Я устал от социальных высказываний и серой морали в фэнтези-кино — хочется больше приключений с продуманным лором

Неужели никто, кроме Питера Джексона, не умеет такое снимать?

Я устал от социальных высказываний и серой морали в фэнтези-кино — хочется больше приключений с продуманным лором

Поделюсь сумбурными, но честными мыслями. Отчасти ерундовыми, но что есть — то есть. Просто недавно пересмотрел трилогию «Хоббита», а сразу за этим увидел трейлер фильма по Dungeons & Dragons, и как-то навеяло...

Сегодня фэнтезийного кино с сериалами и так не много, а то, что есть, кажется, изо всех сил старается стать зеркалом современного мира, его морали и порядков. Это, вроде, и неплохо, но словно из-за такой чрезмерной внимательности к социальным высказываниям, проработка непосредственно волшебных миров страдает. Логику режут в угоду идейности, а ещё куда ни плюнь добавляют неоднозначность добра и зла. Даже если антигерои не на главных ролях, наставники, друзья и важные спутники современных протагонистов обязательно чуточку злые, чуточку непонятные, чуточку спорные.

Сами же главные герои, обычно, бесхарактерные тряпки, аморфные тела, которые до последнего противятся вступлению в захватывающую историю, и ноют после каждого нового поворота приключения...

Но это уже другой разговор, и касается он не только фэнтези.

Что до «неоднозначности», то когда-то это было в новинку. Сплошь белое и пушистое добро навевало скуку. Но вот в чём дело: сейчас такого уже не осталось. Истинно добрые характеры ушли не только из сказочных приключений, они вообще вымирают на экране. Дошло до того, что мы удивляемся Теду Лассу, его заразительному позитиву, а он просто хороший честный человек. Такой, каким каждому стоило бы быть.

К чему я веду... Давайте вспомним, какое воплощение фэнтези на экране объединяло уважение к сказочному миру, достойных, добрых героев и здоровую мораль, не переусердствовавшую с напором?

А как вспомним, то зададимся вопросом: почему современное фэнтези не берёт пример с «Властелина колец»?

В нём добро — добро, зло — зло, а если и есть кто-то между, вроде Голлума, то он не становится ориентиром для всего произведения.

Ведь ключевые герои, Братство Кольца, — это достойные, благородные, смелые персонажи. Они могут по-доброму подтрунивать друг над другом, но в ссоры Леголаса и Гимли не заталкивают психологию расовых притеснений в современной Америке. Мы видим напряжённость между эльфом и гномом, но она не перетягивает на себя одеяло, лишь дополняет картину мира. И точно не работает один-в-один, как в реальности. У рас есть причины недолюбливать друг друга, но, под стать фэнтези, это причины эпических масштабов и для них заготовлена богатая, оригинальная предыстория. Это не набившие оскомину отношения угнетателя-угнетённого.

Но главное, по крайней мере для меня, во «Властелине колец» — это долгое, многообразное приключение, в котором герои, проявляя свои лучшие качества, справляются с возможными только в сказочном мире преградами. Да, иногда в кадре мелькает что-то более человеческое и психологичное, вроде ксенофобии, но на этом не держится фокус. Потому что невозможно снять объёмный мир, упустив социальные проблемы. Но это не значит, что все беды в фэнтези сплошь и рядом такие. Иногда большой злой властелин тьмы должен быть просто большим злым властелином тьмы, а страшные проклятия — страшными проклятиями, а не аллюзиями на что бы то ни было.

И не всегда, чтобы победить зло, достаточно превосходить его идеей. Ещё нужно лучше владеть мечом, иметь в союзниках волшебника посильнее и завербовать армию побольше.

Ну, и лор. Нельзя его отодвигать на задний план, превращать в постольку-поскольку декорацию. Не в фэнтези. Это такой жанр, где внутренняя логика мира не бывает для галочки, за ней нужно следить пуще прочего. Иначе рассыпется вообще всё: драматическая история, морализаторские размышления, расовая репрезентация.

В неубедительном мире и всё остальное будет неубедительным.

Фэнтези же любят именно за сеттинг. Потому что чья-то история была и прошла, а миру жить да жить, и в нём уместится ещё сотня таких историй, тысяча. И тот же «Властелин колец» — это не только три романа, это ещё и «Хоббит», и монструозный «Сильмариллион».

И есть более яркий пример того, что без стройных правил мира ничего бы не получилось — Dungeons & Dragons. Здесь превыше всего дух приключений и лор, в которых приключения происходят. Они запускают игру и удерживают в ней, а что там будет внутри самой истории, придётся ли героям разбираться в остросоциальных темах, это уже наживное. Прогрессивным мыслям есть место в таком фэнтези, но их нужно на что-то нанизывать, они не могут сами по себе стать хребтом увлекательного сюжета.

Но сериалы, вроде «Колеса времени» и «Ведьмака» от Netflix, или фильмы, как «Меч короля Артура», упускают важность лора.

Они пытаются его заменить социальными высказываниями или горкой экшена, делают это с серьёзной миной, и остаются в дураках. Лучше бы «Мерлину» с Колином Морганом сделали ремастеринг графики...

И вот знаете, после трейлера Dungeons & Dragons: Honor Among Thieves я впервые за последнее время поверил, что нам покажут хорошее фэнтези. Большое красивое приключение, в котором уживётся задор и магия. В котором не забудут о том, что в жанре важно волшебство, и авантюристы пускаются в авантюры, а не разглагольствования о гендерных ролях — об этом тоже можно, но после дела, сидя у костра и деля добычу.

Да, это будет не эпическое фэнтези в духе «Властелина колец», а скорее «Стражи Галактики», но для истории грабителей из DnD такое настроение подойдёт. Я сам в «Подземелья» играл мало, но в тех партиях, куда звали, всегда было скорее забавно, чем пафосно.

А ещё снимают фильм авторы «Ночных игр» — очень хорошей комедии. Так что верить можно, почти не осторожно. И не только в то, что кино удастся, но ещё и в то, что его успех возродит жанр приключенческого фэнтези. Яркого и пропитанного волшебством.

Потому что, как говорит Весемир в начале третьего «Ведьмака», нужно во что-то верить. Иначе жить не хочется.

Тьфу, тьфу, тьфу, чтоб не сглазить.

522522
218 комментариев

Мне тоже Хоббит понравился. Толчки просто пользуются любой возможностью выставить себя снобами. Но Джексон сделал трёхчасовые фильмы, полные на события, на зрелища, которые не утомительно посмотреть полностью за один раз

Это же такая большая редкость - видеть такие качественные блокбастеры

144

При всем при этом, он уступает ВК. Но в сравнении с теми высерами, что клепают сейчас амзаон, нетфликс и т. п, да, Хоббит неплох.

104

Комментарий недоступен

35

Первый хоббит очень люблю. Он работает и как фильм в себе и как часть франшизы.

18

Я бы хоть каждый месяц смотрел таких Хоббитов, которые называют провальными, да хоть что-нибудь уровня 5 Армий, только время прошло, фильмы продолжают хейтить, а с 14 года я все ещё так ничего и не увидел за 8 лет, упс. Джексон слишком высоко даже в своей самой слабой работе над Толкиеном, только многим просто мечтать о такой "слабой" картине остается.

18

Но таки добавил отсебятины.
Там и межрасовая любовь, негры встречаются.
Ну сильная женщина и Леголас. Вообще сильно притянули к властелину колец.

7

Причём тут снобизм, если просто первую трилогию тянет пересматривать (особенно братство) ахулион раз, когда вторую и во второй раз смотреть не хочется

7