского кольца.

Свет в конце тоннеля: красота Вселенной Метро 2033

Белый глаз диода, освещающий тоннель

Первый шаг на пути создания вселенной Метро был сделан в 1996-м году. С возраста семнадцати лет будущий автор романа Дмитрий Глуховский вынашивал идею создания собственного произведения, вдохновлённого возможностью людей использовать строение метрополитена в качестве противоядерного бункера.

За работу над книгой Дмитрий взялся спустя пару лет, уже будучи студентом. Со слов самого Глуховского, к 23-м годам он уже закончил первую версию романа.

Впервые Глуховский опубликовал книгу в 2002-м на сайте, который сам и создал. Издатели не горели желанием издавать роман о ядерной войне и подземке, а социальные сети были не настолько развиты. Случилась ситуация из разряда «Хочешь сделать хорошо — сделай сам».

Вид сайта с первой версией романа 
Вид сайта с первой версией романа 

Получилось действительно хорошо. Пользователи интернета приняли роман Глуховского с настоящим восторгом. Популярность романа росла с каждым днём. Людям оказалась очень интересна история Артёма, вынужденного вести своё существование в тёмных тоннелях метро.

К каждой из тринадцати глав на сайте прилагалась отдельная музыкальная композиция, призванная создавать нужную атмосферу для читателя.

Главный герой в первой версии погибал от шальной пули. Так было надо по сюжету, с моей точки зрения. Но издательства отказались публиковать книгу в таком виде, говоря, что это не их формат. Тогда я опубликовал себя сам — в интернете. Создал сайт и разместил там текст. Через некоторое время он приобрел известность, сайт посетили десятки тысяч людей. Многие из прочитавших требовали оживить героя и продолжить книгу. Несколько лет спустя я и сам дозрел, собрался и переписал роман.

Дмитрий Глуховский, писатель

Таким образом родилась целая серия книг, а затем и вселенная.

Свет в конце тоннеля: красота Вселенной Метро 2033

Поняв наконец, что перед ними находится потенциальный хит, книжные издательства перестали воспринимать работу Глуховского, как что-то несерьёзное. В 2005-м под издательской плашкой «Эксмо» книжная версия романа увидела свет.

Ещё через четыре года свет увидела полноценная Вселенная Метро 2033. Авторами романов вселенной стали по факту бывшие читатели книги-прародителя. В профессиональной, полупрофессиональной и порой даже в любительской манере люди с разных уголков сначала России, а затем и всей планеты, начали писать истории и рассказы о мире, закончившем своё существование под ядерным дождём.

Вот они слева-направо...
Вот они слева-направо...

Ещё через год Вселенная Метро 2033 смогла расшириться и в игровом направлении. Разработчики из 4A Games представили своё видение произведения Дмитрий Глуховского на экранах мониторов.

И как в своё время книжная серия, написанная лично Глуховским в виде Метро 2033-го, 2034-го и 2035-го годов, разрослась на несколько частей, так и игровая серия смогла стать целой франшизой. Франшизой с мировым именем.

Также частью вселенной стали настольные, браузерные флэш-игры, различные фанфики, ивенты, одежда и простые человеческие истории со всем этим связанные.

Вселенная расширялась не только вглубь, но и вширь.

Устройство вселенной довольно комплексно, хоть и не претендует на что-то невероятно новое в плане построения постапокалиптических фантастических миров.

Шестого июля 2013-го года началась Третья мировая война. Предположительно это произошло из-за обострения конфликта между Израилем и Палестиной. Закончилась война практически сразу. После крупномасштабного применения оружия массового поражения (прежде всего ядерного, биологического и электромагнитного) за считанные часы погибла большая часть человечества. Кто первый пустил ракеты так и осталось неизвестно.

Спастись смогли только те счастливчики, кто находился либо очень далеко от эпицентров взрывов, либо те, кто в момент падения бомб успел укрыться в бомбоубежищах, бункерах или метро. Практически любом метро любого города.

Метро стало для людей не просто новым домом, но и целой новой жизнью. Жизнью, почти не оставившей надежду на спасение.

Свет в конце тоннеля: красота Вселенной Метро 2033

Даже спустя двадцать лет после ядерной войны на поверхности по большей части наблюдается высокий уровень радиации, не позволяющий человеку находиться там без средств защиты.

Поверхность густо населена всевозможными монстрами, мутировавшими из обычных видов вследствие применения биологического оружия. Почти все мутанты агрессивно настроены по отношению к человеку.

Свет в конце тоннеля: красота Вселенной Метро 2033

Единственными более менее безопасными для человека мутантами в рамках вселенной стали «Чёрные» — суперсолдаты, выведенные в секретном московском бункере Д-6 ещё до начала Войны. Сложноустроенные телепаты и одна из немногих надежд человечества на приспособление к жизни в новых условиях.

К сожалению, по началу люди и разумные мутанты не смогли найти общий язык — самозащита последних обернулась ужасом смерти для первых. В конечном итоге логово Чёрных было уничтожено точечным ракетным ударом, активированным человеком, способным выступить связывающим звеном между двумя этапами эволюции человеческого вида.

Так, непонимание и невозможность довериться другому привели к потере, возможно, единственного ключа человечества к спасению. Правда, только в видоизменённой (от первого рукописного варианта, в котором Артём погибает от шальной пули) концовке оригинального романа и одной из концовок видеоигровой адаптации, не считающейся каноничной.

Чёрные в видении Артёма
Чёрные в видении Артёма

Помимо этого ядерные удары смогли прорвать оболочку информационного мира — ноосферы — что привело к возникновению огромного количества всевозможных аномалий: естественных, потусторонних и рукотворных. Пожалуй, самой известной из них является аномалия «Кремлёвские звёзды» — сводящая с ума сталкеров, засматривающихся на «блеск» навершия шпиля главной башни Московского Кремля.

Сталкеры говорят, что никогда нельзя на Кремль смотреть, когда выходишь. Особенно на звезды на башнях. Как глянешь — так глаз уже не оторвать. А если подольше посмотришь — туда затягивать начинает, даром что все ворота открытые стоят.

Из романа «Метро 2033»

Внешний мир перестал быть столь дружелюбным, каким был раньше.

Человек под воздействием аномалии
Человек под воздействием аномалии

Люди, живущие в метро стали питаться тем, что могли вырастить в тёмных и сырых тоннелях. Основной пищей оказались грибы, не требующие света.

Умельцы также смогли наладить выращивание картофеля, помидоров, огурцов и кабачков. Некоторые люди могли позволить себе держать свиней (питающихся этими же грибами) и, например, куриц. К тому же в ходу всегда есть шашлык и метро-крыс и, опять же, грибной самогон.

Жизнь кипит! 
Жизнь кипит! 

Люди также занимаются торговлей оружием, боеприпасов, медикаментами, предметов, принесённых сталкерами с поверхности и абсолютно любых других вещей, которые были доступны в новом мире. Вместо денег новой универсальной обменной валютой стали патроны калибра 5,45×39 мм, изготовленные ещё до Войны. По крайней мере, так было в Московском метрополитене.

Мастера, что называется, из грязи и палок собирают самодельное оружие — истинных представителей кустарной инженерии и находчивой смекалки. На станциях вроде Кузнецкого моста куют более технологичное оружие и броню.

Оружие на продаже
Оружие на продаже

Отдельно создаётся бронетехника, начиная от грузовиков и заканчивая импровизированными танками и бронепоездами. Торговые караваны челноками снуют по сырым тоннелям от станции к станции.

В других городах те или иные аспекты жизни под землёй могут варьироваться, однако их суть всегда остаётся неизменной. К тому же связь между населёнными пунктами отсутствует практически полностью, и лишь малые хорошо подготовленные и вооружённые группы людей могут путешествовать между последними очагами цивилизации.

Сталкер во время вылазки за припасами 
Сталкер во время вылазки за припасами 

В качестве источника света жители подземок обычно используют маломощное аварийное освещение. На станциях побогаче применяются электрогенераторы различного типа.

Простые гражданские влекут своё безнадежное существование в грязных тоннелях и на тусклых станциях, полных крыс и антисанитарии. Тогда как отважные сталкеры изредка выходят на поверхность в разрушенные и тонущие в радиации города, кишащие чудовищами всех мастей и калибров, чтобы хоть отчасти, но улучшить и продлить жизни всех жителей метро.

Свет в конце тоннеля: красота Вселенной Метро 2033

Помимо прочего, по лору вселенной Третья мировая повлекла за собой масштабные изменения климата и рельефа планеты. Например, пустыня Сахара превратилась в непроходимые тропические джунгли, на территории Западной Европы начался новый ледниковый период, Крымский полуостров отделил от материка Донской пролив, а Японские острова и вовсе затонули.

Мир перестроился под новые реалии жизни после ракетных ударов.

Свет в конце тоннеля: красота Вселенной Метро 2033

На момент 2033-го года количество выживших людей на планете составило порядка нескольких сотен миллионов. Однако лишь малые части из них знают друг о друге — любых других выживших.

В основном каждая из человеческих общин ограничивается той средой, в которой ей посчастливилось остаться после ядерных ударов. Обычно это системы метрополитенов различных городов, отдельные правительственные бункеры, отдалённые военные и исследовательские базы или посёлки.

Свет в конце тоннеля: красота Вселенной Метро 2033

Спустя 20 лет после ядерного апокалипсиса человечество разбито на отдельные фракции, племена, секты, культы и группировки, каждая из которых пытается сохранить хоть какое-то подобие порядка в окружающем хаосе.

Из самого интересного, например, на просторах вселенной существует группа людей именуемых себя Воины Света. Это небольшая община, проживающая в совхозе «Солнечный» в Подмосковье. Особенность этой общины заключается в том, что благодаря низкому уровню заражения, её члены смогли развить сельское хозяйство и занялись скотоводством, выбрав закрытый и отшельнический образ жизни.

Это первая языческая община вселенной. Люди в ней поклоняются древним славянский богам и в качестве своей символики используют позолоченные диски, отсылающие к фигуре солнца.

Свет в конце тоннеля: красота Вселенной Метро 2033

Ещё есть так называемый Культ Космоса. Это секта самарского метро, поклоняющаяся инопланетянам. Оккультисты верят, что в один прекрасный момент случится пришествие спасителей из космоса, которые заберут с собой на другую планету всех, кто этого достоин.

Главным религиозным сооружением культа является монумент, посвящённый советскому ракетоносителю «Р-7», который члены культа называют «Маяком». Маяк этот, очевидно, служит в качестве путеводного знака для пришельцев.

Ракетоноситель «Р-7» 
Ракетоноситель «Р-7» 

Также стоит упомянуть Детей Леса — сообщество выросших, но психологически не повзрослевших детей, обитающих в лесах Тайги на территории бывшего детского лагеря. Эта община была представлена в рамках игры Metro: Exodus.

Сознание и мысли членов общины, разделившимися как в какой-то старой игре на «Пиратов» и «Пионеров», остались на уровне 12-ти летних детей, оказавшихся в лагере в момент падения ракет. Своим единственным главарём они считают «Учителя» — уцелевшего вожатого, который до собственной гибели успел научить детей основам выживания: охоте, собирательству, поиску укрытий, первой помощи и тд.

Одежда типичного представителя общины
Одежда типичного представителя общины

На самом деле, в рамках вселенной Метро существует ещё несчётное количество различных общин и группировок, перечисление и описание которых может стать основой отдельной полноценной статьи, поэтому в завершении разговора об отдельных фракциях мира Метро имеет смысл перечислить главных представителей трилогии Глуховского.

  • Красная Линия — приверженцы советского прошлого и главные почитатели идей коммунизма. Хорошо вооружённая и развитая община с политруками, пропагандой, расстрелами и прочими атрибутами СССР.
  • Ганза — самая большая фракция трилогии. Прямая аллюзия на капиталистическое общество и западные страны. Прямой конкурент Красной Линии. Основа существования Ганзы это налоги, пошлины и торговля.
  • Четвёртый Рейх — новообразованное националистическое общество, пропагандирующее идеи Адольфа Гитлера. Крайне агрессивно настроенное сообщество, не считающееся с альтернативным от их представления мира мнениями. Главный противник Красной Линии, однако вполне постоянный торговый партнёр Ганзы.
  • Бандиты — девять группировок, объединённых общей идеей разбоя и понятиями об организованной преступности. Местный аналог мародёров.
  • Арбатская конфедерация — капиталистическое сообщество, преимущественно населенное лицами кавказской национальности и представителями народов Средней Азии. Бывшее когда-то могущественным и влиятельным, объединение на момент 2033 года состоит всего лишь из трёх станций.
  • Содружество ВДНХ — государство-республика с торговым уклоном. Федерация из трёх станций северной части Московского метрополитена, образованная в ноябре 2033 года для расширения отрасли грибного производства и предотвращения аннексии со стороны Содружества станций Кольцевой линии на юге.
  • Полис — последняя надежда для жителей Московского метро на спасение. Настоящая обитель знаний, довоенных технологий и культурного наследия погибшей цивилизации. Сообщество торговцев, учёных и политиков. Главный поставщик высокопрофессиональных военных и сталкеров, в том числе и представителей ордена «Спарта».
Схема Московского метрополитена вселенной 
Схема Московского метрополитена вселенной 

Стоит сказать, что несмотря на столь значительную перестройку не только мироустройства, но и принципов человеческого существования, сама суть человека — его нутро — осталась неизменна.

Даже находясь одной ногой в аду, оказавшись почти что в чистилище и пережив худшее, что можно было представить, люди не перестали быть людьми. Как в хорошем смысле, так и в плохом. Единственное отличие в том, что жизнь под землёй возвела в Абсолют все пороки и добродетели.

Равносильно как один человек мог отдать жизнь за спасение другого, так и любой другой мог убить исключительно из личной выгоды. Войны не прекратились даже после самой масштабной, смертоносной и стремительной из них. Правда теперь не между странами, а между группировками, да и масштабы территорий и ресурсов стали куда меньше.

Свет в конце тоннеля: красота Вселенной Метро 2033

Выход на поверхность

На самом деле, выжить в метро после ядерного апокалипсиса невозможно. Тем более невозможно растянуть выживание на двадцать лет и далее. Максимум, что могут позволить себе счастливчики, спустившиеся под землю — это пара недель, и то при условии, что станция метро не будет переполнена, как консервная банка с сардинами.

Центральные электростанции будут уничтожены взрывами, та же учесть будет ждать и водонасосные сооружения. Соответственно, подземные убежища останутся функционировать исключительно силами резервных генераторов. Очевидно, что их надолго не хватит и люди, укрывшиеся под землёй окажутся без света и под риском затопления.

Свет в конце тоннеля: красота Вселенной Метро 2033

Примерно те же настроения касаются запасов еды с лекарствами и витаминами. А также общей загрязнённости и сжатости воздуха. Ни еды, ни лекарств не хватит на всех, а от грязного воздуха, полного вирусов и бактерий, в долгосрочной перспективе не убережёт ни один противогаз — не хватит ни фильтров, ни целостности снаряжения.

Да и дышать под землёй будет банально нечем. Это, конечно, возможно, но учитывая, что система вентиляции будет занесена радиоактивной пылью и вероятно будет частично разрушена, станции метрополитена и бункеры превратятся в подобие газовых камер, только более длительного действия.

Момент падения ракет разделил человечество на две стороны гермоворот

Однако тут и кроется то самое допущение, которое позволяет называться вселенной Дмитрия Глуховского фантастикой. Правда фантастикой, к сожалению, в нынешнее время всё более вероятно становящейся действительностью.

Так и получается, что красота вселенной на книжных страницах оборачивается хтоническим ужасом в объективе реальности.

Свет в конце тоннеля: красота Вселенной Метро 2033

В первую очередь уникальная атмосфера вселенной строится на внутреннем ощущении «чего-то своего», такого родного и близкого. Это очень тонкая материя, чтобы пытаться точно передать её суть, однако порой она оказывается понятна и без слов. Парадокс, но это так.

Истории вселенной Метро близки всем, кто вырос на советском и постсоветском пространстве, потому что каждая из них является частью того мира, в котором мы привыкли жить. Как читателям, так и игрокам намного легче ассоциировать себя с такими же как и они людьми, живущими в Москве, Петербурге, Новосибирске, например, и на ежедневной основе пользующимися местным метрополитеном.

Эти летом, к слову, побывал в метро Новосибирска
Эти летом, к слову, побывал в метро Новосибирска

Несложно представить во время очередного перехода между привычными станциями, как с окружающих стен обвалится штукатурка, как дорогу будет указывать не центральное освещение, а тусклая еле работающая лампочка, как вместо рюкзака с учебниками за спиной будет рюкзак с противогазом и сухпайком, а в руках будет находиться не смартфон, а автомат Калашникова.

Такое действительно интересно представлять, но только зная, что заверни ты за ближайший угол и там тебя будет ждать обычный вагон поезда и куча куда-то торопящихся людей, а не стая мутировавших собак или озлобленных мародёров.

Свет в конце тоннеля: красота Вселенной Метро 2033

На мой скромный взгляд, главной особенностью вселенной Метро является её реалистичность в контексте возможных событий развития человеческой цивилизации.

Да, я уже говорил, что выживать в метро после ядерного взрыва на постоянной основе не представляется возможным. Однако то что представляется возможным, так это тот самый ядерный взрыв и какое-никакое, но использование систем городского метрополитена в качестве временного убежища.

Более того, если не брать в расчёт именно ядерный апокалипсис, а, скажем, предположить, что в нынешнее время вдруг могут начаться полномасштабные военные действия (кто бы мог подумать, да?), то конкретно в этом случае метрополитен реально может стать долгосрочным убежищем, пусть и живущим по другим законам в отличие от книг и видеоигр.

Московский метрополитен времён Великой Отечественной Войны (Хотя предельно ясно, фотографии какого метро сейчас должны тут быть)  
Московский метрополитен времён Великой Отечественной Войны (Хотя предельно ясно, фотографии какого метро сейчас должны тут быть)  

Помимо прочего, романы вселенной и видеоигры серии зачастую поднимают общечеловеческие вопросы, связанные с природой абсолютного зла, ксенофобией, самопожертвованием, важностью доверия друг к другу. Каждый раз отправляясь в путешествие с главными героями романов, читатели вселенной получают возможность стать частью удивительных историй борьбы за жизнь и противостояния смерти.

Конечно, в общей своей массе книги вселенной сложно считать литературными шедеврами, достойными Пулитцеровской премии, однако главного у них не отнять — душевности и героической красоты жизни человечества под землёй.

Свет в конце тоннеля: красота Вселенной Метро 2033

Дмитрий Глуховский, а также многочисленные авторы вселенной смогли создать удивительный мир, полный свирепых опасностей и сломленных судеб, несправедливости и предательств, жизни на грани гибели и смерти на грани надежды.

Мир, такой близкий нашему человеку.

Закрывая гермозатвор

Стук продолжал усиливаться. Будто дверь, позади которой стоял неизвестный, на этот момент превратилась в подобие церковного колокола, а за ней велась какая-то очень важная служба.

— Занят! Дай ещё пару минут, – грубо ответил он.

За дверью притихли. Стук прекратился. Показалось, что шаги ушли куда-то вдаль.

Он продолжил писать что-то в свою книжку. Так продолжалось ещё минут пятнадцать.

Мельком окинув комнату взглядом, на пару секунд задержав его на прожжённом и рваном матрасе, он одел на себя жилет, взял в руки каску и достал с полки заранее начищенный до блеска автомат. Редкость. В голове промелькнул детский смешок, человек остановился, опёршись левой рукой о стол. Простояв так ещё минуту он потянулся к дверной ручке.

На пожелтевших от старости страницах раскрытой на столе книжки так и осталось обрывисто написанное: «На этом всё. Отправляюсь. Люблю. Папа».

Дверь захлопнулась. Место ответственного за комнату досталось плюшевому медведю Степану, до этого незаметно сидевшему в углу на матрасе.

«Не пропадёт, он у меня сильный», — подумал человек, убирая ключи в нагрудный карман жилета. Развернувшись спиной к двери и пройдя несколько метров по станции, он оказался перед массивными воротами высотой до потолка. Тут уже собралась группа из нескольких человек. Если быть точным, в полном обмундировании с автоматами на изготовку проплесневелый кафель топтали четыре человека. Он был пятым.

— Что-то ты сегодня долго, Петян, – с ударом руки по плечу прозвучал грубый голос позади него, – Стёпе своему небось наставления давал? То-то же, так я и подумал, — в ехидной улыбке расплылось лицо одного из топтавших кафель.

— Да отстань ты от него, Гер, сам же знаешь, что Петя у нас человек учёный и тонко чувствующий. По крайней мере у тебя что-то я не наблюдаю хоть какого-то диплома, не говоря уже ни про отличие, ни про естественные науки, – ободряюще сказал человек, стоящий поодаль от всех остальных.

— Я ж это, по-товарищески, так сказать-с, любя. Сколько уже прошло то, а? Да и что уж там, взял бы его с собой, кто его знает, что... — Гера резко замолчал. Очевидно этому поспособствовал пусть и несильный, но очень неожиданный удар в под дых.

— Сам же знаешь, твою мать, — услышал Гера от подошедшего поближе командира группы и сразу осунулся.

Пятеро человек стояли спиной к распахнутым настежь дверям гермоворот. Их лица освещал ослепляющий белый свет в конце тоннеля лестничного эскалатора. Капли падали с потолка, заканчивая свои секундные жизни о шлем или чьи-то кирзовые сапоги, так охотно ожидающие внизу каждую каплю. Казалось, что всё вокруг замерло в мгновении.

Грубый скрежет разрушил сформировавшуюся идиллию. За спиной закрылись ворота. Теперь он был наедине с поверхностью. Настало время идти вперёд.

Он должен был вернуться. Его там очень ждали.

Выражаю огромную благодарность каждому, кто прочитал этот текст. Рассчитываю на то, что ознакомление со статьёй подтолкнуло вас детальнее ознакомиться со Вселенной Метро, если вы ещё этого не делали.

Свет в конце тоннеля: красота Вселенной Метро 2033

Почитайте книги, поиграйте в видеоигры серии, ознакомьтесь с настольными вариациями, послушайте и возможно даже сами попробуйте сыграть музыкальные композиции мира Метро — вам понравится!

P.S.: Буду очень признателен вашей подписке на блог. Хорошего дня, и пусть красота и ужас этой вселенной так и остаются на страницах книг и уровнях видеоигр.

116116
7 комментариев

@Шериф можно репост организовать, пожалуйста

5

Затрону игры.
Мне очень понравилось, как реализовали Исход. Игра выводит тебя на поверхность, ещё и в небольшой открытый мир. И ты наблюдаешь самые разные пейзажы. Последний вообще почти что цветущий рай, что совсем ломает шаблон пост-апока. Но потом тебя резко возвращают в старые декорации (причём учитывая зиму, первой части), и снова в метро. Но это не то уже родное метро, в Новосибирске события развернулись куда хуже. То есть сначала тебя постепенно разворачивают от традиционного пост-апока в цветущий мир, а затем единомоментно ударяют старым, но доведённым до абсурда. Новосибирск в Исходе внушает реальный ужас и безысходность. Нечасто встретишь такое глубокое и жуткое погружение в мир.

Единственное, в чём они реально провалились. Когда Артём с Мельником спускаются в метро, второму стоило себя процитировать из начала 2033. "Когда ты покидал свою родную станцию, думал ли ты, что мы окажемся в таком положении"? Это была бы уместная рифма.

3

Согласен про глубокое и жуткое погружение в мир. Исход проходил два раза, уровень в Новосибирске как в первый, так и во второй раз кровь холодил в жилах, что называется. В том же московском метро оно тоже мало приятного, конечно, но вроде как ты ещё понимаешь, что можно так жить, однако то что случилось в Новосибирске и как игрока погружают в этот тихий ужас особенно на фоне цветущих лесов Тайги — ад на земле.

3

Комментарий недоступен

3

Спасибо за отличный лонг! Было приятно окунуться в мир метро

2

Так вот оно какое - "светлое будущее"

К сожалению не исключено

5