Философия Индии. Шраманская эпоха

Сущность философии. Философия — осознанная выработка своего мировоззрения с опорой на рациональное мышление. Мировоззрение понимаем как систему взглядов на мир и место человека в нём. Сначала мировоззрение формируется стихийно, без критического рассмотрения полученных знаний, без их упорядочивания. Внушение со стороны других, детские эмоциональные реакции, а также собственные попытки совершить примитивную рефлексию — благодаря этим факторам происходит познание мира и его ценностное наполнение. Взрослея, человек обогащается жизненным опытом и всё чаще сталкивается с ситуацией, когда новое знание о мире истолковывается как противоречащее сведениям, полученным ранее. Не столь важно, верно ли такое истолкование или нет. Важно, что это порождает сомнение в надёжности старых источников и методов познания. "Другой" уже не авторитет, ибо множество "других" порождают разные ответы на один и тот же вопрос. Зарождается понимание, что задавать вопросы и накапливать ответы, принятые на веру, недостаточно для изучения мира. Человек чувствует потребность в некоем знании о том, как правильно добывать всякое знание о реальности и её отдельных аспектах, как упорядочивать отдельные знания между собой так, чтобы они представляли собой систему, множество согласованных друг с другом элементов. Процесс выработки такого знания и есть философствование, а плоды поисков отдельных "любителей мудрости" и составляют мировое философское наследие, иногда поражающее глубиной мысли, охватом рассмотренных проблем. Не просто так философ опирается на рассудок, поставив его выше веры или ощущения. Именно рассудок заслужил уважение своей способностью пролить свет на мир как на загадку, которую можно и нужно разгадать, определив всякую вещь и найдя ей место среди других вещей.

Возникновение философии. Описанный процесс духовного созревания происходит как на уровне индивида, так и на уровне общества. В середине І тысячелетия до н. э. наступил такой момент, когда умнейшие люди эпохи более не довольствовались мифом как основным регулятором социальных отношений и единственно верным источником знаний о мироустройстве. Развитие и усложнение различных видов деятельности, а также накопление знаний об окружающей действительности порождало потребность в новом истолковании вещей и явлений, некогда казавшихся привычными и понятными, ибо миф каждой вещи находил надлежащее место. Теперь миф подвергался сомнению, его мудрости было недостаточно для решения как насущных проблем, так и вечных философских вопросов. Возникла потребность в теоретической деятельности более высокого уровня, которой и стала философия. Естественно, философия возникает не на пустом месте, ей предшествует долгий «предфилософский" период, когда уже начинают задаваться мировоззренческие вопросы и даются примитивные, опирающиеся ни миф ответы, при этом трудные для понимания моменты мифа не подвергаются сомнению, но рационализируются, спекулятивно обосновываются. В этот период зарождается круг проблем, понятий, категорий, которые станут центральными для будущей философии. Поскольку у каждой культуры были свои мифы, свой уникальный "предфилософский" опыт, то каждой культуре свойственна и своя философия, логико-дискурсивным путём "работающая» с центральными для этой культуры понятиями и проблемами. Первыми культурами, где возникла философия, стали Древняя Греция, Древняя Индия, Древний Китай.

"Предфилософский" период индийской философии. Невозможно определить начало "предфилософского" периода в истории Индии, ибо как миф, так и рациональное мышление возникают десятки тысяч лет назад. Закончился этот период в середине I тысячелетия до н. э., когда началась шраманская эпоха. Поначалу все знания индоариев о мире и месте человека в нём содержались в священных писаниях — Ведах и Упанишадах. Веды состояли из четырёх сборников текстов, Ригведы, Самаведы, Яджурведы, Атхарваведы, соответственно сакральных гимнов, напевов, жертвенных формул и домашних заклинаний. Первые три сборника были необходимы для проведения жертвенных ритуалов. Совершали жертвенные церемонии жрецы-брахманы, одно из четырёх сословий-варн (другие варны — воины и цари, кшатрии, домохозяева-вайшьи и слуги-шудры). Брахманы были носителями и охранителями духовной мудрости Вед и Упанишад, также интеллектуалами своего времени. Веды не несут серьёзной философской нагрузки, лишь изредка в них ставятся вопросы, которые пока остаются без ответа. Упанишады — тексты, предназначенные для наставления духовных искателей, служившие дополнением к Ведам. В Упанишадах вопросы уже получают ответы, но эти ответы несут на себе печать мифа и не рассматриваются критически. Суть Упанишад — в передаче ученику знания, знания сакрального, вечного, истинного в силу древности и статуса учителя-брахмана. Тем не менее, Веды и Упанишады содержали понятия и проблемы, позже ставшие центральными для индийской философии: сущность Атмана и Брахмана, возможность и природа освобождения (мокша) от блуждания (сансара) души по мирам через перерождения, природа кармы как безличного закона морального воздаяния, сущность дхармы как должного в делах, словах и мыслях и т.д.

Начало шраманской эпохи. В течение первой половины І тысячелетия до н. э. медленно вызревали условия для будущей «философской революции". Во-первых, существовала традиция проведения духовных диспутов (ваковакья) при дворах царей-кшатриев, что повышало общую культуру мышления, развивало логику и риторику. Во-вторых, брахманы не представляли собой единую религиозную организацию, а делились на множество родов, направлений, школ, дискутирующих между собой по вопросам толкования Вед и Упанишад, что также способствовало зарождению философии. В-третьих формирование мощных империй вроде Магадхи или Кошалы привёло к нежеланию возглавляющих такие империи царей-кшатриев опираться на старые учения, а потому ищущих опору в новых взглядах. Это подразумевало готовность совершать щедрые подаяния новым духовным учителям и таким образом дать им опору для распространения своих воззрений. В-четвёртых, расцвет больших городов стал причиной возвышения новых социальных классов вроде зажиточных купцов или куртизанок, чьё мировоззрение не было созвучно брахманизму. Эти факторы привели к тому, что в середине І тысячелетия до н. э. Индию захлестнула волна учений, оппозиционных ведической "предфилософии". Эта эпоха стала называться шраманской в честь бродячих аскетов-шраманов, предлагающих свои методы и пути "окончательного решения мировоззренческих вопросов". Среди шраманов встречались как "нормальные» философы, опиравшиеся исключительно на рациональное мышление, так и те, кто полностью отвергал его, будучи мистиками и ограничившись всевозможными формами аскезы и/или йогической практики. В шраманской среде зародились такие влиятельные учения, как буддизм, джайнизм, адживикизм и многие другие.

Первые философы-шраманы. Обилие учений данной эпохи породило многочисленные попытки их классификации. Шраманы не были однородной группой мыслителей. Среди них можно найти как грубых материалистов, так и тех, кто верил в различные формы посмертного существования. Если одни разрабатывали сложную сотериологию (учение о "спасении души"), то для других смысл бытия исчерпывался земной жизнью. Если кто-то был крайним фаталистом, другие подчёркивали значимость усилий для обретения земных и посмертных благ. Мы начнём с второстепенных мыслителей, а затей перейдем к буддизму и джайнизму. Аджита Кесакамбала считал, то всё состоит из четырёх первоэлементов (огонь, земля, вода, воздух), а человек после смерти распадается на первоначала и более не существует. Аннигиляции подвергнется каждый, а человеческие деяния не принесут никаких посмертных плодов. Пакудха Каччана учил о семи началах мира — четырёх элементах, радости, страдании и одухотворяющем начале. Поскольку тело есть совокупность первоэлементов, а душа относится к одушевляющему началу, разрушение тела не есть разрушение души, потому убийство человека не затрагивает его душу и не считается проступком. Санджая Белаттхипутта отказывался выносить суждения о мире по схеме-тетралемме (чатушкотика): что-то существует; что-то не существует; что-то существует и не существует; что-то не существует и не-не существует. Возможно, Санджая считал, что мир непознаваем, то есть был агностиком. Маккхали Госала, основатель адживикизма, был строгим фаталистом и утверждал, что над миром властвует необходимость (нияти), которая определяет всякое движение и преобразование как в духовном, так и в материальном плане, как на уровне личности, так и в масштабе общества и мира в целом.

Философия джайнизма. Джина Махавира, кшатрий по происхождению, родился на северо-востоке современной Индии в городе Кундаграма царства Вайшали. В возрасте 30 лет он покинул дом и начал своё 12-летнее странствие, увенчавшееся освобождением (мокша) души (джива) и обретением всеведения (кевала джняна). Джина провозгласил себя 24-м тиртханкаром («строителем моста [ведущего к спасению]") и основал общину монахов. Джина учил освобождению (мокша) души (джива) от связанности (бандха) кармой. Карма в джайнизме понималась не как "воздающий по делам нашим" безличный закон, но как особая тонкая материя, определяющая судьбу воплощённой в теле дживы. Сама джива бессмертна, но из-за связанности кармой подвержена реинкарнации. Мокша достижима для тех, кто знает учение Махавиры, смотрит на мир, как Джина, и выстраивает свою жизнь согласно его наставлениям. Последнее включает ряд жёстких ограничений и выполнение различного рода практик с акцентом на медитацию (дхьяна). Джайнизм известен своей теорией познания, согласно которой всякая вещь и процесс могут быть описаны с различных точек зрения, поскольку действительность неоднородна, "неодносторонна» (анэканта). Так, бытийный статус и познаваемость разных аспектов реальности могли описываться по схеме: существует, не существует, то и другое, неописуем, существует и неописуем, не существует и неописуем, то и другое и неописуем. Также выделялись различные контексты высказываний, что позволяло находить в них разный смысл в зависимости от точки зрения. Джайнская натурфилософия включала в себя учение о различном виде субстанций (дравья) как первооснов мира. К субстанциям, помимо души-дживы, относились материя-пудгала, пространство-акаша, время-кала, условия движения (дхарма) и покоя (адхарма). Также джайны были атомистами.

Философия буддизма — общая характеристика. Буддизм — термин, введённый европейцами для обозначения целого ряда учений, восходящих к Будде. Первоначальный буддизм хирургически точной реставрации не подлежит, ибо сначала существовал как устная традиция, а потом распался на множество школ. Тем не менее общность понятий и проблем, находящихся в центре внимания современных направлений (грубо их можно разделить на тхераваду, махаяну, ваджраяну) позволяет говорить о некоем "древнем ядре", рассмотрению которого и будет посвящен этот и следующий разделы. Сиддхартха Гаутама из рода шакьев, кшатрий по происхождению, родился в городе Капилавасту на границе современных Индии и Непала. В возрасте 29 лет Сиддхартха покинул дом ради духовных странствий, а после 6 лет поисков он пережил окончательное пробуждение (бодхи) и достиг особенного состояния, названного нирваной/ниббаной (санскрит/пали — "угасание"). Будда основал свою общину и посвятил 45 лет своей жизни распространению Учения (Дхарма/Дхамма). Важно понимать, что в буддизме (как и в джайнизме) любая философская рефлексия имеет сотериологическую направленность, то есть помогает реальному или потенциальному последователю Будды преодолеть свои сомнения и утвердиться в нужных взглядах, без которых невозможно достичь окончательного Освобождения. Поиск истины ради самой истины буддистами не приветствуется, так как ведёт к привязанности к воззрениям (диттхи), что является препятствием в духовном поиске. К тому же особенностью учения Будды является введение наблюдателя в картину миру задолго до соответствующих заслуг теоретической физики начала ХХ века, а потому ни о какой "объективной" истине, независимой от пытающегося её познать существа, для буддиста речи быть не может.

Философия буддизма — подробное изложение. Согласно учению Будды, мир полон страдания (дуккха). Даже если что-то непосредственно не является страданием, то ведёт к нему. Само существование суть страдание. Причиной страдания является жажда (таньха) удовольствий, жизни и благой посмертной судьбы. Избавление от страдания возможно посредством погашения всякой жажды. Путь, ведущий к устранению жажды, называется Благородным восьмеричным путём, регулирующим 8 аспектов жизни буддиста: воззрения, намерения, речь, деяние, способ жизни, усилие, памятование, сосредоточение. Основными качествами мира являются страдание (дуккха), не-вечность (аничча), отсутствие самости у предметов и явлений (анатта), в том числе и отсутствие души у человека. Сам человек есть продукт взаимодействия пяти факторов, или совокупностей (скандха): телесность-форма, чувство, восприятие, волевые конструкции, сознание. После смерти человека накопленный психофизический опыт (камма) становится причиной новой жизни. Это процесс регулируется механизмом взаимозависимого возникновения (патичча-самуппада), состоящего из 12 элементов: неведение, волевые конструкции, сознание, имя-форма, шесть органов чувств (шестой — ум, познающий концепции), контакт, чувство, жажда, цепляние, потенциал к новому существованию после смерти, рождение в одном из миров сансары, старость-смерть. После смерти из-за неведения всё происходит по кругу. В отличие от учений, ищущих основы мира в материальных первоэлементах и/или высшем начале вроде Брахмана, буддизм пошёл другим путём, взяв привычное слово дхарма/дхамма и наполнив его новым содержанием: так называются "атомарные" (несводимые к другим) факторы, определяющие все процессы в мире, качества отдельных явлений и опыт живых существ.

Заключение. Если мы окинем взором мир, то очень условно можем разделить его на природу (существующее отдельно от человека и его деятельности) и культуру (созданное человеком). Любой эколог, биолог и физик (а также любой буддист) усомниться в нашей разумности после такого грубого разделения, однако с точки зрения человеческого опыта и истории цивилизации подобный подход кажется вполне уместным. Миллионы лет эволюции, проходившие в борьбе вида Homo и его предков за существование, породили механизмы различения "я-другие", "свой-чужой", "дом-чужбина" и так далее. Редкий страх темноты у современного образованного человека есть наследие этой тёмной эпохи. Одной из форм этого разделения можно считать и пару понятий "природа-культура". Опять же, опираясь на простой опыт, разделим культуру на то, что можно пощупать (от орудий труда и домов до одежды и образцов искусства), и на то, что не потрогаешь, но и не посмеешь отрицать его влияние на нашу жизнь (идеи, представления, концепции и т. д.). Любимые вымышленные миры не существуют материально, но будоражат наше воображение. Иными словами, культура делиться на материальную и духовную. Духовная культура настолько многообразна, что не мешало бы свести её к каким-то базовым формам, которые в свою очередь невозможно было бы свести друг к другу. На скорую руку разделим духовную культуру на религию, науку, искусство и... философию. Сущность религии в отношении к духовной действительности как к реально существующей и открытой для познания через особое мистическое переживание. Искусство есть отображение мира на языке образов, оно есть образная кристаллизация нашего мироощущения. Наука — деятельность, направленная на выработку объективных знаний о реальности и её отдельных аспектов. Философия — осознанная выработка своего мировоззрения, вечная попытка его кристаллизации. Для каждой цивилизации (и для каждого человека) характерен уникальный баланс между этими четырьмя формами духовной культуры. Особенностью индийской культуры времён шраманской эпохи есть органичное переплетение религии и философии. Философия была необходимым условием расставания со знанием старым, не удовлетворяющим нужды стремительно развивающегося общества. Но она же должна была играть вспомогательную, подчиненную роль в процессе духовного созревания индивида, готовившегося познать знание новое, первооткрывателями и трансляторами которого выступали великие личности, такие как Джина и Будда. Взяв человека за руку и доведя его до безопасного града правильных (для той или иной духовной традиции) воззрений, философия отбрасывалась, как изжившая себя змеиная кожа. Значило ли это, что догматизм старый (почитание Брахмана) сменился догматизмом новым (почитание Джины или Будды)? Ни в коем случае. Ведь духовный опыт шраманов породил ещё больше вопросов и требовал ещё больше ответов, а также всегда был открыт для философского осмысления. Шраманская эпоха, сама будучи мировоззренческим взрывом, спровоцировала более интенсивные интеллектуальные поиски. Учения новые катком прошлись по учением старым, что подтолкнуло умнейших представителей эпохи опираться на самих себя и на свой рассудок, а не на веру в авторитеты. В первые века нашей эры развитие теоретической деятельности позволило философии вступить в эпоху зрелости, когда формируются полноценные философские школы не просто как линии преемственности от мудрецов к глупцам или как большие религиозные общины, но как полноценные образовательные, исследовательские центры. Таким образом, шраманская эпоха запустила грандиозное шествие философии по материку Джамбу, а посеянные шраманами семена дали обильнейший урожай.

99
16 комментариев

Строго говоря, здесь не про философию, а про историю философии.

Не хватает иллюстраций. Да, хочется позалипать в картинки, но они должны быть по делу.

Главное, когда пишешь — ставь перед собой вопрос: «зачем нам это читать». И ответив, пиши. Сайт не про науку и образование. Сюда люди приходят развлекаться.

А так, удачи! Scio me nihil scire!

3

Спасибо за дельные советы

прочёл описание профиля. надеюсь, до игр дойдёте, а то пока очень не по теме

1

Я дойду, как раз недавно заново открыл для себя 4-ю цивилизацию) снова время за ней летит незаметно:)

2

Комментарий недоступен

1

Спасибо, правда следующий пост будет таки об играх. А потом снова вернёмся к истории и философии)

1

Комментарий недоступен

1