«Неуважение по отношению к искусству»: музыканты комментируют неудачный релиз саундтрека DOOM Eternal
Почему плохое сведение OST — это, скорее всего, следствие халатности издателя.
После выхода саундтрека DOOM Eternal стало известно, что композитор Мик Гордон почти не принимал участие в сведении альбома. Затем фанаты предположили, что между музыкантом и id Software произошёл конфликт — одному из игроков он ответил, что «вряд ли» когда-нибудь вернётся к работе над серией.
Подробности истории появились на фоне критики альбома с саундтреком — игроки обратили внимание, что у музыки плохое сведение. В частности, в треке BFG Division версии 2020 года громкость грубо нормализована, из-за чего звучание всех инструментов смешано в кучу. А в песнях, которые сводил лично Гордон, такого не наблюдается.
Журналист VG24/7 провёл расследование и выяснил, кто должен был сводить саундтрек DOOM Eternal изначально — а также взял комментарий у нескольких музыкантов, которые разъяснили процесс записи и выпуска игровых OST.
Пока что неизвестно наверняка, что произошло между Миком Гордоном, id Software и Bethesda — о конфликте можно лишь догадываться. Но это уже не первый раз, когда между музыкантом и издателем возникли разногласия — например, в феврале композитор раскритиковал официальный ТВ-ролик Eternal с рэпом.
Для начала важно отметить, что это нормально, когда музыканты не занимаются сведением собственной музыки — обычно за это в ответе звуковые инженеры, с которыми сотрудничают композиторы. Другое дело, когда качество альбома с саундтреком того же DOOM 2016 года настолько сильно отличается от сиквела.
Хоть Гордон и записывал саундтрек для DOOM Eternal, это не даёт ему исключительных прав на сведение его музыки — обычно все условия прописаны в контракте. В 2019 году исследование Game Audio Industry Survey показало, что 98 процентов ААА-композиторов не владеют всеми правами на их музыку, и вряд ли Гордон здесь исключение.
Это означает, что зачастую именно за издателем остаётся последнее слово — кто будет сводить, редактировать и заниматься мастерингом музыки композитора.
Меня удивило, как люди реагируют на то, как издатель делает с музыкой всё что хочет. Это норма, в этом нет ничего необычного.
По словам Джонсона, когда композиторы работают над треками, аудиодиректоры игры выдвигают им некоторые требования — чтобы отрывки музыки соотносились с другими отрывками для поддержания определённого уровня громкости. Это отличается от типичного подхода к созданию песен.
Миксы, которые попали в игру, просто свели как обычный саундтрек. В то время как в 2016 году Мик заново свёл и отредактировал всё, что записал до этого, и это был настоящий подвиг.
Для того, чтобы оценить саундтрек DOOM Eternal с технической точки зрения, в VG24/7 обратились к Бену Гейнсу — английскому продюсеру, известному также под псевдонимом AudioMage. Он сравнил FLAC-файлы двух треков — Meathook, сведённого лично Гордоном, и Metal Hell, который миксовали другие люди.
Микс Гордона держится на солидных -10,8 RMS (чем ниже значение, тем сильнее перепады громкости в треке, DTF) — и это стандартная громкость для очень плотного сведения метала. Как вы можете увидеть ниже, в этом треке больше динамики, он кажется громче, хотя децибел в нем меньше. По спектру микс Гордона намного лучше сбалансирован.
C Metal Hell же ситуация совершенно иная — музыка искажена.
Кратко говоря, этот микс настолько «уничтожен» с точки зрения динамики, что там почти ничего не расслышать. Сначала он достигает -4,9 RMS, а затем проваливается в бездну. Полное месиво. Если посмотреть на весь спектр и баланс, мы можем увидеть, что в треке грубо срезаны средние частоты. Многих деталей, которые есть в миксах Мика, здесь не хватает.
Неизвестно, почему качество саундтрека DOOM Eternal настолько сильно отличается предшественника — но журналист VG24/7 предположил, что дело в нехватке времени.
Изначально Bethesda планировала выпустить альбом одновременно с релизом коллекционного издания 20 марта, но незадолго до выхода компания объявила, что фанатам придётся подождать ещё некоторое время. Издатель не пояснил, чем обусловлена задержка. В итоге OST появился спустя месяц после релиза игры — в то время как в 2016-м игроки прождали четыре месяца.
И разница налицо. Если у первой части саундтрек вышел в виде качественно сведенного метал-альбома, в случае с Eternal издатель выпустил под 50 треков, которые звучат так, будто их вытащили из файлов игры.
Очевидно, что в выпуск OST первой части Мик Гордон вложил немало сил и времени. Композитор даже оставлял пасхалки — в виде сатанистских символов в спектограмме треков.
Как выяснили в VG24/7, изначально для мастеринга OST композитор планировал сотрудничество с Systematic Productions — австралийской студией, которая сводила и выпускала альбомы таких метал-групп, как Periphery, Protest The Hero Architects, Devin Townsend и Bury Tomorrow. Журналист связался с Эрмином Хавидовичем, владельцем компании.
По его словам, ещё два года назад они с Гордоном договорились о совместной работе. Соглашение было в силе в начале 2020-го.
У нас был продуманный план, согласно которому мы бы завершили проект к концу марта, но затем наступило молчание, и я понял, что за кулисами что-то произошло.
Хавидович считает, что произошёл типичный конфликт интересов — творческих и коммерческих.
В больших развлекательных индустриях — будь то музыкальная, кинематографическая или игровая — трудно добиться движения проекта с точки зрения бизнеса. Его вечно тянут из стороны в сторону разные силы. Могут потребоваться титанические усилия, чтобы хоть как-то направить проект в нужное русло, особенно когда идёт речь о больших деньгах и творчестве.
По его мнению, издатель поступил так, как не следовало бы — и от этого проиграли все, включая конечных потребителей.
Ясно то, что по отношению к искусству поступили неуважительно — равно как и к фанатам. [...] Я не присоединился к проекту мечты, а на месяцы и годы работы Мика наплевали на финишной прямой — и в конечном счёте от этого пострадали именно люди, которым обещали полный саундтрек. Их добросовестность использовали против них же.
Как давний игрок, который следил за развитием индустрии и практиками монетизации последние десять лет, я нахожу это отвратительным.
На данный момент неизвестно, выпустят ли саундтрек DOOM Eternal на виниле, как это было с предыдущей частью. В VG24/7 попытались связаться с Laces Record, лейблом, который выпускал OST игры 2016 года, но ответа не получили. Равно как не ответила и Bethesda.
Зато ответил сам Мик Гордон, который подтвердил рабочие отношения с Хавидовичем, но отказался давать комментарий.
Я очень горжусь своей работой. Это всё, чем я занимаюсь, это всё, что у меня есть — и я вкладываю в неё своё сердце и душу. Я всё ещё пытаюсь полностью осознать ситуацию, и потому не могу её прокомментировать. Пожалуйста, поймите.
По мнению журналиста VG24/7, если какой-то урок из этой ситуации и можно вынести, так это то, что издателям стоит начать серьёзнее относиться к музыке в их проектах. Композиторы продолжают сталкиваться с проблемами и давлением, работая над саундтреком крупных игр.
И это в то время, когда музыка из видеоигр стала популярной как никогда раньше — музыканты всё чаще дают концерты по всему миру, а сами треки набирают миллионы прослушиваний в стриминговых сервисах.
Но важно ещё и то, что в последние годы музыка в играх стала мощным инструментом маркетинга и продвижения — и DOOM 2016 года прекрасный тому пример. В то время как из-за проблем с релизом OST Eternal у Bethesda может пострадать репутация — фанаты явно ждали не такого альбома.
DOOM был стопроцентно застрахован от провала, но Беседка нашла способ обосраться с одним из немногих людей, которые тащили на себе ее репутацию.
Комментарий недоступен
Я не думаю, что любая кривизна OST может хоть как-нибудь повлиять на успех самой игры. Они же не музыку в игре обсуждают, а отдельный альбом.
Лично мне саундтрек понравился, обосрались скорее те кто ожидал большего.
Гениальный композитор САМ сводит саундтрек к Думу 3
Офис id, 2002 год
А doom 2016, doom ethernal, bethesda и современная недо-id это просто китайский фейк какой-то
Кому интересно, можете немного послушать или дам ссылку на Мега. Тоже заметил, что обрезали частоты и так себе вышло.
https://dtf.ru/u/96927-vlad-krasan/126991-saundtrek-k-doom-eternal-mozhete-poslushat-desyatok
Э, вы там в беседке опять сэкономить решили или что? Вам истории с сумками не хватило?