Анатомия и Физиология, как науки изучающие структуру и механизмы работы организма человека

Лекция №1.

Анатомия – наука о форме, строении и развитии организма. Основным методом анатомии является расчленение трупа.

- Анатомия человека изучает форму и строение человеческого тела и его органов.

- Физиология изучает функции и процессы организма, их взаимосвязь.

Человеческий организм является целостной системой все части которого связанны между собой и окружающей средой.

Разделы анатомии:

1. Описательная анатомия – появился на ранних этапах анатомии. Проводили описание органов человеческого тела, которые наблюдали при вскрытии трупа.

2. Систематическая анатомия – возникла в начале 20-го века. Организм стали изучать по системам органов.

3. Топографическая анатомия – при хирургических вмешательствах требовалось точно определять место расположение органов.

4. Пластическая анатомия – описывает внешние формы. Выразилась с учётом запросов художников.

5. Функциональная анатомия, сформировалась она так как органы и системы стали рассматривать во взаимосвязи с их функциями.

6. Возрастная анатомия – изучает изменения органов и тканей в связи с возрастом.

7. Сравнительная анатомия – применяется в ветеринарных клиниках.

8. Микроскопическая анатомия – ткани и клетки человека рассматривают под микроскопом(гисто-срезы).

Методы анатомии:

1. Вскрытие/рассечение/препарирование.

2. Макроскопия - осмотр тела невооружённым глазом (наблюдение).

3. Микроскопическая - с помощью микроскопа.

4. Использование технических средств.

5. Эндоскопия.

6. Метод инъекции красящих веществ в органы.

Физиология – экспериментальная наука. Для экспериментов используют методы:

1. Раздражения

2. Удаления

3. Пересадки органов

4. Фистулы

Разделы физиологии:

- Медицинская(нормальная и патологическая)

- Возрастная

- Спорта, труда, питания и так далее.

Основными методами физиологии являются эксперимент и наблюдение. Эксперимент или опыт может быть:

1. Острым(резать по живому).

2. Хроническим (длительное время изучают функцию организма). Например, желудочная фиста на собаке.

3. Без оперативного вмешательства(20 век) – регистрация электрических потенциалов работающих органов.

Указанные разделы изучают здорового человека. Объектом изучения анатомии и физиологии является человек.

Человек – био-социальное существо. Организм человека – биологическая система наделённая разумом. Человеку свойственны все закономерности жизни: самообновление, самовоспроизведение и саморегуляция, которые реализуются с помощью обмена веществ и энергии, раздражимости, наследственности и изменчивости, а так же гомеостаза(постоянство внутренней среды организма).

Взаимосвязь в организме достигается путём нервной и гуморальной регуляции. У человека постоянно возникают новые потребности, имеются механизмы самоудовлетворения организмом своих потребностей: врождённое – изменение метаболизма, работа внутренних органов; приобретённое – сознательное поведение, психические реакции.

Структуры удовлетворения потребностей организма:

1. Исполнительные структуры (дыхательная, пищеварительная, выделительная).

2. Регуляторные структуры (нервная и эндокринная).

Тело человека делят на части/крупные блоки: голова, туловище, конечности. Внутренние органы располагаются в полостях, которые имеют свою оболочку и заполнены жидкостью: грудная и брюшная.

Совокупность анатомических терминов определяющих положение органа в теле, их направление называется анатомическая номенклатура.

В теле человека условно проводятся линии и плоскости:

1. Фронтальная плоскость (параллельна линии лба).

2. Сагиттальная плоскость (перпендикулярна линии лба).

3. Медиальная (проходит через середину тела).

Органы характеризуют по отношениям к осям и плоскостям:

- Проксимальный – верхний;

- Дистальный – нижний;

- Дорсальный – ближе к спине;

- Вентральный – брюшная полость;

- Медиальный – ближе к серединной линии;

- Латеральный – дальше от центральной линии.

Типы телосложения человека:

1. Брахиморфное (невысокие и широкие люди: у них широкие лёгкие, диафрагма расположена высоко и большое сердце).

2. Долихоморфное (высокие и тонкие, длинные кости, диафрагма расположена низко, сердце вертикально).

История развития науки Анатомии и Физиологии:

Врачевание возникло ранее, чем появились первые сведения о строении тела человека и животных. Вскрытие человека производили при бальзамировании.

Античность. Самые большие успехи медицина достигла в Античной Греции. Гиппократ впервые описал строение тела. Аристотель впервые назвал сердце главным органом, приводящим в движение кровь. Для развития Анатомии большое значение имела Александрийская школа, так как её врачам разрешалось вскрывать трупы с научной целью, и к началу нашей эры был подготовлен фундамент для Медицинской Анатомии.

Клавдий Гален – создал первую теорию кровообращения. Авиценна собрал все сведения о медицине того времени в книгу: “Введение в Анатомию и Физиологию”. Основоположником современной медицины считают Андрея Везалия, который рискуя жизнью доставал трупы и создал труд “Семь Книг о Строении Человека”.

Учёные Сервет и Гарвей опровергли теорию Галена о кровообращении. Сервет правильно описал малый круг кровообращения, а Гарвей – большой. Учёный Мальпиги открыл капилляры, Азелли – описал лимфатические сосуды. Рене Декарт работал во второй половине 18 века и описал рефлекс. В 18 веке учёные Шлейден и Шванн описали клеточную теорию организмов. В 17 веке в Москве создаётся первая медицинская школа при Аптекарском Приказе.

Основоположники топографической анатомии: Пирогов (разработал метод распиливания замороженных трупов для изучения топографических органов); Павлов (проводил изучение кровообращения и пищеварения); Сеченов (проценты торможения). Те, кто помог анатомии: Мечников, Бехтерев, Тимирязев, Северцев, Воробьёв и другие.

55
5 комментариев

Я сюда прихожу деградировать, а не чтоб флэшбеки из универа ловить 🤬

1
Ответить

Я тебе больше скажу, что на анатомии - человека разбирают вплоть до сосудов и нервных окончаний. А норм. физо. объясняет как это все работает и наглядно показывает.
З.ы. если учишься в меде, то учись, это очень интересно. А если хочешь "кайфовать", то лучше не учись.

Ответить

Я учусь. Вы правы - это действительно очень интересно. Мне нравится там, преподаватели достаточно умны и грамотно преподают свои дисциплины. :)

Ответить

Продолжай, интересно.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить