«Если уж грохнемся, то все вместе»: создатели спецэффектов «Вторжения» и «Спутника» о работе во время пандемии
Интервью с главой Main Road Post Арманом Яхиным — про Bad Comedian, сложности из-за Covid-19 и попытки сделать голливудские спецэффекты на российские бюджеты.
В первые дни нынешнего кризиса могло показаться, что он затронет далеко не все сферы кинобизнеса, однако это не так. Из-за Covid-19 замедлилась или остановилась работа не только на съёмочных площадках, но и на постпродакшене.
Некоторые небольшие студии спецэффектов в Голливуде говорят, что у них временно выросло количество заказов из-за закрытия более крупных конкурентов, но ближайшие месяцы всё расставят по своим местам.
Уже сейчас многие компании должны брать заказы на осень, но их в 2020 году будет меньше обычного. Поскольку почти все съёмки в мире остановлены, графику будет какое-то время рисовать попросту не к чему.
Чтобы узнать, как ситуация с этим обстоит в России, DTF обратился к Арману Яхину — главе московской студии Main Road Post, которая работала над множеством блокбастеров, включая «Вторжение», «Дуэлянта», «Спутника» и «Особо опасен» Тимура Бекмамбетова.
Арман рассказал, что после начала карантинных мер почти все текущие заказы компании «остановились» или даже отменились. А ждать ли поддержки государства в этой сфере, неясно.
Если не приукрашивать, мы сейчас в полной заднице. Накопившиеся большие долги от клиентов и резко остановившаяся индустрия ударили по нам сильно.
Спасибо нашим ребятам, которые пошли навстречу компании: кто-то уменьшил зарплату, кто-то на время от неё отказался, кто-то — временно пошёл на вольные хлеба. Перешли на удалёнку, пытаемся понять сейчас, замедлило это нас или нет. Но точно внесло сложности в работу.
Плюс, мы двинулись в другие области, от которых раньше отказывались – реклама, другие медиа, синематики, VR – в общем, всё остальное, где тоже нужна компьютерная графика. Это хороший урок для нас.
Арман считает, что проблемы такого характера возникнут у большинства VFX-студий в России — у кого-то раньше, у кого-то — позже. Это оборотный бизнес, и у таких компаний обычно нет больших накоплений.
В случае Main Road Post подвёл тот факт, что студия только что сдала «Спутник» и «Вторжение» — два крупных проекта, а новые толком начать не успела.
Если продюсеры хотят в будущем хорошей графики, они должны понимать, что в эту область надо инвестировать. А так как им в основном кажется, что их пытаются обмануть и много заработать на них, отсюда и результат.
У нас в стране ни одна компания, создающая VFX в кино, не жирует, все постоянно выживают, соглашаясь за небольшие деньги. Поэтому нет возможности вкладывать в развитие.
Редкие продюсеры готовы рисковать и делать фильмы, подобные «Вторжению». А такие проекты сильно прокачивают индустрию, так как в них работают многие компании.
Только не подумайте, что я виню продюсеров. Не виню, я их понимаю. Кино — крайне сложная область, его тяжело и часто непонятно как делать. И бюджетов у них тоже нет адекватных, они сами выкраивают.
В 2019 году в общении с читателями TJ Сарик Андреасян пожаловался на непрофессионализм VFX-студий в России, которые рисуют «крысу вместо медведя». Режиссёр связывал низкий уровень с постоянным оттоком лучших кадров на Запад.
Арман с этим не согласен. По его мнению, фильмы уровня «Вторжения» показывают, что в российском кино можно делать хорошую графику, хотя ключевым фактором тут всегда становится бюджет.
Думаю, что проблема у него в скромных бюджетах в целом, и на графику — в частности. И это при том, что вообще стоимость производства кино в России по мировым меркам просто смешная. Всё «Вторжение» стоит как одна серия «Мандалорца».
Арман отметил, что создание спецэффектов в России — задача в целом сложная. Постоянно приходится искать баланс между желанием сделать на уровне Голливуда и реальными бюджетами, которые может потянуть отечественный кинопром.
Тут ещё важно добавить, что и мы много ошибок допускаем, так как всегда приходится учиться. Эта область сродни исследовательской, очень легко обосраться. Что и делаем время от времени.
Иногда мы не достигаем нужного результата. Иногда мешает перфекционизм, приводящий к срыву графиков. Иногда — отсутствие воли противостоять продюсерам в случае, когда бюджета явно не хватает, а ты вечно выживаешь и соглашаешься. Продюсер-то делает свою работу, ему нужно чтобы получилось подешевле.
Немногие понимают всю сложность нашей деятельности. А так как продюсеры привыкли работать с персоналиями на съёмках, мало кто понимает, что VFX-студия — это целое предприятие, с большим количеством людей, техники и софта.
Многие VFX-компании, работающие с кино, могли бы на время пандемии переключиться на игры, однако тут есть свои проблемы. С каждым годом потребность в CGI-роликах падает, поскольку разработчики всё чаще делают кат-сцены на движке. Main Road Post успела поработать над TimeShift и Escape from Tarkov, но это редкие исключения из правил.
У серьёзных издателей принято заказывать за рубежом, здесь сопоставимые бюджеты они не готовы тратить.
К нам много обращались после Escape from Tarkov, но у других компаний бюджеты оказывались копеечными — это расходилось с нашим собственными понятиями о качественном результате.
Согласно ЕАИС, «Вторжение» собрало в прокате РФ 961 миллион рублей — чуть меньше, чем «Притяжение» в 2016 году. В целом, Арман считает сиквел успешным.
На мой взгляд, фильм прошел очень достойно. Фантастический жанр – это очень сложный зверь, угадать реакцию зрителя невозможно, но и «Притяжение», и «Вторжение» нашли своего зрителя.
Это единственные отечественные фантастические фильмы, собравшие на уровне голливудских в нашем прокате.
Разбор «Притяжения» от BadComedian собрал на YouTube больше 19 миллионов просмотров, однако, по словам Армана, сам он его так и не посмотрел.
Вредит ли BadComedian бизнесу? Это на самом деле очень сложный вопрос. С одной стороны, наверное, действительно вредит, так как в целом бьёт по общей репутации отечественного кино — он ведь создал целый хейтерский тренд. У него большая фанбаза, да и немало тех, кто пытается скопировать его успех. С другой стороны, кого-то из кинематографистов это подстёгивает для анализа. Мне лично это никак не помогает.
Это как с воспитанием. Если орать на детей и унижать их, шанс на то, что они вырастут хорошими людьми есть, но он небольшой. И это будет вопреки, а не благодаря. Подобное смогут сделать только сильные волей люди и они, в результате, будут распространять вокруг себя жёсткую и полную критики конкурентную культуру, подобную той, что мы видели в фильме «Дьявол носит Prada». Я верю в доброе и терпеливое отношение.
Подавляющее количество людей, работающих в кино, пришли сюда только потому, что любят его и преданны ему всем сердцем. Кино делать непросто, и ошибки в нём — необходимая часть процесса развития. Люди, работающие в нём, сами очень критичны к тому, что делают. Хейт, на мой взгляд, просто разрушителен и почти ничего не даёт кроме боли. Да, в результате мы научились с ним жить. Бэда индустрия не игнорирует, он всё-таки умный парень и часто говорит по делу, но форму он выбрал довольно обидную.
Впрочем, тут я всё-таки могу говорить только за себя. Я много лет уже в кино и говна и хейтинга наслушался за эти годы. Сначала это было больно и тяжело, сейчас практически всё равно. Бэда и других подобных ему блогеров не смотрю давно, просто потому, мне лично особой пользы это не приносит. Если что долетает интересное и полезное, то стараюсь это проанализировать и понять. К сожалению, реально полезного там немного, больше хайпа и глумления, как мне кажется.
23 апреля у студии состоялся ещё один громкий релиз — в онлайн-кинотеатрах вышел фантастический триллер «Спутник», для которого студия создала CGI-монстра.
«Спутник» значительно меньше «Вторжения». По нашей части там не очень много, основная работа велась над пришельцем. Но его создание само по себе оказалось трудоёмкой и интересной задачей.
Плюс, для нас это первый опыт работы над фильмом в подобном жанре. Отмечу ещё, что это был новый опыт работы с молодым режиссёром Егором Абраменко и оператором-постановщиком Максимом Жуковым. Нам очень понравилось с ними сотрудничать, очень профессиональный и человечный получился процесс. Мы очень гордимся этим проектом.
Вместо кинотеатров «Спутник» вышел в онлайн-кинотеатрах с относительно невысоким качеством картинки — сказывается низкий битрейт видеопотока. Арман считает, что студия в данном случае выбирала из двух зол.
На мой взгляд, это всё очень интересно. Новый мир, новые идеи.
Одной из первых работ студии Main Road Post были спецэффекты к «Особо опасен» Тимура Бекмамбетова — для боевика кампания нарисовала в совокупности около 90 монтажных кадров с графикой (считается от склейки до склейки).
По своей сути это голливудская картина, однако в дальнейшем компания продолжила работать в России. В разговоре с DTF Арман пояснил, почему студия не закрепилась на Западе и продолжила осваивать местный рынок.
Над «Особо опасным» вся наша индустрия, и мы в том числе, работали благодаря Тимуру Бекмамбетову. А так, в целом, туда довольно сложно пробиться по многим факторам. В основном, потому что мы — это неизвестный риск.
Плюс, самое главное, западные продюсеры заказывают в странах, где есть государственная система возвратов части расходов — рибейтов: Канада, Великобритания, Новая Зеландия и так далее. В прошлом году вроде и у нас появилась, но, как оказалось, не совсем — там ещё много работы предстоит прежде, чем система заработает для нашей области.
Впрочем, если не двигаться на Запад, то можно пойти на Восток. Недавно студия приняла участие в производстве гонконгского фантастического боевика «Воины будущего».
В 2019 году Арман официально вошёл в состав AMPAS — Американской киноакадемии, и теперь он может голосовать за номинантов на «Оскар». В VFX-категории на «Оскаре 2020» он не голосовал, но отмечает, что сделать выбор было бы сложно.
Из всех номинантов в области визуальных эффектов на «Оскаре 2020» я искренне восхищен каждым. Это всё очень крутые проекты, с очень серьёзными технологическими работами и с крутейшим результатом.
Моим личным фаворитом были «Звёздные войны», так как я вообще фанат, во-первых, а во-вторых, там сложнейшая с точки зрения VFX работа и при этом невероятно красивая с художественной, с академической точки зрения. Но, повторюсь, каждый из номинантов вызывает у меня восхищение.
В целом, Арман надеется на то, что Main Road Post переживёт кризис. Компании должно помочь то, что она относительно недавно поменяла свою структуру — в том числе для повышения прибыли.
Сдаваться мы не собираемся. Наша новая нестандартная структура сейчас проходит проверку, но мы никого не будем увольнять — если уж грохнемся, то все вместе. Кино мы не бросаем, но при этом уже работаем и в других областях — нам не привыкать быстро перестраиваться.
Да, тяжело будет ещё долго, и это однозначно самый тяжёлый кризис в нашей компании, но я верю, что с такой командой мы прорвёмся.
На всякий случай напомню, что команда Армана занимается спецэффектами (а не сценариями, например), и она одна из лучших в России. Пожалуйста, давайте без переходов на личности и прочих гадостей, а то нам не будут давать интервью известные люди. Спасибо!
Так бэд как раз и хвалил графику в этих фильмах