Tomb Raider (2013): Очень запоздалое и никому ненужное мнение
Или почему в нее стоило поиграть, несмотря на то, что расхититель из Нейтана Дрейка все равно лучше.
Перезапуск культовой серии про расхитительницу гробниц с большой грудью в 2013 году встретили, судя по метакритику, очень даже хорошо, да и если взять отзывы со страницы в Steam, то там тоже все крайне положительно. Однако, неизбежные сравнения с другой, не менее культовой серией, которая в свою очередь черпала вдохновение из того же самого источника имени Индианы Джонса и, кажется, уже давно как сместившей приключения Лары Крофт с почетного пьедестала, привели к тому, что Tomb Raider еще задолго до выхода нарекли клоном Uncharted. И не безосновательно.
В трейлерах игры все смачно бабахало, а каждая кривая балка и ржавая арматурина только и ждали того мига, когда на них наступит неаккуратная расхитительница и прекратит их бренное существование. Касаемо экшена тут все по заветам Naughty Dog. Вот только бабахи у Нейтана Дрейка все равно казались смачнее, а балкам и арматурам там явно платили больше: ломались и прогибались они еще эффектнее.
Когда игра вышла, профильная пресса и обычные игроки в один голос начали ругать сюжет и проклинать во всех смертных грехах Рианну Пратчетт, ответственную за сценарий. А ведь именно захватывающие истории игр конкурента были одним из важнейших, если не самым важным поводом поиграть в них. И не то что бы я игру сильно ждал, даже напротив – я был в том лагере, где все облизывали и лезли в трусы к Нейтану Дрейку, а обзоры на перезапуск, который вроде как хвалили, но лишь умеренно, расставили все точки над i. Убийцы Uncharted не вышло. В этом и была, как мне кажется, главная проблема (помимо той, что не надо слушать кого либо, а играть самому) – игру рекламировали, как «убийцу», но на деле она же вообще про другое получилась.
Tomb Raider 2013, по-моему мнению, оказалась заложницей своей рекламной кампании. У нее намного больше общего с каким нибудь Darksiders (я, конечно, немного утрирую), чем с Uncharted. В то время, как последняя является ураганным экшеном с относительно компактными локациями, пройдя которые разок, уже в них не вернешься, приключения перезапущенной Лары похожи на конкурента лишь в свои самые заскриптованные моменты.
В остальное время она преимущественно про исследование относительно открытого мира на предмет плохо спрятанных коллектаблсов, аккуратно упакованных в специальные коробочки дожидающиеся своего «расхитителя». И все это не без использования различных гаджетов мисс Крофт, конечно же. Знаю, что это может прозвучать довольно скучно, но вот подобные 3D метройдвании, или лучше сказать подобный Зельдалайк экспириенс, мне всегда дико доставлял.
К слову, почти все коллекционные предметы озвучены либо самой протагонисткой, либо другими героями, и самое главное они дополняют историю и раскрывают мотивацию персонажей. Не то что бы это какое-то уникальное чтиво, которое тащит весь сюжет, но уже, как минимум, не бездумное «открой 300 сундуков». «Сундуки» – источник прокачки оружия, кстати, тоже есть, но большинство из них не просто валяются где попало, но даже требуют напрячь четверть извилины, что б их заполучить, что лучше чем ноль извилин, как мне кажется.
Если хочется собрать их все, то придется возвращаться в ранее посещенные локации, а в хорошей игре мир должен как-то меняться и желательно реагировать на действия игрока. И он это делает. Довольно редко, но делает. Некоторые локации так и пустуют себе до конца игры, однако в одной ранее упавший самолет даже успеет потухнуть к следующему прибытию игрока, а местные культисты будут лутать его содержимое, в другой можно лицезреть, как они молятся своей богине, ну а в третей просто подслушать бытовые диалоги и разговоры о невероятном скилле Лары. После этого к врагам начинаешь испытывать чуть больше сострадания, но вот по настоящему всю свою живость «болванчики» демонстрируют именно в геймплее.
И вот он, как раз таки, лучшая и самая вылизанная часть игры, к которой практически не возникает претензий. Абсолютно каждой пушке есть применение, и у каждой есть свой альтернативный режим стрельбы, которым не стоит пренебрегать. Да и не захочется. Кто не будет пользоваться подствольным гранатометом, или огненными/взрывными стрелами? Однако, если все же захотелось играть консервативно, то искусственный интеллект врагов заставит подумать дважды. Я помню в одном из обзоров говорили, что хваленый ИИ не впечатляет, на что я могу лишь сказать: «that’s where you’re wrong kiddo».
Без преувеличений это самые живые болванчики в шутерах от третьего лица, коих я встречал. Не было почти ни одной стычки, кроме разве что пары заскриптованных, где они не обходили бы Ларку с флангов, решившую по воле меня засидеться за укрытиями. Последние, к слову слеплены из настолько низкопробных гавнопалок, что приходится всегда прыгать, как угорелый, уворачиваясь от пуль и стрел. Также довольно высокая по современным меркам сложность (на харде выносят очень быстро), малый боезапас и очень грамотный геймдизайн заставляют экспериментировать и задействовать весь предложенный игрой арсенал. При этом перестрелки едва ли утомляют, бесконечного «неизведанного» тира тут даже близко нет. Хочется сказать, что всего в меру, но такого качественного геймплея мне самую малость не хватило.
Когда геймплей хорош, то на низкое качество сюжета как-то и не обращаешь внимания. В целом, если говорить объективно, то он – довольно паршивый, однако далеко не худший, что я встречал. Да, тут безынтересные, лишенные какого-либо подобия харизмы персонажи, плохо прописанный злодей, и просто посредственный лор, но вот «проклинаний» Рианна Пратчетт все же не заслужила. Видали мы сценарии и похуже. Возможно, кто-то просто слишком много требовал от отпрыска культового писателя, хотя другие игры за ее авторством, честно говоря, не трогал, так что в обратном случае, я может быть и по другому запел.
А вот что действительно может неслабо так разочаровать, так это гробницы и их расхищение. В игровой индустрии еще нужно поискать настолько одноклеточные загадки, единственное оправдание которых – их опциональность, что, согласитесь, слегка смягчает приговор. Правда, лишь до тех пор, пока не вспомнишь, что расхищение гробниц все таки вынесено в заголовок игры.
Изначально данный пост затевался как небольшое такое «сейчас играю», но я уже 3 недели как в нее не играю, что делает это мнение еще чуточку более запоздалым, чем оно есть. Однако отписаться о Tomb Raider надо было, как минимум, потому что это действительно хорошая игра (чего, я по правде говоря, не ожидал), которая, судя по концепт артам, могла выйти еще лучше. И то ли сроки поджимали, то ли разработчики не вытянули собственные амбиции, а может сказалось вмешательство издателя, что бы там не случилось, еще годик разработки точно пошел бы ей на пользу. Авось и водопады с секретными проходами завезли бы...